физика и музыка

  • Автор темы Автор темы Pavel_77
  • Дата начала Дата начала

Pavel_77

New Member
23 Мар 2006
505
3
0
47
пипл, я хотел бы в данной теме обсудить фундаментальные правила и особенности, которые существуют в музыкальной гармонии

если кто обладает интересными наблюдениями - поделитесь пожалуйста

например вопросы:
1) почему мажорный аккорд звучит как минорный при выходе за пределы гаммы (лидийской, например, cdefgab) ?
2) почему если долго играть покругу 4 квинт-акккорда (например, cgc, aea), слушатель сам "поймет" где мажорный аккорд, а где минорный
3) чем отличается мажорный аккорд от минорного?
4) и так далее, может у когото есть еще интересные музыкальные феномены

для чего данный топик? - да, просто из интересу,
понятно что творческий процесс в математические правила не уместить, но иной раз знать пару нюансов непомешает
 
<div class='quotetop'>QUOTE(\"Pavel_77\")</div>
минор разный бывает, моё виденье такое %):
мажор - максимальная гармония (все ноты обертона основного тона)
минор грамотный - 1 интервал не обертон основного тона  
неграмотный минор - много интервалов не обертонов и это количество по песне плавает вразнобой ушел в минор - держи уровень минорности! %))))))))) а он у тебя тут пляшет
[/b]

Ты где такое читаешь, выбрось эти книги. Обертоны - я не когда не парился над такими вещами, я же не настроищик пианины:smile:.
Я если честно даже не понял что ты имел ввиду:rolleyes:.
 
Про миноры не понял... Что за грамотный минор, в котором интервал не является обертоном, и еще какого-то тона (тоники?). Какой-то беспорядочный набор слов, но вроде (имо) означающий, что в "грамотном миноре" желательно использовать только одну ноту, которая не входит в ряд обертонов тоники. Так вот минор... он бы не был минором, не будь в нем этих нот, которые широко используются в минорной музыке.. И от малой терции, например, собственно и зависит минорность.. Хм... Вобщем..
Я так понял, что Павлу_77 просто не понравилась мелодия :)
Мне показалось, что если потренероваться вокалу, чуть-чуть поменять аранжировку, ну мелодию тоже можно... То можно сделать из этого хорошую песню. Иными словами, автору вроде есть куда расти имо, ну.. как и всем нам:)
(Регги или не регии - не знаю, музыка делится на качественную и некачественную, и усе:))
 
я позволю себе продолжить, ибо подразумевал под своими словами совершенно конкретную вещь (далее имхо 100%, на правах свой точки зрения)

обертона - чисто физическое понятие
имеем следующий ряд обертонов для основного тона С с нисходящей силой интервалов:
C-G(квинта, самый сильный),далее C-E,C-Bb,C-D,C-Gb,C-Ab и т.д.

таким образом в аккорде До-мажор, все ноты кроме C составляются из интервалов обертонов и если мы хотим сделать исключительно мажорный аккомпанемент, то будем вынуждены перебирать ноты - обертона C лежащие в текущей тональности

что такое минорный аккорд?
минорный аккорд - это аккорд, в котором есть нота не являющаяся обертоном основного тона например C,G,Eb (где C-Eb - не обертон) - это до-минор (т.е. сильный интервал квинта указывает на основной тон C, а более слабый интервал на ноту Eb)

суперминор %) или как его правильно назвать - это аккорд, в котором несколько нот необертонов основного тона. Такой аккорд всё ближе к дисгармонии

далее чтобы не быть голословным прилагаю музыкальный пример
 
Вот пример с двумя мелодиями в домажорной тональности
обе состоят из 2х аккордов: C, Am

1я мелодия - обыгрывается нотами вне обертонов
2я - обыгрывается нотами, обертонами основного тона

1я мелодия даже в мажорном аккорде C - звучит минорно

также в первой мелодии выдержан, скажем так, уровень минорности =2
C: основной тон C, необертона: F,A (2штуки)
Am: основной тон A, необертона: C, D (2штуки)

во втором примере
C: - чистый мажор С
Am: необертон: С

кстати особенно минорность первой мелодии ощущается при повторном прослушивании, т.е. после чистого мажора (всё относительно, надо и об этом будет подумать надосуге %)

по всей видимости чисто по физическим соображениям уху удобно слушать обертона одной ноты, а если из мажора скакнуть в галимый минор, то слушателю нужно будет напрячся
 
Pavel_77. Интересные мысли. Но.. Ты говоришь как программист, который программирует на системном уровне.. Когда легче и логичнее оперировать понятием "сумма", он будет говорить о перемещении данных в регистры процессора, о тактах, сигналах и так далее.. Хотя есть просто слово "сумма", и как она организована "внутри" для сути вопроса не важно.

Эффект "минорности", как ты это назваешь, например в самом первом примере, достигнут просто-напросто неаккордовыми звуками на слабом времени. То есть на слабых долях при тонической гармонии звучат нетонические звуки. Если бы они при такой гармонии звучали бы на сильной доле - эффект был бы еще хлеще, и это было бы, например, задержанием, требующим разрешения. Если добавить еще диссонансов - будет вообще иначе... Но изначально тональность одна, и, пусть есть ощущение того-то и того-то, она задана и называется До-мажор. Просто в до-мажоре можно сочинить много разных мелодий и гармоний, разного характера, натроения и т.д, оперировать созвучиями. Итого: благодаря тому, что можно делать такие "эффекты", и существует эмоциональная окраска музыки, а дальше - дело вкуса... Либо нравится такое настроение, либо нет... Один композитор делает так, другой - так. У одного музыка напряженная, у друго не очень при той же тональности..

Обычно, чем больше диссонансов, чем больше всяких отклонений, тем выше эмоциональная окраска. Утрируя, можно сказать так: если кошка пробежит по клавишам рояля, может получиться неплохой трек для хоррора:)), благодаря диссонансам, которые заставят трепетать... и кому-то нравится такая музыка, ибо кому-то близки такие ощущения по духу и т.п., хотя "степень минорности" там будет ой-ой-ой..

Конечно, внутри понятий минора-мажора и т.д. есть физические первопричины: обертоны, натуральный звукоряд и т.д... но до уровня "молекулярной химии" не опускаются, говорят на уровне другом: об аккордах, гармонии, тональностях и т.д. Говорят не "обертон Соль звука До", а "Пятая ступень До мажора" например и т.д. Хотя меня тоже (да и не только меня) всегда увлекают темы, касающиеся того, как и почему данные звуки делают такой-то психологический эффект и почему же от минора именно "грустно"... Понимаю, не натуральный ряд, но грусть-то почему? для всех это "хз"...
 
пипл, я хотел бы в данной теме обсудить фундаментальные правила и особенности, которые существуют в музыкальной гармонии

если кто обладает интересными наблюдениями - поделитесь пожалуйста

например вопросы:
1) почему мажорный аккорд звучит как минорный при выходе за пределы тональности (лидийской) ?
2) почему если долго играть покругу 4 квинт-акккорда из 2х нот, слушатель сам поймет где мажорный аккорд, а где минорный
3) чем отличается мажорный аккорд от минорного?
4) и так далее, может у когото есть еще интересные музыкальные феномены

для чего данный топик? - да, просто из интересу,
понятно что творческий процесс в математические правила неуместить, но иной раз знать пару нюансов непомешает
 
вот мои собственные наблюдения, критика и конструктивный спор приветствуются:

обертона - чисто физическое понятие
имеем следующий ряд обертонов для основного тона С с нисходящей силой интервалов:
C-G(квинта, самый сильный),далее C-E,C-Bb,C-D,C-Gb,C-Ab и т.д.

таким образом в аккорде До-мажор, все ноты кроме C составляются из интервалов обертонов и если мы хотим сделать исключительно мажорный аккомпанемент, то будем вынуждены перебирать ноты - обертона C лежащие в текущей тональности

что такое минорный аккорд?
ИМХО: минорный аккорд - это аккорд, в котором есть нота не являющаяся обертоном основного тона например C,G,Eb (где C-Eb - не обертон) - это до-минор (т.е. сильный интервал квинта указывает на основной тон C, а более слабый интервал на ноту Eb)

суперминор %) или как его правильно назвать - это аккорд, в котором несколько нот необертонов основного тона. Такой аккорд всё ближе к дисгармонии
 
Вот пример с двумя мелодиями в домажорной тональности
обе состоят из 2х аккордов: C, Am

1я мелодия - обыгрывается нотами вне обертонов
2я - обыгрывается нотами, обертонами основного тона

1я мелодия даже в мажорном аккорде C - звучит минорно

также в первой мелодии выдержан, скажем так, уровень минорности =2
C: основной тон C, необертона: F,A (2штуки)
Am: основной тон A, необертона: C, D (2штуки)

во втором примере
C: - чистый мажор С
Am: необертон: С

кстати особенно минорность первой мелодии ощущается при повторном прослушивании, т.е. после чистого мажора (всё относительно, надо и об этом будет подумать надосуге %)

по всей видимости чисто по физическим соображениям уху удобно слушать обертона одной ноты, а если из мажора скакнуть в галимый минор, то слушателю нужно будет напрячся
 
<div class='quotetop'>QUOTE(\"Pavel_77\")</div>
и если мы хотим сделать исключительно мажорный аккомпанемент, то будем вынуждены перебирать ноты - обертона C лежащие в текущей тональности[/b]
совсем не обязательно
 
Originally posted by P00H
совсем не обязательно

вот собсно для этого и тема, какой твой вариант?
я его быстро зарисую в кубазе и опубликую, послушаем что получится
 
как бы кроме лидийского ещё куча ладов есть, а восприятие их правильности или неправильности зависит больше от культуры которой присущ тот или иной лад, для индусов например лидийский лад, а в частности обыгрывание C-maj по обертонам - как диссонанс звучать будет.
 
А тема очень интересная!
Пытался недавно что-то спросить в этом духе и был далеко послан...в библиотеку 7 нот. Библиотека, конечно, хорошая. Но не исчерпывающая...

Кстати, а можно вообще точно "уложить" природные обертоны в равнотемперированный строй из 12 полутонов? ИМХО, нет. Будет близко, но с небольшим биением (несколько герц). Отсюда идет окраска звука. Наверное, только у "поверчорда" нет окраски. Или я неправильно все понимаю? :Pray:

Есть же помимо мажорных и минорных трехзвучий - уменьшенные и увеличенные. Так те, вообще под теорию обертонов не подходят. А всякие этнические, восточные и т.п. лады? :eek:

Давайте общими силами соединим творческую (гуманитарную) составляющую с физической основой!

И вообще, идеальная тональность в музыке, это где в качестве минимального звукового интервала выступает октава. :biglaugh:
 
Originally posted by P00H
как бы кроме лидийского ещё куча ладов есть, а восприятие их правильности или неправильности зависит больше от культуры которой присущ тот или иной лад, для индусов например лидийский лад, а  в частности обыгрывание C-maj по обертонам - как диссонанс звучать будет.

согласен полностью, значит что это такое "культура"? шаблон мажорного аккорда пропечатанного в голове? строение уха зависящее от расположения человека по широте? %) над этим можно подумать, я бы для начала подумал над лидийской и Lydian Diminished т.к. они по моему восприятию наиболее целостные и гармоничные

и если вдруг будет какое-то правило то можно было бы проверить его в других тональностях
 
Originally posted by 3Dima
А тема очень интересная!
Кстати, а можно вообще точно \"уложить\" природные обертоны в равнотемперированный строй из 12 полутонов? ИМХО, нет. Будет близко, но с небольшим биением (несколько герц). Отсюда идет окраска звука. Наверное, только у \"поверчорда\" нет окраски. Или я неправильно все понимаю? :Pray:  

Есть же помимо мажорных и минорных трехзвучий - уменьшенные и увеличенные. Так те, вообще под теорию обертонов не подходят. А всякие этнические, восточные и т.п. лады? :eek:  

1. приведи пожалуйста пример где биение несколько герц?
вот таблица обертонов http://www.overtone.ru/orl3.htm
с частотами для До, помоему обертона точно по нотам располагаются

2. другие аккорды, я сегодня дома попробую свою классификацию аккордов сформулировать базирующейся на обертонах, можно будет обсудить. завтра постораюсь опубликовать

по моему мнению обертона это один из самых ключевых моментов в музыке, только обертона имеет смысл рассматривать не как интервалы, а именно как направленные вектора от G к С, от E к С и т.д.

как я писал выше, если вектора направлены в одну ноту - имеем мажор
если вектора направлены в разные ноты - минор

ОКТАВА %))))) ЖЖОШ!
 
<div class='quotetop'>QUOTE(\"Pavel_77\")</div>
значит что это такое \"культура\"? шаблон мажорного аккорда пропечатанного в голове?[/b]
вот именно, во многих африканских культурах вообще понятие минор и мажор отсутствует, там есть такое понятие как настроение, и частенько грустные песни поют в чистом мажоре (на слух европейца естественно), а радостные песни в миноре, опять же на наш слух, но закономерности использования нет.
 
не хочу никого запутать, боже упаси от неправильных выводов
просто изобразил на картинке интервалы-вектора для самого популярного набора 4х аккордов (сразу уточню: в европе популярного)

аккорды: C, G, Am, F (покругу) (песни: ой-йо, under the bridge RHCP, when I come around GreenDay, сансимилья чижа и т.д. думаю 20% популярных песен с этими аккордами)

есть ли тут какая либо закономерность... или просто фуфло нарисовано? %)
 
Pavel_77

У меня данные по частотам расходяться с теми, что по ссылке http://www.overtone.ru/orl3.htm
(там они взяли частоту 256, обертоны у них - 512-768-1024-1280-1536-1600)
Смотрю таблицу:

До:
с1 261,63
С2 523,25
С3 1046,5
С4 2093

Ля (специально проверил):
a1 440
a2 880

Обертоны отличаются четким соотношением частот: 1:2, 1:3, 1:4, 1:5 и т.д. А есть ли такое же четкое соотношением между нотами в равнотемперированной музыкальной системе? Ну, скажем, с точностью до 1 гц? (С учетом того, что мы рассматриваем больше одной октавы.)
 
3Dima
спасибо, надо подумать, с такой картинкой надо переспать.....
 
не помню где скачал, но тоже интересно...как раз по теме
 
Originally posted by Pavel_77
Вот пример с двумя мелодиями в домажорной тональности
обе состоят из 2х аккордов: C, Am

1я мелодия - обыгрывается нотами вне обертонов
2я - обыгрывается нотами, обертонами основного тона
<...>

Знакомая теория :) Нечто похожее было описано в книжке "Мелодика массовой песни", фамилия автора, если не ошибаюсь, Зубин. Так там как раз и объяснялось какими средствами омажоривается-миноривается мелодия в тональности. Только это делалось на основе гармонических функций а не на физике. На сколько помню окрас зависит от того входит ли терция тональности в мелодию, как используется вводный тон (7-ая ступень), на каких ступенях попадают метрические акценты, также интенсивно ли мелодия движется по тонам параллельного мажора/минора (как пример было дано начало «А я шагаю по Москве» - тональность мажорная а весь первый мотив на ступенях VI-VII-I).
 
Pavel_77 спасибо за поднятую тему, применять бесполезно а почитать интересно :thumbsup: :biggrin:
 
Тема тут такая, что ее надо копать.. копать по книгам, по научным работам, в труднодоступных библиотеках... хотя она того стоит. Тема о том, как же музыка влияет на организм человека, на эмоции, на мозг...

Я часто свожу музыку к аналогии ритма, чтобы представлять консонансы и диссонансы. Допустим, мы будем одной рукой стучать 2 раза в секунду, а другой - 4 раза. Будет октава. Звучит слаженно и четко, все равно что 440 и 880 герц... Стоит нам стучать в другом соотношении - будет другой интервал... Если частоты "стуков" близки к интервалу секунды - очень влияет.. хочется совместить звуки, свести частоту к одной или под общий делитель.. Стук тяготеет... Я к тому, что, возможно, та же природа восприятия, например, секунд и септим в септаккордах и их обращениях... И та же причина "эффектности" джазовых красивых барабанных ритмов... Свинга... и т.д. Все из одного корня..

По поводу того, что в разные эпохи и в разных местах музыка воспринимается по разному, в силу, например, привычки... Вопрос: а человек, может, всецело меняется от музыки тоже?. Например мальчик слушал Моцарта, привык к нему.. потом начал вдалбливать в себя, например, darkwave... Может при этом он сам музыкой поменял себя? Стал другим вообще? Может музыка настроила его мозг и организм всецело иначе? Может какие-то ритмы в мозге стали другими, раз привыкли к новой музыке, и что отразится на всей его жизни, характере, здоровье и т.д... в какой-то степени.

Блин.. сонный я, как-то странно излагаю поток мыслей... ну да ладно..
 
Originally posted by P00H
вот именно, во многих африканских культурах вообще понятие минор и мажор отсутствует, там есть такое понятие как настроение, и частенько грустные песни поют в чистом мажоре (на слух европейца естественно), а радостные песни в миноре, опять же на наш слух, но закономерности использования нет.

я предположил следующую вещь:
1. у африканцев не равномерно-темперированный строй
к примеру, пусть вместо 12 нот у них будет только 11
2. соответственно ряд обертонов, который у нас с равномерно-темперированным строем = C G E Bb D..., у них будет: X1 X2 X3 X4 X5 и т.д.

далее, совершенно не зная африканской специфики готов утверждать что мажорный аккорд у тёмнокожих состоит из нот X1 X2 X3

кто считает что я не прав пусть бросит в меня помидор :smile:
 
вот, к некоторому сожалению только вчера узнал тот факт, что настройка гитары по флажолетам на 5 и 7 ладу имеет в себе погрешность

это стало понятно из таблицы которую опубликовал 3Dima выше

неточность для интервала С*5 (C-E) = 12 герц
неточность для интервала С*3 (C-G) = 1 герц
(для С 1 октавы = 261 Гц)
 
Originally posted by rst
Знакомая теория :) Нечто похожее было описано в книжке \"Мелодика массовой песни\", фамилия автора, если не ошибаюсь, Зубин. Так там как раз и объяснялось какими средствами омажоривается-миноривается мелодия в тональности. Только это делалось на основе гармонических функций а не на физике. На сколько помню окрас зависит от того входит ли терция тональности в мелодию, как используется вводный тон (7-ая ступень), на каких ступенях попадают метрические акценты, также интенсивно ли мелодия движется по тонам параллельного мажора/минора (как пример было дано начало «А я шагаю по Москве» - тональность мажорная а весь первый мотив на ступенях VI-VII-I).

вот было бы крайне интересно почитать об этом, если есть ссылка - дай пожалуйста
судя по описанной тематике - аффтор жжот
 
Originally posted by Pavlius
Если частоты \"стуков\" близки к интервалу секунды - очень влияет.. хочется совместить звуки, свести частоту к одной или под общий делитель.. Стук тяготеет... Я к тому, что, возможно, та же природа восприятия, например, секунд и септим в септаккордах и их обращениях... И та же причина \"эффектности\" джазовых красивых барабанных ритмов... Свинга... и т.д. Все из одного корня..

жжош!, истина гармонических колебаний, идёт скозной теорией где есть волна, во всех аспектах нашего бытия
это уже целая философия :)

Originally posted by Pavlius

По поводу того, что в разные эпохи и в разных местах музыка воспринимается по разному, в силу, например, привычки... Вопрос: а человек, может, всецело меняется от музыки тоже?. Например мальчик слушал Моцарта, привык к нему.. потом начал вдалбливать в себя, например, darkwave... Может при этом он сам музыкой поменял себя? Стал другим вообще? Может музыка настроила его мозг и организм всецело иначе? Может какие-то ритмы в мозге стали другими, раз привыкли к новой музыке, и что отразится на всей его жизни, характере, здоровье и т.д... в какой-то степени.

тут я всё-таки наверно и соглашусь и не соглашусь
с одной стороны волновые и гармонические эффекты не зависят от времени и местонахождения

с другой стороны вот как минимум ссылка на лечение музыкой
http://www.overtone.ru/orl8.htm

я пока склоняюсь к соображению что разные эпохи и разные места, это суть разные строи, соответственно разный ряд обертонов, соответственно разные аккорды
а подход в формировании аккорда один и тот же: если вектора обертонов в одну ноту воткнулись - мажор, если в 2 - минор, если в 3 - ацтой %) (хотя конечно это только гипотеза, я если честно кроме равномерно-темперированного строя ничего другого "не держал в руках")
 
Что касается физики, наверное все знают (или нет?) что при движении сверху-вниз и снизу вверх одни и те же ноты на наш слух на самом деле не совпадают - интервалы отличаются от корня 12-й степени их двух, однако согласно принятому стандарту их сделали соавпадающими. Все нормальные люди к этому быстро привыкают, а вот людям с абсолютным слухом трудно - для них строит только хор, ибо он без сопровождения поет на естественных интервалах, а современная музыка им вся кажется фальшивой. Записывал недавно хор с ф-но, так солистка спрашивает - как петь, на каких интервалах. Она четко слышит разницу и может петь и так и этак. Еще я помню случай с одной девушкой с абсолютным слухом. Она всю жизнь играла на механическом ф-но, а тут случилось играть на электронном, а кто-то перед ней для удобства странспонировал клавиатуру на секунду. Когда она взяла аккорд - с ней чуть припадок не случился - ведь она "должна была" услышать одно, а услышала совсем другое и с ней это было в первый раз...
 
Pavel_77
мне честно практический смысл топика совсем не ясен, если подвести базу под темперацию - то помоему уже всё до нас написали по этому вопросу, а если изучению куда тяготеют ноты вообще в глобальном смысле, то стоит поизучать нетемперированные лады, кстати на многих клавишах есть переключение на эти разновидности нот.
 

Сейчас просматривают