Гармония в электронной музыке

  • Автор темы Автор темы S.Panin
  • Дата начала Дата начала

S.Panin

Senior
25 Окт 2006
3.065
1.536
113
Вот, некоторое время назад, решил я попытаться гармонизовать свою простенькую мелодию по правилам гармонии. Получилось что-то похожее на виа восмидесятых. Помучился я, помучился, и решил, что те классические правила гармонии сейчас звучат старомодно, попсово и т.д.
Действительно, слушая электронную музыку, особенно качественную (в плане мелодии, гармонизации), слышно, что все слитно, все на месте, но не так как в учебниках.
Вот мне интересно, кто какие вывел для себя законы и правила, при написании своих тем. Как вы их гармонизуете. Понятно, что наверняка, большинство действий на слух, но все-таки...
Мне вот например, не нравиться, когда бас сильно прыгает по интервалам, а иногда без этого нельзя, получается тагда слишком однообразно.
Ну, в общем извините, если не очень ясно выражаюсь, но я думаю хоть че-то понятно ;)
Прошу поделиться опытом в этой сфере.
Надоела музыка, сыгранная "одним пальцем".
 
  • Like
Реакции: asmerrrr и NIKEs11
а что именно тебя устраивает
назави композиции иль кусочки выложи
хотя от части ты сам и ответил: большинство действий на слух (И ВКУС!)
 
<div class='quotetop'>Цитата(Voodoo @ Aug 13 2007, 10:08 PM) [snapback]481061[/snapback]</div>
Действительно, слушая электронную музыку, особенно качественную (в плане мелодии, гармонизации), слышно, что все слитно, все на месте, но не так как в учебниках.
Мне вот например, не нравиться, когда бас сильно прыгает по интервалам, а иногда без этого нельзя, получается тагда слишком однообразно.
Прошу поделиться опытом в этой сфере.
Надоела музыка, сыгранная "одним пальцем".
[/b]
Тут больше математика. Я думаю все знают что в нотах +7 = -5. Про обращение и все тоже думаю в курсе.
Коммерческий стандарт 4 аккорда длительностью долю или 1/2, в доле по четыре деления.
В основном трезвучия... самые популярные (Am, F, C, G, тоже но -5(+7) Em, C, G, D).
Солирующая мелодия всегда в интервалах трезвучия (3 образующих аккорд) + еще 4 (все они в гамме для текущего трезвучия лежат). Так для C и для Ам этих 7 нот всегда белые кости клавиатуры.
Иногда слирующую мелодию принято удваивать через терцию (малую +3 полутона или большую +4 полутона в зависимотси от текущего аккорда) или квинту +7(-5).
Насчет баса - он всегда на основную ноту аккорда, очень очень редко можно заменить на +7 (-5).
 
Да любая танцевальная музыка. Меня интересует именно как люди, присутствующие здесь гармонизуют.
 
<div class='quotetop'>Цитата(Voodoo @ Aug 13 2007, 11:40 PM) [snapback]481097[/snapback]</div>
Да любая танцевальная музыка. Меня интересует именно как люди, присутствующие здесь гармонизуют.
[/b]
Ты что иммеешь ввиду под гармонизацией?
Выложи мидючок своей мелодии, попробуем сгармонизировать.
Сча только гармонь с гаража принесу :P
 
  • Like
Реакции: Peter1
Под гармонизацией я подразумеваю придумывание партий остальных инструментов. Пэд, бас. Сейчас пишу со смартфона, компа пока под рукой нет. Да, в общем то и мелодия не важно какая, хоть елочка. Интересен смысл гармонизации в танцевальной музыке, тока по уму:) интересно было бы разобрать по шагам, с пояснением, от каждого по варианту!
 
<div class='quotetop'>Цитата(Voodoo @ Aug 13 2007, 11:57 PM) [snapback]481112[/snapback]</div>
Под гармонизацией я подразумеваю придумывание партий остальных инструментов. Пэд, бас. Сейчас пишу со смартфона, компа пока под рукой нет. Да, в общем то и мелодия не важно какая, хоть елочка. Интересен смысл гармонизации в танцевальной музыке, тока по уму:) интересно было бы разобрать по шагам, с пояснением, от каждого по варианту!
[/b]
Ну тут все в контексте стиля. Для хандсапа и хардтранса одно, для прогресив и вокал транса другое.
В хандсапе и хардтрансе решает лидовая мелодия, бас там простой очень.
Мне кажется немного надуманая проблема с гармонизацией, гораздо важнее тембры (пресеты) самих падов, басов и лидов.
 
  • Like
Реакции: Searh4 и OneAfter909
Вот, например, есть одноголосная мелодия. Полифония-1 нота. Аккорды вы играете инструментом мелодии, или распределяете ноты аккорда между другими инструментами?
 
А смысл играть аккорды инструментом мелодии - это ж не сольный концерт фа-но, которое является самодостаточным инструментом. Конечно, должно быть распределение между другими инструментами, как же иначе. Ну, грубо говоря...большое трезвучие - до, ми, соль, до...Нижнее до отдаем басу...Ми соль до оставшееся отдаем пэду...Третьим тембром мелодия идет - лид какой-нибудь...потом саб-бас еще где-нибудь бубнит еще одним тембром...Следующим тембром можно выписать какую-нибудь середину пульсирующую ритмически и т.д, на устойчивой ступени аккорда - на том же до, только через октаву или две выше...Мож ты не то спрашиваешь, а я спросонья тут пытаюсь по-простецки втолковать что-то ))) Извиняй коли так, был долгий день ). Бас, как и сказано, играет основу - тонику аккорда. Но просто имея одну ноту в басу, можно столько аккордов настроить - и это тоже используется частенько в разной музыке электронной.

Тут надо найти баланс между примитивизмом и навороченностью. Качественная музыка где-то посредине (если подразумевается танцевалка, конечно). Да и тембров/голосов много использовать не рекомендуется одновременно. Будет сложно и слушать потребителю, и сводить звукачу. В электронной музыке часто все-таки тембр более важен (сонорика что ли называется), хотя лично я стараюсь еще и гармонически не скатываться до примитивизма...но тут надо не переборщить...иначе все пропало.

Представь себе аморфный пэд, без какой-то либо гармонии...что взял на клавиатуре, то и зашумело, зазвучало...супер, ага? Туда потом бас несложный и несложную гармонию на пианино...и солирующий звук...и будет звучать...А убери аморфный кислотный пэд, и может стать банально, так как восприятие будет сугубо гармоническим....




Тут скорее действия носить должны интуитивный характер. Со временем разовьется вкус во избежание банальщины а-ля восьмидесятые...Одними правилами гармонии ты ну никак не отделаешься...Ниша не та - суть уже не та. Нельзя электронную музыку так вот примитивно разбирать гармонически, на мой взгляд.
 
<div class='quotetop'>Цитата(Sergmeister @ Aug 14 2007, 12:49 AM) [snapback]481138[/snapback]</div>
Но просто имея одну ноту в басу, можно столько аккордов настроить
[/b]
Вот тут если можно поподробней;)
 
2 Voodoo,

У меня сейчас музыкальный комп не под рукой, этот чисто для работы, но я вечерком или в удобный момент состряпаю что-нибудь тебе и выложу пример насчет того, что ты просил. Если не получится мидишный пример сделать в силу обстоятельств, то по нотам объясню. Думаю, и народ еще что-нибудь подскажет пока я соберусь. Мы тебя не бросим, brother! ;) У меня тоже на самом деле много еще вопросов по гармонии без ответов несмотря на длительный музыкантский опыт, но он просто был раньше в других областях - rock гитара, чистое ф-но, группы-шмуппы...немножко оркестр....к электронике я сам не так давно пришел в плане творчества, так что тоже ищу свои дверцы в этой области. Меня, к примеру, очень интересуют джазовые гармонии, там 4, 5, 6 звучные аккорды...супер. Книжка Чугунова "Гармония в джазе" просто улетная в этом смысле, я ее в свободное время почитываю и упражняюсь - и думаю, как сделать небанальные гармонические партии без слащавости и пафосности, и вместе с тем сохранить дух электронщины. Все на тонических трезвучиях строить по определению нельзя...тут надо голосоведение соблюдать для плавности....Ладно, растрепался с утра. Что обещал - сделаю.
 
  • Like
Реакции: Searh4 и maxdanil
<div class='quotetop'>Цитата(Sergmeister @ Aug 14 2007, 10:25 AM) [snapback]481276[/snapback]</div>
Меня, к примеру, очень интересуют джазовые гармонии, там 4, 5, 6 звучные аккорды...супер.
Все на тонических трезвучиях строить по определению нельзя...тут надо голосоведение соблюдать для плавности....
[/b]
Это уже будет не коммерческий звук.
Во первых трезвучия так звучат в силу математических причин (высшие гармоники совпадают) в результате чего, особенно на электронных тембрах богатых гармониками, очень приятные получаются консонансы.
Во вторых практика показывает что гармонии 95% успешных треков базируются именно на трезвучиях. Причем есть ряд гармоний очень уж широко используемых.
В третьих попробуй сделать электронный ремикс на тему основанную на более сложных чем трезвучия аккордах. :P

По поводу миди и примеров:
есть такой ресурс http://www.nonstop2k.com/
там большое количество коммерчески успешных dance music MIDI files.
 
Я не спорю, что нельзя многозвучные аккорды полностью переносить в дэнсовую музыку, это я уже и так понял. Но вот местами вкрапления можно делать, на мой взгляд. Я не спорю, что дэнс накладывает массу ограничений, но вот все-таки попробовать что-то внести очень хочется. Уверен, что много этого внести не получится - почва не та, но с другой стороны - я не только дэнсом занимаюсь, так что лично мне - полезно.

Кстати, Darlock, мог бы указать ПОКАЗАТЕЛЬНЫЙ пример этих самых трезвучий в конкретной композиции? Там мидишек много, может тебе что-то конкретное известно, чтоб не перебирать - время драгоценно. Если нет, то уж пороюсь и сам - но просто вдруг может знаешь точно куда бы посмотреть ).
 
Где то я слышал когда то "золотое правило" -- избегайте наивности
так, информация к размышлению...
извините, что "встрял" в разговор дядек.
 
  • Like
Реакции: Futulyric
<div class='quotetop'>Цитата(Sergmeister @ Aug 14 2007, 12:21 PM) [snapback]481336[/snapback]</div>
Кстати, Darlock, мог бы указать ПОКАЗАТЕЛЬНЫЙ пример этих самых трезвучий в конкретной композиции? Там мидишек много, может тебе что-то конкретное известно, чтоб не перебирать - время драгоценно. Если нет, то уж пороюсь и сам - но просто вдруг может знаешь точно куда бы посмотреть ).
[/b]
Такс. Вот первое что вспомнил Cascada - I need a miracle http://www.nonstop2k.com/download.php?id=899 (Dm, A#, F, C)
Аналогичная гармония в треке Central Seven - Neverland
Тоже в Cascada - One more night
Master blaster - How old are you
 
  • Like
Реакции: Nick Molti
Sergmeister, chchch посты набирает.
Просьба ко всем, в следующий раз 10 раз подумать, прежде чем писать. А писать ТОЛЬКО по существу.
Философии "почему люди не летают" здесь никому не надо!

Че там кстати с примером насчет баса? ;)
 
2Voodoo - я бегаю от аси (работа в онлайн) к цементному раствору и плиточному клею, с миксером и шпателем - с первого этажа на второй в своем доме, и еще ухаживаю за женой, так как ей сейчас тяжко. Так что жди вечера с басом )))). Надо просто подумать получше посидеть спокойно, чтоб понятней объяснить....я сейчас набегами туда-сюда.
 
Вчера пропустил:
что есть "устойчивая ступень аккорда"
 
2Voodoo,

отвечаю, как и обещал, даю примеры, как от одной ступени баса можно построить разные аккорды в гармонической последовательности. Придется мудрить, потому что миди редактора под рукой сейчас нету, и нотного стана в электронном виде тож не имею, посему...диктую, что называется, по нотам:

Играй, к примеру, так:

размер 4/4, в басу нота играет на каждую четверть, потом ноты меняются в басу по ходу дела. Бас используем как опору для аккорда, аккорды будут из четырех звуков. Бас - это одна нота, соответственно на клавиатуре нам остается взять еще три ноты относительно играющего на каждую четверь баса. Строй прогрессию таким образом:

ДО (бас) - ми бемоль- соль - си бемоль
ДО (бас) - ми бемоль - соль - ля
ДО (бас) - ре-соль бемоль - ля
РЕ (бас) - ре-соль бемоль - ля

РЕ (бас) - ре-фа-ля
РЕ (бас) - до-фа-ля
РЕ (бас) -си-фа-ля
РЕ (бас) - до-фа-ля

ЛЯ БЕМОЛЬ (бас) - до - ми бемоль- соль
ЛЯ БЕМОЛЬ (бас) - си-ми бемоль - фа
СОЛЬ (бас) - си бемоль - ре-фа
СОЛЬ (бас) - ля - до - ми бемоль

ФА (бас) - ля- до- ми бемоль
ФА (бас) - ля бемоль - до - ми бемоль

СОЛЬ (бас) - ля - до - ре
СОЛЬ (бас) - соль - си - ре...

УФФФ....В ОБЩЕМ ПОЧТИ ВСЕ ЗДЕСЬ СЫГРАННОЕ - ТЕ ИЛИ ИНЫЕ ОБРАЩЕНИЯ СЕПТ АККОРДОВ. Конечно, в чистом виде в электронщину это не взять...пример я привел с потолка...просто показать, что от каждой ноты можно брать разные аккорды, которые будут выполнять разные гармонические функции и создавать настроения (если это нужно). Это далеко не всегда нужно, кстати...но иногда - очень вписывается в нужное место. Фу...перепроверять не буду...усталь писать ).
 
Тут, в принципе, все понятно.
А вот, например, есть длинный аккорд пэда на весь такт. При этом плюс еще мелодия играется восьмыми. По каким законам строится басовая линия в этом случае? Если весь такт одна нота-нудно, следовательно-по нотам аккорда? Или есть еще какие штуки?

Еще же надо с мелодией состыковать!

Еще же надо с мелодией состыковать!
 
Sergmeister все правильно!
а я попытаюсь пояснить это более просто )))

Раньше когда я только начинал писать я делал так : прописывал бас например на ноте D (ре) дальше фон тоже на ноте D потом арпеджио тоже аккордом D (или производным) и мелодию тоже начинал с D
все казалось круто НО!

мой трек звучал как похоронный марш - я долго ломал голову над этим - почему у меня такая нудная и унылая атмосфера в треках

однажды я случайно сместил бас на другую ноту и тут пришло прозрение! выстраивая отдельные партии на разные ноты (гармонирующие между собой) я получал совершенно разные результаты - у меня как бы получался тот же аккорд только не из отдельных нот а из отдельных элементов (бас, фон, аррпеджио итд)

теперь я все делаю правильно, чего и Вам желаю )

(специально написал простым языком чтобы было как можно более понятней)
 
2 Voodoo,

Я не знаю, в каком стиле ты пытаешься преуспеть, но насчет того, что одна нота в басу - это тупо и нудно, иногда ты прав. Не всегда, конечно, вспомни тот же Дримлэнд Р. Майлса....То хаус, конечно, и там часто бас на слабую долю после бочки играл - и ничего ж )).

Если есть желание сделать что-то более "живое" с точки зрения динамики баса, то почему бы тебе не попробовать ломать ритм в басу? У меня в свое время не хватало мотивации в группе следить за тем, как музыкально состыковываются бас-гитара с бочкой барабана...я тогда вглядывался в гриф своего Джексона, выпиливая соляки ))). А сейчас приходится оглядываться и учиться. В басу имеет смысл делать проходящие ноты время от времени, тем самым оттеняя опорные ступени аккорда.

Помни о том, что бас в электронщине - еще и РИТМИЧЕСКИ важный инструмент. Тут тоже свои ограничения на его мелодические функции. Если ты сделаешь хороший бас, часто прыгающий по разным ступеням аккорда с различными фишками (фактически соло на басу :rolleyes: ), хорошую мелодию ритмически разнообразную...еще добавишь кучу гармонизаций, фишечек...то тебе надо потом просто проиграть эту миди партию оркестром вместо электронных вст ))))))) :) - будет звучать куда лучше...Всему свое место. В эл. музыке с этим нельзя перебарщивать - иначе будет теряться стержень, грув. Я бы тебе скорее посоветовал придумывать басовые рифы и делать на них вариацию по ходу темы твоей, ИМХО, практичней, чем по книжке пытаться все гармонизовать. Если первична мелодия в творчестве - ради бога. Пропиши несколько тактов мелодии, и под нее придумай басовый рифф....потом развивай мелодию и т.д. Это скорее вопрос аранжировки.

Тут, ИМХО, нельзя сугубо на отдельные партии полагаться. Надо смотреть все вместе - с ударными, басами и т.д. Теж же басовых линий может быть несколько - по разным частотным диапазонам - об этом тоже не забывай. Вот я, слушая некоторые композиции, замечал, что бас часто идет ну фактически один и тот же - риф колбасит на протяжении всей вещи, как именно стержень такой, иногда с проходящими нотами, вариациями. А относительно баса меняется элементы аранжировки, что-то остается, что-то добавляется, происходит "уплотнение". Партии могут быть несложными, но в совокупности цеплять, создавая движение во времени - то есть музыку.
 
<div class='quotetop'>Цитата(Sergmeister @ Aug 15 2007, 12:34 PM) [snapback]481825[/snapback]</div>
Помни о том, что бас в электронщине - еще и РИТМИЧЕСКИ важный инструмент. Тут тоже свои ограничения на его мелодические функции. Если ты сделаешь хороший бас, часто прыгающий по разным ступеням аккорда с различными фишками (фактически соло на басу :rolleyes: )
[/b]
Очень правильно сказано. Просто в электронике два вида баса:
1-й т.к называемый противовес бочке - отвечает за кач. 100% резидент танцевальных треков
2-й всякие зафильтрованные и не очень басслайны (самый известный после тв303 пресет - uk pikes)

Для этих двух басов совершенно различный принцип гармонизации. Да и очень мало стилей где они рядом.

P.S. Басовое соло не характерно для электроники, тут есть свой кислотный бас гитар - ТВ303. :)
 
  • Like
Реакции: Nick Molti
Гармония в электронной музыке, У кого какие формулы?

пишу транс. формула простая - одна нота плюс минус секунды, остальные гармоники добавляются фильтрами, ручками, модуляциями и свистом резонансным :lol:
 
Мне кажется, формулы вряд ли могут быть, от трэка зависит, где-то пониженная вторая ступень, или пониженная квинта хорошо вписываются, где-то попсовые 6я-4я-5я... в общем нет никаких формул :)
 

Сейчас просматривают