Сравнивать четвертую часть с остальными смысла нет. Они вообще все разные, а по сравнению с первой сосет 90% любых жанровых сериалов в сегменте — детектив, триллер, драма. Так что просто отметим общее скатывание серии при непосредственном участии самого Пиццолатто в унылое самокопирование и зафиксируем четвертную как контрольный выстрел в голову франшизе. Откуда столь жуткие выводы, спросит милый читатель? Ну что ж, садитесь, настало время очешуительных историй.
Жила-была исследовательская станция «Тсалал». Сначала она жила-была, но в виде острова в произведении Эдгара Аллана По «Повествование Артура Гордона Пима из Нантакета», потом — в виде тьмы в рассказе Томаса Лиготти. Рассказ не читал, а у По Тсалал — остров с черными жителями, которые здраво прирезали белый экипаж, который заплыл к ним в фантазиях великого визионера. И когда повествование в фильме заходит с таких козырей, ты готовишься к чему-то ктулхообразному. Ну или хотя бы к каркозаподобному. А уж когда команда станции к хренам вмерзает во льды этаким «Царем горы» с припушенными инеем яйками, то думаешь — вот оно, продолжение первой части. Ну и «Фортитьюда» немного, но это так, вскользь.
Расследованием этого злодейства занимаются два мощнейших аляскинских детектива. Не смотрите, что это женщины. Не смотрите, что следующие шесть часов вы будете видеть в основном женщин. Не смотрите, что им не подвезли толкового бэкграунда. Знайте, мужланы — скоро эти две девчули знатно дадут прикурить и Расту Коулу, и Марти Харту. Слазь с колесницы истории, мужики! Кончилось ваше время!
Джоди Фостер играет такую умудренную жизнью ищейку. С ней в этом плане все хорошо, она играет, как написали. А написали ей плохо. Например, будучи начальником полиции, героиня Фостер выдает дела своим коллегам. Ну вы знаете, эти знаменитые коробочки с секретными материалами в гараже у президента США. Удивляться, конечно, не стоит, но с точки зрения полицейской работы — крах. Да, дотошный зритель скажет, что там мол пожар какой-то упоминается. Или наводнение. Мне лень было запоминать отмазку. Но суть в том, что дело лежит не в архиве, а у коллеги в тумбочке. Наверное, Глеб Жеглов умылся бы кровавыми слезами.
Во-вторых, героиня Фостер любит задавать правильные вопросы. Правда, задает она их только во второй, пятой и шестой сериях. Причем только во второй эти вопросы имеют отношение непосредственно к следствию. В пятой она при помощи вопросов признается, что помогла скрыть убийство подозреваемого, а в шестой ее косплеит напарница и задает вопрос, ответ на который особо проницательные знали уже в конце третьей серии. Еще очень важные для детективного жанра подробности — она переспала почти со всеми мужиками города, что здорово мешает расследованию, поскольку ее не рады видеть практически нигде. Да, а еще она не верит весь фильм в Бога и загробную жизнь. А в шестой — верит. А еще она в шестой серии в начале серии обнаруживает люк, а в конце догадывается через ультрафиолет посмотреть отпечатки и раскрывает дело. Ну, вернее как раскрывает... Ой, ну короче это отдельная история.
Еще у героини Фостер есть напарница. Фамилия ее Наварро и она вроде как из КМН (коренных малых народов). Где она выхватила боксерскую фигуру, питаясь строганиной из рыбы мне не ведомо, но я должен ей сочувствовать, потому что ей не дали имя ее народа и вообще она ветеран войны, а кругом абьюзеры, твари и тряпки. Я не знаю, как яснее описать эту героиню. Логики в ее действиях ноль. Ну и по части детектива она не шибко помогает.
Наварро триггерит от старой истории, когда девушку из ее народа, Энни, жестоко убили. Убийц не нашли, Наварро выкинули из детективов в патрульные, она разосралась с героиней Фостер... Но тут на опустевшей станции находят язык этой давно убитой девушки, два дела вроде бы как связаны — и две лихие детективши... детективицы... короче, две полицейские дамы примиряются и начинают расследование.
Сказать, что расследование — унылое говно — это значит похвалить сценариста и режиссера. Я терпим к филлерам, к пустопорожним сценам, к бессмысленному трепу на экране. Но то, что происходит в сериях со второй по пятую, ставит меня в тупик. Приведу лишь несколько особо мощных ходов.
Вмерзшие пацаны выпиливаются изо льда и привозятся в город. Героиня Фостер накидывает своего руководителя на виртуальный кукан и требует оставить ей тела для расследования на 48 часов, поскольку имеет на это право и вообще она здесь босс. Мужичок стыдливо соглашается. Трупы тают три серии, потом их увозят. А, ну еще их осматривает ветеринар и говорит, что они померли от страха, а не сами. Все, занавес.
У Фостер есть довольно мерзкая дочь, которая гнобит мать, бегает по своим лесбийским делам к подружке, участвует в акциях протеста, при этом мать все равно вытаскивает ее при аресте. А если не мать — то Наварро. Так-то мужики, поняли, что такое girl power? То-то же.
У Наварро есть очень сентиментальный мужчина. Он чистит зубки щеткой со Спанч-Бобом, врачует ей раны после избиения (отвратная сцена-оборотень), ждет, как Хатико, свою любовь. Без комментариев.
У Наварро есть сестра, которая жестко депрессует, Наварро носится с ней, кладет в местный рехаб. Но сестра сбегает и уходит в ночь. Насмерть.
Есть бабушка-медиум, которая обнаруживает трупы. Ей надоело рецензировать тупые тексты, поэтому теперь она общается с мертвыми и печет пироги. В фильме появилась, чтобы найти трупы. Потому что иного объяснения ее существованию я не вижу.
Есть хозяйка шахты, есть работницы рыбной фермы, есть куча плохо запоминаемых местных женщин, которые то рожают, то просто многозначительно смотрят в камеру.
Секунду, спросите вы? А где расследование-то? Вот и я бы хотел узнать.
Расследование выглядит так: «О, вот эта хрень в виде спирали указывает на того мужика. Пойдем поговорим с ним. О, он вооружен и явно не хочет говорить. Поехали отсюда».
Вот такое там расследования. Зацепки, которые сначала выглядят интересными, а потом просираются. Или появляются тогда, когда всем уже насрать на зацепки. Мы долго смотрим с героинями фильма на уникальный след от орудия убийства. А это долбаная отвертка!
Так, все, выдыхаем...
Наверное, вы обратили внимания, что в фильме много женщин. Нет, не так. В фильме МНОГО ЖЕНЩИН! Но есть ли там мужчины? Безусловно, есть. Слюнтяй, просирающий свою семью. Тряпка, которая лежит дома на полу и не отсвечивает. Долбоклюй, который ждет русскую невесту, которая разводит его на бабки. Наркоман. Чокнутый ученый. Заледенелые трупы. Продолжать?
Я не на что не намекаю, но картина ясна.
А теперь мы переходим, собственно, к кульминации фильма. К раскрытию загадки века — как шестеро мужиков замерзли насмерть во льдах? Итак, готовы?
ИХ ТУДА ПРИВЕЗЛА ТОЛПА БАБ НА ГРУЗОВИКЕ, ЗАСТАВИЛА РАЗДЕТЬСЯ И БЕЖАТЬ В МОРОЗ!
Я плакал. Я стенал. Я просил, чтобы этого не было со мной. Но нет. Теперь это факт моей жизни. Это худшее, что я видел безотносительно жанра, сюжета и характеров. Это все настолько фальшиво, неискренне и шаблонно, что тут даже говорить не о чем.
Арестованы ли женщины? Ну конечно нет. Ведь это была сказка, веселая история. Эти твари убили Энни. Теперь их черед страдать. Где там правосудие, где полиция, где закон... Э-э-эх...
Да, там есть тема экологии, изговнявшая и так кислую мистику фильма. Вы спросите за мистику? Она там-таки есть, хоть и просрана, как и все прочие полимеры. Как язык оказался на станции? Что за змей был вморожен в люд, чей образ имитировали местные в качестве знака опасности. Что заставляло других людей уходить голыми в метель? Ну, кроме оммажа «Фортитьюду». Вопросы, вопросы...
Пытливый читатель спросит — зачем же ты это написал, раз все так плохо?
Ну, во-первых, хочу сэкономить вам шесть часов жизни.
А во-вторых, хотел бы узнать мнение — неужели женщины, снимающие о женщинах, не способны предложить ничего более интересного? Мне правда интересно, потому что, кажется, так снизить образ женщины способна только другая женщина...
Я прошу понять меня правильно. То, о чем я дальше буду говорить, не унижает достоинство женщин. Я искренне считаю, что женщины зачастую тоньше, умнее и деликатнее мужчин.
alterlit.ru