Запись вокальной группы в соборе

Zvuk-Ach

Well-Known Member
1 Дек 2009
1.288
850
113
66
Смоленск
Вскоре предстоит записывать вокальную группу Православной гимназии в нашем Успенском кафедральном соборе. Писать буду через Yamaha 01V96 v2 на минидиск(компьютер из студии тащить - не хочу), поэтому не многоканально - просто в стерео. Микрофоны: пара МК-105 октава и напольные конденсаторные АКG. Вопрос к знатокам - как, по Вашему мнению, правильно расставить микрофоны(расстояние до хора, разнос вправо-влево), есть ли смысл использовать больше 2х микрофонов? Применять ли компрессию?
 
Компрессию ни в коем случае !
Основная проблема - найти правильное место для хора.
На ансамбль 10-15 человек лучше 4 микрофона с расстояния 1-1.5м. Плюс дальние метров с 6-и.
Пишите хотя бы на DAT магнитофон ! Минидиск-отстой !
Потом ни отредактировать, ни подправить, если что !
 
Понятно что МД - отстой, но вариант тащить системник с видео-мониторами в Собор.....- не вариант!!! DAT было бы неплохо, но в ближайшем моем окружении нет его. Спасибо за подробный ответ.
 
Понятно что МД - отстой
Ни разу с ним не получалось нормальной записи. Особенно, когда сопрано резонируют с иконостасом, всё жужжит. У меня лучше всего получалось просто стреопарой записывать(XY, AB).
Желательно поднять микрофоны от пола метра на три и найти правильное место. В некоторых храмах удачнее записывается с хоров, но это нужно пробовать.
 
На ноуте у меня внешняя звуковуха Lexicon Alfa. Не будет ли звук хуже чем на MD? На стационарном компе Echo Gina 3G - в ней я уверен, а как поведет себя лексикон?
 
Говорят Октава МК-105 хороший инструментальный амбиенс мик ))
Вы потом выкладывайте что напишете там )) Интересно как мик себя проявит ) Мож пойду с ним хор писать с 10 метров )))))
Вот ноут + юсб а лучше файр вар карточка = вариант
Был бы у вас ноут макбук, то можно было бы у кого взять Эподжи Дует - отличная штучка по моему по удобству и качеству конверторов )
Пис)
 
Уважаемый Zvuk-Ach, можно ли будет потом выложить сюда результат - пару кусочков хотя бы? Очень любопытно.
 
Как доделаем, обязательно.
Записали через пульт YAMAHA 01V96v2, двумя Октавами 105 на Ноут со звуковой картой Lexicon Alpha.
 
Решился выложить два фрагмента записи (не окончательной) нашего церковного хора - в надежде узнать мнения и получить советы.

Модераторов прошу простить, понимаю, что для этого есть отдельная ветка, просто тут заметнее для специалистов, сейчас занимающихся чем-то подобным.
 

Вложения

Вот что бы хотелось посоветовать после прослушивания. Все должно звучать немного мягче.

3000 Hz можно и поубавить. Не стоит добиваться от звучания хора "попсового" звучания - это хор. Постарайтесь вспомнить как это звучало на самом дела в помещении при записи и стремитесь к этому же звучанию. Таким образом получится самый оптимальный вариант.

Если послушаете аналогичные работы зарубежных практиков (запись хора), то прийдете сами к выводу - все должно быть немного мягче. Не нужно особо стараться воспроизвести "читаемость" и дикцию за счет частотного диапазона. Запись хора это немного другая культура звука.
А в целом все не плохо.
 
Да отлично звучит, косметически подправить эквализацию, как предложили выше и всё ок!)
 
Если послушаете аналогичные работы зарубежных практиков
Так это же православные, они сами и есть пример для зарубежных практиков))

Наверное, нужно их поближе друг к другу поставить(панорамой), будет более естественно для хора. И немножко больше эха, чтобы больше на храм похоже было.
 
Ваш вариант - Zoom H2
не дорого
почти сердито
и благодаря ТРЁМ встроенным микрофонам (лев\прав и Середина)
великолепно запечатлеет Реальную красоту и акустику
не нужно будет ничем замыливать
 
Интересная идея пришла насчёт Вашего хора. Можно вообще обойтись без обработки)))

Вот более традиционное православное звучание и как я это делала в Рипере.
 

Вложения

В тексте ничего не понял - с Рипером не знаком.
По-моему, стало чуть больше "верхней середины", и мне кажется, это от добавления ревера. Но добавленный ревер усилил неприятые биения ("Хвалите", 19 сек. и в концах фраз).

Меня вот что интересовало:
1) приемлем ли уровень шума? "Да исправится" я немного давил с помощью X-Noise, "Хвалите" не трогал.
2) сильно ли заметно, что записывались в простой комнате? В реальной церкви это связано с массой проблем.
3) слышна ли разница в звучании голосов - писали по двое в каждый микрофон (на нём включена "восьмёрка")? Хотя, как заметила Инна, возможно, я перестарался, "раздвигая" мой маленький хор.

Относительно резковатости звучания.
Действительно, в подобном "жанре" принято, чтоб было всё мягче и теплей. Ну, мне просто - для данного коллектива (4 чел.), этих конкретных людей - так нравится больше. Пробовал убирать 3000 Гц ...и оставил как есть. Так органичнее, мне кажется.

Большое спасибо за советы, за участие.
 
Компрессию ни в коем случае !

Совсем необязательно! Какраз при записи на минидиск, где нужно использовать как можно больше бит компрессор в режиме среза 5-6 дБ при максимальных пиках вполне к месту.


Какой смысл писать по сути в мп3?

Это не так - ATRAC алгоритм сжатия от SONY намного качественнее МП3, более того - по некоторым параметрам превосходит качество CD, ибо использует нелинейное сжатие, которое еще не было изобретено при введении стандарта CD.

Из своей практики - я записал несколько альбомов с хором в разных залах, пробовал разные микрофоны, разное их колличество и размещение.
1. При 2-х микрофонах середина обычно провалена
2. При 4-х и более микрофонов появляются всякие фазовые артефакты которые при записи можно не заметить и запороть всю работу...
3. При дальнем раположении микрофонов звучание лучше, равномернее, но можно перебрать с реверберацией, кроме того если есть публика, то чихание, кашель, скрип дверей, стульев и пр. могут записаться громче хора...
4. При близком расположении микрофонов может испортиться балланс между голосами и реверберация может оказаться недостаточной.

Реомендую писать в 3 микрофона расположенных по фронту - один динамическй по центру, левый конденсаторный чуть левее середины левого крыла, правый конденсаторный чуть правее середины правого крыла. При этом конденсаторные микрофоны являются основными и панорамируются влево и вправо до конца. Расстояние от них до хора 2-3 метра - ставить нужно так близко как только можно, при условии что хор еще не распадается на отдельные голоса. Реверберации желательно записать меньше чем надо, и потом слегка добавить уже в студии, после корректировки стерекартины и слушая в мониторах. Третий центральный микрофон добавляется к первым двум осторожно, так чтоб выровнялся центр ( в наушниках это четко слышно), можно центр немного выпятить, ибо наушники в этом отношении врут. Еще лучше если есть возможность записать 3 отдельных дорожки, например на ноутбук или портастудию. Если карта 8-и входовая и зрителей нет, то можно еще поставить спереди подальше стереопару и записать на отдельные 2 дорожки для добавления потом естественной ревреберайии. А вообще много зависит и от хора и от помещения и от времени которое дается для экспериментов...
 
По-моему, стало чуть больше "верхней середины", и мне кажется, это от добавления ревера. Но добавленный ревер усилил неприятые биения
Ничего не добавлялось и никак не обрабатывалось))))
Это, всего-навсего, монтаж Ваших вавок, можно сделать в любом редакторе. Проявившие артефакты уже находятся в самом материале. Просто проверка того, можно ли привести это в "божеский" вид)) Некоторый компрессор, по-моему, просится, чтобы получить сглаживающий эффект храмовой акустики.
 
Ваш вариант - Zoom H2
не дорого
почти сердито
и благодаря ТРЁМ встроенным микрофонам (лев\прав и Середина)
великолепно запечатлеет Реальную красоту и акустику
не нужно будет ничем замыливать

нету слов... тогда уж - на телефон записать и не париться...

зы. Кондрашин, если кто тут такого знает, лет уже как 15 юзает наши км-201 -ые на хорах и доволен.
Так же, как и многие другие.
 
Последнее редактирование:
Это не так - ATRAC алгоритм сжатия от SONY намного качественнее МП3, более того - по некоторым параметрам превосходит качество CD, ибо использует нелинейное сжатие, которое еще не было изобретено при введении стандарта CD.
:shok:
Смотрел когда-то графики, "намного качественнее" мне кажется не в тему. На слух что-то среднее между Мп3 256 и 320.

Назови хотя бы один параметр, по которому сжатый сигнал превосходит несжатый.
 
Было много версий атрак - я говорю о последних, например R3. Сейчас теорию уже не помню - минидиск не актуален... хотя идея была замечательная и кстати сейчас еще выпускаются минидиски с диском на 1 G и без сжатия..., но все дело в нелийнейном кодировании, которое якобы аналогично по качеству 20 битам, при 16-ти битах физически. Кстати СD в сущности это тоже сжатие, как любой цифровой звук...
 
Кстати СD в сущности это тоже сжатие, как любой цифровой звук...
Это некорректное использование термина "сжатие".
Всё же под сжатием подразумавается психоакустическая обработка записанного/записываемого файла с целью уменьшения его размера, а не запись с различной частотой/битностью.
 

Сейчас просматривают