За вспышками наиболее удобно следить, измеряя рентгеновское излучение Солнца на космических аппаратах: во время вспышки его интенсивность подскакивает в сотни и тысячи раз. С Земли проводить подобный мониторинг невозможно, потому что рентгеновское излучение полностью поглощается атмосферой. Поэтому вот уже тридцать лет, как эти наблюдения круглосуточно проводят американские геостационарные спутники GOES, непрерывно передавая результаты на Землю. Поток энергии Солнца (в ваттах на квадратный метр), измеряемый GOES в диапазоне длин волн между 1 и 8 ангстрем, служит шкалой силы вспышек, которая измеряется в баллах. Для Земли считаются опасными вспышки балла М1 (10-5 Вт/м2) и более. Вспышки от М2 до М9 соответственно в 2 - 9 раз сильнее. Интенсивность 10-4 Вт/м2 (М10) обозначается как Х1; показателю Х2 соответствует 2x10-4 Вт/м2 и так далее. В год солнечного максимума бывает до десяти вспышек с баллом выше Х1. Самая сильная вспышка текущего солнечного цикла Х57 (5,7x10-3 Вт/м2) была зафиксирована 14 июля 2000 года. Наземные солнечные телескопы позволяют зарегистрировать наиболее крупные вспышки в оптическом диапазоне и определить их координаты на солнечном диске, но по понятным причинам наземные наблюдения невозможно проводить непрерывно.
После того как солнечная вспышка зарегистрирована, дать прогноз, казалось бы, просто - событие уже произошло. Однако после подавляющего большинства вспышек магнитных бурь не происходит. В чем же дело? Во-первых, достаточно мощные выбросы солнечного вещества, способные преодолеть притяжение Солнца и превратиться в магнитное облако, рождаются далеко не всегда. Во-вторых, хотя поперечник облаков у орбиты Земли может достигать нескольких миллионов километров, они все же остаются достаточно малыми в масштабах Солнечной системы (напомним, что расстояние от Земли до Солнца составляет 150 миллионов километров). Поэтому далеко не все магнитные облака опасны. Траектория вылета выбросов обычно близка к радиальной, поэтому наиболее велика вероятность "попасть" по Земле из центральных участков видимого солнечного диска - вблизи линии, соединяющей центр Солнца с Землей. Облака от вспышек, происходящих на периферии солнечного диска и на обратной стороне Солнца, скорее всего, пролетят мимо.
Итак, если вспышка достаточно мощная, а ее местоположение на солнечном диске "подходящее", то предупреждение о "неминуемой сильнейшей магнитной буре", ожидаемой в ближайшие двое-трое суток, обычно широко освещается прессой. Так составляется трехдневный геомагнитный прогноз. Однако определить заранее точное время начала бури (определяемое скоростью движения магнитного облака) и ее силу (зависящую от распределения магнитного поля в облаке) все равно еще невозможно. Зачастую даже сам факт приближения облака к Земле нельзя подтвердить достоверно. В дополнение ко всем бедам часто магнитные бури средней величины вызываются не магнитными облаками, а областями с повышенной плотностью солнечного ветра, образующимися при столкновении быстрых и медленных его течений и никак не связанными с солнечной активностью. Все же, несмотря на некоторое несовершенство, этот тип прогноза многие годы был своего рода последним рубежом на подступах к Земле: после регистрации "подходящей" солнечной вспышки оставалось лишь обреченно ждать начала магнитной бури.
Вплоть до недавнего времени не представлялось возможным обнаружить магнитное облако после его расставания с Солнцем и до соударения с магнитным полем Земли, что значительно увеличило бы надежность прогноза. Это объясняется исключительно малой плотностью межпланетной плазмы: несколько частиц на кубический сантиметр, по земным меркам - глубокий вакуум, до сих пор недостижимый в лаборатории. Однако высокочувствительные приборы на борту космических аппаратов способны "ощутить" погружение аппарата в облако: плотность плазмы там значительно выше и магнитное поле сильнее, чем в спокойном солнечном ветре. Главная проблема состоит в том, как на длительное время "прицепить" спутник к линии, соединяющей Землю и Солнце, - наиболее вероятному направлению приближения магнитных облаков. Ведь все космические аппараты вращаются вокруг Земли или движутся по межпланетным траекториям и пересекают эту линию лишь изредка. Но, как оказалось, есть и промежуточный вариант. В так называемой точке либрации, находящейся на расстоянии 1,5 миллиона километров от Земли в сторону Солнца, гравитационные силы Земли и Солнца уравновешиваются; искусственный спутник может "зависнуть" здесь на длительное время, как бы балансируя на границе между двумя притягивающими центрами.
Так как радиосигнал распространяется почти в тысячу раз быстрее солнечного ветра, то, сразу же передав на Землю информацию о прохождении магнитного облака из точки либрации по радиоканалу, можно опередить магнитную бурю на несколько десятков минут. В отличие от всех других типов прогноза, достоверность такого, своего рода штормового предупреждения о надвигающемся ненастье близка к ста процентам, так как оно основано на прямых наблюдениях магнитного облака у самых границ околоземного пространства. Несмотря на свою относительную краткосрочность, этот вид прогноза в настоящее время стал необходимой составной частью службы космической погоды, особенно важной для технических подразделений, которые не могут прекращать свою деятельность "на всякий случай" после каждой солнечной вспышки. Своевременное предупреждение полезно также, когда влияние бурь сказывается не мгновенно, а постепенно, в течение одних или нескольких суток, воздействуя, например, на биологические объекты и самочувствие людей. В этом смысле гораздо важнее получать оперативные сообщения о начале бури, чем пользоваться приблизительными прогнозами на месяцы вперед и беспокоиться понапрасну.
вот , собссно адекватная статья о современном прогнозировании солнечной активности
