Бюджетный студийный преамп

  • Автор темы Автор темы sunet
  • Дата начала Дата начала
Не знаю как в Москве, но у нас к сожаленью все мои попытки заказать специальные микросхемы не увенчались успехом, потому даже попробовать не было возможности... Однако опыт использования 5532 оказался настолько положительным, что если честно на специальные меня даже тянуть перестало... Впрочем я еще раз попробую поискать.

Что касается моей схемы - идея была в простой и повторяемой без наладки схеме на одной хорошей и недифицитной микросхеме. Особенно когда у меня сейчас в основном заказы на 8-и и 16-канальные монстры, цена компонентов играет существенную роль.

Например http://img181.imageshack.us/img181/4395/1p...rocret1jxt8.jpg

Трансформатор питания у нас не проблемма, думаю что и в других местах тоже. Надо только найти нужного человека. У нас на рынке сегодня заказываю и через день за 5$ у меня готовый прекрасный тор на любые напряжения, есть также куча готовых.

К умножителям напряжения у меня отношение не очень...
Что касается стабилизатора - если напряжение понижается, то страдает запас по размаху напряжения и динамика. Поэтому считаю лучше напряжение стабилизировать. Хотя для сцены я делал преампы с RC фильтрами 3-го порядка.
Вообще экономия на блоке питания очень часто является причиной неудовлетворительной работы преампов.

Относительно шумов. Из моего опыта - очень критичны пассивные элементы во входных цепях. В частности если поставить резисторы smd или МЛТ-0.125 и электролиты и бумажные конденсаторы, то шума действительно много. Но с резисторами на 0.5 Ватт и пленочными конденсаторами шумов практически нет, даже с динамическими микрофонами, не говоря уже о конденсаторных.
 
Присоединяюсь к тому, что простой в сборке и наладке прибор на доступных элементах - есть харашо. Само по себе наличие малошумящего преампа - да-ле-ко не гарантия хорошей записи, в то время, как на нидеальном приборе (при правильном подходе) хороших результатов добиться можно. Меня, кстати, всегда забавляло, почему раздел "железо" в основном про то "что купить, где, скока".
В общем, слежу за исправлениями, буду делать.
 
ну а что Ператрон? чем ты хуже? если можно за две копейки и потраченый день сделать то же самое.
 
Кстати по поводу резисторов.. Наконецто у нас в продаже (в Киеве) появились металоплёночные резисторы. Дороже в два раза обычных зато вроде как малошумные, да ивообще даже ножки там тольще чем у обычных 0.25вт (импортных). Так что если уж подходить безкомпромисно стоило бы использовать их.
 
И ещё наблюдение )). Если собираетесь делать серьёзный преамп для работы а не для экспериментов Начните с.... корпуса ;)) наверное лучше как описал sunet с разделёнными отсеками для питания и преампа.

Сталь конечно трудно обрбатывать в домашних условиях поэтому можно заказать корпус у професионалов (например у нас на радиорынке в Киеве был павильён в котором можно было заказать любой корпус, рек, вырезать любые дырки, крашеный порошковой краской и к томуже нанести любые надписи из СOREL DRAW)

Можно копус сделать ка я, из алюминия.
 
To Broda
действительно ее самый большой недостаток низкая добываемость...
а с точки зрения звука говорят что практически эквивалентна INA103/163, ежели кто знает где ее добыть в москве, поделитесь инфо, взял бы попробывать. отписал бы все о ней.
Есть у меня 5 штук, специально взял для эксперимента , но увлекся компрессором на их же ТНАТ 4301, до микрофонного преампа руки вряд ли дойдут в ближайшее, могу одну выделить для общего блага и просвещения.
 
INA 163 без проблем покупаю в Киеве. Собирал на ней преамп из даташита с несимметричным выходом. Результаты хорошие.
Сейчас собираю на них же 6-ти канальный с симметричным по схеме Rane (ссылы были выше).
 
<div class='quotetop'>QUOTE(\"serge_d\")</div>
появились металоплёночные резисторы[/b]

А что это за резисторы? Если можно название.


<div class='quotetop'>QUOTE(\"muty\")</div>
INA 163 без проблем покупаю в Киеве[/b]

А можно узнать где именно? Буду в ближайшее время в Киеве.
 
Да, а потенциометр дефицитный... проблемма! Можно там переключателем 2-3 порога выставить на обычных резисторах и далее добавить еще один каскад на 5532 уже с плавной регулировкой.

Не пойму почему в даташитах на входе 47 мк электролиты? Ведь при таком входном сопротивлении при 4.7 мк пленочных нижняя частота получается порядка 10 Гц, что и так чересчур низко... и притом без электролитов.

А в даташите на 103 на входе перключатель чувствительности который
1. Вешает входы в момент перключения (что будут при этом делать динамики?)
2. Что за бред вообще? Если можно регулировать коэффициент усиления, то зачем гробить параметры входным делителем?

Вопрос: если кто собирал на 163-й - петля на 10-ю ножку через операционник дает какие-либо приемущества? В некоторых схемах ее нет. Или это актуально только для измерительных усилителей?
 
"А что это за резисторы? Если можно название."
С виду обычные, только маркировка вместо 4х колец - 5.
Хотя блин надо узнать фирму изготовитель и название, может китайская подделка и обычные это углеродные ))
 
16xf1.gif


Второй из металоплёночных это он!
 
<div class='quotetop'>QUOTE(\"sunet\")</div>
Да, а потенциометр дефицитный... проблемма! Можно там переключателем 2-3 порога выставить на обычных резисторах и далее добавить еще один каскад на 5532 уже с плавной регулировкой.[/b]
Вот тут имеется полезная буржуазная статейка про варианты "эмуляции" разных потенциометров. В частности, и обратного логарифмического.

_http://www.geofex.com/Article_Folders/potsecrets/potscret.htm
 
to DP:

Спасибо, особенно понравилось название статьи!


<div class='quotetop'>QUOTE(\"serge_d\")</div>
Второй из металоплёночных это он![/b]

А чем они лучше, я и не слышал о пленочных резисторах...?
 
"А чем они лучше, я и не слышал о пленочных резисторах...?"

Я думаю Broda бы более компетентно ответил по этому поводу :))
Ну а насколько я знаю - меньшн шумы.
 
<div class='quotetop'>QUOTE(\"serge_d\")</div>
\"А чем они лучше, я и не слышал о пленочных резисторах...?\"[/b]
1. более высокая точность номинала
2. меньший температурный коэффициент (как следствие, меньше плавает номинал от изменения тока, особенно при импульной нагрузке)
3. меньший коэффициент нелинейности по напряжению.(правда влияние этой нелинейности сказывается относительно мало при наших (аудио-полупроводниковых) применениях из-за отсутвия высоких напряжений)
3. большая надежность, договечность.
4. "шум" :smile: ВСЕХ резисторов для наших применений пренебрежимо мал, даже корбоновые очень мало (по сравнению с полупроводниками) шумят.
это все инженерный подход, а что скажет sunet? :smile:
p.S.
популярные металопленочные резисторы C2-23, угольные (карбоновые) С1-4
 
<div class='quotetop'>QUOTE(\"NickCrow\")</div>
Предлагаю обсудить также возможность использования для питания преампа нестабилизированного БП - насколько это критично?[/b]
в принципе можно поробывать, но, только 1 канал, и то я думаю проблемы будут, и запас мощности трансформатора надо делать 5ти кратный. т.к. трансформатор исключительно не жесткое звено цепи, емкости фильтра надо увеличить в 10-20 раз. короче это будет в 2-3 раза дороже, более грамосдко, и хуже. при том что стабилизаторы доступны повсеместно, стоят копейки, зачем вообще об этом думать.
<div class='quotetop'>QUOTE(\"sunet\")</div>
нижняя частота получается порядка 10 Гц, что и так чересчур низко[/b]
а откуда завал начинается посчитай..

<div class='quotetop'>QUOTE(\"sunet\")</div>
2. Что за бред вообще? Если можно регулировать коэффициент усиления, то зачем гробить параметры входным делителем?[/b]
а про импеданс забыл?
<div class='quotetop'>QUOTE(\"Димекис Задунайский\")</div>
хороших результатов добиться можно[/b]
вот иммено что надо добиваться а не получать сразу!!!!

P.S.
<div class='quotetop'>QUOTE(\"NickCrow\")</div>
Да что же такое - не вкладывается файл! Граждане, это только у меня, или у всех?[/b]
у мя тоже..
 
Вот интересная статейка по проектированию сабжа (про шумы, балансные линии и пр...)
Для корифеев мало что нового, мне понравилась... хоть и на англицком, но все доступно и понятно...
Создана ссылка на файл!
webfile.ru/1108444
Имя файла - A QUESTION OF BALANCE.pdf , размер 3256 Кбайт. Файлу присвоен номер 1108444, он будет доступен до 23.09.2006 16:27.

ЗЫ есть еще и вторая часть - разработка конкретного преда...
 
<div class='quotetop'>QUOTE(\"Broda\")</div>
. \"шум\"  ВСЕХ резисторов для наших применений пренебрежимо мал, даже корбоновые очень мало (по сравнению с полупроводниками) шумят.
это все инженерный подход, а что скажет sunet? [/b]

Я когда-то читал очень подробную и научную статью о мощности резисторов в малосигнальных цепях. Тогда мне это просто показалось интересным, но особенного значения я ей не предал, а потому доводов не очень помню. Но там получалось что несмотря на то что теоретически вроде мощности там вообще никакой, но это как-то влияет все-таки на шумы, в том числе на характер шумов активных элементов с которыми эти резисторы работают и потому мощность резисторов надо брать не меньше 0,5 Ватт и вообще чем больше габаритные размеры (читай сечение проводящего слоя), тем лучше. Вспомнил я об этой статье только когда начал делать преампы. Вначале я из входных цепей убрал электролиты и положение стало значительно лучше, потом заменил МЛТ-0.125 на 0.5 и стало вообще здорово! Хотя если честно, то и с МЛТ-0.25 неплохо. А вот с резисторами ВС было вообще шикарно, но их сейчас уже не найти (хотя у меня их еще приличное коллическтво с тех времен когда отец радиолюбительствовал). Потом в мой огород попали пленочные конденсаторы и т.д., т.е. я понял каждый элемент схемы не должен быть случайным и иногда очень казалось несущественные детали конструкции могут существенно повлиять на результат. При этом я отнюдь не отношуть к радиорелигиозным созданиям вроде тех что утверждают что провод из старого немецкого приемника может превратить ваш прибор в Hi-End. Просто я хочу сказать что некоторые вещи иногда могут быть неочевидными. И чисто инженерный подход исходящий из даташитов, токов и напряжений может что-либо не учитывать. Как например в свое время вдруг обнаружили что теория выпрямления описанная во всех учебниках является в корне неверной, ибо вдруг "заметили" что выпрямляются не только сигналы превосходящие порог перехода (примерно 0,6В), на чем и строилась вся теория, но и в тысячи раз меньше... С тер пор все думают как это происходит, а учебники пока те же остались.

Вот кстати о шумах и деталях. Может это и не важно, не знаю, но у меня все NE5532P, я имею в виду именно последнюю букву.

И еще у каждого своя специфика разводки плат. А ведь конфигурация дорожек может очень существенно влиять на характер звучания, в том числе на шумы. Например могут возникать резонансы, возбуждения на определенных частотах и в определенных условиях и которые при обычных измерениях и проверкой при помощи синусоиды и даже инпульса можно и не обнаружить. Короче как говорится из тех же ингридиентов у каждой хозяйки получается другой вкус еды.

<div class='quotetop'>QUOTE(\"kevin\")</div>
а откуда завал начинается посчитай..[/b]

Насчет частоты - я осциллографом характеристики мерял. А на практике я чаще всего вообще от 80 Гц и ниже режу. Просто электролиты и качественный звук мне кажется вещи трудно совместимые.
 
Кстати о электролитах... Часто в схемах встречается такое решение как "шунтирование электролитов металоплёночными конденсаторами". В чём интересно суть и что это даёт, стоит ли применять??

Eщё в схеме сумматора с форума по ссылке kEVINа и в даташитах на INA217 INA103 итд. дабы избавится от выходного электролита применяется дополнитеотный операционник "serve amp" включеный чтото типа в обратную связь... тоже хитрость какаято.
 
по поводу резисторов, да действительно работая с млт (я тогда в школе в радиокружок ходил) приходилось сильно завышать мощность, но с появлением по умеренной цене с2-23 и с2-29 этот вопрос отвалился.. так что маненько устарела статейка, у млт была бешенная емкость и индуктивность, на них генераторы делать (на 0,125) без конденсаторов, работали до 30KГц!!!!!(вниз я имею ввиду). причем и емкость и индуктивность падали с увеличением мощности.

<div class='quotetop'>QUOTE(\"sunet\")</div>
Насчет частоты - я осциллографом характеристики мерял. А на практике я чаще всего вообще от 80 Гц и ниже режу. Просто электролиты и качественный звук мне кажется вещи трудно совместимые.[/b]
с электоролитами надо уметь обращаться, а не пугаться их панически! есть решения на электролитах нормальные (я б сказал допустимые), но от одиночного электролита я тож не в восторге, и писал об этом тысчу мильенов раз.
буква Р в обозначении микры означает что она в корпусе PDIP-8 и в упаковке их 50 штук, больше ничего. ты лутше скажи кто ее зделал, их раньше делал Fair и PHilips, а сечас еще и TI и даже STM, я не мацал только STM, лутшими мне показались TI, замые ровные параметры от штуки к штуке, и от партии к партии. а по шуму примерно ровно все.

<div class='quotetop'>QUOTE(\"sunet\")</div>
И еще у каждого своя специфика разводки плат. А ведь конфигурация дорожек может очень существенно влиять на характер звучания, в том числе на шумы. Например могут возникать резонансы, возбуждения на определенных частотах и в определенных условиях и которые при обычных измерениях и проверкой при помощи синусоиды и даже инпульса можно и не обнаружить. Короче как говорится из тех же ингридиентов у каждой хозяйки получается другой вкус еды. [/b]
ну что можно сказать! печатку в студию! готов потрать пол дня и сделать по твоему рецепту! хотя имею ряд разногласий по рекомендациям к разводке, хочу убедиться что я не прав или наоборот.
 
<div class='quotetop'>QUOTE(\"Broda\")</div>
ты лутше скажи кто ее зделал,[/b]

Если не забуду в понедельник посмотрю что на ней мпркировано.

А насчет конкретной печатки... я 1-канальный никогда не делал, самое меньшее 4-х канальный, плюс куча других вещей на той же плате.

А насчет резисторов, может и правда, я даже не знаю какие сейчас использую - прошу 1-процентные, а таких МЛТ вроде даже нет, хотя выглядят также.
 
<div class='quotetop'>QUOTE(\"sunet\")</div>
я 1-канальный никогда не делал, самое меньшее 4-х канальный, плюс куча других вещей на той же плате.[/b]
ну давай такую, соберу на ней один канал, или это "военная тайна", просто итересно может ли "антиинженерная" :smile: плата звучать лучще классики жанра.
 
<div class='quotetop'>QUOTE(\"Broda\")</div>
или это \"военная тайна\", просто итересно может ли \"антиинженерная\"  плата звучать лучще классики жанра[/b]

Ну зачем же так? Я инженер и ничего "антиинженерного" тем более в платах у меня нет. Просто дорожки пошире, углов поменьше, петель нет.

Пытался сейчас выложить чертежи в формате COREL DROW, но на том сервере принимают только картинки, а у нас вложения так и не проходят...
 

Сейчас просматривают