Связующие модуляции в композиции из песен (попурри)

На что записать, простите? :) Удивительный вы человек, pROFI, похожи на полковника Фридрих Краус фон Циллергут, который хоть и дослужился до полковника, но "был редкостный болван", который элементарные вещи пытался объяснять окружающим с пафосом академика. Отличает вас только то, что умеете пользоваться гуглом, да и то неумело, постоянно пытаясь выдавать чьи-то минусовки за свои достижения. "Знаете ли вы, господа, что такое клейстер? Клейстер - это клей". "Знаете ли вы что такое сонористическая связка? Это связка звуком! Знаете ли вы что такое звук господа? Это сонор, потому так и называется, об этом теория музыки, господа"

Неужели вы действительно думаете, что связка с помощью школьного звонка или литавр - передовое открытие музыкальной мысли? Если оно передовое для электронищиков, в вашем понятии, может пойдете научите их, а мы тут пока традиционными двойными доминантами побалуемся, а? Опытные поучат дилетантов, а вы про клейстер в другом месте, нельзя ли? Попросите модераторов создать раздел про передовые технологии и достижения, привлекайте молодежь, обучайте, вдохновляйте, не сомневаюсь что много людей найдется послушать это раздувание щек про "фасад дома - это та часть, которая видна с мостовой или с тротуара. Заднюю же часть дома с тротуара видеть нельзя, в чем мы легко можем убедиться, сойдя на мостовую." И ведь правы будете, действительно нельзя увидеть! У вас будет уважение и почет, а не смешки как над клоуном... Зачем вы лезете в разговоры о классической теории. Прдеставьте себе, есть люди которые хотят и готовы изучать ее, и видят в ней пользу. Для них создали этот раздел. Ну хорошо не раздел, но хотябы тему создайте про сонористические теории свои и холопинские концепции рассуждайте там, нельзя ли? Называйте там уважаемых профессоров "старыми пердунами", учеников "подпевалами", да хоть Растроповича м***ом, полируйте свой быдлогенератор где угодно, только не здесь. Умоляю, не мешайте, а то найду на вас управу, и на ваши постоянны попытки pROFанировть.

"Когда кончился бензин, автомобиль вынужден был остановиться. Это я тоже сам вчера видел. А после этого еще болтают об инерции, господа! Не едет, стоит, с места не трогается! Нет бензина. Ну, не смешно ли?"
 
  • Like
Реакции: Urfin Juice
Забыл про замечательный урок по модуляции, который видел не так давно. Не смотря на то что за этим стоит гора теории, на самом деле модуляция делается достаточно просто.

Человек говорит быстро, так что переведу вкратце. Сразу скажу, что у него на доске какие-то ступени написаны, я не понял зачем, это только путает, так что перевожу выжимки того, что понял с его слов лично.

Для начала приводится отрывок пьесы, который будет разбираться. Заметим что звучит достаточно органично, не смотря на то что там две тональности на сравнительно небольшое количество аккордиков.

Затем он долго перечисляет понятия, необходимые для освоения дальнейшего урока, на самом деле достаточно быть знакомым что такое тональности, лады, знать какие аккордики в каждой тональности бывают, что такое двойная доминанта, итп., я думаю это он немного пугает для того чтобы люди покупали его книжки, а может просто делает обзор того, что там дается. Конечно, что такое основные функции и какие аккорды в тональностях - это надо представлять себе.

Далее, для контраста, он объясняет (примерно с 4 минуты), что такое внезапная, неподготовленная модуляция (сопоставление) и как она звучит, например в панк музыке и прочих тинейджерских направлениях. Заметим, до школьных звонков они не додумались, это высший "пелотаж", доступный только полковникам теории и умудренным практикам.

Далее объясняет модуляцию с помощью общего аккорда, принадлежащего обоим тональностям. Эта техника применяется в том самом фрагменте, прозвучавшем вначале. Для перехода из тональности ре-мажор в фа#-минор он использует общий аккорд, звуки которого принадлежат обоим тональностям - Bm7. В ре мажоре это шестая ступень, параллельный минор. В фа диез миноре это четвертая ступень, субдоминанта.

Вообще говоря, общим ("осевым", вокруг которого крутится модуляция) аккордом может быть любой аккорд, который находится в обоих тональностях и подходящий по музыкальному контексту первого куска.

1. Закрепляем исходную тональность, обозначая основные функции аккородов - тонику, субдоминанту, доминанту, просто для того чтобы дать понять в какой тональности находимся. В данном случае он играет Dmaj7 Bm7 G6 A7b9 (I VI IV V - довольно стандартный оборот, "вертушка", которую можно играть по кругу сколь угодно долго)

2. Играем еще раз (или очередной раз) эту вертушку до второго аккорда, общего (см. выше) для двух тональностей, и это момент модуляции, когда слушатель еще не подозревает ничего, а музыкант уже знает, что находится в другой тональности, то есть для него Bm7 -это уже не шестая ступенька ре-мажора, а четвертая фа-диез-минора, субдоминанта.

3. Берем "сильный", характерный аккорд новой тональности, которого нет в прежней. Тут уже и слушателю становится понятно, что все не так просто, появилась новая краска. В данном случае это С#7, доминанта к фа-диез-минору. Заметим что соединение произошло бесшовно, так как переход от субдоминанты к доминанте - типичный переход. В этом и есть достоинство этого метода.

4. Переходим на тонику новой тональности и закрепляемся в ней, обозначая основные функции - т.е. играя обычные тоники, доминанты, субдоминанты уже в ней. В данном случае он играет стандартный оборот I-II-V с шестерочками и девяточками для мелодичности, но конечно это вовсе не обязательно и не должно сдерживать ваше творчество, это может быть вообще другая песенка начаться, к слову о поппури.

Не смотря на то что описание процедуры достаточно длинное, сама модуляция - это два аккорда - общий и "сильный". Как видите, все просто. Находим общий аккорд, и смотрим, как он вплетается в контекст обоих тональностей.

Тем кому интересно, конечно:

View hidden content is available for registered users!


Может кому пригодится, для кого это не элементарно.
 
  • Like
Реакции: Urfin Juice
Что характерно, топикстартер так и не уточнил, чего же ему надо. Зато желающие помочь устроили выяснение личных отношений, что тоже характерно.
Вам ситуация не кажется уже типичной?

Пока читал всю ветку (жаль, что не запасся попкорном), в голове возникла картинка: заседание кафедры теоретиков в Гнесинке, или в консе какой... Вдруг дверь открывается, засовывается голова студента-первокурсника, произносящая " а как из до-мажора в ля-минор?", после чего, не дожидаясь ответа, исчезает.
Через пять минут: то же место, те же лица, сцена, напоминающая драку в салуне из к-ф "Человек с бульвара Капуцинов"...

Может, перед тем, как переходить на личности, все-таки выяснить, чего человек хотел? (а судя по его активному участию, не очень-то и хотел...)
tim_ka, уверен, что многим тут следует время от времени напоминать о том, что такое фасад, а некоторым даже сообщать новость о самом факте его существования.
Ничего плохого в повторении прописных истин не вижу - людям свойственно не только ошибаться, но и забывать вроде бы очевидные вещи.
Ваше последнее сообщение ведь тоже является долгим объяснением примитивной модуляции посредством общего аккорда, т.е. все те же объяснения в духе полковника Фридриха Крауса фон Циллергута. Но ведь тут многим именно этого и надо!
Отношусь к Вам и к pROFI с большим уважением за то, что не ленитесь отвечать на вопросы новичков и профанов, и сожалею, что временами начинаете напоминать поручика Дуба с его "Знаешь меня? Не знаешь меня. Ты знаешь меня с хорошей стороны, но ты узнаешь меня и с плохой стороны. Я доведу тебя до слез!"

ЗЫ
Топикстартер, может скажешь че? :wink:
 
  • Like
Реакции: tim_ka
Вот потому троллей лучше не кормить, сам таковым становишься. Давал себе зарок, да не выдержал :)

Еще опишу один прием модуляции, Роман напомнил - через альтерированые аккорды. В джазе очень часто применяется уменьшенный аккордик, который является абсолютно симметричным - четыре ноты через минорные терции, например A C Eb Gb. Это очень удобная штука, так как если к любой его нотке пристроить бас на полтона ниже, получится соответствующий доминантсептаккорд с пониженной ноной. Т.е. если например у нас тональность E мажор, пристраиваем бас B, то это получится доминантсептаккорд B C D# F# A (B7b9), а в тональности Bb минор этот же аккордик с басом F будет выглядеть F Gb A C Eb, доминанта F7b9. Таким образом можно связывать далекие, неродственные тональности, получается что один и тот же уменьшенный аккорд может разрешиться в четыре тоники разных тональностей, а с учетом мажора и минора с помощью него можно перейти в восемь тональностей, которые вообще не имеют общих аккордов и которые трудно связывать через "осевые" аккорды. То есть ,например, вышеуказанный аккорд A C Eb Gb разрешается в тонические аккорды тональности мажора и минора с тониками Db, E, G, Bb.

Делюсь конкретными практическими приемами, которые бывали очень кстати при написании джазовых композиций, без лишнего пафоса и желания поучать кого-либо, а только научить, и не важно что топикстартер уже не появится, у него свои причины, но топик остался и может быть кому-нибудь полезным, если тут не про грамматику русского языка споры пойдут. Всему этому есть названия в классической теории, но это к Роману уже.
 
  • Like
Реакции: Urfin Juice
Я тупо переводил все отрывки в одну тональность , а склеивал просто с сильной доли , а если неполучалось , тогда ставил паузу и по темпу этого отрывка подставлял следующий...
Да и людям проще походу все в 1 тональности петь ... а чтобы вовремя вступали, нужно чтобы начало нового отрывка стояло строго на сильной доле из предыдущего темпа ...
 

Сейчас просматривают