Музыка и бизнес: несколько советов новичкам

Pavel Fomitchov

Упертый мелодист
10 Дек 2006
1.361
1.418
113
Нью Йорк
www.pfmusic.com
Привет!

Совершенно незапланировано написал ряд коротких заметок о некоторых шестеренках в сложнейшем механизме музыкального бизнеса. Думаю, что новичками эти соображения могут оказаться полезными.

Я не пытался обьяснить "все и вся", с приведением подробного анализа, фактов, примеров и пр. - это просто невозможно в обьеме десяти страничек. Я хотел максимально четко сформулировать несколько ключевых идей, без понимания которых попытки выживания в море бизнеса обречены на неудачу. Все обобщения – мои глубочайшие Imho. Все упоминаемые мною цифры и факты взяты из общедоступной англоязычной литературы о музыкальном бизнесе и информационых разделов специализированных сайтов.

Большое спасибо всем за отклики и поддержку.

PF
 
Экспресс-тест на знакомство с основными понятиями музыкального бизнеса

Отвечайте Да/Нет

1. Составляют ли доходы, приносимые Вашей музыкой или музыкальной деятельностью, основную часть Вашего личного бюджета?
2. Можете ли Вы назвать основные жанровые разделы в ближайших музыкальных магазинах и их относительные обьемы продаж в %?
3. Знаете ли Вы какую цепочку проходит компакт диск с момента получения тиража с завода до прилавков магазинов и как формируется цена диска на всех ступенях цикла?
4. Обращались ли Вы хотя бы раз к юристу, специализирующемуся на музыкальном бизнесе, по вопросам анализа предложенного контракта, выплаты авторского гонорара и т.д.?
5. Приходилось ли Вам общаться с A&R представителями музыкальных лейблов по поводу участия в сборниках, выпуску альбома?
6. Ротировалась ли Выша музыка на коммерческих радиостанциях или ТВ, использовалась ли она в фильмах, спектаклях, и театральных постановках?
7. Зарегистрировали Вы авторские права на свою музыку?
8. Приходилось ли Вам хотя бы раз организовывать гастроли музыкального коллектива, включая аренду концертных площадок, организацию рекламы, продажи билетов, обеспечение транспорта, проживания команды и т.д.?
9. Можете ли Вы сказать, что хорошо знакомы с основными нормативными актами трудового и налогового законодательства?
10. Приходилось ли Вам работать с финансовыми документами компаний и сможете ли Вы оценить состояние дел компании по ее финансовым показателям?
11. Сумели ли Вы продать хотя бы тысячу альбомов со своей музыкой или музыкой коллектива с которым Вы работаете?
12. Если Вы работате над альбомом для коммерческом лейбле и весь музыкальный материал создан после подписания контракта, знаете ли вы кому обычно принадлежат авторские права на музыку и мастер тейпы?
13. Знаете ли Вы, что такое mechanical royalties?
14. Знаете ли Вы кто такие паблишеры и для чего они нужны?
15. Знаете ли Вы что означают слова “work for hire”, которые могут встретиться в контракте в одном параграфе с Вашим именем?

Если на большинство этих вопросов Вы уверенно отвечаете «нет», рекомендую начинать свои посты в темах о музыкальным бизнесе со слов типа «Мое IMHOистое IMHO» или «Мне кажется, что...»

P.S. Я уверенно отвечаю "Нет" только на первый вопрос, отчасти на восьмой, и считаю, что это к лучшему:-)
 
  • Like
Реакции: Ted2009, GangstaBob и TRAX
Темы музыкального бизнеса на форуме всплывали и будут всплывать постоянно: как больше заработать, как работать с заказчиком, а сколько кто получает, и пр. Обычно уровень этих дискуссий оставляет желать лучшего. Увы, но это факт, что большинство музыкантов (особенно в начале музыкальной карьеры) не разбираются даже в самых основных элементах музыкального бизнеса и часто руководствуются в своих действиях совершенно дремучими представлениями, чудовищно искаженной информацией, и, как иногда кажется, забывая элементарный здравый смысл.

Впрочем, ругать кого либо за это трудно: люди, у которых стоило бы поучиться, как правило не тратят свое время на обьяснение страждущей публике основ того, как выживать в сегодняшнем музыкальном мире. Евгений Кисин не рассказывает на каждом углу о деталях своих контрактов или получения Grammy в 2006, Темирканов и Спиваков не рвуться раскрывать секреты поиска финанисирования для поддержания своих оркестров, Тату и их менеджмент не говорят об условиях гастролей в Японии и так далее. Профессионалы, заглядывающие на этот форум, как правило не включаются в такого рода дискуссии. Давно известно, что «знающий – молчит, говорящий – не знает».

Хотя разобраться в том, как работает музыкальный бизнес, очень непросто - эта индустрия традиционно малопрозрачна – полезную информацию все же можно найти. Зайдите на amazon.com, наберите в строке поиска musical business, music career, выскочит около 6000 книг. Большая часть из них – макулатура, но есть и очень основательные издания. У меня их десятка полтора, но ничего полезнее Krasilovsky, William; Shemel, Sidney: This Business of Music, Billboard Books я не нашел. Привда читать эту книгу в расчете разобраться в российском шоу бизнесе будет большой ошибкой.

Нет денег на книги? Попробуйте начать хотя бы здесь:

http://en.wikipedia.org/wiki/Music_industry

Читайте, анализируйте, кликайте на каждую полезную ссыку, а их там много! Ищущий да обрящет:-)

В этой теме я хочу кратко просуммировать свои мысли о трех моментах музыкального бизнеса: что можно ожидать от профессии музыканта в финансовом смысле, как оценить серьезность музыкального бизнеса и как надо работать с клиентом с точки зрения клиента. Все обобщения – мои глубочайшие IMHO. Все упоминаемые мною цифры взяты из общедоступной англоязычной литературы о музыкальном бизнесе и информационых разделов специализированных сайтов.

PF
 
Несколько тезисов о финансовых ожиданих от профессии музыканта.

(Тезисы приведены без доказательств, но они отнюдь не бездоказательные)

1. Сермяжную правду о финансах музыканта можно выразить одной фразой: во все века и во всех странах профессия музыканта считалась и была на самом деле малооплачиваемой работой с большим элементом финансовой нестабильности. Единственным известным мне исключением (с некой натяжкой) может считаться краткий период социалистического застоя.

2. Количество финансово успешных музыкантов, которые становятся маяками для мириадов оптимистичных последователей, исчисляется сотыми долями процента. У лавочников этот процент всегда был намного выше. Но, в отличие от богатства, настоящая слава их балует намного реже. А о всенародной любви говорить вообще не приходится.

3. Как показывает вековая практика, крайне малая вероятность финансового успеха не мешает огромному количеству талантливых и не очень талантливых людей тратить годы жизни, тысячи часов работы на то, чтобы достичь вершин в музыке.

4. Вершин в музыке добиваются считанные единицы. Количество музыкантов, исполнителей и композиторов, которые навсегда остаются в истории музыки в качестве исполняемых и узнаваемых публикой имен, на протяжении любого столетия бывает не больше пары сотен. А если быть честным, то десяток.

5. Большинство музыкантов и стремящихся быть музыкантами зарабатывают на жизнь не чистым творчеством, не концертной деятельностью и не продажей своей музыки, а более прозаическими, но и более стабильными вещами: преподаванием музыки, вокала в частном порядке, в муз. школах, училищах и т.д., работая в профессиональных оркестрах (если сильно повезет), на радио, телевидении, играя в ресторанах, барах, клубах, на похоронах, работая в музыкальных библиотеках, музыкальных частях театров, на студиях звуко и видео записи, ищут частные заказы на выполнение мелких музыкальных халтур, а также зарабатывая деньги другими способами, которые к музыке не имеют никакого отношения. С этим трудно смириться, но в приведенный список не входит работа гением или (мульти)миллионером.

6. Как правило, уровень зарплаты на работах, связанных с музыкальной деятельностью (см. выше) ощутимо ниже, чем зарплата в других сферах производства и сервиса требующих сопоставимой квалификации. Выпускники технических, экономических, медицинских и других факультетов университетов в странах с развитой экономикой получают зарплаты существенно большие, чем у выпускников музыкальных образовательных заведений с аналогичным временем обучения. Часто финансовая отдача годичных курсов, скажем, механика по ремонту автомобилей, быват большей, чем четырех лет изучения хорового пения или скрипки. Даже если почасовая ставка freelance/session музыканта может показаться ого-го какой большой (в Щтатах - 30-300 $/час), на то она и почасовая, что часов этих большинству перепадает немного.

7. Парадоксально, но рост потребления музыкальных услуг в сегодняшнем обществе сопровождается усиливающимся спадом в спросе на работу музыкантов! Если двести лет назад возможность услышать музыку требовала наличия живых музыкантов в каждом концертном зале, кабаке, ресторане, театре, ярмарке, усадьбе, дворце, соборе или борделе, то сегодня наличие CD, DVD, mp3 и караоке плейеров, TV, видео проекторов, а также желание посетителей слушать музыку раскрученных артистов из ТОП 10, 40, 100 постоянно сокращает востребованность живой музыки.

8. Да, и еще раз да, профессия музыканта и музыкальное творчество вообще, способны доставить человеку моральное удовлетворение, ощущение собственной значимости, наполненности жизни, и просто кайфа неизмеримо большее, чем более выгодная и более стабильная работа кассира в магазине, сборщика на производстве и им подобные. Многие музыканты в определенный период искренне считают, что именно ради этого и стоит жить.

9. Однако, если занятие музыкой приносит чувство кайфа и смысла жизни, но не приносит достаточно денег, на определенном этапе жизни к нему прибавляется острое чувство вины, когда человек продолжает теребить струны, перебирать клавиши, зная что детям нечего одеть в школу в холодную погоду, что в квартиру уже неловко пригласить гостей (не считая получателей аналогичного удовольствия). Люди, продолжающие заниматься в этой ситуации только музыкой называются подвижниками, непризнанными талантами, инфантильными личностями, алкоголиками и тунеядцами. С сожалению, последние три категории с большим отрывом доминируют над первыми.

10. На протяжении столетий творческая активность ассоциировалась преимущественно с музыкой, живописью, скульптурой, поэзией и прозой, танцем. В последнее время появились достойные конкуренты: наука, технологии, медицина и другие области, требующие высочайшего уровня мастерства, умения нестандартно мыслить, творить, позволяющие изменять направление развития общества. Не принижая значение классики, отмечу, что с финансовой точки зрения привлекательнее и стабильнее творить в более прикладных «жанрах».

11. Но сколько б не твердили миру, хочеться верить, что твоя музыка нужна не только тебе, твоей маме, жене и паре друзей, что можно достойно жить, занимаясь любимыи делом – комбинировать семь нот в еще неслыханные шедевры. Фокус в том, что мы не полностью свободны в своем выборе. И если сидит в человеке это чувство причастности к музыке, ощущение особого смысла в этом занятии, то никакая статистика и увещевания окружающих не убедят его отречься от того, что ему кажется самым важным. А если и убедит, то на всю жизнь останется горечь, что вдруг все могло бы повернуться иначе. Впрочем, со временем эта горечь уходит. Часто не оставляя следа.

Удачи всем!

PF
 
О реальности хорошо заработать на музыке.

Давайте будем трезво отдавать себе отчет, что музыка – это исключительно нестабильный, рискованный бизнес, который в отличие от более традиционных способов зарабатывать деньги, обладает уникальной «спецификой»: значительно меньшей прозрачностью и закрытостью кругов, принимающих финансовые решения, жесткой завязанностью на личные связи, отсутствием общепринятой и обьективной шкалы оценки качества работы и работника, жутким перепроизводством музыкального «товара», спорными механизмами ценообразования на услуги, наличием огромного количества непрофессионалов, готовых работать за интерес, наличия невостребованнх профессионалов, готовых работать почти бесплатно, рассчитывая на шанс быть услышанным, высокая цена «входного билета» в индустрию (оборудование, образование, промоушен) безо всяких гарантий окупаемости, жесточайшей развращенностью и элементарной непорядочностью посредников между музыкантами и потребителями музыкальной продукции (радио, ТВ, музыкальная дистрибьюция), незащищенностью музыкального контента, глобальным пиратством, неспособностью большинства музыкантов разобраться с коммерческими и законодательными аспектами своей работы, неразвитостью белого рынка музыкальных услуг, а также непростым психологическими особенностями работы: творческой непредсказуемости и жесткими сроками работы, часто завышенными амбициями и заниженой самооценкой, низким уровнем культуры массового потребителя, сфокусированности шоу бизнеса на небольшом количестве суперзвезд, раскручиваемых в планетарном масштабе... Список можно продолжать еще долго.

О шансе создать реально успешный музыкальный продукт/проект, красноречиво говорят два статистических факта, которые я нашел в книге This Business of Music, 10th Edition by M. William Krasilovsky:

1. Согласно статистики RIAA, в США 80% профессиональных музыкантов за всю свою активную творческую жизнь продают менее 10000 носителей музыки (СД, винила, кассет, ДВД). И это (1) в Штатах, где музыкальный бизнес, пожалуй, наиболее развит, (2) еще раз подчеркну, что эта статистика относится к профессиональным артистам. Если учесть, что с продажи альбома ройялти артистов составляют примерно 1 доллар, обещание музыкального дохода в 10 килобаксов за всю жизнь, звучит не слишком обнадеживающе для подавляющего большинства пиитов, жаждущих to become rich and famous.

2. Многолетний анализ финансовой эффективности ведущих американских лейблов покзывает, что примерно 75% музыкальных проектов, запущенных в «производство», не оправдывают вложенных средств. Вдумайтесь - больше двух третей убыточных проектов даже на крупнейших мировых лейблах!!! Убыточных, не смотря на жесточайший отбор из тьмы кандидатов, не смотря на работу A&R персонала, маркетингового отдела и хороших инсайдерских связей с медия и каналами дистрибьюции. Учтем, что лет 10-15 назад лейблу было еще допустимо отвести 2-3 альбома на artist development, сейчас сия роскошь в большинстве случаев не катит.

IMHO, такая бизнес модель выглядит не слишком привлекательно. Да, безусловно, есть фантастически удачные музыкальные проекты. Но реальный шанс поймать жар птицу за хвост равносилен поступлению в технический ВУЗ с расчетом на то, что ты станешь миллионером, получив Нобеля по физике. У нашего Алферова ведь это получилось!

Зарабатывание музыкой «хороших денег»


Для начала неплохо было бы определиться с тем, что можно считать «хорошими деньгами».

Если оставить амбиции воспроизвести доходы звезды ХХХ (имя на ваш выбор), назовем хорошими деньгами сумму, достаточную для содержания себя и семьи в течении 35 рабочих лет, плюс сбережения на старость (еще лет 15-20), плюс покупка жилья, оплата образования, медицины, отдыха и прочих расходов. Это определение «хороших денег» требует суммарного заработка за трудовую карьеру порядка миллиона USD. В Штатах и Европе эта сумма намного больше, в России пока еще меньше, но по сути порядок величины верен.

Давайте посчитаем вместе: Вам 25 лет, Вы полны амбиций, рветесь в бой и собираетесь заниматься музыкой всю жизнь. «Всю жизнь» на практике означает до выхода на пенсию в 65 лет, плюс еще лет двадцать, которые тоже надо прожить на свои музыкальные доходы, т.е. 60 лет. Прикинем число месяцев, которые надо обеспечить своей профессиональной деятельностью: 60*12=720. Предположим, что в течении этого времени Ваш желаемый месячный доход составит $1000 (только для примера, без учета инфляции и прочих факторов). Значит Ваши музыкальные занятия должны принести Вам не менее: 720 * $1000 = $0.72M. Добавим расходы на покупку жилья, образование, отдых, медицину, учтем налоги и инфляцию, которая в среднем вдвое уменьшает покупательную способность денег каждые 10 лет и Вы поймете, что в своей оценке я более чем скромен. Если Ваши перспективы заработать миллион своей музыкой невелики, стоит подумать об альтернативной карьере.

PF
 
Азы, азы и еще раз азы: Скучно, но обязательно для понимания...

Никогда не думал, что размышления о музыкальном бизнесе заставять меня вспомнить учение Карла Маркса, которое, как известно, «всесильно, потому что оно – верно».

Дело в том, что всепоглощающее желание настоящих музыкантов заниматься музыкой идеально описыватся классической экономической схемой «Товар –> Деньги –> Товар’» впервые описанной в труде "Капитал" незабвенного классика. В том смысле, что музыканты, как ремесленники в докапиталистическом обществе, создают музыку (Товар) в надежде получить за нее Деньги, чтобы на эти деньги создать новую музыку (Товар’) и таким образом запустить следующий цикл.

Музыкальные лейблы, как и прочие капиталисты, действуют по схеме «Деньги -> Товар -> Деньги’». Т.е. в музыкальный, читай – инвестиционный – проект вкладываются капитал (Деньги) на которые производится музыкальная продукция (Товар), которую продают чтобы получить еще бОльшие деньги (Деньги’).

Анализ этих хрестоматийных схем выявляет несколько простых, но фундаментальных вещей:

1. Конечные цели лейблов и музыкантов совершенно различны: в то время, как музыканты хотят делать музыку, как можно больше музыки, и делать ее как можно лучше (это же кайф!), то лейбл измеряет успех обьемом продаж и нормой прибыли. При всей очевидности этой разницы, многие музыканты искренне уверены, что для коммерческого успеха достаточно таланта, хорошей внешности, умения владеть инструментном и хорошего репертуара. Увы, для успеха на коммерческом лейбле нужно совсем другое – гарантии возврата инвестиций и разумная прибыльность. А уж как Вы обеспечиваете эти два показателя - блестящим владением инструментом или размером своего бюста и глубиной выреза на платье - бизнесу, по большому счету, безразлично.

2. Поскольку успешное завершение цикла «Деньги-Товар-Деньги’» определяется по итоговым финансовым показателям, больше всего будет выпускаться музыка, которая обеспечит наибольший обьем продаж и наименьшие издержки производства.

3. Лейблы заинтересованы в улучшении качества музыкального товара только до той поры пока это приносит увеличение прибыли. Если музыка становится слишком дорогой в производстве или сроки завершения проекта начинают угрожающе затягиваться, сдвигая дату начала продаж, в силу ступит экономика и будут приняты «непопулярные меры».

4. Если музыка не обладает очевидным коммерческим потенциалом, внимание средних и крупных лейблов она скорее всего не привлечет. Если, тем не менее, музыка талантлива, ее можно попробовать пристоить на мелкие, нишевые лейблы, но это уже граничная область бизнеса, плавно переходящая в меценатство или любительство.

5. Как и любой бизнес, лейблы стремяться оптимизировать свой портфель инвестиций: диверсифицировать его, прибрать к рукам растущий рынок, избавиться от балласта в виде убыточных и малоприбыльных продуктов. Продемострируйте, что вашу музыку можно хорошо продать и вами, возможно, заинтересуются. Ваша музыка талантлива, но расходится хуже, чем предполагалось? Скорее всего вас «оптимизируют». Утешайтесь тем, что возможно Вы в своей музыке опрередили свое время.

При том, что все вышеписанное – истинная правда, реальна картина несколько многоцветнее. В мире существуют тысячи средних, небольших и совсем крохотных лейблов, которые выпускают... да практически все что угодно, в том числе музыку точь в точь, как ваша. Это здорово, но есть одно существенное «но»: сегодня на долю сотен тысяч независимых лейблов приходится меньше трети мирового рынка. Большинство независимых лейблов очень маленькие, многие из них создаются энтузиастами определеных жанров, музыкантами и имеют очень ограниченные бюджеты и возможности.

PF
 
Как оценить серьезность лейбла?

Самый простой способ оценить размер лейбла – это узнать его оборот (обьем продаж за год). В рамках серьезного бизнеса оборот меньше $10 миллионов в год считается мелким. Впрочем, считать чужие миллионы это дело бухгалтеров. Переведем это в измерения, понятные любому музыканту, а именно в продажи альбомов.

Для начала посмотрим, сколько альбомов продают наши образцы подражания:

http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_best-selling_albums_worldwide
http://en.wikipedia.org/wiki/Best-selling_singles_worldwide

(обратите внимание на интересные внешние ссылки с этих страниц)

Угу. Дело идет на миллионы. А как быть с простыми смертными?

Ориентировочные цифры таковы: крупные лейблы начинают интересоваться музыкантами, в смысле, рассматривать их в качетве потенциальных кандидатов для контрактов, как только их продажи достигают ~ 100,000 альбомов. До этого они предпочитают смотреть, как артистов продвигают средние или маленькие лейблы. Средние лейблы подхватывают артистов, продавших хотя бы 20-50 тысяч альбомов. Все, что продается в меньшем количестве – поле деятельности мини и микро лейблов, с которыми большинство музыкантов и общаются.

Почему же крупные лейблы ждут так долго, и не хватаются за музыкантов, у которых, как кажется, клеймо таланта на лбу отпечатано? Ответ прост – талант не гарантирует окупаемость, а работа с артистами уже доказавшими свою инвестиционую привлекательность гораздо менее рискована. (См. выше статью "Азы") Да что там говорить о никому неизвестных артистах, даже крупнейшие звезды иногда пролетают со свистом. Несколько лет назад, если мне не изменяет память, с Мадонной случился неприятный казус, когда альбом, в который вложили 15 миллионов долларов, принес только восемь. Я могу ошибаться с точным числом миллионов, но суть примера от этого не меняется. Так что крупные лейблы с их стратегией не возиться с мелочевкой вполне можно понять.

Данные, которые я привел выше, относятся к Штатам, которые занимают 30-35% мирового рынка.. Пока на Россию приходится всего 0.5-1.4% от обьема мирового музыкального рынка (смотрим табличку по упоминавшейся уже ссылочке: http://en.wikipedia.org/wiki/Music_industry), местные цифры будут отличаться в меньшую сторону. Делаем очень грубую прикидку: рынки различаются примерно в 30 раз. Берем примерный обьем продаж альбома мало мальски заметного музыканта _там_ в 30000 альбомов и делим на 30. Получаем 1000 проданных компактов. Ну что, мало-мальски заметные музыканты _здесь_? Знакомое число? На жизнь доходов с продаж хватит?

Если Вам впервые предложили подписать контракт, поучаствовать в сборнике, это здорово, но очень часто это не начало восхождения к вершинам музыкального бизнеса, а возможность поучаствовать в проекте, который проталкивают такие же энтузиасты как вы, только сумевшие найти немного денег. Работая с маленькими лейблами вы можете получить массу удовольствия, общаться с интересными людьми, найти единомышленников, делать хорошую музыку, но чаще всего размах действий и финансовые результаты таковы, что их даже бизнесом называть неловко. Это мелкое, а зачастую микроскопическое предпринимательство, работа из интереса, когда возврат вложений уже считаеться удачей.

Из удачных образцов микро-лейблов, приведу пример одного нью-йоркского врача, с которым я встретился пару лет назад на одной из университетских вечеринок. Этот врач в порядке хобби финансирует запись и издание альбомов рок-музыкантов средного эшелона, пик славы которых пришелся на конец семидесятых – восьмидесятые годы. Артистам сейчас около шестидесяти, но поклонники продолжают их помнить и хорошо сделанный альбом с ремейкам старых хитов и тройкой новых песен расходится тиражом в 100-200 тысяч альбомов. Неплохо, не правда ли? Однако поверьте мне, менять свою основную работу на это хобби ему и в голову не придет.

Я указал ориентировочные цифры по обороту и обьемам продаж в частности потому, что о музыкальном бизнесе здесь на форуме чаще всего высказывают свое мнение - безапелляционное, и как правило, невежественное - персонажи, имеющих к нему такое же отношение, как незабвенный Василий Алибабаевич, который на автоколонке бензин - ну вы помните - к Лукойлу. Учитесь отличать хотя бы тех, кого точно слушать не стоит!

Взгляните, к примеру, на реальное резюме реального бизнесмена от музыки: David Toomey, Sony BMG Music Entertainment

http://www.linkedin.com/in/davidtoomey

Познавательное чтение, не правда ли? Мне понравилась эта строчка: «Manage a combined artist roster that has generated 1 billion dollars in total company revenue». Биллион – это миллиард по-американски:-) Обратите внимание на две характерные детали: (1) человек получил бизнес, а не музыкальное образование, (2) в занятиях музыкой замечен не был. Миллиардами, как и миллионами, обычно рулят экономисты, а не музыканты, и в этом есть своя логика.

Еще раз повторю, что создание музыки и музыкальный бизнес – это два совершенно разных занятия. Лично я однозначно предпочел первое.

PF
 
“Сколько денег можно снять с клиента?” Мифы и реальность...

На оригинальность идей не претендую, ведь сценарий торговли заказчика с исполнителем оттачивался веками и окончательно был формализован в прошлом веке. Вкратце его можно представить в виде трехступенчатого процесса:

1. На первой стадии потенциальный Заказчик должен найти потенциального Исполнителя. И наоборот: потенциальный Исполнитель должен найти потенциального Заказчика, что отнюдь не легче. Истории о том, как, где и каким образом может произойти эта встреча временами тянут на роман, притчу или анекдот, или серьезное исследование на тему professional networking.

2. На второй стадии Заказчик должен убедиться в том, что Исполнитель сможет выполнить его заказ, а Исполнитель, соответственно, должен убедить Заказчика что именно он сможет сделать то, что требуется лучше всех остальных претендентов.

Я думаю, что это самая важная стадия процесса, ведь от правильности этого решения в значительной мере зависит успех или провал всего проекта. Судите сами: если на стадии оговаривания условий работы Заказчик будет вынужден согласиться на менее выгодные условия, но в итоге получит требуемый результат, максимум что он теряет – лишние ХХ% «переплаченных» денег. Если же Заказчик свяжется с исполнителем, который по началу предложет вполне приемлемые условия работы, но в итоге провалит проект, то потери в деньгах, времени и нервах будут несоизмеримо большими. Так что, избави меня Боже...

3. На третьей стадии начинается собственно торговля за наиболее выгодные условия заказа.

При все многообразии практических ситуаций, общая схема торга проста.

Каждый заказчик имеет определенный бюджет, который отводится на выполнение заказа. Этот бюджет как правило ограничен сверху абсолютным максимумом, выше которого заказчик не поднимется и ограничен снизу опасением получить дешевое и низкокачественное исполнение. Ограничение сверху бывают экономические и психологические. Экономические огранчения чаще всего связаны с том, что «денег больше нет», или с тем, что увеличение затрат выше определенного уровня сделает весь проект нерентабельным. Психологические пределы варьируют от «Больше чем ХХХ баксов этот бездельник от меня не дождется», до «Боже, как все дорого! Ну не может это на самом деле СТОЛЬКО стоить!»

В диапазоне между минимумом и максимумом бюджета есть зона комфорта. Соответственно на вопрос о том, «сколько денег можно снять с клиента» существует простой ответ – не больше максимума бюджета, который заказчик отвел на данный заказ.

В случае коммерческого проекта (фильм, спектакль и т.д.) этот бюджет, включая его максимум, может быть заранее запланирован и зафиксирован в смете. В другом случае, например у мамы, ищущей минусовку для утренника в детском саду или фонограмму для выступления своего чада на катке, бюджет будет сформулирован в простой фразе: «$40-$50, но не больше $60». Во многих случаях представление заказчика о бюджете может формироваться по ходу процесса, по мере поступления информации. Тем не менее, бюджет у заказчика есть всегда. От него и надо плясать, поскольку это главный, а зачастую и единственный фактор, который определяет финансовые условия работы над проектом.

У исполнителя тоже есть свой диапазон приемлемых цен, из которого наиболее важен нижний предел, т.е. сумма, ниже которой связываться с заказом становится нерентабельно. Этот порог может быть какой угодно. Я помню, как член союза композиторов, к которому я обратился шесть-семь лет назад с просьбой поправить голосоведение, написал мне: «Павел, мне очень нравятся Ваши вещи, но учтите, что меньше чем за $10 за композицию я работать не буду». С сожалению, это не смешной пример. На другом полюсе, продюсеры, песни которых попадают в Billboard Топ 10, просят за свои услуги до $100000 за песню. И так далее.

Весь процесс определения условий работы есть поиск пересечения двух диапазонов приемлемости – Заказчика и Исполнителя. В бизнес школах существует стандартное упражние, когда одной группе дают задание «купить» нечто не дороже X, а другой группе «продать» это нечто не дешевле Y. В процессе обучения моделируются разные ситуации: X>Y, X<Y, X=Y...

Сия несложная трехступенчатся схема обьясняет три четверти всего процесса выработки условий работы между заказчиком и исполнителем. На оставшуюся четверть приходятся все остальное: психология, парапсихология, нейро-лигвистическое программирование, тембр голоса, качество визитки и прочее. Если кто-нибудь будет соблазнять Вас предложениями научить вить из Заказчика веревки используя "волшебные" техники и приемы, которые перевесят реальный профессионализм, знание ситуации в отрасли, умение работать и здравый смысл - гоните его в шею!

Написать эту статью меня подтолкнуло пространная – в триста с лишним постов - ветка: http://forum.rmmedia.ru/showthread.php?t=33997 В ней нашлось место для обсуждения эффекта демонстрации Заказчику престижного телефона, но никто не упомянул наличие у Заказчика ограниченного бюджета :-)

PF
 
Музыкант глазами работодателя.

Несколько советов на тему поиска работы и общения с заказчиками.

Поскольку это совершенно необьятная тема, ограничимся ситуацией выбора музыкантов для существующего коммерческого проекта, когда имеется заказчик, который ищет исполнителя и готов заплатить деньги за определенный обьем работы. Эти рекомендации относятся прежде всего к ситуации, когда желающих получить работу существенно больше, чем вакансий, что является правилом практически во всех серьезных проектах, куда имеет смысл прорываться.

Чтобы не писать очередной набор банальностей, я опишу процесс отбора кандидатов с использованием системы behavior interview (поиск в Гугле по этим ключевым словам выдает немало полезных ресурсов). Этот принцип отбора кандидатов на ответственные позиции используется практически во всех крупнейших кампаниях: IBM, Siemens, General Electric, Motorola и так далее. В музыкальной тусовке в явном виде этот метод не применяют, но, с моей точки зрения, знания об нем могут помочь и в этом случае. Замечу, что сам знаком с этой методой не по наслышке, ибо прием на работу сотрудников входит в мои прямые обязанности в одной из упомянутых компаний.

Суть behavior interview можно изложить в двух простых постулатах:

1. Кандидат оценивается по двум параметрам:
- соответствие его профессионального уровня требованиям проекта,
- личные качества, которые определят его поведение в коллективе.

2. Оценка профессиональных и личностных качеств производится по принципу, что лучший способ предсказать поведение человека после приема на работу - это выяснить его поведение в схожих ситуациях в прошлом (именно по-этому система и назывется behavior – поведенческая).

Вот, собственно говоря, и все. Кажется, что проще некуда. Но это только на первый взгляд.

Начнем с пункта: «соответствие профессионального уровня кандидата требованиям проекта». Он самый важный и вытекает из простого факта, что если заказчик решил добровольно расстаться со своими деньгами чтобы получить нечто, значит это нечто ему действительно нужно. Ведь просто так товарищам с улицы никто деньги не раздает. Иными словами: грамотный заказчик ищет не музыканта вообще: таланта, виртуоза, умницу, душу компании, человека с юмором, порядочного, обязательного и т.д., а человека, который хорошо выполнит конкретную работу. Хотя требования проекта могут быть самымим разными - при прослушивании на место первой скрипки в Chicago Symphony Orchestra Вам могут предложить сыграть фрагмент, скажем, концерта Мендельсона, а при кастинге в эпатажный проект, могут предложить спеть что-нибудь веселенькое про ж**у, - общий подход остается в силе.

Делаем первый важный вывод: заказчики прежде всего обращают внимание на информацию, из которой можно понять – сможет данный человек сделать то, что требуется или нет. А выудить эту информацию помогает второй принцип – принимать в расчет только реальные факты: сделаные проекты, прошлые места работы, наличие специального образования и так далее.

Огромное количество людей при обращении на работу не придают значение этим моментам. Я много раз наблюдал, как на интервью (не обязательно связанное с музыкой), люди пытались прежде всего продать себя, демонстрируя свои желания, планы, требования и амбиции и т.д. И это естественно, ведь Вы устраиваетесь на работу для того, чтобы решить свои собственные проблемы. Но чтобы Вас на эту работу взяли гораздо логичнее показать, как именно Вы сможете решить проблемы заказчика, ведь это именно то, в чем он (заказчик) больше всего заинтересован. Как именно это делается я постараюсь рассказать в следующей статье.

Запомните, что доказывать и убеждать заказчика, что никто кроме Вас лучше этот заказ не сделает – это Ваша задача. Ожидать, что Заказчик сам заглянет вам в душу, проникнется Вашим положением, разглядит в Ваших незаконченных демках искру таланта, поверит в него и поймет, какое Вы золото и бесценный работник конечно... можно. Только не удивляйтесь, если заказ достанется не Вам, а тому кто поступил более адекватно.

Вторая классическая ошибка состоит в том, что человек пытается впечатлить заказчика своей супер разносторонностью, продемонстрировать, что он все может. Как правило заказчику не надо "все", ему важно убедиться, что ему хорошо сделают то, что нужно. Предположим, проводится кастинг соло гитариста для alternative rock проекта. Приличное владение бас гитарой, знание Кубейса и web дизайна конечно плюс, но если Вы не продемонстрируете приличную игру в требуемой манере, на работу скорее всего Вас не возьмут. Логично? Тоже самое относится к выбору демо треков при обращении на работу в качестве аранжировщика. Если предполагается запись альбома латины с упором на элементы фламенко, посылать одну демку с акустической гитарой и еще три демо - транса, саундтрека и брит-попа не стоит. Лучше послать две-три демки в требуемом стиле, еще одну в смежном стиле, которая подчеркнет полезный для проекта навык (например, умение набивать классные барабаны), а про остальные работы упомянуть в резюме.

Теперь о том, что лучший способ предсказать результат работы человека после приема на работу это выяснить результаты его работы в прошлом. Из этого следуют два важных вывода:

1. Все обещания будущих успехов и достижений не подкрепленные убедительными примерами из прошлого опыта: «да не боись, все будет нормально», «я быстренько во всем разберусь и сделаю, как полагается», «я, правда, этого не делал, но думаю, что получится», «и не с такими проблемами разбирались» грамотным заказчиком в расчет не берутся. Вообще.

2. Самая лучшая рекомендация – это убедительный пример того, что Вы уже делали нечто похожее на обсуждаемый заказ и сделали это хорошо. Если нужна музыка для кино или спектакля – лучший пример это саундтрек; если ищется фронтмен для живых выступлений – посылайте линк на youtube с Вашим концертом на фестивале, в клубе и т.д. Запомните: ничем неподкрепленное утверждение, что Вы можете сделать то, что требуется никакого веса для Заказчика не имеет. Заказчика надо убеждать фактами и примерами.

О личных качествах.

Никто не ожидает, что человек, которого берут на работу станет личным другом и поверенным работодателя. Тем не менее, заказчик хочет быть уверен, что работать с человеком ему будет психологически комфортно. Особенно это важно, если работа предполагается не дистанционная, а в коллективе. Ведь с этим человеком придется подолгу жить в одном гостиничном номере, тесниться в купе, таскать оборудование, разбираться с бытовыми мелочами на гастролях, искать выход из конфликтных ситуаций... Надо быть уверенным, что на второй неделе у Вас не появится желание придушить его подушкой во время сна.

Для дистанционной работы по интернету, без личного контаткта тоже надо быть уверенным, что человек более-менее надежен в смысле выполнения работы в оговоренные сроки, что есть взаимопонимание в том, что требуется сделать, что человек элементарно порядочен, не прокинет с предоплатой, не пропадет на несколько недель без причины, что он оперативно отвечате на емэйлы и так далее.

Еще раз повторю: в идеале Заказчику должно быть психологически комфортно работать с Исполнителем. Поэтому я с иронией воспринимаю рекомендации типа:

Важно дать понять Заказчику, что он далеко не единственный такой благодетель и вас просто разрывают на части желающие поживиться хорошей музыкой. Даже если это неправда…

Ну, ну...

Опыт показывает, что хорошо складывающиеся рабочие отношения могут продолжаться в течении многих лет. Примеров тому в мире музыки и не только можно найти сколько угодно. Навскидку: Эльдар Рязанов и Андрей Петров, Михалков и Артемьев, Элтон Джон и Берни Тайпин и так далее. Согласитесь, что эти люди десятилетиями работают вместе вовсе не потому, что не могут найти других композитров или авторов текстов! Так что есть повод отнестись к человеческой составляющей проектов с полной серьезностью.

Вот вкратце теория приема на работу. Точнее - один из возможных сценариев. О практике поговорим в следующий раз.

PF
 
Прошу прощение за нахальное резервирование места под еще ненаписанные статьи! Очень постараюсь заполнить место добротным контентом. Что писать давно уже ясно, осталось только время найти... Буду благодарен за критические замечания.

А пока, в ожидании продолжения, прочитайте это предложение о работе:-)

http://forum.rmmedia.ru/showthread.php?t=35728

PF
 
спасибо большое. В принципе,подобные вопросы обсуждаются на форуме регулярно. Но у Вас появились хоть какие-то ссылки и данные. Например, про
МедиаТрафик я не знал, а у Биллборда чарты только для подписчиков. Жаль, что у МТ нет чартов по жанрам, как в ББ.
Я интересуюсь чартами и продажами в плане узнать, а что реально востребовано, потому что часто мы руководствуемся своими личными пристрастиями, заявляя- вот этот звук(артист, альбом, стиль,песня) - самый клевый! а смотришь чарт и убеждаешься, что по продажам этого предмета обожания - полная лажа ! т е рынок наших предпочтений не разделяет и заниматься этим направлением значит загонять себя в тупик невостребованного никем материала.
 
Снимаю шляпу пред умницей.
Вы та половина равнительных весов что против мечтателей-неразумных в этом.
С благодарностью жду продолжения...и как хорошо что я просто играющий музыкант.
 
Спасибо, за собранную информацию. А каковы ВАШИ ЛИЧНЫЕ цели, позвольте поинтерсоваться? Уж не хотите ли Вы изменить музыкальный мир? :)
 
Спасибо большое . Аналитики на подобные темы, тем более неангажированной, очень мало. Но она очень нужна, хотя бы для того,чтобы раскрывать глаза на реальное положение вещей. С интересом жду продолжения.
 
Ну что тут можно сказать? Да собственно, многим это известно.
Тут ещё один момент упускается - концертная деятельность. О ней подробнее. С чего всё таки больше зарабатывается денег? Для нашей страны, я думаю, это концертная деятельность, так как продажа официального аудио у нас крайне низка.

Да, и ещё вопрос автору: как вы думаете, если полностью (или почти полностью) победить пиратство, ситуация с зароботками музыкантов улучшится?
 
Я честно не говоря не понял цель статьи. Констатировать проблемы в муз бизнесе и спустить с небес на землю музыкантов? Показать чего они не знают? При желании, можно и самому почитать книги про бизнес. И другой момент. Ну зачем постоянно писать это "имхо". Вообще, это выражение возникло в следствии слабой логической культуры. И так ведь понятно, что высказывания не подтверждённые фактами либо правильной логической структурой являются мнениями.
 
Отличная тема!
Враг многих творчесих людей (особего юных) -это ИЛЛЮЗИИ !
Богатство, слава, роскошная жизнь, море телок- и все это занимаясь любимым делом ... Если Бог поцелует возможно, а так будь готов к прозе жизни. если есть талант и вдохновение -это уже большое счастье , а зарабатывать на жизнь научись чем-то другим, чтобы потом, через многие года безуспешной погони за ИЛЛЮЗИЕЙ разочарования не грызли душу ..
 
Cosmo написал(а):
Да, и ещё вопрос автору: как вы думаете, если полностью (или почти полностью) победить пиратство
Это коммунизм - прекрасная утопия.
Как вы справедливо заметили
Cosmo написал(а):
Тут ещё один момент упускается - концертная деятельность.
Добавлю, авторские и смежные права, поверьте это не мало,
к тому же на данный момент положение дел крупных лэйблов преувеличено, их доли благодаря пиратству снижаются.
На мой взгляд если музыканту выучить денежно-экономическую часть, то он из творца превратится в лавочника, есть масса примеров когда успешные музыканты говорят, я не знаю как зарабатывать, я играю музыку.
В действительности делами занимается директор или как горят в европах муз. агент.
 
В заграницах может и занимаются агенты, а в России лично я не знаю ни одного композитора или аранжировщика, у которого есть агент. Может тут имеются такие счастливчики?
 
Мне какется юные музыканты ни за что не откажутся от своих мифов. А кто постарше и сам понимает всю полноту проблемы в муз. бизнесе. Ну и цифры по продаже дисков уже снизились очень значительно. Интернет зло для продаж
 
Мда. к сожалению я с автором статей согласен, как не грустно но все именно так. вот только хочется узнать: неужили в таком состоянии весь Шоу бизнесс Мира? Я про Русский вообще молчу.
 
Ну да я понимаю, что лучше знать...кто же спорит...но там они не объясняются...а просто как факт ставятся. Такие статьи обычно оставляют только неприятное впечатление, не предлагая решение самой проблемы...Ну какая мне польза от того, что мне кто-то скажет, как всё плохо? как будто я не догадывался
 
A_V_R,
решение очень простое. музыкой должны заниматься избранные.
избранные судьбой, талантом, трудом и волей к победе.
а неприятное впечатление знаете почему? потому, что после такой картины начинаешь чувствовать себя за бортом.
все идеи, о которых пишет автор я уже излагал в недавнем топике скрипкина, конечно попроще и без таких ярких примеров. согласен полностью, рад что все написано простым и доступным языком.
 
Последнее редактирование:
во первых интернет это не зло, а спасение и лучший друг музыканта. интернет дает возможность хоть както заявить о себе. почти не вкладывая в это деньги. мир глобализации! але! отдуплитесь! позарывались в своих норах и живете суждениями устаревшими лет на 15.

во вторых в чем грусть то реальности? я немогу понять? ХВАТИТ НЫТЬ ! вы музыканты или быраги? вам деньги нужны я не пойму? так идите учитесь на лавочкина-экномиста и баржыте себе на здоровье.

а дельный музыкант рано или позно найдет себе средство для покупки хлеба и оплыта жкх. а если меньше ныть и больше работать то может еще и на запорожец с тонировоанием хватит. я вас уверяю что сиськи нароката,куча денег и остров не есть счастье в жизни. можно быть абсолютно бедынм но быть в гармонии с самим с собой. поэтому не вижу не какой "гоерсти" реальности. и темболее я не вижу нечего странного в том что щас такая ситуация. технологии позволили каждому второму писать музыку. а с какой стати именно вы тот самый каму должны милион на блюдечке принести? а чтобы стать вот этим самым нужно вклаывать как папо карло. с утра и до вечера. или вы думаете миллиарды люди просто так зарабатывают? да они на это всю свою гребанную жизнь тратят , а потом их наследники грызут друг друга из за пару сотен баксов.

Цените то что имеете!!! только то что у вас есть возможность заниматься музыкой уже счастье!!
и кстате чтовы сделали чтобы стать богатым музыкантом? я уверен что большенсвто "успешных" спали с кем нужно(причем и со своим полом возможно),долбили и бухали с кем нужно. талант это капелька успеха. это жизнь. и при желание можно эту иерархию подогнуть под себя.


я вам настоятельно рекамендую вдуматься в топик Скрипкина об успехе. вот она реальность. то что нужно делать или чтото возле этого а на ваш талант все клали с высокой колокольни. один в поле не воин. если вы только не ГЕНИЙ ! ( 2-3 на столетие всего их рождается)
 
В заграницах может и занимаются агенты, а в России лично я не знаю ни одного композитора или аранжировщика, у которого есть агент. Может тут имеются такие счастливчики?
У меня есть агент...В штатах...Правда пока никаких активных телодвижений там, за бугром(а здесь тем более, Россия не входит в их круг интересов)не предпринимается, по моей инициативе. Пока только подкидывают изредка заказики на музыку для рекламы...Какие-то поползновения начнутся после того, как я запишу альбом в Болгарии в этом году и пересведу, а частично и переаранжирую/переоркеструю материал...А, еще сайт сначала сделать нада...
Сам я никого не искал, на меня вышли, послушав один трек на Реалмузике...
-----------------------------
Автору большое спасибо за заметки! Павел, с интересом жду уже заявленных, но еще не помещенных...Не совсем понятны претензии некоторых товарищей, типа, и так все это знаем...Ну знаешь - не читай, раздражает - пройди мимо!
------------------------------------------------
 
  • Like
Реакции: Balint и PADAVAN
Не совсем понятны претензии некоторых товарищей, типа, и так все это знаем...Ну знаешь - не читай, раздражает - пройди мимо!
------------------------------------------------

ну так у нас любят грязью поливать. это проще всего
 
Ну в общем то, действительно, знают ли люди подожение вещей или не знают, музыкой они заниматся не перестанут. А кто перестанет, уйдёт в бизнес - туда ему и дорога.

Остюда вывод - занимаемся музыкой, и не еб..м себе мозг.
 
  • Like
Реакции: Darg

Сейчас просматривают