C полгода тому на этом форуме я просил знающих поделиться опытом и помочь ответить на вопрос, что необходимо сделать для лучшей реализации тиража нового CD "Octagon" группы Fusion Orchestra, участником которой являюсь. Прошло достаточно количество времени, чтобы, как это часто бывает в жизни, задающий вопрос сам же и ответил на него – в этом плане я не стал исключением и теперь готов поделиться приобретенным опытом с коллегами, которые только еще собираются пройти этот путь.
FAQ, приведенный ниже, написан исходя из предположения, что в наличии имеется некоторый музыкальный материал, потенциально интересный на музыкальном рынке с точки зрения его содержания, и записанный/сведенный на профессиональном уровне, как минимум, на оценку «4». Далее следует логическая последовательность действий, выстроенная по принципу: «Как бы я ЭТО делал, если бы нужно было начать все сначала». Все это, разумеется, ИМХО, на основании моего конкретного опыта и в конкретном случае реализации конкретного продукта. Возможно, указанная последовательность будет включать банальные и общеизвестные факты, но без указания таковых она перестанет быть логической последовательностью . Предупреждаю: «букавок» будет много. Ленивые сразу идут, сами знаете куда…
Итак…
1. У вас уже есть мастер-диск с некоторым интересным и хорошо записанным музыкальным материалом, который вы хотите издать и реализовать как через физическую дистрибутивную сеть, так и через mp3 и прочую цифровую дистрибуцию? – Поздравляю! Проверьте и убедитесь в том, что материал грамотно «драматургически» выстроен в рамках альбома, а сам альбом «гармонизирован» в части соответствия содержания и формы, а также с точки зрения жанровой и стилистической направленности. Тщательно продумайте идею/концепт альбома, отшлифуйте название, определите, что в части оформления (графика, фото, цветовая гамма и проч.) может быть представлено на его обложке для подчеркивания собственно музыкальной идеи. Пробуйте «обкатывать» различные варианты (как последовательность трэков, так и идеи оформления на уровне «вербальной концепции» с компетентными коллегами, знакомыми и т.д.
Совет No.1: Четко определитесь с типом упаковки/категорией компакта. Будет ли это дешевый «джевел-бокс» или дорогой «диги-пак»? Правильно определите вашу целевую «аудиторию покупателей» исходя из финансовых возможностей на производство продукта и ожиданий от его последующей реализации – разница в стоимости изготовления первого и второго может составлять от 3-х до 4-х раз. Соответственно определится и разумно-минимальная розничная цена. Чем для вас является распространение предполагаемого тиража: промо-акцией или возможностью «чуть-чуть заработать»? От правильности ответа на эти вопросы во многом зависит успех (достижение именно ПОСТАВЛЕННОЙ ВАМИ цели) предприятия.
В нашем случае у нас выбора не было: изготовление тиража было спонсировано, одним из условий спонсора было «подарочное» оформление компакта (3-х лепестковый диги-пак, полноцветная офсетная печать обложки, целлофанирование) т.к. часть тиража использовалась в дальнейшем спонсором как «сувенирка» для его собственных нужд. Поэтому при реализации оставшейся нам части компактов возникли определенные сложности при попытки договорится с существующими местными средними/крупными дистрибуторами о реализации дисков через их сеть – предлагаемая ими закупочная цена была ниже себестоимости и не представляла для нас интереса; им было невыгодно покупать продукт по высокой цене при ожидаемых малых объемах продаж (специфика жанра ).
Совет No.2: Проанализируйте и определите для себя территорию/страну, в которой вы рассчитываете на максимальные (пусть и скромные, но все же именно максимальные) объемы продаж – там и ищите производителя, которому будете заказывать тиражирование компакта. Определите потенциальных исполнителей (производителей) вашего заказа; выйдите на контакт с ответственными лицами, изучите правовую сторону вопроса (запросите и ознакомьтесь с пакетом документов по передаче ваших авторских прав третьему лицу для производства CD – он у каждого производителя свой и может отличаться от других подобных документов); запросите и тщательно изучите и выполните требования по форме/типу/формату передаваемых вами производителю данных (требования к мастер-диску, требования к оригинал-макету обложки и т.д.); запросите данные по технологии изготовления компакта и полиграфии, возможных услуг по упаковке, изготовлении акцизной марки, и, как результирующую, калькуляцию на производство CD (оптимальная себестоимость начинается где-то от 500 экземпляров); согласуйте условия оплаты, сроки изготовления тиража, услуги по доставке. Проанализируйте все полученные данные и выберите для себя оптимальный вариант с точки зрения соотношения «цена/качество/сроки получения».
Примечание: Если предполагается реализация части тиража за рубежом и промо-активность там же, предусмотрите обязательное наличие двуязычной (ваш родной и английский) наиболее важной информации об альбоме на его обложке. Ни родной, ни английский НЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ АЛБАНСКИМ вариантом таковых – редакция текстов должна быть скрупулезной и профессиональной!
В нашем случае опять-таки выбора не было: наработанные связи были только с одним местным производителем, кроме того, по Украине только он обеспечивал матричное тиражирование компактов и обеспечивал комплексное решение проблемы (изготовление полиграфии, акцизных марок, упаковка и т.д.). В результате поимели проблемы с возможностью официально реализовать продукт в России – легальный ввоз и получение документов о происхождении товара (что требуют все официальные российские дистрибуторы) увеличивал его стоимость (за счет таможенных пошлин) до нереально-большой величины, при этом ни о какой реализации речь уже не велась. Достигнутая было договоренность с одним из российских дистрибуторов о закупке им приличного объема тиража по приемлемой и для нас, и для него цене, через некоторую фирму-посредника свелась на нет из-за предъявленных дистрибутором требований по отчетности (о ходе реализации продукта и по возможным налоговым проверкам) к этой фирме.
Совет No.3: Не экономьте на дизайне, доверьтесь профессионалу, но работайте с ним в плотном контакте с целью предотвращения замещения вашей идеи оформления компакта (если таковая была) его собственной . Никогда не лезьте выше уровня вашей компетентности в данной области – это только повредит делу. Следуйте принципу: «Найти профессионала», после того, как нашли, научитесь доверять ему. Хотите узнать, почему он сделал так или эдак? - спрашивайте и внимательно слушайте ответ. Если ответ очевидно неубедителен, аргументировано апеллируйте, обсуждайте проблему, находите совместное решение.
Совет No.4: Зарегистрируйте свой продукт в соответствии с национальным правовым законодательством – это избавит вас от массы неприятных вещей при дальнейшем публичном распространении/дистрибуции альбома и трэков, вошедших в его состав. Если у вашего коллектива есть оригинальное (без аналогов-двойников) название, зарегистрируйте и его.
Для нас первое обошлось в 60 USD и два месяца ожидания регистрации/получения свидетельства. Второе сделать не удалось, т.к. название оказалось не оригинальным и возникли определенные трудности с его регистрацией за нашим коллективом.
Все вышеперечисленное сделано? Все по п.1 окончательно определено и сомнений нет? Советы выслушаны, восприняты и приняты к исполнению? Отлично! Идем далее…
2. Выберите три-четыре трэка из вашего альбома, которые вы будете готовы разместить в сети и промо-паке в качестве промо-трэков. Аккуратно перекодируйте их из вэйвов в mp3 в нескольких версиях (128/44,1; 198/44,1), корректно занесите инфо по названию трэка, альбома, году релиза и т.д. – все это, предпочтительно, на английском или предусмотрите два варианта с точки зрения языка (см. Примечание к Совету No.2). Обратите внимание на корректное имя собственно mp3 файла (латиница, отсутствие ошибок в названии, отсутствие пробелов и т.д.). Для остальных композиций альбома при желании заготовьте трэйлеры с наиболее интересными музыкальными фрагментами. Все требования к файлам трэйлеров аналогичны.
3. Тщательно разработайте, выберите, подготовьте документальные и фото/видео-материалы о вашем коллективе. Из документальных обязательны био/пресс-релиз, гастрольный райдер, сценический райдер. Если есть обзоры выступлений коллектива, отзывы прессы и проч., то их также желательно перевести в вордовский формат. Фото/видео-материалы должны состоять из 15-20 фото коллектива (бытовые, репетиционные, концертные и проч.) и видео хотя бы одного «живого» фрагмента выступления коллектива (в «трэйлерном» варианте из нескольких наиболее интересных и разноплановых пьес) профессионально подготовленные в вариантах для размещения в сети (компромиссные качество/размер) и для промо-пака (для высококачественной печати фото и просмотра без потери качества изображения/звука применительно к видео). Предусмотрите размещение копирайта на фото и видео, предполагаемых к всеобщему доступу. При необходимости разработайте подписи к фото и титры к видео. Получение всех указанных выше материалов – сами, если адекватно оцениваете свои возможности, или «обратитесь к профессионалу» (см. Совет No.3). Документальные материалы, подписи к фото и проч. должны быть, как минимум, на двух языках – родном (например, русском) и английском (см. Примечание к Совету No.2 в части языковой грамматики, пунктуации и орфографии).
4. У вашего коллектива есть промо-пак? Ели да, то можете пропустить этот пункт, если нет, то на основании материалов п.3 вы можете приступить к его формированию. Как правило в промо-пак обязательно должны быть включены:
- био/пресс-релиз (рекомендую *.pdf с букмарками и активными ссылками в документе при необходимости);
- промо-трэки (mp3 и файл плэй-листа *.m3u или аналогичный);
- фото коллектива (как правило, «в сценических костюмах, если таковые имеются» *.tiff);
- видео «живого» выступления коллектива (*.avi);
- гастрольный райдер (*.pdf - файл аналогично био/пресс-релизу);
- сценический райдер (*.pdf - файл аналогично био/пресс-релизу) .
Вряд ли вас в ближайшее время пригласят в Лас-Вегас, поэтому перечисленные материалы могут быть в русскоязычном «оформлении». Хотя, для стран Прибалтики, наверное, более подойдет английский вариант…
Не поленитесь разработать дизайн CD/DVD (коробка и собственно носитель) для промо-пака: лазерный цветной принтер и принтабл CD/DVD способны удовлетворить в данном случае самого взыскательного потребителя промо-пака (арт-директора клуба, продюсера радиостанции, организатора фестиваля и проч.), а достойно и со вкусом оформленный комплект – это дополнительный «+» вашему коллективу (встречают по-прежнему по одежке). Предпочтительно сделать самозапускающееся меню с интерактивными кнопками перечисленных выше пунктов райдера, при нажатии на которые открываются *.pdf -файлы документов, запускается видео или плэй-лист и т.д.
5. Теперь пора заняться сайтом, если у вас его еще нет. Основные требования ИМХО: динамичность, информативность, стильность (в русле стилистики коллектива), адаптивность к максимально возможному количеству типов веб-браузеров, с надежным хостингом, обеспечивающим возможность получения обширной статистики. Кроме того, рекомендую сразу внедрить в скрипт Гугл Аналитикс (это понадобится в будущем для анализа посещаемости официального сайта с ваших других страничек в Интернете и соответственного перераспределения активности). Количество страниц, способ навигации и проч. – на ваш вкус. Если есть среди вас спецы по веб-дизайну, то все (или почти все) делаете сами, если нет, то… Правильно! - «обратитесь к профессионалу». В качестве контента используйте фото и документы, подготовленные по п.3.
Мы почти все делали сами, и получилось вот что: http://www.fusion-orchestra.com.
Сразу необходимо выбрать/назначить администратора вашего сайта, способного далее пополнять его контент, апгрэйдить и т.д. Подойдите к выбору кандидатуры ответственно – работы предстоит много, в т.ч. по обслуживанию других страничек вашего коллектива в Интернете. Предпочтительно, чтобы это был кто-то из вас, с хорошим знанием русского (что встречается все реже и реже ) и английского, коммуникабельный и неконфликтный, достаточно разбирающийся в HTML-дизайне. От того, насколько активен и контактен будет этот человек, собственно, во многом и зависит продвижение вашего альбома и группы. Не ошибитесь в выборе!
Примечание: Собственно, п.п. 1-5 могут (и должны) выполняться параллельно с записью альбома, если на это у коллектива хватает времени, сил и внимания.
После того, как продукт (компакт-диск) изготовлен и получен вами, далее следует:
6. Для промо-компании вашего нового (и далее последующих) альбома вам будет необходимо зарегистрироваться на следующих популярных музыкальных веб-ресурсах и создать там (если есть такая возможность в плане веб-дизайна) свои оригинальные странички (привожу список в порядке популярности/важности ресурсов, все ИМХО и для конкретного нашего случая):
http://www.myspace.com;
http://www.indie911.com;
http://www.soundclick.com;
http://www.artistserver.com;
http://www.ubl.com;
http://www.artistopia.com;
http://www.betarecords.com;
http://music.download.com;
http://www.audiostreet.net;
http://www.sellaband.com;
http://www.realmusic.ru
и проч. – на ваше усмотрение. Помните, что вам их потом админить, обновлять, как минимум, блоги, события, общаться с друзьями и т.д., поэтому не переусердствуйте с количеством регистраций – нет хуже антирекламы, чем сайт, «затянутый паутиной».
Для физического и цифрового дистрибутива нового альбома вам необходимо будет зарегистрироваться на, как минимум, на следующих сайтах:
http://www.cdbaby.com
http://www.indie911.com
Через последний сайт после регистрации есть возможность подписаться на услуги IODA-Independent Online Distribution Alliance (IODAlliance.com), который обеспечивает на разумных условиях продажу дисков и мп3-трэков по всему миру через такие известные и специализированные ресурсы, как:
www.amazon.com,
www.emusic.com,
www.apple.com/itunes,
www.napster.com,
www.navio.com,
www.snocap.com
и еще с три десятка аналогичных. При этом вы подписываете контракт только с IODA и имеете полную информацию обо всех продажах вашего продукта на многочисленных ресурсах на вашей странице на Indie911, что ОЧЕНЬ удобно.
На Indie911 необходимо будет выслать 3 экземпляра вашего CD. Оплаты не требуется – услуги ресурса вы будете оплачивать процентом от реализации вашего продукта.
На CDBaby.com вам будет необходимо выслать 5 экземпляров вашего CD и оплатить через PayPal или чеком 35$ за услуги CDBaby.com и 20$ - за присвоение UPS bar code (штрих-код продукта, без которого невозможен его физический дистрибутив в USA/Canada). Оплата 35$ единовременная для каждого CD – сюда входит стоимость работ по созданию странички коллектива на сайте, конвертации мп3-файлов, сканы обложек и т.д. Срок реализации CD не ограничен во времени и не зависит от количества продаж. Все подробности здесь: http://cdbaby.net/submit.
CDBaby.com также обеспечивает физические продажи дополнительно на 29 партнерских ресурсах (опционально их может быть и больше), кроме своего сайта, с предоставлением опять-таки сводной информации о ходе реализации продукта.
Кстати, купить UPS bar code можно и через Indie911/IODA, и стоить это будет даже дешевле : 15$, так что можете сэкономить. Там же каждому из ваших трэков присвоят еще lSRC code для его идентификации при цифровой дистрибуции.
Полученные UPS bar code и lSRC code вы можете использовать для продажи через другие Интернет-ресурсы, если сочтете это необходимым. ИМХО указанных двух хватит «за глаза». Спустя пару месяцев с начала работы всех наших страничек начали приходить предложения от других Интернет-реализаторов компактов, но пришлось отклонить все, кроме одного (http://www.indierhythm.com/), т.к. возникал конфликт: один и тот же продукт не может распространяться через различные компании, пользующиеся партнерскими услугами одних и тех же основных дистрибуторов (а, как правило, это происходит именно так – мелкие Интернет-реализаторы выполняют всего лишь посреднические услуги между хозяином продукта и основными дистрибуторами) – в противном случае продукт аннулируется.
7. Для создания, поддержания и постоянного увеличения интереса к вашему продукту вам будет необходимо получить о нем как можно большее количество положительных отзывов от известных людей (музыкантов, критиков, продюсеров) и издании (журналов, обозрений, сайтов, специализирующихся на рецензировании музыкальных материалов).
Источники и способы получения подобной информации я для себя увидел следующие:
- ищите, находите, знакомьтесь, общайтесь, используя специализированные музыкальные и около того форумы, чаты (см., например, список ресурсов в п.6) и т.д., с этими самыми музыкантами, критиками, продюсерами, чьи имена и фамилии «широко известны в узких кругах», а слова и мнение имею вес в музыкальной тусовке;
- дарите, отсылайте, передавайте им (предварительно спросив их согласия) свои компакты (выделите для промо-нужд, как минимум сотню ваших CD, организуйте денежный фонд для их рассылки – это около 200 USD на год); одним словом, не жмотничайте ;
- осторожно просите потом написать рецензию, пусть коротенькую; тонко чувствуйте момент и не переходите границу между понятной настойчивостью и назойливостью;
- будьте искренни в общении с ними, т.к. зачастую информация, полученная просто в разговоре с этими людьми, или сам факт вашего знакомства с ними гораздо важнее, чем полученная/неполученная рецензия или отзыв;
- используйте Интернет-радио различных ресурсов для популяризации вашей музыки, отсылая туда промо-трэки вашего альбома (см. п.2 выше);
- используйте услуги (бесплатные и платные, если есть таковая возможность) специализированных промо-агенств, таких как (в нашем случае):
а) за рубежом:
http://www.proggnosis.com/
(надо выслать компакт, сообщить им об этом и подождать около месяца – появится ваша страничка с инфо, в т.ч. и по альбому, а потом будет и рецензия, - все это бесплатно);
http://www.radioindy.com/
(в нашем случае они сами вышли на нас и предложили свои услуги по специальной цене , стандартный сет промо-услуг сроком на 3 месяца, включая рецензию, у них стОит 49.50 USD);
http://www.taxi.com/
(все условия, услуги и стоимость есть на сайте; мы не обращались, т.к. сочли вариант в тот момент дорогим и для нас неэффективным (200 с лишним USD оплата годового абонемента)
и т.д. – воспользуйтесь поиском в Гугле или аналогичным.
б) на местном рынке подобных услуг:
http://www.umka.com.ua/
(вышли на нас сами с предложением о физическом дистрибутиве нашего компакта, предложили вполне адекватную закупочную цену и условия предоплаты; кроме того, написали и опубликовали рецензию на компакт)
и т.д. – воспользуйтесь поиском в Гугле или аналогичным.
- если на вас выходят периодические специализированные издания с предложением поучаствовать бесплатно одним из ваших трэков в выпуске аудио CD-приложения к этому изданию – соглашайтесь! В нашем случае это были журналы «АвтоЗвук» http://www.avtozvuk.com/ и “AudioVideo” – общий тираж при этом составил 80 000 экземпляров, - это великолепная промо-акция, которая не стоила нам ни копейки. Кроме того, в таких случаях в журнале помещается краткая статья о коллективе и цветное фото.
- тщательно и скрупулезно собирайте ВСЕ отзывы, полученные вами на ВСЕХ ресурсах вашего коллектива (см. п.6 выше), общайтесь там на форумах, посвященных вашему жанру, ненавязчиво просите участников написать отзыв, сами пишите в ответ, будьте коммуникабельны, доброжелательны и корректны .
- добросовестно и периодично ведите блоги, пополняя их свежей информацией о жизни вашего коллектива, выступлениях, фестах, записях и т.д., обновляя их одновременно на всех ваших страничках.
- аккумулируйте полученные отзывы и рецензии и публикуйте их в разделе новостей вашего официального сайта или в тех же блогах ваших страничек, давая активные линки на ваши же странички на упоминаемых в рецензиях ресурсы, повышая тем самым их посещаемость, и т.д.
- ведите активную (но не навязчивую!) переписку с покупателями вашего компакта (при покупке через PayPal инфо о плательщике, включая его ФИО и адрес электронной почты, указывается в транзакции) – спустя пару-тройку недель после оплаты (время на доставку) поинтересуйтесь мнением покупателя о сервисе, скорости доставки, качестве продукта и проч., предложите написать отзыв, если музыка понравилась.
И НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ПРИ ЭТОМ ЗАНИМАТЬСЯ СОБСТВЕННО МУЗЫКОЙ!
Тем самым подготавливая для себя новый виток активной деятельности, описанной выше, связанный с записью и изданием нового и более качественного вашего альбома . Уверен: второй раз все будет проще, легче, быстрее и эффективнее! Имейте в виду: два продукта продаются лучше, чем один, а три – лучше, чем два. Будьте продуктивны !
Вот, собственно, и все, о чем считал важным сказать. Спасибо за уделенное внимание и время – искренне надеюсь, что кому-то помог!
Успехов всем!
<div align="right">--Павел Воронежский / Fusion Orchestra
http://www.fusion-orchestra.com</div>
FAQ, приведенный ниже, написан исходя из предположения, что в наличии имеется некоторый музыкальный материал, потенциально интересный на музыкальном рынке с точки зрения его содержания, и записанный/сведенный на профессиональном уровне, как минимум, на оценку «4». Далее следует логическая последовательность действий, выстроенная по принципу: «Как бы я ЭТО делал, если бы нужно было начать все сначала». Все это, разумеется, ИМХО, на основании моего конкретного опыта и в конкретном случае реализации конкретного продукта. Возможно, указанная последовательность будет включать банальные и общеизвестные факты, но без указания таковых она перестанет быть логической последовательностью . Предупреждаю: «букавок» будет много. Ленивые сразу идут, сами знаете куда…
Итак…
1. У вас уже есть мастер-диск с некоторым интересным и хорошо записанным музыкальным материалом, который вы хотите издать и реализовать как через физическую дистрибутивную сеть, так и через mp3 и прочую цифровую дистрибуцию? – Поздравляю! Проверьте и убедитесь в том, что материал грамотно «драматургически» выстроен в рамках альбома, а сам альбом «гармонизирован» в части соответствия содержания и формы, а также с точки зрения жанровой и стилистической направленности. Тщательно продумайте идею/концепт альбома, отшлифуйте название, определите, что в части оформления (графика, фото, цветовая гамма и проч.) может быть представлено на его обложке для подчеркивания собственно музыкальной идеи. Пробуйте «обкатывать» различные варианты (как последовательность трэков, так и идеи оформления на уровне «вербальной концепции» с компетентными коллегами, знакомыми и т.д.
Совет No.1: Четко определитесь с типом упаковки/категорией компакта. Будет ли это дешевый «джевел-бокс» или дорогой «диги-пак»? Правильно определите вашу целевую «аудиторию покупателей» исходя из финансовых возможностей на производство продукта и ожиданий от его последующей реализации – разница в стоимости изготовления первого и второго может составлять от 3-х до 4-х раз. Соответственно определится и разумно-минимальная розничная цена. Чем для вас является распространение предполагаемого тиража: промо-акцией или возможностью «чуть-чуть заработать»? От правильности ответа на эти вопросы во многом зависит успех (достижение именно ПОСТАВЛЕННОЙ ВАМИ цели) предприятия.
В нашем случае у нас выбора не было: изготовление тиража было спонсировано, одним из условий спонсора было «подарочное» оформление компакта (3-х лепестковый диги-пак, полноцветная офсетная печать обложки, целлофанирование) т.к. часть тиража использовалась в дальнейшем спонсором как «сувенирка» для его собственных нужд. Поэтому при реализации оставшейся нам части компактов возникли определенные сложности при попытки договорится с существующими местными средними/крупными дистрибуторами о реализации дисков через их сеть – предлагаемая ими закупочная цена была ниже себестоимости и не представляла для нас интереса; им было невыгодно покупать продукт по высокой цене при ожидаемых малых объемах продаж (специфика жанра ).
Совет No.2: Проанализируйте и определите для себя территорию/страну, в которой вы рассчитываете на максимальные (пусть и скромные, но все же именно максимальные) объемы продаж – там и ищите производителя, которому будете заказывать тиражирование компакта. Определите потенциальных исполнителей (производителей) вашего заказа; выйдите на контакт с ответственными лицами, изучите правовую сторону вопроса (запросите и ознакомьтесь с пакетом документов по передаче ваших авторских прав третьему лицу для производства CD – он у каждого производителя свой и может отличаться от других подобных документов); запросите и тщательно изучите и выполните требования по форме/типу/формату передаваемых вами производителю данных (требования к мастер-диску, требования к оригинал-макету обложки и т.д.); запросите данные по технологии изготовления компакта и полиграфии, возможных услуг по упаковке, изготовлении акцизной марки, и, как результирующую, калькуляцию на производство CD (оптимальная себестоимость начинается где-то от 500 экземпляров); согласуйте условия оплаты, сроки изготовления тиража, услуги по доставке. Проанализируйте все полученные данные и выберите для себя оптимальный вариант с точки зрения соотношения «цена/качество/сроки получения».
Примечание: Если предполагается реализация части тиража за рубежом и промо-активность там же, предусмотрите обязательное наличие двуязычной (ваш родной и английский) наиболее важной информации об альбоме на его обложке. Ни родной, ни английский НЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ АЛБАНСКИМ вариантом таковых – редакция текстов должна быть скрупулезной и профессиональной!
В нашем случае опять-таки выбора не было: наработанные связи были только с одним местным производителем, кроме того, по Украине только он обеспечивал матричное тиражирование компактов и обеспечивал комплексное решение проблемы (изготовление полиграфии, акцизных марок, упаковка и т.д.). В результате поимели проблемы с возможностью официально реализовать продукт в России – легальный ввоз и получение документов о происхождении товара (что требуют все официальные российские дистрибуторы) увеличивал его стоимость (за счет таможенных пошлин) до нереально-большой величины, при этом ни о какой реализации речь уже не велась. Достигнутая было договоренность с одним из российских дистрибуторов о закупке им приличного объема тиража по приемлемой и для нас, и для него цене, через некоторую фирму-посредника свелась на нет из-за предъявленных дистрибутором требований по отчетности (о ходе реализации продукта и по возможным налоговым проверкам) к этой фирме.
Совет No.3: Не экономьте на дизайне, доверьтесь профессионалу, но работайте с ним в плотном контакте с целью предотвращения замещения вашей идеи оформления компакта (если таковая была) его собственной . Никогда не лезьте выше уровня вашей компетентности в данной области – это только повредит делу. Следуйте принципу: «Найти профессионала», после того, как нашли, научитесь доверять ему. Хотите узнать, почему он сделал так или эдак? - спрашивайте и внимательно слушайте ответ. Если ответ очевидно неубедителен, аргументировано апеллируйте, обсуждайте проблему, находите совместное решение.
Совет No.4: Зарегистрируйте свой продукт в соответствии с национальным правовым законодательством – это избавит вас от массы неприятных вещей при дальнейшем публичном распространении/дистрибуции альбома и трэков, вошедших в его состав. Если у вашего коллектива есть оригинальное (без аналогов-двойников) название, зарегистрируйте и его.
Для нас первое обошлось в 60 USD и два месяца ожидания регистрации/получения свидетельства. Второе сделать не удалось, т.к. название оказалось не оригинальным и возникли определенные трудности с его регистрацией за нашим коллективом.
Все вышеперечисленное сделано? Все по п.1 окончательно определено и сомнений нет? Советы выслушаны, восприняты и приняты к исполнению? Отлично! Идем далее…
2. Выберите три-четыре трэка из вашего альбома, которые вы будете готовы разместить в сети и промо-паке в качестве промо-трэков. Аккуратно перекодируйте их из вэйвов в mp3 в нескольких версиях (128/44,1; 198/44,1), корректно занесите инфо по названию трэка, альбома, году релиза и т.д. – все это, предпочтительно, на английском или предусмотрите два варианта с точки зрения языка (см. Примечание к Совету No.2). Обратите внимание на корректное имя собственно mp3 файла (латиница, отсутствие ошибок в названии, отсутствие пробелов и т.д.). Для остальных композиций альбома при желании заготовьте трэйлеры с наиболее интересными музыкальными фрагментами. Все требования к файлам трэйлеров аналогичны.
3. Тщательно разработайте, выберите, подготовьте документальные и фото/видео-материалы о вашем коллективе. Из документальных обязательны био/пресс-релиз, гастрольный райдер, сценический райдер. Если есть обзоры выступлений коллектива, отзывы прессы и проч., то их также желательно перевести в вордовский формат. Фото/видео-материалы должны состоять из 15-20 фото коллектива (бытовые, репетиционные, концертные и проч.) и видео хотя бы одного «живого» фрагмента выступления коллектива (в «трэйлерном» варианте из нескольких наиболее интересных и разноплановых пьес) профессионально подготовленные в вариантах для размещения в сети (компромиссные качество/размер) и для промо-пака (для высококачественной печати фото и просмотра без потери качества изображения/звука применительно к видео). Предусмотрите размещение копирайта на фото и видео, предполагаемых к всеобщему доступу. При необходимости разработайте подписи к фото и титры к видео. Получение всех указанных выше материалов – сами, если адекватно оцениваете свои возможности, или «обратитесь к профессионалу» (см. Совет No.3). Документальные материалы, подписи к фото и проч. должны быть, как минимум, на двух языках – родном (например, русском) и английском (см. Примечание к Совету No.2 в части языковой грамматики, пунктуации и орфографии).
4. У вашего коллектива есть промо-пак? Ели да, то можете пропустить этот пункт, если нет, то на основании материалов п.3 вы можете приступить к его формированию. Как правило в промо-пак обязательно должны быть включены:
- био/пресс-релиз (рекомендую *.pdf с букмарками и активными ссылками в документе при необходимости);
- промо-трэки (mp3 и файл плэй-листа *.m3u или аналогичный);
- фото коллектива (как правило, «в сценических костюмах, если таковые имеются» *.tiff);
- видео «живого» выступления коллектива (*.avi);
- гастрольный райдер (*.pdf - файл аналогично био/пресс-релизу);
- сценический райдер (*.pdf - файл аналогично био/пресс-релизу) .
Вряд ли вас в ближайшее время пригласят в Лас-Вегас, поэтому перечисленные материалы могут быть в русскоязычном «оформлении». Хотя, для стран Прибалтики, наверное, более подойдет английский вариант…
Не поленитесь разработать дизайн CD/DVD (коробка и собственно носитель) для промо-пака: лазерный цветной принтер и принтабл CD/DVD способны удовлетворить в данном случае самого взыскательного потребителя промо-пака (арт-директора клуба, продюсера радиостанции, организатора фестиваля и проч.), а достойно и со вкусом оформленный комплект – это дополнительный «+» вашему коллективу (встречают по-прежнему по одежке). Предпочтительно сделать самозапускающееся меню с интерактивными кнопками перечисленных выше пунктов райдера, при нажатии на которые открываются *.pdf -файлы документов, запускается видео или плэй-лист и т.д.
5. Теперь пора заняться сайтом, если у вас его еще нет. Основные требования ИМХО: динамичность, информативность, стильность (в русле стилистики коллектива), адаптивность к максимально возможному количеству типов веб-браузеров, с надежным хостингом, обеспечивающим возможность получения обширной статистики. Кроме того, рекомендую сразу внедрить в скрипт Гугл Аналитикс (это понадобится в будущем для анализа посещаемости официального сайта с ваших других страничек в Интернете и соответственного перераспределения активности). Количество страниц, способ навигации и проч. – на ваш вкус. Если есть среди вас спецы по веб-дизайну, то все (или почти все) делаете сами, если нет, то… Правильно! - «обратитесь к профессионалу». В качестве контента используйте фото и документы, подготовленные по п.3.
Мы почти все делали сами, и получилось вот что: http://www.fusion-orchestra.com.
Сразу необходимо выбрать/назначить администратора вашего сайта, способного далее пополнять его контент, апгрэйдить и т.д. Подойдите к выбору кандидатуры ответственно – работы предстоит много, в т.ч. по обслуживанию других страничек вашего коллектива в Интернете. Предпочтительно, чтобы это был кто-то из вас, с хорошим знанием русского (что встречается все реже и реже ) и английского, коммуникабельный и неконфликтный, достаточно разбирающийся в HTML-дизайне. От того, насколько активен и контактен будет этот человек, собственно, во многом и зависит продвижение вашего альбома и группы. Не ошибитесь в выборе!
Примечание: Собственно, п.п. 1-5 могут (и должны) выполняться параллельно с записью альбома, если на это у коллектива хватает времени, сил и внимания.
После того, как продукт (компакт-диск) изготовлен и получен вами, далее следует:
6. Для промо-компании вашего нового (и далее последующих) альбома вам будет необходимо зарегистрироваться на следующих популярных музыкальных веб-ресурсах и создать там (если есть такая возможность в плане веб-дизайна) свои оригинальные странички (привожу список в порядке популярности/важности ресурсов, все ИМХО и для конкретного нашего случая):
http://www.myspace.com;
http://www.indie911.com;
http://www.soundclick.com;
http://www.artistserver.com;
http://www.ubl.com;
http://www.artistopia.com;
http://www.betarecords.com;
http://music.download.com;
http://www.audiostreet.net;
http://www.sellaband.com;
http://www.realmusic.ru
и проч. – на ваше усмотрение. Помните, что вам их потом админить, обновлять, как минимум, блоги, события, общаться с друзьями и т.д., поэтому не переусердствуйте с количеством регистраций – нет хуже антирекламы, чем сайт, «затянутый паутиной».
Для физического и цифрового дистрибутива нового альбома вам необходимо будет зарегистрироваться на, как минимум, на следующих сайтах:
http://www.cdbaby.com
http://www.indie911.com
Через последний сайт после регистрации есть возможность подписаться на услуги IODA-Independent Online Distribution Alliance (IODAlliance.com), который обеспечивает на разумных условиях продажу дисков и мп3-трэков по всему миру через такие известные и специализированные ресурсы, как:
www.amazon.com,
www.emusic.com,
www.apple.com/itunes,
www.napster.com,
www.navio.com,
www.snocap.com
и еще с три десятка аналогичных. При этом вы подписываете контракт только с IODA и имеете полную информацию обо всех продажах вашего продукта на многочисленных ресурсах на вашей странице на Indie911, что ОЧЕНЬ удобно.
На Indie911 необходимо будет выслать 3 экземпляра вашего CD. Оплаты не требуется – услуги ресурса вы будете оплачивать процентом от реализации вашего продукта.
На CDBaby.com вам будет необходимо выслать 5 экземпляров вашего CD и оплатить через PayPal или чеком 35$ за услуги CDBaby.com и 20$ - за присвоение UPS bar code (штрих-код продукта, без которого невозможен его физический дистрибутив в USA/Canada). Оплата 35$ единовременная для каждого CD – сюда входит стоимость работ по созданию странички коллектива на сайте, конвертации мп3-файлов, сканы обложек и т.д. Срок реализации CD не ограничен во времени и не зависит от количества продаж. Все подробности здесь: http://cdbaby.net/submit.
CDBaby.com также обеспечивает физические продажи дополнительно на 29 партнерских ресурсах (опционально их может быть и больше), кроме своего сайта, с предоставлением опять-таки сводной информации о ходе реализации продукта.
Кстати, купить UPS bar code можно и через Indie911/IODA, и стоить это будет даже дешевле : 15$, так что можете сэкономить. Там же каждому из ваших трэков присвоят еще lSRC code для его идентификации при цифровой дистрибуции.
Полученные UPS bar code и lSRC code вы можете использовать для продажи через другие Интернет-ресурсы, если сочтете это необходимым. ИМХО указанных двух хватит «за глаза». Спустя пару месяцев с начала работы всех наших страничек начали приходить предложения от других Интернет-реализаторов компактов, но пришлось отклонить все, кроме одного (http://www.indierhythm.com/), т.к. возникал конфликт: один и тот же продукт не может распространяться через различные компании, пользующиеся партнерскими услугами одних и тех же основных дистрибуторов (а, как правило, это происходит именно так – мелкие Интернет-реализаторы выполняют всего лишь посреднические услуги между хозяином продукта и основными дистрибуторами) – в противном случае продукт аннулируется.
7. Для создания, поддержания и постоянного увеличения интереса к вашему продукту вам будет необходимо получить о нем как можно большее количество положительных отзывов от известных людей (музыкантов, критиков, продюсеров) и издании (журналов, обозрений, сайтов, специализирующихся на рецензировании музыкальных материалов).
Источники и способы получения подобной информации я для себя увидел следующие:
- ищите, находите, знакомьтесь, общайтесь, используя специализированные музыкальные и около того форумы, чаты (см., например, список ресурсов в п.6) и т.д., с этими самыми музыкантами, критиками, продюсерами, чьи имена и фамилии «широко известны в узких кругах», а слова и мнение имею вес в музыкальной тусовке;
- дарите, отсылайте, передавайте им (предварительно спросив их согласия) свои компакты (выделите для промо-нужд, как минимум сотню ваших CD, организуйте денежный фонд для их рассылки – это около 200 USD на год); одним словом, не жмотничайте ;
- осторожно просите потом написать рецензию, пусть коротенькую; тонко чувствуйте момент и не переходите границу между понятной настойчивостью и назойливостью;
- будьте искренни в общении с ними, т.к. зачастую информация, полученная просто в разговоре с этими людьми, или сам факт вашего знакомства с ними гораздо важнее, чем полученная/неполученная рецензия или отзыв;
- используйте Интернет-радио различных ресурсов для популяризации вашей музыки, отсылая туда промо-трэки вашего альбома (см. п.2 выше);
- используйте услуги (бесплатные и платные, если есть таковая возможность) специализированных промо-агенств, таких как (в нашем случае):
а) за рубежом:
http://www.proggnosis.com/
(надо выслать компакт, сообщить им об этом и подождать около месяца – появится ваша страничка с инфо, в т.ч. и по альбому, а потом будет и рецензия, - все это бесплатно);
http://www.radioindy.com/
(в нашем случае они сами вышли на нас и предложили свои услуги по специальной цене , стандартный сет промо-услуг сроком на 3 месяца, включая рецензию, у них стОит 49.50 USD);
http://www.taxi.com/
(все условия, услуги и стоимость есть на сайте; мы не обращались, т.к. сочли вариант в тот момент дорогим и для нас неэффективным (200 с лишним USD оплата годового абонемента)
и т.д. – воспользуйтесь поиском в Гугле или аналогичным.
б) на местном рынке подобных услуг:
http://www.umka.com.ua/
(вышли на нас сами с предложением о физическом дистрибутиве нашего компакта, предложили вполне адекватную закупочную цену и условия предоплаты; кроме того, написали и опубликовали рецензию на компакт)
и т.д. – воспользуйтесь поиском в Гугле или аналогичным.
- если на вас выходят периодические специализированные издания с предложением поучаствовать бесплатно одним из ваших трэков в выпуске аудио CD-приложения к этому изданию – соглашайтесь! В нашем случае это были журналы «АвтоЗвук» http://www.avtozvuk.com/ и “AudioVideo” – общий тираж при этом составил 80 000 экземпляров, - это великолепная промо-акция, которая не стоила нам ни копейки. Кроме того, в таких случаях в журнале помещается краткая статья о коллективе и цветное фото.
- тщательно и скрупулезно собирайте ВСЕ отзывы, полученные вами на ВСЕХ ресурсах вашего коллектива (см. п.6 выше), общайтесь там на форумах, посвященных вашему жанру, ненавязчиво просите участников написать отзыв, сами пишите в ответ, будьте коммуникабельны, доброжелательны и корректны .
- добросовестно и периодично ведите блоги, пополняя их свежей информацией о жизни вашего коллектива, выступлениях, фестах, записях и т.д., обновляя их одновременно на всех ваших страничках.
- аккумулируйте полученные отзывы и рецензии и публикуйте их в разделе новостей вашего официального сайта или в тех же блогах ваших страничек, давая активные линки на ваши же странички на упоминаемых в рецензиях ресурсы, повышая тем самым их посещаемость, и т.д.
- ведите активную (но не навязчивую!) переписку с покупателями вашего компакта (при покупке через PayPal инфо о плательщике, включая его ФИО и адрес электронной почты, указывается в транзакции) – спустя пару-тройку недель после оплаты (время на доставку) поинтересуйтесь мнением покупателя о сервисе, скорости доставки, качестве продукта и проч., предложите написать отзыв, если музыка понравилась.
И НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ПРИ ЭТОМ ЗАНИМАТЬСЯ СОБСТВЕННО МУЗЫКОЙ!
Тем самым подготавливая для себя новый виток активной деятельности, описанной выше, связанный с записью и изданием нового и более качественного вашего альбома . Уверен: второй раз все будет проще, легче, быстрее и эффективнее! Имейте в виду: два продукта продаются лучше, чем один, а три – лучше, чем два. Будьте продуктивны !
Вот, собственно, и все, о чем считал важным сказать. Спасибо за уделенное внимание и время – искренне надеюсь, что кому-то помог!
Успехов всем!
<div align="right">--Павел Воронежский / Fusion Orchestra
http://www.fusion-orchestra.com</div>