Отвечаю очень примитивно, чтобы было понятнее.
Лады нужны, чтобы по ним играть, как ты уже привык играть по мажорной или минорной гамме, что на самом деле означает, что ты привык играть в ионийском или эолийском ладу.
Применять просто - если в гармонии C мажорной, к примеру, песни тонический аккорд, играется натуральный мажор от C, другими словами, ионийский лад. Если гармония сменилась на Dm, играется дорийский от ре, и так далее. Это все примитивно изложено, повторяю, но для начала так. Заметь что ноты те же самые, только первая ступень теперь ре, и от нее пляшем. Это и есть дорийский лад.
Иногда мелодия имеет другой основной лад, отличный от нат. мажора или минора. Это придает ей особый колорит. Например, в фригийском ладу частенько играется фламенко. То есть играешь как бы в ля миноре, но от ми - получится фригийский лад. Как бы первая ступень там - ми, а не ля. Другой пример очень часто используемого лада - дорийский. Это лад от второй ступени мажорной гаммы (минор с повышенной шестой). То есть если играть гамму до мажор от ноты ре, получится дорийский лад. В нем написано огромное количество как современной музыки, так и народной.
Ладами широко пользуются для построения импровизации. Если знаешь, от какой ступени звучит аккорд, знаешь по какому ладу его обыгрывать, а дальше все проще пареной репы, если рассуждать логически. К сожалению, чтобы довести это умение до практического автоматизма, уходят годы.
И еще ремарка по поводу блюз = пентатоника, не могу молчать, это не так. Пентатоникой только китайские военные марши играть. Если в учебнике написано, что блюз это пентатоника, можете смело его выбросить. Блюз -- особая музыка, в которой используются несколько ладов одновременно, и только вкус исполнителя определяет, какие именно. Благодаря четкой гармонической структуре мысль не теряется, даже если в течении нескольких тактов одного аккорда поменялось несколько ладов в мелодии. Можно играть на мажорный доминантсептаккорд дорийский минор, например. При этом конечно, пентатонику надо знать, но это очень маленькая часть того, что надо знать. Нечто подобное происходит в современном модальном джазе, когда на очень простую гармоническую структуру люди играют по пятьдесят разных ладов, меняя краски.
В совеременной музыке, как выше написано, очень важно помнить, какие мажорные, а какие минорные лады. Они различаются положением терции - если малая, то лад минорный, и наоборот. Кроме того, важно положение септимы - ей определяется какого рода септаккорд будет играться. Следует заметить, что в шести из семи ладов квинта чистая, и только у одного уменьшенная, что соответствует полууменьшенному аккорду. Еще следует заметит, что в шести из семи ладов кварта чистая, только в одном увеличенная. А это значит что основные гармонические функции в большинстве случаев стоят на месте, что дает большую палитру оттенков при использовании ладов для расцвечивания.
Для упражнения выпиши гамму до мажор и построй от каждой ступени септаккорды. Это делается просто - рисуешь нотки счерез одну, терции. Потом постарайся найти аккордам названия, классифицируй их. Потом постарайся найти, каким аккордам какие лады соответствуют, как они называются. Попробуй поиграть какую нибудь мелодию в другом ладу. Попробуй понять какими септаккордами она будет гармонизирована, как изменятся обычные аккорды.