V-synth GT впечатления о синтезе и рулежке.
На сайте
http://www.jp-80.com скачал туеву хучу банков для
GT. Там же есть и для
XT, но для
GT те же самые конвертнутые банки + допы имеются. Так то уже даже базовые тембры в
GT очень интересные, но лежащие в свободном доступе банки меня вообще невероятно порадовали.
По процессу загрузки. В мануале говорится о том, что сторонние банки (в терминах
Roland-а – проекты) можно залить в синт 2-мя путями:
1. Соединив
Roland по
USB с компьютером и напрямую залив во внутреннюю память синтезатора. При этом заводской банк будет видимо затерт. Но с другой стороны
Roland любезно декларирует возможность в любой момент либо весь проект, либо выбранный патч восстановить из внутренне зашитых заводских настроек.
2. С помощью внешней
USB флешки. При этом везде говориться, что мол флешка нужна специально роландовская или совместимая (ну да, ну да… - пойдет и обычная), но размер до 2 Гб. По скольку сейчас 2 Гб
USB флешки как бы почти повсеместно канули в лету и меньше 4-х Гб уже почти не найти, то что бы не экспериментировать за счет своего кошелька было принято решение купить мини кардридер под
microSD- благо 2 Гб
microSD еще в обилии представлены на рынке.
В синте есть пункт – монтирование внешнего
USB накопителя. Для чего он нужен я пока так и не понял- при монтировании ни чего не происходит. Возможно это нужно, что бы подмонтированная флешка была видна на компьютере при подключенном синтезаторе. В любом случае загрузка проекта с флешки идет через иной пункт меню, а именно – загрузка проекта.
Проектов на флешке можно сохранить ну очень и очень много. Учитывая далеко не выдающиеся показатели внутренней памяти синтезатора, даже самый монстральный проект будет измеряться десятком мегабайт. Все сторонние проекты-банки, что я скачал заняли скромные почти 4 сотни мегабайт из 2-х доступных Гб.
Прослушивание пресетов из скаченных проектов вызвало несколько болезненных уколов зависти к владельцам
Roland V-Synth первого поколения и рекового
XT: их то аппараты могут все это великолепие играть хоть по 16 тембров одновременно! А годных звуков (ну лично для меня) там просто тьма тьмущая. С другой стороны, в
99.9% случаев, кажущаяся монотембральность
GT превращается почти в полную дуотембральность. Пресеты легко раскидываются в патче на
upper и
lower тона.
99% используемых на практике звуков при этом либо играются одновременно, либо делят клавиатуру в своих выделенных зонах. Настройка
pitch (высоты) исходного тона решает проблемы по сдвигу тембра внутри диапазона клавиатуры. Арпеджиатор позволяет выбрать какому из 2-х тонов
upper или
lower или сразу обоим играть рисунок арпеджио. Кстати, интересно, а в первом поколении как с распределением арпеджио между тембрами на соседних
midi каналах?
Честно говоря арпеджиатор не так уж и часто бывает нужен, а когда нужен, то как правило для одного из инструментов или если для нескольких, то для игры в унисон. Так что для себя проблем с тем, что разные рисунки арпеджио не назначишь на каждый из двух тембров в патче – не вижу.
Теперь по звукам.
GT выдает очень фактурные и яркие звуки. Басы и ритмические секции просто на заглядение. Ажно чашки наушников дрожат.
Nord lead 3 естественно по басам в пролете, вирус как бы тоже смотрится на фоне
v-synth в басовом регистре бледно. Разве что
Novation SN2 может потягаться по мощи и злобности звукового полотна. Злые запилы на lead звуках просто сумашедшие. Боюсь такую звуковую аттаку еще и активно резать да обезжиривать при сведении придется. Зато в живаго исполнении это все уже ли затеряется даже на фоне достаточно мощных и плотных инструментов (например, аналога и электрогитар).
Порадовало разнообразие звуков. Есть и рафинировано-интеллигентная олдскульная электроника и агрессивная индустриальщина и драм киты и ритмические лупы в духе
Stylus RMX. Не встретил разве что моднючих звучков а-ля «
смотри как я на одном осцилляторе с пилой паганини играю!». ☺
Что касается
Virtual analog аспекта синтеза, то тут
V-Synth – уверенный хорошист. Звезд с неба не хватает. Сказывается ограниченный набор волновых форм, отсутствие вейвтейблов. Модуляция 2-х основных осцилляторов тоже не богата на варианты: в зависимости от типа волны тупо смешиваем, применяем кольцевую модуляцию, fm синтез с регулированием обратной связи и синхронизация. Плюс каждый аналоговый осциллятор позволяет с помощью индивидуальных огибающих и
LFO управлять общей громкостью, высотой тона, ну и некоторыми специфическими для некоторых видов волн параметрами. Морфирование между видами волн не предусмотрено. Унисон-детьюн тоже как класс отсутствует как в самих осцилляторах, так и в иных блоках синтеза.
Тут нужно еще отметить следующую особенность организации синтеза- общие для блоков синтезатора огибающие и
LFO отсутствуют. В каждом блоке они свои и, как правило, из других блоков недоступные. Поэтому если нужно чтобы одна
LFO или огибающая воздействовала сразу на несколько блоков синтеза, то придется в каждом блоке ручками настраивать аналогичную огибающую или
LFO. А вот тут еще одна засада- блоков в синтезаторе не так уж и мало и функции по копированию/вставке параметров отсутствуют (я их по крайней мере не нашел).
Кроме аналоговых форм присутствует режим работы осцилляторов в режиме
PCM- воспроизведения семплов (кстати, не мультилеерных). Эти то как раз и могут воспроизводиться как средствами
VariPhrase, так и без применения оной.
VariPhrase - очень хорошее подспорье во многих задачах, но безусловно и эта технология не всесильна. Скажем, растянуть семпл по клавиатуре так, что бы одним им можно было бы без слышимых артефактов при неизменном темпе и времени звучания играть во всех октавах- не получится. Но в пределах одной октавы все очень даже хорошо как правило. Ритмические лупы можно разбить на отдельные фразы- события и каждое подвязать в индивидуальной клавише-ноте. Проигрывать взад/вперед, делать сбивки, скретчи.
Но самое интересное, пожалуй, что можно туда загрузить практически любую свою звуковую волну, например синтезированную иным синтезатором.
Далее в дело вступают продвинутые блоки эффектов
COSM1 и
COSM2, коммутируемые в широких пределах. Подобно синтезаторам серии
Novation Nova/Supernova именно блок эффектов формирует почти весь окончательный звук. В конце предусмотрена финальная огранка блоком эффектов в количестве 3х штук.
В отличие от многих иных
VA, где так или иначе наличествует матрица модуляции, в
V-Synth она реализована с ориентиром на живое верчение ручек. В результате в 8-ми слотах, каждый из которых имеет 1 источник и 2 приемника, в качестве источников доступны для выбора только
midi контролеры (отдельно лишь поименованы
Velocity,
Modulation Wheel,
PitchBend и подобные). Выбор приемников обширен и охватывает практически все блоки.
Имеется так же продвинутый 16-ти шаговый
Multi Step Modulator, содержащий 4 трека, каждый из которых может направлен на модуляцию какого-нибудь внутреннего параметра. То есть эдакая произвольно рисуемая огибающая, которую можно закольцевать, а можно и нет.
Кстати, при рулежке синтезатора здорово помогает то, что любой из блоков синтезатора можно на время или даже на постоянно отключить. Нечто подобное есть у
Nord rack3 где можно замьютировать очень много блоков:
Env,
LFO, осцилляторы, фильтры, но норд отключение блоков в своем патче не сохраняет, а
v-synth – запросто.
Кстати, что огибающие, что
LFO в
V-synth скорострельностью не отличаются. Но это поправимо тем, что "экстремальную модуляцию питча синуса пилой" можно всегда экспортировать в качестве готового
PCM тембра
В остальных аспектах- дисторшены, фильтры и пр. - все очень даже годное. Эммм... ну еще это один из немногих синтов, которые при экстремальной рулежке дают мягкие цифровые девиации: призвуки - артефакты. При чем, если у вируса в этом случае как правило звук выхолащивается и делается картонным, в
Novation мутнеет и обрастает шумоподобным цифровым мусором, в
Nord lead 3 лезет ступеньками алайзинг от вывиха его цифровых извилин, то у роланда все больше похоже на легкие наводки в электрооборудовании
Лично меня это умиляет.
Еще лет 5-10 и научатся клепать перфектные
VSTi. Алайзинг начнет входить в виде обязательного эффекта в синтезаторы подобно моде на легкий нестрой и аналоговые артефакты современных
VA синтезаторов.