искусственная башка это конечно круто, но слишком дорого. Я заметил этот эффект при применении стереопары из двух октав 012 - стоят сантиметрах в сорока друг от друга, оси под углом примерно 90 градусов друг к другу - мики направлены типа на источник. Установлены в горизонтальной плоскости. Когда подхожу к стойке намереваясь чтото записать по своему паркетному полу (понимаю, в студии такого быть не должно, но это не в студии) - пол скрипит снизу, мики это ловят. Потом когда отслушиваю в ушах очень часто пугаюсь, так как возникает стойкое ощущение, что сзади ко мне кто-то подошёл по скрипучему паркету. Скрип пола чётко слышен сзади и снизу. Пугает реально: типа - кто здесь? (можно использовать в саундтреках к каким-нить ужасам)
Так что кроме искажений от человеческого уха есть что-то более простое, доступное обычным конденстаторным микам. Думаю - играет роль ориентация микрофонов относительно друг друга - оно и на фазе и на частотке сказывается.