Когда я несколько лет назад впервые спаял простейший преамп на NE5532, то долго не мог понять почему мой фирменный преамп (не буду называть фирму) с кучей ненужных ручек и который я купил за 250$ звучит хуже... Сняв крышку с корпуса и внимательно изучив содержимое, я без труда заметил сколько там наделано элементарных глупостей – крохотный Ш-образный трансформатор без экранировки, малые электролиты в блоке питания, неподходящие конденсаторы и резисторы, тонюсенькие дорожки, куча каскадов через которые вынужден продираться звук...
Тогда я и задумался всерьез сделать хороший и простой преамп соблюдая не «нормальный» инженерный здравый смысл а те требования качественного студийного прибора, логика которых не всегда лежит на поверхности и которую я освоил после более чем 30 лет звукового радиолюбительства.
В результате родилась схема представленная на рисунке и которую я и предлагаю для повторения, как и обещал, посетителям данного форума.
Конечно отдельные ее части еще можно обсудить и откорректировать до того как браться за паяльник, что я и предлагаю как обычно сделать до перемещения данной статьи в раздел FAQ. От себя скажу что данный преамп был мной уже изготовлен в нескольких десятках экземпляров как для моей студии, так и для других и показал очень хорошие практические результаты при записи различных инструментов. Конечно это не топовый прибор, но с его помощью можно делать вполне профессиональные записи.
ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ
Схема пока расположена по адресу:
http://img221.imageshack.us/img221/407/imagineaq7.gif
Cхема не отличается особой оригинальностью и на первый взгляд очень проста, но простота эта кажущаяся, ибо микросхемы содержат немалое число элементов, причем оптимально между собой согласованных.
На входе обычные цепи фантомного питания R3, R4, R11, C10, C13. Менее обычен светодиод D10, но о нем позже. Далее идет фильтр среза высоких частот предназначенный для борьбы с радионаводками R5, R6, C8, C9 и дифференциальный каскад на ОУ А1.1, резисторах R9, R10, R12, R15 и конденсаторах C11, C12. Стабилитроны D11…D14 на напряжение 3,3 В предназначены для защиты ОУ от импульсов высокого напряжения.
С выхода первого каскада сигнал поступает через переключаемый фильтр среза низких частот на конденсаторах С16...С22, С23...С29 и резисторах R16, R18 на вход усилителя с регулируемым коэффициентом усиления собранного на ОУ А1.2, резисторах R19, R20, R21 и потенциометре Р1. Выходное гнездо подключено к выходу второго каскада через цепь C34-R22, R23.
Напряжение 220В подается на вход блока питания через выключатель S1, Предохранитель F1, фильтр сетевых помех состоящий из дросселей L1,L2 и конденсаторов C1, C2. Далее следует трансформатор, выпрямители D1…D4 (для источника +48 В) и D5…D8 (для источников питания ОУ), фильтры С3...С7, стабилизаторы напряжения -15В и +15 В и индикатор включения D9, R2.
РАБОТА
Первый каскад предназначен для предварительного усиления микрофонного сигнала и его преобразования из симметричного в несимметричный. В случае записи громких сигналов чувствительность этого каскада может быть снижена в 4 раза при помощи переключателя S3. Переключаемый фильтр второго порядка (галетный переключатель S5) позволяет избежать ненужных частот еще до записи.
При этом:
Частоты среза 40Гц или 55 Гц могут быть использована при записи бас-гитары, контрабаса, большого барабана, ф-но, частоты 80, 110 Гц для записи вокала, гитары и вообще большинства инструментов. Частоты 160, 240 Гц подойдут для записи высоких инструментов, тарелок. При помощи переключателя S4, двух резисторов R7, R17 и гнезда X3 в преамп простыми средствами добавлен гитарный высокоомный вход. Правда фильтр среза низких частот будет для него не столь эффективным (первого порядка), но для электрогитары это не столь важно. Перключатель S3 будет также влиять на чувствительность этого входа, снижая ее путем включения в цепь сигнала резистора R17. Чувствительность микрофонного входа плавно регулируется при помощи потенциометра Р1 в диапазоне +18...+52 дБ в одном положении переключателя S3 и +30...+64 дБ в другом. Чувствительность гитарного входа соответсвенно в диапазонах -12...+22 дБ и 0...+34 дБ.
Выключатель S2 подает на вход напряжение +48 В через фильтр второго порядка и светодиод D10 который выполняет сразу несколько функций. С одной стороны его зажигание индицирует подачу фантомного питания на микрофон, с другой стороны отсутствие свечения укажет либо на обрыв цепи микрофона либо на то что вы его забыли подключить. По яркости свечения можно оценить сколько данный микрофон потребляет эннергии, а если свечение будет слишком ярким, то это будет указывать на короткое замыкание в цепи микрофона.
(продолжение ниже)
Тогда я и задумался всерьез сделать хороший и простой преамп соблюдая не «нормальный» инженерный здравый смысл а те требования качественного студийного прибора, логика которых не всегда лежит на поверхности и которую я освоил после более чем 30 лет звукового радиолюбительства.
В результате родилась схема представленная на рисунке и которую я и предлагаю для повторения, как и обещал, посетителям данного форума.
Конечно отдельные ее части еще можно обсудить и откорректировать до того как браться за паяльник, что я и предлагаю как обычно сделать до перемещения данной статьи в раздел FAQ. От себя скажу что данный преамп был мной уже изготовлен в нескольких десятках экземпляров как для моей студии, так и для других и показал очень хорошие практические результаты при записи различных инструментов. Конечно это не топовый прибор, но с его помощью можно делать вполне профессиональные записи.
ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ
Схема пока расположена по адресу:
http://img221.imageshack.us/img221/407/imagineaq7.gif
Cхема не отличается особой оригинальностью и на первый взгляд очень проста, но простота эта кажущаяся, ибо микросхемы содержат немалое число элементов, причем оптимально между собой согласованных.
На входе обычные цепи фантомного питания R3, R4, R11, C10, C13. Менее обычен светодиод D10, но о нем позже. Далее идет фильтр среза высоких частот предназначенный для борьбы с радионаводками R5, R6, C8, C9 и дифференциальный каскад на ОУ А1.1, резисторах R9, R10, R12, R15 и конденсаторах C11, C12. Стабилитроны D11…D14 на напряжение 3,3 В предназначены для защиты ОУ от импульсов высокого напряжения.
С выхода первого каскада сигнал поступает через переключаемый фильтр среза низких частот на конденсаторах С16...С22, С23...С29 и резисторах R16, R18 на вход усилителя с регулируемым коэффициентом усиления собранного на ОУ А1.2, резисторах R19, R20, R21 и потенциометре Р1. Выходное гнездо подключено к выходу второго каскада через цепь C34-R22, R23.
Напряжение 220В подается на вход блока питания через выключатель S1, Предохранитель F1, фильтр сетевых помех состоящий из дросселей L1,L2 и конденсаторов C1, C2. Далее следует трансформатор, выпрямители D1…D4 (для источника +48 В) и D5…D8 (для источников питания ОУ), фильтры С3...С7, стабилизаторы напряжения -15В и +15 В и индикатор включения D9, R2.
РАБОТА
Первый каскад предназначен для предварительного усиления микрофонного сигнала и его преобразования из симметричного в несимметричный. В случае записи громких сигналов чувствительность этого каскада может быть снижена в 4 раза при помощи переключателя S3. Переключаемый фильтр второго порядка (галетный переключатель S5) позволяет избежать ненужных частот еще до записи.
При этом:
Частоты среза 40Гц или 55 Гц могут быть использована при записи бас-гитары, контрабаса, большого барабана, ф-но, частоты 80, 110 Гц для записи вокала, гитары и вообще большинства инструментов. Частоты 160, 240 Гц подойдут для записи высоких инструментов, тарелок. При помощи переключателя S4, двух резисторов R7, R17 и гнезда X3 в преамп простыми средствами добавлен гитарный высокоомный вход. Правда фильтр среза низких частот будет для него не столь эффективным (первого порядка), но для электрогитары это не столь важно. Перключатель S3 будет также влиять на чувствительность этого входа, снижая ее путем включения в цепь сигнала резистора R17. Чувствительность микрофонного входа плавно регулируется при помощи потенциометра Р1 в диапазоне +18...+52 дБ в одном положении переключателя S3 и +30...+64 дБ в другом. Чувствительность гитарного входа соответсвенно в диапазонах -12...+22 дБ и 0...+34 дБ.
Выключатель S2 подает на вход напряжение +48 В через фильтр второго порядка и светодиод D10 который выполняет сразу несколько функций. С одной стороны его зажигание индицирует подачу фантомного питания на микрофон, с другой стороны отсутствие свечения укажет либо на обрыв цепи микрофона либо на то что вы его забыли подключить. По яркости свечения можно оценить сколько данный микрофон потребляет эннергии, а если свечение будет слишком ярким, то это будет указывать на короткое замыкание в цепи микрофона.
(продолжение ниже)