Лады и для чего они нужны?

  • Автор темы Автор темы Remy
  • Дата начала Дата начала

Remy

Sergey_Nikonov
24 Авг 2008
121
14
0
Самара
sergeynikonov.org.ru
Изучил лады:

Ионийский лад
Эолийский лад
Дорийский лад
Фригийский лад
Лидийский лад
Миксолидийский
Локрийский

Но вот для чего они нужны и как их можно применить так и не понял (применить знание этих ладов), желательно подробно.

Как я понял, у лада тяготение идет только в тонику, в отличии от гаммы с 3 основными ступенями (T, S, D). Но не смейтесь, попрошу, если не правильно мыслю.

Пентатоника, как я понял - это составляющая лада, по которой определяется минорного наклонения лад или мажорного.

Главный вопрос - как применить практически знания о ладах? И какие лады используются в современной поп музыке?

И пожалуйста, с каким нибудь примером.
 
Последнее редактирование:
А проверим-ка мы для начала, как ты, братец,


1. Какой лад соответствует звукоряду натурального мажора и какой - натурального минора?

2. Какие лады могут быть использованы для обыгрывания мажорных трезвучий, какие - минорных?

Для начала надо бы с этим разобраться.
 
Последнее редактирование:
Но вот для чего они нужны и как их можно применить так и не понял (применить знание этих ладов), желательно подробно.
Посоветовал бы не париться, для начала нужно с тональной системой разобраться. Натуральные лады даются по большей части для понимания, что "мы не первые на этой Земле", что мажоро-минором все не ограничивается.
Как я понял, у лада тяготение идет только в тонику, в отличии от гаммы с 3 основными ступенями (T, S, D). Но не смейтесь, попрошу, если не правильно мыслю.
1. У гаммы нет тяготений. Тяготение есть только у студентов - побыстрее с ней расстаться;)
2. Лады имеют сложную организацию. Например, там есть repercussa - аналог доминанты, важнейший после тоники, также средоточие мелодической напряженности.
Главный вопрос - как применить практически знания о ладах?
А как применяют знания о мажоре, миноре? Лад - лишь система, краски так сказать. Есть, допустим, краска белого цвета - мажор, есть черного - минор, а есть еще розовый, синий, зеленый, бирюзовый. Без них можно обойтись, можно прекрасно управляться черным и белым, а также производными оттенками серого. Это не значит, что применяя только мажор и минор, ваше творчество будет ущербным. Как фильмы Чарли Чаплина - то, что они черно-белые, никак не умаляет их художественной ценности.
Но чтобы их использовать - нужно сначала научиться распознавать оттенки.

[HIDE="10"]Вот хорошая раздача: http://torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=636483[/HIDE]

И какие лады используются в современной поп музыке?
Наиболее часты дорийский, лидийский, мисколидийский =)
 

Вложения

  • shum.mp3
    shum.mp3
    189,7 KB · Просмотры: 233
  • Like
Реакции: Lickweed и Remy
А проверим-ка мы для начала, как ты, братец,



1. Какой лад соответствует звукоряду натурального мажора и какой - натурального минора?

2. Какие лады могут быть исрользованы для обыгрывания мажорных трезвучий, какие - минорных?

Для начала надо бы с этим разобраться.

Тема называется:
Лады и для чего они нужны?

Конечно слово "изучил" - не значит, что я могу написать научную работу по этим ладам. Скажем. в процессе изучения.

Просто хочется услышать ответ простым языком)
 
  • Like
Реакции: Numeral и Remy
Но вот теперь я совсем запутался.

Есть тональность соль минор. 2 бемоля при ключе.

Есть гамма натуральный минор.

Есть гамма гармонический минор и мелодический минор. Соответственно и с повыш. и пониж, ступенями.

Со своими тониками, субдоминантами, доминатами...

С этим вроде бы ясно, но появились эти лыды...

Если с тональностью - понятно.
С гаммами - понятно.
А с ладами, по прежнему нет. Что же это такое и в чем их отличие от гамм?
 
Последнее редактирование:
Ля минор.
:rofl:

А вопрос конечно интересный, типа: изучил физику за 10 класс, для чего оно мне нужно? :)

В том то и дело, учась на специальности теория музыки, в курсе по теории музыки даются Лады, но сразу не говорится для чего это нужно...

Я просто логически цепочку эту не могу проследить даже. Вот и спрашиваю, пускай и дуратские для кого то вопросы)
 
Последнее редактирование:
В том то и дело, учась на специальности теория музыки, в курсе по теории музыки даются Лады, но сразу не говорится для чего это нужно...

Я просто логически цепочку эту не могу проследить даже. Вот и спрашиваю, пускай и дуратские для кого то вопросы)

Для "джаза", естественно. "А кто сейчас играет джаз, завтра".... самограй продаст...:girl_crazy:

На самом деле, знание ладов помогает ориентироваться в практической стилистике. А это уже анализ народного творчества. Если знаешь лады не просто по названиям, то сможешь определить, почему "Чардаш" написан, в так называемом, "венгерском миноре"... Пентатоника - также основание традиционной культуры (Китай, например), а используют любители рок-блюза и думают, что пентатоника "произошла" именно с появлением оной стилистики. Какие лады использует в импровизациях Чик Кориа? И т.д.
Поэтому практическое применение знаний ладов помогает ориентироваться в идентификации и народной музыки, и в джазовых стандартах, и в в выборе лада для импровизаций дабы все было стилистически "подогнано" и работало на единое настроение произведения.

Представьте себе, что вы не договорились с коллегами исполнителями в какой стилистике будете работать и импровизировать, например. А для этого и нужно понимать и знать о каком ладе будет идти речь в Вашей музыке. Это практическое применение навскид...
 
  • Like
Реакции: Remy
Уж не буду создавать новую тему, спрошу здесь.
А как использовать пентатонику?
Как в ней строятся аккорды?
 
Remy.
Когда выучишь все учебники,то поймёшь,что многие из них для практики можно сжать в несколько конкретных страниц.
Не изучив всю "воду" этого не понять.
К ладам это тоже относится...
В современной электронной музыке уровня Д.Бенсона,Ч.Кориа используются в основном искусственные лады
Если хочешь так играть,то интересуйся этими ладами.
Почитывай "концепцию" Д.Рассела,играй ежедневно "неделю" Г.Лукьянова.
Это не трудно...
И скоро поймёшь:как и какие в практике используются лады для современного музицирования?
 
  • Like
Реакции: Remy
Гамма - это простое поступенное восходящие или нисходящие мелодическое движение по какому-то звукорялу, а лад описывает схему построения этих ладов в звукоряде, соотношение полутонов и тонов. Твои мажорные-минорные "гаммы" тоже лады, только обычные или общие (regular), то что ты изучаешь кто-то называет экзотическими ладами, кто-то ладами народной музыки или ладами европейской музыки эпохи Возрождение.
 
  • Like
Реакции: Remy
Гамма - это упражнение для вырабатывания техники звукоизвлечения. Лад - это настроение музыки.

Т.е. как это применить на практике:

Допустим, я возьму Дорийский лад, из него составлю мелодию (тональность
c moll), до, ре, ми бемоль, соль, фа, ми бемоль, до.

Дальше, гармонизирую трезвучиями. т.е. рисую тоническое тр. субд. тр. и дом. тр. И дальше самая простая гармонизация.

Будет правильно? т.е. Лад, другими словами говоря - это меню для выбора нот для мелодии? а аккорды останутся теме же (если говорить о трезвучиях) ?
 
Т.е. как это применить на практике:

Допустим, я возьму Дорийский лад, из него составлю мелодию (тональность
c moll), до, ре, ми бемоль, соль, фа, ми бемоль, до.

Дальше, гармонизирую трезвучиями. т.е. рисую тоническое тр. субд. тр. и дом. тр. И дальше самая простая гармонизация.

Будет правильно? т.е. Лад, другими словами говоря - это меню для выбора нот для мелодии? а аккорды останутся теме же (если говорить о трезвучиях) ?

Э нет, дружище, к этому еще нужно дополнить понимание ступеней выбранного звукоряда и уже на этом основании что-то "предпринимать".
 
...Что же это такое и в чем их отличие от гамм?
Лад - это образ мышления.
Вот бывает, попадешь не в ту компанию и неуютно себя чувствуешь. Это значит - ты не можешь понять лад этой компании.
А когда тебе лично легко и комфортно, значит ты в ладу с компанией.
У одной компании один образ мысли, приоритетов, а у другой иначе - лады разные...
... Нифига се замутил...
 
  • Like
Реакции: Fm20 и serj33music
"Лад, другими словами говоря - это меню для выбора нот для мелодии..."

Не совсем так....
Лад определяет одну из выбираемых путей гармонизации мелодии.
Нацеливает её (гармонизацию) на стилистическую чистоту.
 
В общем резюмируя, можно сказать так:

Лад служит для определения стилистки песни,

Знания лада будут полезны лишь для импровизации,

Вышеперечисленные лады - баян:) юзай новые
разработки.

В общем к ладам нужно относится как чисто для общих знаний о музыке, подобно обертоновому звукоряду - для общего знания полезно, а для практического применения (написание музыки) - ноль.

Верно?
 
"Лад, другими словами говоря - это меню для выбора нот для мелодии..."

Не совсем так....
Лад определяет одну из выбираемых путей гармонизации мелодии.
Нацеливает её (гармонизацию) на стилистическую чистоту.

А вот здесь можно немного по подробнее?
 
В общем резюмируя, можно сказать так:

Лад служит для определения стилистки песни,

Знания лада будут полезны лишь для импровизации,

Вышеперечисленные лады - баян:) юзай новые
разработки.

В общем к ладам нужно относится как чисто для общих знаний о музыке, подобно обертоновому звукоряду - для общего знания полезно, а для практического применения (написание музыки) - ноль.

Верно?

Это уже на какую музыку ориентироваться.
Если блюз - пентатоника.
Если народная - нужно знание и понимание ладов.
Если импровизационная - все полезно знать и понимать практическое применение.
(возможно это еще не все..)

Теперь выбери, что тебе более полезно с практической точки зрения.
 
Если с тональностью - понятно.
С гаммами - понятно.
А с ладами, по прежнему нет. Что же это такое и в чем их отличие от гамм?

Вот опять, говоришь "понятно", а что понятно - непонятно, значит, и как отвечать неясно.

Нужно договориться, что есть что.

Например, гамма - это просто звукоряд с какой-то определённой интервальной моделью.
Ну, скажем, гамма до-мажор:
до - ре - ми - фа - соль - ля - си - (до)
тон тон полутон тон тон тон полутон

Вообще же
Гамма - это упражнение для вырабатывания техники звукоизвлечения.
, в теории чаще употребляют понятие "звукоряд".

Тональность - вообще, понятие широкое.
Но на самом простом уровне это материал для построения музыкальной ткани показывающий:
а) какие ноты (ступени) мы исользуем;
б) какие из них будут иметь приоритет - устойчивые ноты.

До-мажор:
а) звукоряд (гамма) до-мажор;
б) трезвучие до-мажор: до-ми-соль, тоника - до.

Так вот, можно считать, что на этом уровне лад=тональность.

Ионийский лад = натуральный мажор.
Эолийский = натуральный минор.

Именно поэтому редко говорят "эолийский" или "эонийский" - привыкли к "мажор" и
"минор".

*******************************

Тема разрослась, пока я это с перерывами набивал.
Винегрет, конечно, получается.
На реперкуссу только не заморачивайся.
 
  • Like
Реакции: Remy
А вот здесь можно немного по подробнее?

Remy.
Должен тебе сказать что ты молодец.
Не стесняешься спрашивать.
Кто не стесняется-тот обретёт...
Скажу тебе честно.что нет таких людей,которые всё про это "размытое" знают....
Ну не поленись открой Д.Рассела.
Там про искусственные лады (как применять в практике) всё в элементарных таблицах,всё понятно,всё "поподробнее"....
Это тоненькая брошюрка....
 
Это уже на какую музыку ориентироваться.
Если блюз - пентатоника.
Если народная - нужно знание и понимание ладов.
Если импровизационная - все полезно знать и понимать практическое применение.
(возможно это еще не все..)

Теперь выбери, что тебе более полезно с практической точки зрения.

Конечно, интересный вопрос.

Современная популярная мелодичная музыка, типа соунд треки к Мулен Руж (Come What May, Your Song, El Tango de Roxanne и подобные),

рс даже и не знаю куда такую музыку отнести.
 
Remy.
Должен тебе сказать что ты молодец.
Не стесняешься спрашивать.
Кто не стесняется-тот обретёт...
Скажу тебе честно.что нет таких людей,которые всё про это "размытое" знают....
Ну не поленись открой Д.Рассела.
Там про искусственные лады (как применять в практике) всё в элементарных таблицах,всё понятно,всё "поподробнее"....
Это тоненькая брошюрка....

Спасибо, обязательно найду, и прочитаю!
Уже скачал:)
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Stephan Vasylyshyn
Современная популярная мелодичная музыка, типа соунд треки к Мулен Руж (Come What May, Your Song, El Tango de Roxanne и подобные),

Ага.

Тогда довесочек.

Ты в шапке перечислил натуральные лады.

Если понимать тональность шире - это совокупность ладов.
Ты в шапке перечислил натуральные лады.
Так вот, до-мажор состоит из:
до натурального мажора (ионийского лада)
ре дорийского минора
ми фригийского минора
фа лидийского мажора
соль миксолидийского мажора
ля натурального минора (эолийского лада)
си локрийского лада

То есть, если ты обыгрываешь в тональности до мажор G7 (соль-мажорный септаккорд), ты находишься в миксолидийском ладу.
 
Ага.

Тогда довесочек.

Ты в шапке перечислил натуральные лады.

Если понимать тональность шире - это совокупность ладов.
Ты в шапке перечислил натуральные лады.
Так вот, до-мажор состоит из:
до натурального мажора (ионийского лада)
ре дорийского минора
ми фригийского минора
фа лидийского мажора
соль миксолидийского мажора
ля натурального минора (эолийского лада)
си локрийского лада

То есть, если ты обыгрываешь в тональности до мажор G7 (соль-мажорный септаккорд), ты находишься в миксолидийском ладу.

И обыгрываю его G-A-B-C-D-E-F:declare: Так, так, сейчас попробую другие тональности...
:music:
 
Конечно, интересный вопрос.

Современная популярная мелодичная музыка, типа соунд треки к Мулен Руж (Come What May, Your Song, El Tango de Roxanne и подобные),

рс даже и не знаю куда такую музыку отнести.

Вы уже сами и ответили это "популярная музыка" с расширенной формой построения. Обычно "Поп" воспринимается как примитивное совковое куплетно-припевное построение. В даном случае (в примерах выше из цитаты) можно провести параллель сквозного развития. Это довольно частый прием при написании музыки для фильмов (но не у "нас":)) современных рок-опер и прочее,.. где требуется создать настроение за счет сквозного развития. Часто такой прием используется в современной американской "госпел" стилистике. Если пороетесь в инете найдете этому и подтверждение, и довольно таки частое применение. Иначе говоря - "полное рондо" :) а не "чикнутое" как в совковом "поп"е... :))
 
Последнее редактирование:
И обыгрываю его G-A-B-C-D-E-F Так, так, сейчас попробую другие тональности...

Проще всего ориентироваться по номерам ступеней.
В мажоре:
I нат. мажор (ионийский)
II дорийский
III фригийский
IV лидийский
V миксолидийский
VI нат. минор (эолийский)
VII локрийский

В миноре:
I нат. минор (эолийский)
II локрийский
III нат. мажор (ионийский)
IV дорийский
V фригийский
VI лидийский
VII миксолидийский

Чтобы запомнить структуру звукоряда в нат. ладах, надо просто уяснить, чем они отличаются друг от друга.

Мажорная группа:
лидийский - 4я ступень на полтона выше, чем в нат. мажоре;
миксолидийский - 7я ступень на полтона ниже, чем в нат. мажоре.

Минорная группа:
дорийский - 6я ступень на полтона выше, чем в нат. миноре;
фригийский - 2я ступень на полтона ниже, чем в нат. миноре.

Локрийский лад - 2я и 5я ступени на полтона ниже, чем в нат. миноре.

Мажор и минор знать, как домашний адрес.

***********************************************

Если не сложно, кинь в личку ссылку на Рассела, давно хотел ознакомиться.
 
Последнее редактирование:
Отвечаю очень примитивно, чтобы было понятнее.

Лады нужны, чтобы по ним играть, как ты уже привык играть по мажорной или минорной гамме, что на самом деле означает, что ты привык играть в ионийском или эолийском ладу.

Применять просто - если в гармонии C мажорной, к примеру, песни тонический аккорд, играется натуральный мажор от C, другими словами, ионийский лад. Если гармония сменилась на Dm, играется дорийский от ре, и так далее. Это все примитивно изложено, повторяю, но для начала так. Заметь что ноты те же самые, только первая ступень теперь ре, и от нее пляшем. Это и есть дорийский лад.

Иногда мелодия имеет другой основной лад, отличный от нат. мажора или минора. Это придает ей особый колорит. Например, в фригийском ладу частенько играется фламенко. То есть играешь как бы в ля миноре, но от ми - получится фригийский лад. Как бы первая ступень там - ми, а не ля. Другой пример очень часто используемого лада - дорийский. Это лад от второй ступени мажорной гаммы (минор с повышенной шестой). То есть если играть гамму до мажор от ноты ре, получится дорийский лад. В нем написано огромное количество как современной музыки, так и народной.

Ладами широко пользуются для построения импровизации. Если знаешь, от какой ступени звучит аккорд, знаешь по какому ладу его обыгрывать, а дальше все проще пареной репы, если рассуждать логически. К сожалению, чтобы довести это умение до практического автоматизма, уходят годы.

И еще ремарка по поводу блюз = пентатоника, не могу молчать, это не так. Пентатоникой только китайские военные марши играть. Если в учебнике написано, что блюз это пентатоника, можете смело его выбросить. Блюз -- особая музыка, в которой используются несколько ладов одновременно, и только вкус исполнителя определяет, какие именно. Благодаря четкой гармонической структуре мысль не теряется, даже если в течении нескольких тактов одного аккорда поменялось несколько ладов в мелодии. Можно играть на мажорный доминантсептаккорд дорийский минор, например. При этом конечно, пентатонику надо знать, но это очень маленькая часть того, что надо знать. Нечто подобное происходит в современном модальном джазе, когда на очень простую гармоническую структуру люди играют по пятьдесят разных ладов, меняя краски.

В совеременной музыке, как выше написано, очень важно помнить, какие мажорные, а какие минорные лады. Они различаются положением терции - если малая, то лад минорный, и наоборот. Кроме того, важно положение септимы - ей определяется какого рода септаккорд будет играться. Следует заметить, что в шести из семи ладов квинта чистая, и только у одного уменьшенная, что соответствует полууменьшенному аккорду. Еще следует заметит, что в шести из семи ладов кварта чистая, только в одном увеличенная. А это значит что основные гармонические функции в большинстве случаев стоят на месте, что дает большую палитру оттенков при использовании ладов для расцвечивания.

Для упражнения выпиши гамму до мажор и построй от каждой ступени септаккорды. Это делается просто - рисуешь нотки счерез одну, терции. Потом постарайся найти аккордам названия, классифицируй их. Потом постарайся найти, каким аккордам какие лады соответствуют, как они называются. Попробуй поиграть какую нибудь мелодию в другом ладу. Попробуй понять какими септаккордами она будет гармонизирована, как изменятся обычные аккорды.
 

Сейчас просматривают