Продолжаем разговор:
С — Спектральное распределение мощности
Каждый должен заниматься своим делом — [народная мудрость]
В предыдущей статье мы рассматривали, как попытки «погонять синусы» сказываются на здоровье динамика и толщине кошелька владельца акустической системы. Так же, мы выяснили, что толщина кошелька и срок жизни динамика уменьшаются обратно пропорционально мощности подаваемого синуса за границами воспроизводимого акустической системой диапазона.
Однако, среди Вас, дорогие друзья, много людей, которые используют свой аппарат долго и счастливо, а иногда даже дают ему «просраться» как следует!
Почему же динамик не горит от музыкального сигнала, мощность которого в разы превышает мощность того синуса, который способен «порвать» динамик на низкой частоте? А дело все, дорогие друзья, в страшном термине под названием
спектральное распределение мощности звукового сигнала.
Кстати, у белого шума это распределение есть прямая во всем диапазоне и порвать динамик белым шумом можно с такой же легкость, сколько и синусом!!
Напомню, что мы использовали в предыдущей отдельно взятый сигнал, изменяли его частоту и смотрели, что же происходит с
толщиной кошелька владельца ходом диффузора. Теперь же давайте посмотрим, что из себя представляет реальный музыкальный сигнал. Можно обратиться к кривой спектрального распределения мощности DIN, можно посмотреть на усредненные спектры различных треков и композиций. Но мы сделаем проще: откройте любимую библиотеку сэмплов, закиньте первый попавшийся семпл бочки в секвенсор и посмотрите его спектр. Вы с удивлением (а может и нет) обнаружите, что максимум в большинстве случаем лежит где-то в районе 40-50 Гц. В исключения попадут бочки для хип-хопа, рэпа и т.д. А что ниже? А ниже спад ~ 10-12дБ/окт. То есть, если пик на 45гц, то 22,5 будет на 10-12дБ тише.
Теперь вспомним наш среднестатистический динамик из прошлой статьи и реализуем этот «естественный» спад от 45Гц 12дБ/окт. И навалим громкость так, чтобы получить расчетное звуковое давление 100дБ — это, если верить википедии, «
крайне шумно — громкий автомобильный сигнал на расстоянии 5‑7 м, кузнечный цех, очень шумный завод», короче —
громко! по факту: 100дБ — это дискотека.
Посмотрим на ход:
Зелёный: реальный сигнал. Красный: прогнали синусы
Интересная картина
Наш динамик, играющий музыку громкостью 100дБ даже не приблизился «к концу» линейного хода за пределами воспроизводимого диапазона (ни на 20Гц, ни на 8Гц и т.д.), а динамик, которому дали синус 20Гц такой же мощности, скорее всего, уже молчит.
Опираясь на мысли, изложенные выше, мы не устанавливаем дополнительные защиты, сабсоники и прочее в наш аппарат. То есть мы исходим из того, что на студийном мониторе нужно слушать МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ, а не гонять синусы, шуметь белым шумом и заниматься тем, чем занимаются инженеры при проектировании и проведении замеров на этапе НИОКР.
Выводы, я думаю, максимально очевидны.