FAQ: Как сочинять музыку

  • Автор темы Автор темы Pavlius
  • Дата начала Дата начала
Теорий на эту тему, может быть сколько угодно, т.к. любая теория прежде всего есть некая абстракция в той или иной степени достоверности описывающая/объясняющая проблему.
Прежде всего кто способен сочнять музыку именуется - композитором, это дар божий и никак словами его обьяснить нельзя, можно только почувствовать и постраться осознать самому в илу своего тезауруса. Тот кто в добавок к вышеуказанным особенностям может преподнести свои сочинения грамотно (используя опыт полученного музыкального образования) и этим зарабатывает себе хлеб насущный, именуется профессионалом.
 
прекрасно сказано
так что выступлю в качестве постскриптума
Помню мы (я и мой любимый преподаватель (точнее -ница) проводили гармонический анализ произведения Баха. Потом она мне говорит - "Думаешь он действительно думал о том куда разрешается тот или иной аккорд?"
После я узнал, что Бах говорил - "Музыка - это математика" (мммм... или Моцарт?... Ну не суть).
В общем, кто его знает - думал он об этом или нет?)) Но если бы были известны чёткие алгоритмы создания музыки, то из консерваторий выходило бы по несколько сотен Бахов, Григов и Прокофьевых каждый год.

Мой друг писал курсовую по МХК по теме клубной музыки. Сделал доклад. После педагог его спрашивает - "Ты и в правду считаешь это музыкой?". Он ответил - "Конечно!".
После, вышел на улицу и услышал из какой-то машины звуки Scooter'a. "Чёрт - подумал он, - а ведь Николаич, спрашивая, подразумевал, скорее всего, что-то вроде этого!". Нелоффкость...
Я это к тому, что когда кто-то говорит "а потом эти неучи и бездари делают клубную музыку"... В общем, не надо всех под одну гребёнку

PPS Одному из очень высоких специалистов в своей области (не музыка) задали вопрос - "А не раздражает ли Вас такое огромное количество коллег-профанов?" - "Совсем наоборот! Именно они и создают тот контраст, за счёт которого мой профессионализм так очевиден!"
 
Последнее редактирование:
Мне кажется, что здесь постоянно происходит подмена понятий - сочинительство и композиторство.
Сочинительство - это процесс создания мелодии (мелодической линии). Тогда как композиторство - это процесс создания непосредственно произведения, в его законченном виде.
 
Мне кажется, что здесь постоянно происходит подмена понятий - сочинительство и композиторство.
Сочинительство - это процесс создания мелодии (мелодической линии). Тогда как композиторство - это процесс создания непосредственно произведения, в его законченном виде.

это уже самодеятельность - надуманные термины
 
Для кого-то может быть и надуманные, но мы в консерватории оперировали именно этими понятиями.
 
Ну да, согласен, слово compose в английском имеет значение еще и "складывать вместе", когда много компонентов складываются в одно законченное произведение. А про сочинение (песен, мелодий и т.п.) говорят write. С этой точки хрения правильно: есть composer, а есть writer (songwriter). Есть, кстати melodist еще и harmonist понятия )) Тот кто пишет мелодию, и кто ее оркеструет или аранжирует.
 
Вообще можно долго спорить на эту тему. Главное в музыке было и всегда будет- это чувство. Мелодии можно стругать и форму придавать в зависимости от воображения и образования. Последнее вообще дело легко наживное. то ремесло. А талант- это твое личное умение чувтсвовать мир.
 
Мой второй педагог по роялю говорил -"Композитор это тот, кто грамотно КОМПОНУЕТ муз.материал". То есть компонует те мысли, которые могут валяться на клочках нотной бумаги, или отдельные наброски в секвенсоре. Компонует их с целью добиться единого целостного образа. У Бетховена, к примеру этот материал контрастен, как добро и зло, чёрное и белое. У импрессионистов музыка, зачастую более изобразительна ("Игра воды" М.Равель). У Р. Вагнера ,как драматурга в первую очередь к каждому герою подобран свой лейтмотив, музыкально характеризующий его. А великий русский классик, основатель русского симфонизма М.И.Глинка вообще говорил -"Сочиняет музыку народ, а мы композиторы лишь её аранжируем." Так почти у всех "Кучкистов", и у М.И.Глинки были свои сборники русских народных песен, которые собирались по русским сёлам. Продолжали эту тенденцию и последующие композиторы. К примеру, знаменитая тема первой части 2го концерта С.В.Рахманинова была написана под влиянием изучения древних церковных одноголосных песнопений, не помню точно как они называются.) Вроде то же самое сказал. Зачем не знаю, но уже написал.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: тазик
Это факт, на который делался небольшой акцент, с улыбкой на предмете РНМТ (русское народно муз.творчество). Об этом что-то говорилось. Где-то в этой тетради всё это написано. Там мы перечисляли тонны названий сборников песен, собранных, по большинству конечно русскими композиторами, но есть и исключения. Сей факт в руках не держал, по сему удалю эту запись. Искал доказательства. В биографиях часто идёт речь об обработках каких-то русских народных песен.
 
Мелодия

Если звучит мелодия в душе- она найдет форму выражения. Если нет ярко выраженной мелодии, придуманной, даже хоть и примитивной, то нет и композиции, есть только компановка из готовых муз. шаблонов. Народная мелодия - это такое расплывчатое понятие. Это просто отфильтрованное временем творение какого то одного индивидиума. Мелодия и есть каркас здания, несущий и придающий оригинальность, а остальное есть художественное оформление для придания красоты. Может кто и ответит, но мне под 60, примерно около 20 собственных мелодий. Приобрел Мас с лоджик про 9, электропианино и все это простаивает впустую. Ищу в интернете, но толку мало. С чего начать, что делать - темный лес. Привет всем.
 
В моем случае сочинение проходит таким образом....брымкаешь себе на midi-клавиатурке....опа прикольная мелодия....радуешься какой-же ты очуменный композитор, учитывая, что муз. образования нет ни грамма....а потом оказывается, что до тебя уже это написали....или что-то похожее....один в один вышло только с мелодией баса Swedish House Mafia - One....
казалось бы...напиши на пол-года или год раньше...как-то так....
 
чем сложнее музыкальные структуры - тем меньше поводов для "ой это же плагиат"
 
  • Like
Реакции: pinocchio
возможно....даже скорее всего так...хотя....чем проще - тем совершеннее
 
  • Like
Реакции: Magnet
О сочинении

Аналог с писателем - как бы хорошо он не компоновал произведение, если не работает воображение и способность как это выразить, то нет и опуса. Талант всегда найдет приемлимую форму, даже если оно разрушит все каноны.
 
Вот мне чтобы сочинить что то достаточно оттолкнуться хотя бы от ритма. и дальше музыка приходит сама с как минимум несколькими вариантами. Но сочинять слушая ритм предпочитаю в голове, потому что если сочинять наигрывая, то сочинение может получится "глазами и пальцами". Потом я ее начинаю слушать как будто смотрю в телевизоре со стороны, можно еще витуально подставить и перебрать известных исполнителей и исполнять их голосом, менять инструменты, варианты темпа стиля итд. А тема плагиата почему то вообще не стоит, так как параллельно с таким сочинительством за секунды идет на автопилоте обработка в голове, что такого оборота или мелодии или сюжета в природе не было. Проблема у меня в другом, что можно сочинять в голове в день несколько новых хитовых вещей легко, но как это все успевать записывать сводить аранжировать. И тогда приходится начинать мучаться а что лучше это или то, что реализовать.
 
Pavlius, Действительно, дельная выдержка. А начинать анализ надо с полифонии, наверное, с простой.


meken, Доброго времени суток!
Иногда приходит сразу фактурный склад, кусок ритма, частица настроения или, к примеру, целый пласт чего-то непонятного. И потом, только после попытки это родить - мелодия.

Хотел уточнить о 20 мелодиях и маке : Вы о себе написали? (пытался найти контекст, но не усмотрел)
 
внесу пожалуй и свою лепту в прояснение это нелёгкой темы:)
всё что вы прочтёте нижне-лишь то как вижу музыку я. ну и наверно ещё кто то:)
музыка-это последовательность звуков, являющихся нижними гармониками эмоций, и отражающих через них образ или последовательность образов, а точнее главное, и если есть необходимость-дополнительные, эмоциональные содержания образов.
мелодия -в сути история, рассказнная на языке эмоций.
творческий кризис-не более чем отсутствие истории которую можно рассказать. или не способность говорить.
2 фундаментальных вопроса-как и что рассказывать
 
Размышления о композиции привели меня к выводу, что логика композиции основана на логике жизненных явлений, устройстве мира, психологических законах.

Например, события в жизни могут плавно переходить одно в другое, но могут и внезапно захватывать человека. Теперь, скажем, некоторый музыкант привык всегда модулировать в ближайшие, родственные тональности. И вот он хочет передать какое-то событие, которое было полно резких эмоциональных изменений, но он по привычке модулирует плавно, и в результате эффекта не достигает, свои чувства не передает в полной мере...

Для того, чтобы правильно оформить музыкальные мысли нужно не только знать гармонию, форму, другие муз. дисциплины, но и чувствовать какие музыкальные средства необходимо привлечь для воплощения идеи, тоесть нужно иметь развитый вкус. Для этого нужно развивать свою душу, тоесть ответить для себя на жизненно важные вопросы - что хорошо, что плохо, составить свое музыкальное кредо, выработать свою позицию, тогда во время творческого процесса будет собственная, наработанная база для вынесения решений, какой вариант оставить, какой выбросить.

Если не задумываться над собственными предпочтениями, не вырабатывать творческих критериев, то процесс создания музыки будет стихийным и неясным, интуитивным, но на одной интуиции далеко не уедешь...
 
Последнее редактирование:

Сейчас просматривают