Шансон International?

Pavel Fomitchov

Упертый мелодист
10 Дек 2006
1.360
1.417
113
Нью Йорк
www.pfmusic.com
Привет!

Смотрел на днях DVD с концертом и интервью Астора Пиазоллы и пришла в голову еретическая мысль...

Общеизвестно, что многие музыкальные стили, завоевавшие популярность на интернациональном уровне, выросли из музыки "низов" общества:
- истоками блюза являются песни американских негров-рабов,
- джаз, регтайм, блюз тоже вышли из самых низов городской негритянской культуры,
- (гангста) рэп по определению несет определенный криминальный заряд,
- танго, родившееся и расцветшее в кабаках и борделях Аргентины,
- изысканный вальс, придуманный австрийскими крестьянами, был долгое время запрещен как непристойный танец,
- и так далее...

Общими для этих музыкальных стилей, являются несколько факторов: (1) все эти стили имеют свой собственный, четко выраженный музыкальный характер, (2) все они, в ходе развития, значительно переросли местячковый, а позже и национальный уровень, завоевав международную признательность. Ведь слушают тот же англоязычный рэп или блюз в Корее и Японии, хотя им должно быть глубоко по барабану проблемы американских негритянских окраин!

А теперь, собственно еретическая мысль: интересно, применим ли подобный сценарий к русскому "шансону"? Естественно, я имею в виду не только сегодняшний репертуар соответствующих радиостанций и кабацких исполнителей, а общую музыкальную сферу, куда входят и кандальные и пересыльные песни 18 века, и послереволюционные "романтические" блатые песни, и лагерные песни тридцатых-сороковых...

Аргументы "за":

1. Музыкальный стиль "шансона" существует, востребован и 100% узнаваем.
2. Есть определенные каноны жанра как по форме, так и по содержанию.
3. Так или иначе, но жанру уже больше века, и умирать он не собирается.
4. В этом жанре были созданы очевидные хиты, некоторые из которых сохраняют популярность на протяжении многих десятилетий.
5. Язык, в угоду англоязычной моде, менять не требуется. Босса нова звучит "правильно" только на португальском, равно как и японское мурлыкание из аниме-культуры или французское шансонье...
6. Думаю, что можно продолжить и дальше...

Интересно, что надо сделать с "нашим" шансоном, чтобы как Пиазолла с танго, вывести эту музыку на принципиально новый музыкальный уровень? Критерий "принципиально нового уровня" - международный коммерческий успех. Возможно ли это?

Что скажете?

PF

P.S. Сам я поклонником шансона не являюсь. А вот "принципиально новый" послушал бы с интересом :-)
 
может я чего то не допонимаю, но основная "краса" шансона именно в его текстах, тоесть, русский народ слушает истории про мурку, как на зоне восходит солнце, кому то там еще досиживать сколько и много где возникают ассоциации со своей жизнью. тоесть, большая часть фанатов шансона не только таксисты, но люди имеющее отношение к криминалу и в основном предыдущих поколений. привить зарубежному слушателю то, что он никогда на себе не прочувствовал или не понимает (мали ли сколько куполов нарисовано на груди и никогда не были в Одессе) имхо считаю невозможным. такое не передать словами. в случае с танго или вальсами, а также новоявленый Ар-Энд-Би (а там тёток в основном грудастых показывают и кучи денег и золота) - так конечно людям нравиться такое смотреть.
тему во флейм бы пока не поздно... :-)
 
Посмотрите в комплексе, качество музыкального материала, в этом жанре кране низкое (три блатных аккорда?), довольно часто используют звуки из наборов GM MIDI или XG MIDI. А тексты ? что это??? Чувак десять человек покромсал ножом, а теперь сидит и плачет, дождись меня мама.
А нового уровня, на мой взгляд не будет, тк "музыка" эта самодостаточна.
 
Русский "шансон" не сможет стать интернациональным еще и потому, что с музыкальной точки зрения не содержит ничего нового, т.к. сам основан на уже существующих музыкальных формах (те же фокстроты, вальсы, польки, баллады). Уберите вокал из какой-нибудь "Колымы" и представьте ее в исполнении духового оркестра - получится вальс типа "На сопках Манчжурии".
 
Поддержу Тарзана, шансон русский по большей части вторичен...
Но не поддержу разговор про три аккорда, на трёх аккордах почти весь блюз держиться...
А "Шейк ит беби" Джона Ли Хукера, очень содержательная песня?
При этом мега-хит

Ну и про тексты, ненадо плохое говорить, таже мурка или гоп-стоп, попробуйте написать подобное господа текстовики, озолотитесь... ;) , только не просто это будет, потому что дело не в содержание криминальном, а в том, что эти тексты написаны очень талантливыми людьми (кем не знаю)

Но в целом шансон вторичен ИМХО

С удовольствием из всей этой серии слушаю только Северного
 
любая музыка вторична, и это её не портит. а шансон по всем своим признакам (при проведении национальной параллели) ничем не хуже мятежного рокнрола 50-х. только вот не дадут ему развиться во что-то революционно-новое, слишком уж сильна любовь русского народа к иностранным музыкам и забугорным шоу. Хотя мне лично кажется странным, что игру русского народного коллектива подавляющее количество жителей страны под названием Россия, воспринимает, как игру группы инопланетян. Чего не скажешь про западных исполнителей, которые стали уже как родные...
 
Кстати, о текстах.
В свое время я записывал одного бывшего зэка, который очень прилично играл на семиструнке и пел. Так вот, большинство аутентичных песен "с зоны" совсем не про ограбления и поножовщину, напротив, в них поется о воле, о любви (как щас помню: "... ты стояла у дверцы голубого такси, у тебя на ресницах, я смотрю, серебрится ... только это не снег, это слёзы твои ..." и т.п.), ибо для зэков это самое важное.
А песни про мочилово и лихую воровскую жизнь сочиняются как правило людьми не сидевшими и не знающими, что это такое.
 
В Питере основное требование рестораторов при приёме на работу:
"Только не шансон"..
Пожелания женихов и невест:
"Только не шансон"..
И если по правде,в кабаках "шансон" уже давненько не катит...
И вообще ничего не катит.Один мусор кругом.Не поётся и не танцуется.
Музыканты мелодии не могут запомнить!Люди не умеют и не знают как двигаться под этот бред..как спеть это за столом,у костра...
Беда,в частности,"шансона" в России в неправильном,не русском его названии и понимании.
Всё смешалось в нём в кучу:откровенный блатняк "за жизнь",от тех у кого мозгов нет и руки -крюки и высокая поэзия талантливых бардов,остатки знаний бесценного пласта аранжировщиков советской песни и дурь от новых электронных "творцов",звуки суперсинтов(виртуалок и "железяк") и дешёвых пээсэрок."Шансон" стал пристанищем былых музыкантов-"бабушек и дедушек",не нашедших себя в новом времени и в хитрости своей с'ориентировавшихся,пристанищем неудачников,творящих и играющих на уровне любительства.
Всё это во всей остальной российской музыке...Разве не тоже самое?
И тусовки-конкурсы тому пример..мерзость и застой на грани издевательства...
Какая заграница?
Все хитрецы шуфутинские оттуда давно схлынули..вот и сейчас они в страхе и неведении,только "ехать"некуда...:
умирает их воровская муза,закатывается,ждёт трансформации,бедности и поколения от лихих времён.
 
Шансон стопудово вторичен и музыкально вырождается. Про тексты. Они в массе свое дерьмовые (по качеству) и тематика мягко говоря, очень... приземленна, но. Иногда там работают весьма талантливые люди - это и про тексты, и, иногда, про музыку (там, мелодизм всякий...). Не знаю как Аркадий Северный, но образцом по шансоновым текстам для меня служит Танич - это Лесоповал. Уж больно качественно и красиво они сделаны, логично построенны и красиво срежиссированы. Танич вообще голова и рулит... чаще всего... :rolleyes:
 
автор топика изначально неправильно описал понятие шансона, блатняк в шансоне занимает меньше 10% творчества, да и собственно он так и называется - "блатняк", я например сейчас очень плотно в шансоне работаю, так из нескольких десятков последних аранжей, про бандитские дела мне попался всего один, до и то от какого то начинающего, в основной массе это "городской романс" ничего общего с зоной не имеющий, а насчёт может ли он стать интернациональным - запросто, французский шансон таким стал, дело осталось за красивой музыкой с чем в нашем пока есть проблемы.
 
<div class='quotetop'>Цитата</div>
(как щас помню: "... ты стояла у дверцы голубого такси, у тебя на ресницах, я смотрю, серебрится ... только это не снег, это слёзы твои ..." и т.п.), ибо для зэков это самое важное.[/b]

Ну да, а то что он замочил кого это для зэка не важно. Простите мне видится в этом двуличие и эгоизм, живу как хочу.

Шансона больше не будет, зэки уже другие они слушают кровосток.

<div class='quotetop'>Цитата</div>
автор топика изначально неправильно описал понятие шансона, блатняк в шансоне занимает меньше 10% творчества, да и собственно он так и называется - "блатняк", я например сейчас очень плотно в шансоне работаю, так из нескольких десятков последних аранжей, про бандитские дела мне попался всего один, до и то от какого то начинающего, в основной массе это "городской романс" ничего общего с зоной не имеющий, а насчёт может ли он стать интернациональным - запросто, французский шансон таким стал, дело осталось за красивой музыкой с чем в нашем пока есть проблемы.[/b]

Согласен, произошла подмена понятий, но по моей субъективной оценке блатняка 90%.
 
"кровосток" смешная группа, ребята из МАРХИ (насколько я в курсе) у которых всё по определению в шоколаде.... есть в этом что-то тоже нелепое ИМХО... хотя конечно дело вкуса, тексты несмотря на всю похабность у них конечно не бездарные....
но насколько я понимаю тоже вторичные
 
<div class='quotetop'>Цитата</div>
"кровосток" смешная группа, ребята из МАРХИ (насколько я в курсе) у которых всё по определению в шоколаде.... есть в этом что-то тоже нелепое ИМХО... хотя конечно дело вкуса, тексты несмотря на всю похабность у них конечно не бездарные....
но насколько я понимаю тоже вторичные[/b]

И смешная и похабная...а где вы видели не вторичный рэп? Рэп музыка базируется на ворованных сэмплах со старых фанковых пластинок.
 
речь не о музыке а именно о текстах (музыка в моём понимании там просто отсутствует), насколько мне известно это калька с репаков, но сам не могу быть уверен потому, что языков не знаю и музыку такую не слушаю

просто приятель поставил один ну и рассказал о них кой чего, я послушал ради ознакомления, отметил для себя что не бездарно, но второй раз надеюсь их уже слушать не придёться :lol:
 
<div class='quotetop'>Цитата(tarzan @ Aug 1 2007, 11:02 AM) [snapback]476872[/snapback]</div>
Русский "шансон" не сможет стать интернациональным еще и потому, что с музыкальной точки зрения не содержит ничего нового, т.к. сам основан на уже существующих музыкальных формах (те же фокстроты, вальсы, польки, баллады). [/b]

Так можно сказать, что и русская народная музыка не содержит ничего нового, та же форма польки. Но русский мелос явно узнаваем, его ни с чем не спутаешь. Те самые три блатных аккорда - они корнями в именно в русской мелодике. И они явно отличаются и от трех блюзовых, и от четырех фламенковых.
Так что если уж говорить о вторичности, то по отношению именно к русской народной песне.

<div class='quotetop'>Цитата(tarzan @ Aug 1 2007, 11:02 AM) [snapback]476872[/snapback]</div>
Уберите вокал из какой-нибудь "Колымы" и представьте ее в исполнении духового оркестра - получится вальс типа "На сопках Манчжурии".
[/b]

Возьмем, например песни Сукачева (тем, кто скажет, что это не шансон, предлагаю назвать свой вариант: может рок-н-ролл или диксиленд? :))
Заменим вокал на английский, испанский, французский. Думаете, песни потеряют свою русскость? Да ничуть! Такого бесшабашного удалого драйва нет ни у одного другого народа.

А Высоцкий? В его французских записях есть перепевка его песни "Эх раз..." на французском. Думаете после этого песня превращается во французский шансон? До ничуть!

Поэтому, доля ratio у в первом посте топика есть. У русского шансона (если под ним не понимать ресторанные клоны-однодневки) есть свой уникальный потенциал. Другой вопрос, что не всякая самобытная музыка востребована в мире. Шикарная музыка, например, у греков, у югославов, у венгров. Но что-то немного ее слышно за пределами этих стран.

Хотя вот турецкая музыка тоже лет 15 назад была совсем нераскручена, а сегодня - это часть мейнстрима. Тут еще много значит мода.
 
<div class='quotetop'>Цитата</div>
Но русский мелос явно узнаваем [/b]
я бы его с шансом русским не путал...
он и в классике русской использовался
и такие песни как "катюша" или "подмосковные вечера", тоже не без него
может и их шансоном назвать....


а вопрос интересный...
есть некоторое количество песен собствееных, так вот когда спрашивают что вы в группе там играете, то говорю "альтернативный шансон" или "музыка в формате радио-рэтро" :D шутка-шуткой а как обозвать музыку которую ни роком, ни джазом, ни попсой не назовешь?... просто песни, но и от русского шансона в соременном понимании тоже совсем далеки.
 
<div class='quotetop'>Цитата(vitold_ @ Aug 1 2007, 12:31 PM) [snapback]476974[/snapback]</div>
Так можно сказать, что и русская народная музыка не содержит ничего нового, та же форма польки. Но русский мелос явно узнаваем, его ни с чем не спутаешь. Те самые три блатных аккорда - они корнями в именно в русской мелодике. И они явно отличаются и от трех блюзовых, и от четырех фламенковых.

[/b]

В нашей сегодняшней "русской" музыке всё что в мажоре-это частушка,
а всё что в миноре цыганочка...
Но так было не всегда...
"Три аккорда" и песенные пять-эта зараза не от русской мелодики,а от еврейской.
Вспомним кто формировал песенное сознание русского народа с первых дней советской власти...
Вспомните фамилии исполнителей и создателей того же шансона...
Да будет вам известно уважаемый:
у русского народа всегда разрешение в тонику шло через минор (реже мажор),а не септаккорд....
И русская песня-это не ансамбль русской "казачки" Бабкиной,а ансамбль еврея Покровского. :D
 
Привет!

Перечитал свой пост на свежую голову и понял, что:

1. Я действительно неправильно определил жанр шансона. (Виноват, не слушаю и не разбираюсь).

Переформулирую свой вопрос: что из самобытной русской музыки может быть востребовано на международном музыкальном рынке?

- Русская классика - рулит, Чайковский уже давно стал американским "народным" композиором.
- у русских народных песен есть свой потенциал. Недавно узнал, что в свое время Битлз, услышав Людмилу Зыкину, выучили и записали одну русскую песню.

2. Думаю, что значение лирики в этом потенциально экспортируемом жанре должно быть относительо меньшим.

К примеру, я много лет судовольствием слушаю фламенко, и мне до сих пор абсолютно неважно, о чем же они там поют:-) Музыка должна быть самодостаточна и звучать хорошо в инструментальном варианте. Тот же танго исходно - песня, но инструментальные танго не менее популярны.

<div class='quotetop'>Цитата(vitold_ @ Aug 1 2007, 04:31 AM) [snapback]476974[/snapback]</div>
... Другой вопрос, что не всякая самобытная музыка востребована в мире. Шикарная музыка, например, у греков, у югославов, у венгров. Но что-то немного ее слышно за пределами этих стран.
[/b]

Вот это очень интересное замечание. Действительно, самобытность - не гарантия успеха.

PF
 
Шансон ничему хорошему слушателя не учит :( В текстах - хулиганство, в музыке примитив.
Если бы мог он стать интернациональным, то уже давно стал бы, ведь как утверждает автор, шансону более ста лет.
Тем не мение не стал он интернациональным и думаю никогда не станет.
Скучный он и слишком примитивный.
 
<div class='quotetop'>Цитата(vitold_ @ Aug 1 2007, 12:31 PM) [snapback]476974[/snapback]</div>
Хотя вот турецкая музыка тоже лет 15 назад была совсем нераскручена, а сегодня - это часть мейнстрима. Тут еще много значит мода.
[/b]

Замечу:
В среде опытных музыкантов,особенно джазовых,турецкая музыка является эталоном сложности,орнаментики и тонкости.Музыканты играющие балканскую музыку в стиле Мануш ("шикарная музыка греков,югославов,венгров...."),а это основное что в Европе "хавется" народом,молятся на неё.
Так что она "раскручена" для музыкантов уже этак лет 80!
И мода здесь непричём....
 
<div class='quotetop'>Цитата(pROFI @ Aug 1 2007, 04:00 PM) [snapback]476984[/snapback]</div>
"Три аккорда" и песенные пять-эта зараза не от русской мелодики,а от еврейской.
Вспомним кто формировал песенное сознание русского народа с первых дней советской власти...
Вспомните фамилии исполнителей и создателей того же шансона...
Да будет вам известно уважаемый:
у русского народа всегда разрешение в тонику шло через минор (реже мажор),а не септаккорд....
[/b]

При замене мажорного септаккорда на просто мажор немного теряется острота, но смысл остается тот же. Септаккорды принесли не евреи, а советские джазисты, скрестившие русскую мелодику и свинг. То есть, конечно, по национальности они в большинстве были евреями, но на мелодике советского джаза, ИМХО, это сказалось мало.

Примеры песен с разрешением в минорную тонику через мажор/септаккорд:

"Ах ты ноченька"
"Ах, утушка"
"Валенки" (здесь вообще в самой мелодии присутствует высокая 6 и 7 ступень)
"Вдоль по улице метелица метет" (тоже высокая 6 и 7 ступень)
"Вижу чудное приволье"
"Виновата ли я"
"Дорогой длинною"

... ну и далее по алфавиту. Это что же все евреи написали? :)

Кстати, ИМХО, слова о заразе от еврейской мелодики звучат как-то по-ксенофобски, Вы не находите?
Любая музыка в мире испытывает самые разнообразные влияния, но называть их однозначно заразой я бы не стал.
 
<div class='quotetop'>Цитата(Electro-Nick @ Aug 1 2007, 11:18 AM) [snapback]476881[/snapback]</div>
...таже мурка или гоп-стоп...написаны очень талантливыми людьми (кем не знаю)
[/b]
"Мурка" - ленинградским куплетистом Валентином Кавецким (по свидетельству раскрутившего эту песню Леонида Утесова), правда от его исходного текста в нынешней редакции мало что осталось :)
"Гоп-стоп" - Александром Розенбаумом.
 
Да все нормально с развитием русской посконной музыки.
Утесов упоминался, упомню Вертинского, Лещенко (Петра естественно),
сегодня - Старостин, Шилклопер, Альперин, Желанная (пишутся на RealWorld, ECM, гастролируют и принимают их на ура).
Плюс еще множество неизвестных в широких массах творцов работающих во всех жанрах,
от собирательства народного фольклора по отдаленным деревням, до так назывемой электроники.
Усе в порядке. ;)
 
<div class='quotetop'>Цитата(vitold_ @ Aug 1 2007, 02:18 PM) [snapback]477008[/snapback]</div>
При замене мажорного септаккорда на просто мажор немного теряется острота, но смысл остается тот же. Септаккорды принесли не евреи, а советские джазисты, скрестившие русскую мелодику и свинг. То есть, конечно, по национальности они в большинстве были евреями, но на мелодике советского джаза, ИМХО, это сказалось мало.

Примеры песен с разрешением в минорную тонику через мажор/септаккорд:

"Ах ты ноченька"
"Ах, утушка"
"Валенки" (здесь вообще в самой мелодии присутствует высокая 6 и 7 ступень)
"Вдоль по улице метелица метет" (тоже высокая 6 и 7 ступень)
"Вижу чудное приволье"
"Виновата ли я"
"Дорогой длинною"

... ну и далее по алфавиту. Это что же все евреи написали? :)

Кстати, ИМХО, слова о заразе от еврейской мелодики звучат как-то по-ксенофобски, Вы не находите?
Любая музыка в мире испытывает самые разнообразные влияния, но называть их однозначно заразой я бы не стал.
[/b]

Вижу вы фольклоре "не копенгаген".....
Покопайтесь в фольклорных нотных "развалах",ПОСЛУШАЙТЕ ансамбль Покровского,Северный народный хор,почитайте исследования....я вот к примеру этим занимался серьёзно...
Да,и историю советской песни поизучайте поглубже....и не по официалке,а в библиотекам по крохам.Начните с "революционных" песен (джаза тогда в России не было...),в 80 процентной основе которых большинство еврейских народных песен..
Потом и поговорим...
И причём здесь Ваша провокация словом "ксенофобия"?
Я разве сказал сказал что-то плохое,рассуждая о аккордовой чужеродной форме...
Цыганское влияние-это звучит нормально,а еврейское ксенофобично?
А русское влияние на еврейскую культуру?
Успокойтесь!
Я люблю еврейскую культуру и не плохо ориентируюсь в этой сложной,трёхветвичной музыке (Я русский играл обрезания в центральной питерской синагоге и в центральном ресторане "Шалом"...),но истина дороже.
 
  • Like
Реакции: tefan
<div class='quotetop'>Цитата(pROFI @ Aug 1 2007, 06:32 PM) [snapback]477046[/snapback]</div>
Вижу вы фольклоре "не копенгаген".....
[/b]
Возможно. И также допускаю, что все массово издаваемое и исполняемое под названием "Русские народные песни" было и есть песни совсем не русские и не народные.

<div class='quotetop'>Цитата(pROFI @ Aug 1 2007, 06:32 PM) [snapback]477046[/snapback]</div>
Начните с "революционных" песен (джаза тогда в России не было...),в 80 процентной основе которых большинство еврейских народных песен..
[/b]

Очень любопытно! А пару примеров можно?

<div class='quotetop'>Цитата(pROFI @ Aug 1 2007, 06:32 PM) [snapback]477046[/snapback]</div>
Я разве сказал сказал что-то плохое,рассуждая о аккордовой чужеродной форме...
Цыганское влияние-это звучит нормально,а еврейское ксенофобично?
[/b]
Вы сказали "зараза". Впрочем, я уже понял, что это слово в Ваших устах не несло негативной окраски. Усе ОК :)

<div class='quotetop'>Цитата(pROFI @ Aug 1 2007, 06:32 PM) [snapback]477046[/snapback]</div>
ПОСЛУШАЙТЕ ансамбль Покровского,Северный народный хор
[/b]
С удовольствием. Буду очень признателен за ссылку.
 
Я смотрю тут много теоретиков собралось которые судят о вкусе устриц даже их не попробовав, то что однажды какой то мудвин назвал блатняк шансоном это совсем не значит что шансон это и есть блатняк. С таким же успехом можно и про классику сказать - типа достали эти скрипичные оркестры, только про зону и поют, а почему оркестры? - да потому что что не песня про зону - так в каждой скрипки в припеве играют. :lol:
 

Сейчас просматривают