Что происходит с мелодией в современной музыке?

Pavel Fomitchov

Упертый мелодист
10 Дек 2006
1.360
1.417
113
Нью Йорк
www.pfmusic.com
Привет!

Начинаю типично флеймовую тему:-) Вот уже несколько лет у меня усиливается впечатление, что значимость мелодии в современной музыке резко падает. Причем на самых разных фронтах:

1. В современной академической музыке. Я уважаю Штокхаузна, Шнитке, Филипа Гласса и иже с ними, но... с наслаждением слушать эту музыку не могу. Это уже не музыка, а упражния с комплексными числами:-)
2. Во многих жанрах электронной музыки мелодия отодвинута назад либо саунддизайном и сайндскейпами и прочей атмосферикой (ambient) ибо доминирующим ритмическими структурами (транс).
3. В типичном черном развлекалове (рэп и его производных) мелодия тоже имеет далеко не главное значение.
4. Современная мейнстримовая попса тоже все больше тяготеет к п.3 и супермелодистов почти нет.

Нет, конечно, есть жанры, где мелодия до сих пор прекрасно поживает: этника, классический джаз, латина, мюзиклы бродвейские и прочее, но это уже не главное. Хоть рокеры не подкачали, есть кого слушать:-)

В принципе, похожие сдвиги происходят не только в музыке. Художники все меньше рисуют в русле предметной живописи, да и вообще меньше рисуют - Фотошоп рулит, коллажи, инсталляции... Один из крупнейших в мире музеев современного искусства в Нью Йорке (МоМа) можно посмотреть за пару часов - зайти в зал, окинуть взглядом экспозицию и уйти... в следующий зал:-)

Я - мелодический экстремист. Пять лет назад я принял решение купить себе хорошую клавиатуру, продал почти все железяки, перестал покупать софтовые апгрейды (у меня на компе в студии до сих пор Win98 стоит!!!) и стал по маленьку на рояле пальцем в клавиши тыкать. И пока мелодия не начинает нравится - другие тембры даже не включаю. Понятно, что у аранжировщиков, с которыми я работаю, "оружие в серебре", но я сам себе ничего кроме рояля не позволяю. Вот такая у меня "звуковая диета". Просто все другое - отвлекает от того, что для меня является главным. Мелодии...

Может я уже состарился, и все о старых добрых временах вспоминаю? Аббы, Дунаевские, Кальманы, Чайковские... Но в той же Тунгуске - музыка есть, а развитой мелодики почти нет. Даже несложная, но хорошая мелодия, которую SadFat на пианино сыграл, вызвала особое обсуждения.

У меня такое ощущение, что сейчас общая основа европейской музыки, которая в течении многих веков была основана на мелодике, смещается на нечто другое. Ритм? Социальное содержание? Новые звуковые палитры? Мне интересно, прав ли я в своей оценке и насколько радикален может быть этот переход.

А вот вопрос попроще: Кого из сегодняшних звезд первой величины можно назвать супермелодистом?

И вообще - что скажете?

PF
 
В принципе, все так, имхо, но есть еще такие, как Стили Дэн, к примеру, у кого гармонические построения (помимо прочего) очень интересны.
А мелодисты из звезд - довольно много в разных стилях: Wonder, McCartney, мелодика Black Sabbath мне лично интересна, да и масса еще.
 
А мелодисты из звезд - довольно много в разных стилях: Wonder, McCartney, мелодика Black Sabbath мне лично интересна, да и масса еще.

Wonder, McCartney - это понятно, я сам назову массу имен из музыки 70х, 80х, 90х. Меня интересуют мелодисты после 2000 года. За последние 10 лет. Я для себя отметил Nickelback, знаю еще десяток людей, выдавших пару-тройку отличных мелодий...

PF
 
Вообще-то вопрос в стиле "отчего это у кубистов и сюреалистов отсутсвует фотографичность?". Каждому стилю свое, не так ли?
Не будем детьми, сокрушающимися по поводу того, что котлеты делают из мяса, а не из мороженого...
 
Вообще-то вопрос в стиле "отчего это у кубистов и сюреалистов отсутсвует фотографичность?". Каждому стилю свое, не так ли?

Каждому стилю - свое. Не спорю. Меня интересует другое: европейская живопись столетиями опиралась на идею предметности и, с известными ограничениями, на идею реалистичности. В 20 веке сначала была отвергнута реалистичность, а потом и предметность. В этом нет ничего плохого, просто интересно насколько устойчиво и долгосрочно может быть такое радикальное отклонение. Кубисты, к слову, долго не протянули: примерно с 1905 по 1930. И все...

У меня такое ощущение, что сейчас общая основа европейской музыки, которая в течении многих веков была основана на мелодике, смещается на нечто другое. Ритм? Социальное содержание? Новые звуковые палитры? На комбинацию "Видео + музыка"? Пока не ясно. Мне интересно, прав ли я в своей оценке и насколько радикален может быть этот переход. Лет на 50 или на 200?

Ну, а нравится мне этот переход или нет, по большому счету - дело десятое... :-)

PF
 
Может я и стар для современной музыки, но мелодия мне нравилась всегда, а потому я радио даже не слушаю...

Предпочитаю старые, даже грамофонные записи
 

Вложения

Последнее редактирование:
Хорошую тему подняли. На мой взгляд, мелодия в песнях первична, была и будет. За хорошую мелодию прощается всё - корявый текст, бедная аранжировка (или её отсутствие), плохо качество записи. Но! Из хорошей мелодии следует хитовость произведения, его запоминаемось, требовательность ко вниманию слушателя. А это сейчас никому не нужно. "Человек, которому нравится "белый альбом" потерян для рынка!" (с). Песня должна быть одноразовой. А подобное порождает подобное..Так что..Всё в порядке. Именно по этому, такая группа как Колдплей (которых раньше тыщи по гаражам громыхали) - национальные герои. Мельчаем..
 
Может просто понятие мелодии меняется?Может через несколько лет критерием хитовой мелодии будет её уникальность, неповторимость?
 
PF написал(а):
европейская живопись столетиями опиралась на идею предметности и, с известными ограничениями, на идею реалистичности.
а как насчёт периода импрессионизма 18-19 века? в картинах в первую очередь ставилась задача не фотографической передачи чего либо, а передачи с помощью комбинации красок определённого настроения, да и в музыке того периода это чётко чувствуется, тот же ДеБюси к примеру, практически никаких мелодий, всё построено на сочетании гармоний и исполнительских приёмов, но передаёт его музыка например ощущение моря или лунного света гораздо лучше чем какя либо слышанная мною мелодия на эту же тему. :english_en:
 
Скажу только про электронику и попсу.Хорошую, запоминающуюсю мелодию сложно придумать, тем более когда ты уже известен и хочется бабла.Пипл то хавает:) Посмотрите на современный электро-хауз.Мелодий ноль(за редким исключением), зато рулят звуки аля дэнди-сега...А про рнб вообщее нечего говорить, рэп негров+ туц-туц...А сколько народу прёцца. У меня ностальгия прям по временам дрим-дэнса, от некоторых мелодий были мурашки по коже и весь внутренний мир переворачивался,ей богу!Было же такое...Вспомните Mark Van Dale & Enrico - Recordable Feelings,Kay Cee- Escape, Alice DJ - Better Of Alone, по современней Virus Inc - The Virus...Ушёл в ностальгию...
 
POOH очень верно подметил! Респект!
В электрощине то же самое. Обилие новых тембров, саундскейпов и других "сказочных и малопонятных слов" :laugh3: в целом очень помогает передать настроение и ощущение от композиции - в целом тот же хороший idm или эмбиент или другая музыка современная, если взять название трека и соотнести его с использованной звуковой палитрой, и при этом найдется соответствие в восприятии, значит трек удался! Даже при блеклой мелодии, которая может быть второстепенна.

Это просто другая грань.

А хорошие мелодии никто не отменял в более традиционной, попсовой музыке. Тенденция и в самом деле есть, которую автор очертил.
 
Может все потому что когда-то музыка начиналась с песни, а пели под гитару, под ф-но.
А теперь начинают с ударных, потом бас, гитара, да...кстати неплохо бы сюда еще и какую-нибудь мелодию присобачить? Или не надо?
 
«……мелодии в современной музыке…»
Сильно анализируете,объёмно.Мне бы так,да никогда….
Неужели всю разножанровую мировую музыку,народов всех «перелопатили»?..........
По мне так есть они.Никуда не делись.
Чего растревожились?
И много их.Мир не рушится.
Скорее всего Вы старое отвергли,а новое не приняли?
Нормально это.Все ищущие с толку сбиты.
Спокойно.
Баланс мелодический божественный сохраняется.
Просто привычное элитарно не доминирует больше,а приспосабливается ворча и сопротивляясь к новым мелодическим бесцеремонным соседям-опусам,что для нас через масс медиа вылазят из каждой щели (не было этого раньше…от того и думали что нет их).
Кто в консонансовой технике творит (мажор,минор),тот никуда от старого привычного мелодизма не уйдёт…даже если мелодия на одной ноте.
Кто в диссонансовой технике творит (созвучия,кластеры),тот мастерски «мелодит» всей хроматической гаммой…и слышит своё мелодическое с упоением…даже если мелодия состоит из двенадцати нот…
Люди любят и понимают то что знают….
Для одного мелодия есть только одна нота,один аккорд..
Для другого даже не все двенадцать нот с десятками аккомпанирующих созвучий,не сложнейшие полифонические произведения с многими главными мелодическими переплетающимися в «общий комок» для не натренированного уха темами,а сонористическая акмелика без привычной старинной тоновой устойчивости и «правилами».
Африка так вооообще считала и считает песню барабанов единственно правильной полной мелодикой.
Хотите «своих понятных мелодий» слушайте свои привычные техники из своей социальной географической среды….
Кто любил мелодизм советской песни,тот на шансон «перелез» или по-прежнему беззаветно творит в битло-стандарте.
Кто вырос в новой гетерофонической полиритмической среде,тот слушает великолепный одноаккордовый,лупорезный мелодизм-тембризм.
Кейдж вот наслаждается (и слышит её) мелодией полной тишины.
Всё новое всегда подозрительно и не понятно.
Вина не в новом времени,не в его ритмах,мелодизме и в новых гармониях,
а в Вас!
Не доросли,отстали,не приняли?
Хорошо это или плохо?.... не мне судить….
Я вот люблю Вертинского из патефона,иногда с «партитурой» не любимого Пендерецкого в руках (это против наступающей мелодической «глухоты»…отстаю успешно,как и многие…).
Мирюсь с собой рюмкой виски без старческого вопросного брюзжания….выпью вот…и вдруг!...
Слышу божественный мелодизм даже с этой экзотической партитуры-картины,
напевая на ОДНОЙ ноте МЕЛОДИЧЕСКИЕ привычные рок-н-рольные «семь бит».
А за окном «комок» не понятных мелодий с соседнего рынка,шумно-мелодическая демонстрация в стиле латино в защиту гей культуры и давно никем не убираемый оборванный плакат-реклама о современной выставке художников-инсталляторов,провокаторов
в классическом Русском музее им.А.С.Пушкина
(ой,вдруг!?... может это новая мне не понятная форма подачи-продажи материала?).
 
скажу так - я люблю мелодичную музыку или качовую и очень тяжолую чтоб аж таз раскалывался)
да, согласен, хорошую, запоминающуюся мелодию сложно придумать.
имхо в песне самое важно эт мелодия, как сказал Юра и я с ним полностью согласен. главное что бы песня пела. вокальная мелодия наверно ещё важнее.
из рока очень люблю мелодии групп Alexisonfire (.44 Caliber Love Letter, Pulmonary Archery, Accidents, This Could Be Anywhere In The World), Animal Джаz (к примеру Три Полоски или Думать Дважды), Placebo (я думаю в представлении не нуждаецца), Rise Against (Roadside, But Tonight We Dance (бочка с малым вкусные оч :crazy: ), Hopesfall (Escape Pod For Intangibles)

Константин Меладзе ещё оч хорошие мелодии пишет.
 
Может все потому что когда-то музыка начиналась с песни, а пели под гитару, под ф-но.
А теперь начинают с ударных, потом бас, гитара, да...кстати неплохо бы сюда еще и какую-нибудь мелодию присобачить? Или не надо?

Гы! :biggrin: Конечно, не надо! Чтобы не отвлекала внимание от барабанов, которые круто "качают" :lol2:

Это такой этап в "развитии" человечества :biggrin:
 
Чёт есть такое стойкое впечатление, что сам скажем смысл музыки сильно смещается в сторону фоновости и обслуживания чтоли, раньше она в общем как была предметом внимания, а сейчас она сопровождает - в метро, в автомобиле, в клубе, в кафе/ресторане... так и производители стараются сделать, чтоб меньше на себя обращала внимание (с этими вашими мелодиями), а просто создавала уютный эмоциональный фон...
 
Мелодию можно сравнить с сюжетом. Сюжетов написано много, я не хочу сказать, что любая написанная мелодия уже звучала, но перекличка неизбежна (ИМХО). Интереснее, какую палитру красок (если уж сравниваем с живописью) подбирают для решения задачи, какие штрихи у кисти, какие настроения замешаны. Но это, в общем и целом.
А в частности:
Очень большой поток информации! Пропустить через себя его, даже просто как слушателю (если речь идет о нормальном, внимательном, вдумчивом прослушивании, а не в фоновом режиме в плеере в транспорте или в наушниках на работе, думая о другом), да жизни не хватит, даже если отметать шелуху, да, даже в фоновом режиме. С Интернетом много чего стало доступно, не доступен только 25-й час в сутках, и восьмой день в неделе, жизнь дополнительная недоступна, я, во всяком случае, не находил где её можно скачать, хотя возможно плохо пользовался поисковиками. Поэтому аскетизм в плане выбора интересов для меломана, или средств выражения для художника очень понятен. Если есть личное решение ставить мелодию во главу угла, то значит, сама жизнь его подсказала, сомнения опять же только отнимут время и силы (ИМХО). Познания (опять же ИМХО), лучше не расширять, а углублять, пропускать через себя осмысленно. Человек вырос, определился, что ему близко, что нет, что плохо, что хорошо, ну и реализовываться надо с оглядкой в первую очередь на собственный опыт, если на всех оглядываться, то и шею свернуть не долго.
Вот какие-то мысли в навал, наверное, в первую очередь самому себе направленные.
А мелодия ИМХО в современной музыке сдала свои позиции, наблюдение верное.
Но бывает, когда хочется что бы душа вначале свернулась, а потом развернулась, и тогда слушаю битлов, сестер Бери, Поля Мариа или песню про «тополя».
 
"Современная" музыка, как в прошлом так и в будущем, и уж тем более в настоящем, делится на категории, стили. И у каждого стиля своя аудитория, и свои средства воздействия. Мелодия - как основная составляющая - была и останется главной информативной несущей в "мелодичных" стилях =) Характер аудитории, воспринимающей мелодию, был и остается неизменным.
Мелодия из музыки никуда не денется, как цвет не денется из живописи... объем из архитектуры. Те, кто ищет за пределами мелодии совершают массу открытий (целые миры новых тембров, оттенков, эффектов, действующих на сознание), которые затем синтезируясь с мелодической составляющей покоряют массы "теми-же нотками, но свежими звучками".

Среди электронных исполнителей назову любимых мною и весьма мелодичных Shulman, Simon Posford, Ott, Solar Fields, Kuba, Ten Madison, Vibrasphere ухх... еще много... Если не хватает мелодии - просто нужно поискать в ином стиле. Музыки ТАК МНОГО... сложные и прекрасные мелодии встречаются и в IDM (кажется стало нормой приводить в пример этот стиль за отсутствие в нем... всего): Boards of Canada - Pete standing alone, Jega - Geometry... и в амбиенте (который почему-то упрекают за простоту) - Infinity project, Altitude, Distant System...
 
а на тему
Чёт есть такое стойкое впечатление, что сам скажем смысл музыки сильно смещается в сторону фоновости и обслуживания чтоли
я бы добавил, что смещение происходит не в сторону фоновости или чего-то там ещё, а в сторону потери сокровенного, таинственного (много слов хороших можно найти) и приближению к обычному товару (продукту)))), и в этом смысле работа музыканта становится довольно заурядной.
 
потому, что музыку не слушают с вниманием, в одиночку или на камерных концертах, а в машине, метро, клубах и тд.
Потому что некогда, нет времени! Внимание - бесценно. В общем "Экономика внимания" работает!
 
ИМХО, конечно, но.
Во-первых, есть музыка и Музыка. И кто бы чего не говорил,так оно и есть, есть вечные произведения, которые будут слушать всегда, есть такие, которые будут забыты минут через 5 после прослушивания (если смог дослушать).
Во-вторых, есть каждому возрасту - свое. И вот это забывать ну никак низзя.

Есть любопытная эзотерическая теория, как музыка влияет на людей с возрастом, точнее как влияет на чакры - энергетические центры человека.
Когда человек рождается и примерно лет до 7, он еще "космический" человек, поэтому в основном работаетчакра на макушке - скажем так - эмоции и высшие чувства. Поэтому дети любят в основном классику, я на своих 2 дочерях проверил - Моцарт идет на ура, Нью Эйдж - тоже ничего, а вот попса разная - ну никак не в кассу.
Потом дитя начинает расти и лет до 20 - 22 начинают развиваться его нижние чакры, отвечающие за материальное + секс + всевозможные низменные чувства типа агрессии и т.д. Поэтому в музыке подростков и молодых людей преобладает жесткий ритм, типа, бочки побольше, мясо погуще - от хеви металла до всяких трансов, трэшей, рейвов до диско и хауса.
Позже, примерно до 32 - 36 лет все это хозяйство начинает смещаться в сторону чувств, затрагивая чакры начиная с сердечной и до горловой - чувства, любовь, счастье, радость, свет и т.д. + творчество. Это уже музыка в основном построенная на мелодике + настроение, то есть начиная от хорошего мелодического рока и заканчивая Easy Listening и Smooth Jazz.
И так оно движется в сторону классической музыки, национальной, классического джаза и т.д.
Об этом много говорить можно, естественно, есть исключения, ответвления и т.д., но в основном так.
Но общая канва такая: во всех возрастах мелодия будит душу, а все остальное - чувства и эмоции.
Мир становится все более прагматичным, все более жестким, все более эмоциональным, и более приземленным. Естественно, что и музыка такой же становится в основной массе. Поэтому, обратите внимание: как действительно красивая мелодия - так обязательно хит. А если мелодия еще красиво обрамлена - так 100% хит.
В общем, лично я как-то начал философски к этому относиться. Каждому возрасту - своя музыка. Ну а мелодия... ежели внутри пустота и думы тока о том, как бы кого трахнуть или от!"№;:?*(ть, то тут уж не до мелодики. Тока если во время первого. Ну а второе и без музыки обойтись может :)
 

Сейчас просматривают