-- Ох, ну и разрослось обсуждение - в сущности, довольно простого вопроса.
И, как и всегда, с кучей ошибок и заблуждений.
@Винтик на отдыхе, вы написали прекрасный пост - огромное спасибо, почёт и уважение!
Один только момент: токи утечки диода если и играют какую-то роль. то минимальную.
На самом деле основная причина "мягкого" ограничения у диодов - форма прямой ветви
их ВАХ (правый верхний квадрант) :
Она сама по себе не резкая, а плавно нарастающая, и поэтому принципиально не может дать абсолютно резкое ограничение.
Вот обратная (рабочая) ветвь ВАХ у стабилитрона (левый нижний квадрант), гораздо более крутая, даёт и более резкое ограничение.
Но тем не менее не идеальное. Ни в каких чисто пассивных схемах получить идеальное ограничение невозможно.
Но на самом деле оно в обсуждаемых в форуме устройствах и не нужно, да и даёт при перегрузке широчайший спектр
гармоник - продуктов искажений в ограничителе.
Подмешивание чистого сигнала положение не улучшает, т.к. сами эти высшие гармоники - они ж никуда не деваются!
В реальных звуковых устройствах намного полезнее именно
мягкое ограничение. Оно намного чище по спектру,
и как следствие - менее заметно на слух.
В схеме двухстороннего ограничителя (
https://rmmedia.ru/threads/71419/page-74#post-2604237) как раз желательно
применять диоды с более плавной ВАХ используемых диодов. Этим получите в аналоге нечто вроде Soft Limit у Apogee.
Причём диоды, если кто соберётся паять сам, нужно подбирать исключительно "методом тыка", по наиболее устраивающему
звуку на выходе.
Весьма известному ЗР, когда мы "подшаманивали" его доминатор, больше всего понравился клиппер на зелёных
светодиодах, а мы их тогда много всяких перепробовали!
И ещё один момент: наилучшие результаты даёт одновременное и последовательное включение:
сначала лимитера, а после него уже клиппера.
Причём порог срабатывания лимитера ниже начала ограничения в клиппере на 1-2 дБ. По вкусу!