Если все мнения по цепочке для основного вокала были высказаны (а их было не так много), то может перейдем к следующей? Или пора закрывать тему?
В принципе тема голосов второго плана (backing vocals, second vocals), или как их здесь чаще называют "бэк-вокала" (что можно скорее перевести арготически как "голос из задницы") обсуждалась немало, но разрозненно и не с точки зрения плагинов.
С одной стороны плагины вроде могут быть теми же что и в основном вокале, но здесь есть своя специфика. Думаю что эти голоса следует разделить на 4 категории:
1. Голоса в музыкальном смысле отличные от первого, но практически с ним равнозначные, т.е. дует, триo, квартет и т.д.
2. Голоса в музыкальном смысле отличные от основного, но играющие роль "украшения" , лишь обогощающие основной вокал
3. Даблы основного вокала
4. Хор голосов поющих на втором плане другую партию нежели основная.
Что касается п.1 то здесь по сути мы имеем дело с несколькими солистами, даже если один из голосов несколько важнее остальных и в этом случае каждую дорожку следует обрабатывать как основной вокал и об этом уже говорили выше. Если компьютер достаточно мощный, то все плагины следует ставить на каждую дорожку. Если мощности не хватает, то можно часть плагинов пернести в качестве общих на вокальную подгруппу, но это нежелательно.
В случае п.2 следует создать подгруппу в которую послать все голоса кроме основного. На каждую дорожку ставится EQ и обрезаются внедиапазонные частоты соответсвующие голосу. В особо тяжелых случаях на некоторые дорожки можно использовать ДеЭссер, но лучше поставить один на весь хор. Далее, если голосов много и в музыкальном смысле диапазон сравнительно велик, то на подгруппе нужен многополосный компрессор, в крайнем случае максимайзер или лимитер. Нужен конечно и EQ и вот здесь он скорее нужен после компрессора. В нем полезно убрать низы и середину в области 2500-3000 Гц так чтоб хор не мешал основному вокалу.
П.3. Даблы могут быть как натуральные (спетые) и лучше чтоб это так и было или искусственные (путем дублирования основного вокала. Также даблы могут быть спеты самим солистом или другими вокалистами. Когда вокалист один, то все его недостатки, особенно форманты голоса подчеркиваются, особенно при искуственном дабле. Звук становится резким, хoрусящим, с выстреливающими нотами. Естественно даблы пускаются в отдельную подгруппу которую лучше не компрессировать, из которой вырезаются как можно больше частот при помощи EQ, в первую очередь низы, основная голосовая форманта, если надо то и высокие. Даже если это спетые даблы, можно их сместить немного позже по времени, чтоб они не сильно выделялись, учитывая тот эффект что звук пришедший раньше оценивается слухом иначе чем тот что пришел немного позже. Я использую на даблы (кроме случаев когда они спеты другими вокалистами) Steinberg Voice Designer с помощью которого смещаю форманты разных голосов ниже или выше и тем самым уменьшаю подчеркивание формант. Если даблы искусственные, то немного смещаю и высоту нот в даблах.
По п.4 Он совмещает обработку по п.2 и 3, т.е. надо смешать форманты, вырезать частоты и еще в этом случае я ставлю немного больше реверберации чем в остальных случаях.