Cпасибо Осману за возможность ознакомиться с предметом обсуждения.
Удачно ли сделана лондонская работа Машинистов? Если с точки попытки добросовестного воссоздания ТОГО звука, считаю - да. Специально переслушал Битлз и их последователей, протеже Харрисона - Badfinger. По саунду очень похоже. Такое впечатление, что использовалась аутентичное оборудование, аутентичные схемы, методики и сетапы.
Разве что не воспроизвели hard stereo той эпохи, когда не было плавной регулировки панорамы, а только трехпозиционный переключатель Влево - Центр - Вправо.
Панорамирование того времени все же не стали воплощать. А то по идее неплохо было бы барабаны отправить в один канал, бас - в другой, и т.п. штучки
Частотка тоже воссоздана, только не знаю, искусственной эквализацией, или путем аутентичного пинг-понга (промежуточного баунса дорожек из-за их нехватки). А при каждом аналоговом баунсе высокие срезались на 3 дБ, и накапливался уровень шума ленты. Поэтому, хоть и были тогда хорошие ламповые майки, частотки, подобной сегодняшней, добиться было трудно.
Уже позже, в 70х, хитрецы типа Эдди Оффорда и Алана Парсонса стали делать поправку на баунс, задирая высокие на тех дорожках, которые записывались первыми. В конечном миксе этот избыток компенсировался.
Потому их работы звучат и сегодня более современно.
Так вот, если рассматривать сабж с точки зрения стилизации под те времена, она во многом удалась.
Другое дело, что методики, оборудование, а главное - стандарты и каноны звукозаписи и критерии ее оценки за время после Abbey Road изменились до неузнаваемости.
Я уже, кажется, писал, что ИМХО сами Битлз сегодня добивались бы другого звука. Подтверждением этому могут служить сегодняшние альбомы того же сэра Пола или Love, скомпилированный продюсерским дуэтом "Джордж Мартин и сын" из старых битловских треков.
Ну, а теперь конкретно по Машине (субъективно). Учиывая специфику славянской фонетики, я бы вокал сделал все же более читаемым. Из прослушанных трек номеров вокал лучше всего на "Старом самолете", хотя рифма "Джамбо - Лабамба" заставила вспомнить рифмы "Мелитопля - опля" и "Ботинки - полуботинки". По композиции также больше всего понравилась эта песня, хотя она по манере далеко не Битлз, скорее Steely Dan или сольный Donald Fagen. Хорошо сделаны духовые.
Не понял замысла по обработке вокала, особенно в "Полном контакте". Может, захотелось побаловаться натуральным флэнджингом.. Хотя на голосе Макаревича, и без того жестяном, я бы такого не делал.
Бас с бочкой сведены по правилам. По поводу тембра баса и "горбов в нижней середине" - да, сегодня это звучит диковато. Но опять-таки, если старались добиться стилизации - добились. Из струн flatwound даже медиатором острой атаки не выбить. Да плюс ТЕ аппараты (небось ламповенькие VOX или Laney с 10-12" динамиком в ящике без задней стенки и резонансной частотой около 200гЦ)... Ну чего требовать от музейных экспонатов. Если же аппарат и инструменты были неаутентичные, а сегодняшние, тогда тем более показатель мастерства - добыть из них ТОТ звук.
Присутствует общая матовость, "тупость" звука, но соотношение между частотами выдержано.
Короче, ИМХО, нельзя судить о саунде альбома с сегодняшних позиций. Сравнение будет некорректным и, естественно, не в пользу прошлого.
По поводу недовольства самого Макаревича сделанной работой - а чего поздно спохватился? Или эйфория от прикосновения к "святым мощам" помешала адекватно оценивать происходящее?
Короче - альбом как альбом, если не учитывать пропорцию цена/качество. Для меня и раньше Машина не была эталоном исполнительского мастерства и саунда, но я на это и внимания не обращал. У них другие задачи и другие средства воздействия на слушателя.
А время назад не вернешь. Уэллс все выдумал.
П.С. При трансляции по радио каждый джедай-диджей по своему вкусу может улучшить саунд этого альбома. Побольше компрессии, EQ, стереобазочку раздвинуть - глядишь, все исправится.
П.П.С. Извините за долгий экскурс в историю.