Посоветуйте насчёт мажорных тональностей в поп-музыке

  • Автор темы Автор темы rst
  • Дата начала Дата начала

rst

Active Member
11 Окт 2005
175
52
28
Посетить сайт
Наверное никому не секрет, что в поп-музыке, особенно советско-русской, преобладают минорные тональности. В миноре у нас сочиняется всё – от душераздирающих баллад до развесёлых плясок. Конечно встречаются и мажорные вещи, но их единицы.

Естественно в миноре сочинять легче и как начинающий сочиняльщик музыки я не брезгую пользоваться этой поблажкой. Набарабанил мелодию обигрывающую например тонический квартсекстакорд в миноре – ничего гениального – но по крайней мере в такой мелодии есть некоторая серьёзность, вес. Ну а далее темпом и аранжировкой можно подрегулировать количество лиричности или весёлости в опусе. У обычного слушателя он не вызывает чувства протеста, отторжения – звучит то ведь привычно, «как все» и вроде серьёзно.
Но бывают ситуации, когда ясно понимаешь, что под данный текст или видеоряд идеально подошло бы мажорное звучание; особенно лиричные, грустные вещи в мажоре звучат непривычно и свежо. Начинаешь сочинять, подбирать мотивы и облом. Получаются или песенки для детсада или народные прибаутки; в конце концов после нескольких часов поисков ловишь себя на том, что сполз на проигрывание всё тех же заезженных минорных комбинаций. Ну а если и удаётся вымучить нечто более достойное, слушатели всё равно не в восторге заслышав мажорные мотивы – сразу сыпется критика: это ты мол полентяйничать захотел и на скорую руку состряпал «простенькую песенку».
В конце концов существует и чисто проблема композиторского самолюбия. Как-то не хочется вечно опираться на кварто-квинтовую секвенцыю в ля-миноре как на костыль и ковылять потом на нём весь творчесуий путь, пускай даже в таком жанре как поп-музыка.

Вот как выбраться из этого тупика? Конечно пошаговые рецепты вряд ли существуют, но может кто сталкивался с подобной проблемой и в общих чертах может что нибудь посоветовать.
 
Знакомо, на мой взгляд всё лично, зависит от твоего восприятий мира, вот растаманы например пыхают и не парятся и такой позитв прёт, что ого-го:smile: Создай себе настроение и твори.
 
ИМХО, это от русской ментальности =) ну привычнее как-то минор русскому человеку, нежели чем мажор...

Насчет сочинения что-нибудь стоящее посоветовать вряд ли могу, потому как тут все очень индивидуально, есдинственное что, на мой взгляд, необходимо больше слушать разной музыки.

Вот пока пост писал мне вот еще что подумалось: а что, если попробовать чередовать мажорминор? ну к примеру песня то в до мажоре, то в до миноре. Хоть это и не ново, но, может, поможет решить проблему. Единственное что, я не знаю, будет ли такая песня легка для восприятия =)
 
C таким подходом к музыке как у тебя rst, ничего не выйдет. Выкинь из головы всю эту теоретическую бредятину (точнее сдвинь её на вторые позиции) и пиши живую музыку. Идеи, а не секвенции.
И слушай больше хорошой музыки.
А мажора в поп-музыке хоть отбавляй :helps:
 
Originally posted by Khariton_Ustinovitch_York
обязательно.  
и еще очень неплохо гармонически поанализировать всякую музыку посложней и которая нравится. и это говорю вам я, который от сольфеджио и гармонии всегда блевал. мне всегда пилили мозги заявления типа \"а вот тут Вилвальди использовал переход с субдоминант-параллели и выдав ее за какой то там другой аккорд какой-то другой тональности\". я всегда на эти дела со злобой спрашивал \"так что, сидел вот значит Вивальди и думал, - а вот подменю ка я щас субдоминант-параллель на...\" ,
пока одна умная тетка мне не сказала что нифига он наверно не думал такого, а писал себе просто очаровательную музыку и все, НО он или знал уже такую фигуру или сам ее придумал, а уж после того как придумал (не раздумывая что там собственно к чему) может быть слегка и проанализировал и запомнил на будующее принцип действия. \"так что анализируй мудила и на ус наматывай\" - вот как она мне сказала :beer:

...ну да, у всех композиторов классиков и других современных, кто пишет академическую музыку есть свои такие фишки-ходы аккордовые, генеральные последовательности их...ну и не только у академистов...
 
<div class='quotetop'>QUOTE(\"rst\")</div>
особенно лиричные, грустные вещи в мажоре звучат непривычно и свежо. Начинаешь сочинять, подбирать мотивы и облом. Получаются или песенки для детсада или народные прибаутки; в конце концов после нескольких часов поисков ловишь себя на том, что сполз на проигрывание всё тех же заезженных минорных комбинаций.[/b]
Странно как-то, лично у меня не получается песенок для дет сада и тп, даже когда-то пытался сделать таковые - не выходит, все время выходит "грустнои и лирично", да в том же натуральном мажоре.

Совет: сосредоточся на народных прибаутках и в итоге выйдет наоборот:biglaugh:
 
Чтобы писать, как Вивальди, надо впитать в себя приличный обьем теории и практики, и только тогда всяческие гармонические ходы и так далее будут литься сами собой, незадумываясь. Про "просто писать красивую музыку" учительница погоречилась. "Просто" приходит после "очень сложно".
Теория, практика, определенный взгляд на все вокруг плюс что-то, называемое "талант" - только тогда у тебя появится нешаблонность и только тогда отпадут подобные вопросы.
Единственное, что на мой взгляд, мало изменится - это сочинение интересных мелодий.. на мой взгляд, это чистой воды талант, который если и можно развить, то не более чем на пару процентов (если можно его процентами измерять вообще или чем-либо еще). Но может я не прав ..
 
Правильно сказали выше, нужно слушать и анализировать удачные работы.
Вот пример на мой взгляд довольно простой в гармоническом отношении, и в то же время исключительно красивой песенки Пола Саймона (в ней слова играют большую роль). Простой переход в параллельный мажор в куплете звучит здесь очень свежо, хотя приём этот далеко не оригинален.

http://www.yousendit.com/transfer.php?acti...3F1F8FB27872B9F

50 Ways To Leave Your Lover

The problem is all inside your head
She said to me
The answer is easy if you
Take it logically
I’d like to help you in your struggle
To be free
There must be fifty ways
To leave your lover

She said it’s really not my habit
To intrude and
Furthermore, I hope my meaning
Won’t be lost or misconstrued
But I’ll repeat myself
At the risk of being crude
There must be fifty ways
To leave your lover
Fifty ways to leave your lover

CHORUS:
You just slip out the back, Jack
Make a new plan, Stan
You don’t need to be coy, Roy
Just get yourself free
Hop on the bus, Gus
You don’t need to discuss much
Just drop off the key, Lee
And get yourself free

She said it grieves me so
To see you in such pain
I wish there was something I could do
To make you smile again
I said I appreciate that
And would you please explain
About the fifty ways

She said why don’t we both
Just sleep on it tonight
And I believe that in the morning
You’ll begin to see the light
And then she kissed me
And I realized she probably was right
There must be fifty ways
To leave your lover
Fifty ways to leave your lover

CHORUS
 
Вот как выбраться из этого тупика?
Выход из "минорного" тупика прост - нужно изучать правила гармонизации в стилях, которым свойственно "мажорное начало".
Например, изучи правила джазовой гармонии. Если попроще - то рок-н-ролл, кантри, блюз. Ну, и нужно понимать, что пытаться играть шансон, но только в мажоре - бесперспективно.:biggrin:
 
Originally posted by tarzan
Вот пример на мой взгляд довольно простой в гармоническом отношении, и в то же время исключительно красивой песенки Пола Саймона

такая песенка забавная :smile: она вообще очень прикольно звучит - инструментов нет почти - а в целом очень интересно слушается ....я можно сказать открыл для себя саймона. а где можно еще его скачать ??? а то в инете везде денюшку просят :frown:
 
Выход один - всегда слушать и анализировать. И пока не дойдёшь до состояния, когда тебе всё равно, в какой тональности мыслить - тогда забудь о том, что вывел из анализа и пиши музыку.
Чарли Паркер примерно то же и сказал в своё время. (Что-то вроде "овладей гармонией, овладей мелодией, стань профессионалом... а потом забудь всё это нах... и начинай играть".)
 
В джазе, кстати, есть школа, в которой отсутствует рассмотрение минора как такового. То есть все ходы гармонии рассматриваются будто они написаны в параллельном мажоре, только разрешается все в 6 ступень, а не в первую. См. Манилов и Молотков, "Техника Джазового Аккомпанимента", глава 4. "Особенности анализа гармонических схем, написаных в миноре", а лучше начни с первой главы, и будет тебе счастье.
 
Или используй при замене аккордов кластеры на основе целотоновых гамм.Да и не забудь про то,что если использовать
российскую 5ти аккордовую систему,при любой замене,в мажоре будет частушка,а в миноре цыганочка.Поэтому систему тоже пересмотри.Существует много приёмов и для этого.
 
Кстати, эта книга (Манилов и Молотков, "Техника Джазового Аккомпанимента", ) хотя и написана для гитаристов, но является, ИХМО, лучшым материалом по теории джазовой гармонии из всего, что мне попадалось. Немного были трудности с переводом гитарных табулатур на клавишные, но это стоило того.:smile:
 
Самое лучшее пособие в этой области:Лидийская концепсия организации звуков(автор:Д.Рассел).Этот настольная книга
всех мировых музыкантов.Русский перевод есть,но в сети её не найдёшь.
Ищи.Удачи тебе.
p.s.
А Манилов,Молотков,Бриль и др. это не системы,а такая же
смурь,как и вся российская поп-музыка.
 
Originally posted by pROFI

А Манилов,Молотков,Бриль и др. это не системы,а такая же
смурь,как и вся российская поп-музыка.

C обощениями я был бы поосторожнее, неплохо добавлять после этого ИМХО, это будет хорошо характеризовать автора поста.
 
Лидийская концепсия организации звуков(автор:Д.Рассел).Этот настольная книга
Не нужно путать лидийскую концепцию и "класическую" джазовую гармонию.:smile: Тем более, что почерпнуть из лидийской концепции что-либо для гармонизации поп-музыки представляется очень затруднительным:biglaugh: , разве для построения более интересных мелодических линий.
А Манилов,Молотков,Бриль и др. это не системы
А кто говорил, что это системы? :rolleyes: Тебя обманули. Это стандартная теория джазовой гармонии, в изложении разных авторов. Ту же информацию можно найти во множестве учебников.
а такая же смурь,как и вся российская поп-музыка.
Слышу голос бывалого джазмена.:lol: А вот я почему-то никогда не видел ничего общего между русской поп-музыкой и теорией джазовой гармонии.
 
Уважаемый olegsound,по книге,которую я упомянул,учатся все студенты джазовых отделений России(Это самое современное исследование о гармонии в джазе).Я же коллеге пытаюсь помочь,а вы засоряете тему ненужной и бессмысленной полемикой .
С уважением к Мажору.
 
А я вот чего скажу. Если бы Бах или Моцарт или Бетховен или.. ну вы поняли.. короче, если бы им всем дали почитать современный учебник по гармонии или по анализу муз. форм, то они бы ничего гениальнее "джаги-джаги" тоже бы не написали!
Сам факт того, что ты
<div class='quotetop'>QUOTE(\"rst\")</div>
Набарабанил мелодию обигрывающую например тонический квартсекстакорд в миноре[/b]
означает, что ты сам себя загоняешь в какие-то рамки!
Я уверен, что Чайковский не мыслил тему из щелкунчика, как <div class='quotetop'>QUOTE(\"Пётр Ильич\")</div>
А гармонизую ка я обычную мажорную гамму!..[/b]
Ни в коем случае! Если бы он такое подумал, то сразу бы разорвал незаконченную партитуру и начал сочинять что-нибудь более оригинальное.
Именно эта тяга к "более оригинальному" привела к тому, что в 20ом веке музыка разделилась на академическую и просто хорошую музыку. Непрофессиональные музыканты творили музыкальные шедевры, а "академики", обложившись учебниками создавали нечто неудобоваримое. Сейчас, увы, всё стало еще хуже. Гармонию измеряют исключительно алгеброй.
Вот вы, уважаемый rst, кто вам сказал, что в миноре писать проще? Вы это прочли на каком-то форуме? писать сложно в независимости от лада и тональности, и если Вам почудилось, что это не так - вы заблуждаетесь!
Как научиться писать? да никак. Это же творчество. Творчеству нельзя научиться. Можно овладеть технологией и стать ремесленником, а вот творцом надо родиться.
Если музыка сама из вас не прет, то вы как не обсасывайте "стандарты", как не пытайтесьне пытайтесь опираться на кварто-квинтовую секвенцию и пр, ничего не выйдет. Музыка вначале должна зазвучать у вас в голове, а потом уже воплотиться на бумагев компьютере.
 
Mr.ProDJ
Ну ка назовите мне парочку непрофессиональных музыкантов, которые творили шедевры ? :)
Если вы, конечно, говорите о классическом стиле, а не о роке/джаззе.

Если же вы хотите сказать, что в академической музыке (классической) в 20ом веке небыло шедевров, то вы их просто не слышали. Могу со своей стороны назвать парочку весьма колбасных композиторов/произведений..
 
Полная чепуха. Для того чтобы строить чтото новое, нужно иметь базис, фундамент, этим фундаментом и является теория. Теория - это то, что люди уже наработали - освой это, и строй новый этаж к уже готовому зданию. Можно поставить рядом свою лачугу - развалюху - но кто там будет жить кроме тебя - это еще вопрос. Зато свое, оригинальное. Это первая сторона дела.

Вторая сторона - для того чтобы нарушать правила и создавать чтото новое, нужно знать эти правила. Для того чтобы творить на границе стиля - нужно знать стиль. Для того чтобы смешивать два стиля - надо знать два стиля.

Все рассуждения о композиторах которые "просто садились и писали" не имеют никакой почвы под собой, это все от невежества, простите меня. Точно так же как невежда рассуждает, скажем, о конструкторе - а что, сел и придумал какую гайку куда крутить - вот БМВ и получилась. Без знания технологии такая машина не то что не поедет, а ее не смогут построить, так и с музыкой - без знания теории ничего не получится. Теория - это опыт, накопленный веками, и тот кто от него отмахивается, просто глупец.
 
  • Like
Реакции: ArtemSmirnov
<div class='quotetop'>QUOTE(\"Yeah\")</div>
Ну ка назовите мне парочку непрофессиональных музыкантов, которые творили шедевры ? :)
Если вы, конечно, говорите о классическом стиле, а не о роке/джаззе.[/b]
А вы всё еще делите музыку на стили? и по какому принципу? "джазрок - это низшие, а классика - это высшие???
Позвольте тогда узнать, уважаемый, где по-вашему больше музыки - у битлз или у всей вместевзятой нововенской школы?
я конечно понимаю, что у господ Булеза и Шенберга есть масса поклонников, но лично себя я к ним не отношу.
На мой взгляд, один Брайан Мэй знающий музыкальную гармонию на уровне пятого класса музыкальной школы, написал гениальной музыки столько, что раньше бы на столетие хватило :)
Поймите меня правильно, когда я говорил о композиторах 20ого века, речь конечно не шла о Шостаковиче, Прокофьеве, Рахманинове и еще нескольких гениальных личностях стоящих вне временных рамок. Но увы в 20ом веке эти люди были исключением из правил. Зайдите сегодня в консерваторию - там так и царит атональность, студентики так и пишут в серийной технике, хоть Шенберг перед смертью и сказал, что это тупиковая ветвь в музыкальной истории. Всё это результат "обучения письму нот". Вся эта ненужная теория, которой в течении 10 лет пичкают будующих композиторов в итоге делает из них полностью бездарных, зажатых, неспособных к творчеству людей.
<div class='quotetop'>QUOTE(\"tim_ka\")</div>
Теория - это то, что люди уже наработали - освой это, и строй новый этаж к уже готовому зданию.[/b]
Да там уже небоскрёб наработан! Огромный небоскрёб. Максимум что может сделать новоявленный композитор - поменять форму ручки на входной двери.

<div class='quotetop'>QUOTE(\"tim_ka\")</div>
Точно так же как невежда рассуждает, скажем, о конструкторе - а что, сел и придумал какую гайку куда крутить - вот БМВ и получилась. Без знания технологии такая машина не то что не поедет, а ее не смогут построить, так и с музыкой - без знания теории ничего не получится.[/b]

Ну вот видите. Вы опять пытаетесь доказать мне что музыка - это конструктор. Повторяю Вам, Шенберг перед смертью сказал, что такие идеи - глубочайшее заблуждение (а ведь он их первый и высказал)!
Музыку нельзя сравнивать ни с конструктором, ни с машиной - в этом и есть отличие творчества от шпалоуклдчества:biglaugh:
 
Mr. ProDJ:
От куда я знаю, что в миноре сочинять легче. Ну во-первых по собственному пусть и небольшому опыту. Набарабанивание мелодии я приводил как раз к тому, что в миноре из этого ещё можно хоть что-то состряпать, причесать и выдать за музыку, а вот в мажоре убогость такого сочинительства сразу высвечивает.
Потом включите любое радио играющее русский поп или даже рок: если бы небыло разницы в сложности написания мажорных вещей, их там было-бы явно больше. И в-третьих: ну да, факт преобладания минора констатировался на этом форуме :smile:
В некоторой степени можно с тобой согласится если задаваться такими глобальными вопросами вроде «как стать гением?» или «как написать шедевр?». Тогда уж точно не до теорий про тональности. Но это скорее дискуссия о музыке в широком филосовском понимании.
К сожалению до стадии где можно «забыть всё нах... и начинать играть» я ещё не дошёл. Пока что я нахожусь в районе «овладей гармонией, овладей мелодией» и даже «стань профессионалом» весьма призрачно.
Ну вот это овладение и вызывает некоторые затруднения из которого хочется выбраться. Чувствую сабя примерно как художник, который не освоил некоторых основных способов нанесения штриха или краски, который худо-бедно может нарисовать натюрморт и практически не умеет писать пейзажи.

Я понимаю, всё приходит с помощью труда и накопления опыта.
Как многие и советовали, действительно лучше всего вниматильнее выбирать слушаемую музыку и учится по примерам тех, у кого это хорошо получалось. Вот для начала стал пристальнее рассматривать творчество Аббы - уж у них то точно мажор преобладает. Раскурочил несколько песен и уже ознакомился с некоторыми нюансами мажорного сочинительства, о которых пока не знал.

pROFI:
не получается обнаружить такой файл на рапидшаре


Спасибо всем за советы ещё раз
 
По большому счету эти рассуждения - флейм на тему что важнее - владение теорией или вдохновение. Все равно что ставить в конкуренцию указательный и средний палец, что важнее. Плюс тема - "в музыке всего семь нот, давно уже все написано, давайте придумывать четвертьтоновые интервалы, это круто!" (говорит обычно человек, толком не овладевший пентатоникой, или даже не знающий что это такое - теорию то он презирает). Таких флеймеров на своем веку перевидал кучу - а все от лени взять и вникнуть в учебник, а так же частично от творческой импотенции, не про Вас будет сказано, я надеюсь. На одном вдохновении далеко не уедешь. Я уж не говорю о том, что создавать хорошие машины - это искусство, такое же как и писать музыку.
 
Originally posted by pROFI
Специально для автора темы и для olegsound:
http://rapidshare.de/files/23445203/...io n.pdf.html (PDF, ~10Mb)

Olegsound,прочитаешь.Подумай.
Желаю Вам не делать поспешных выводов.

Спасибо SilverЕye за помощь и найденную книгу в сети.

Спасибо pROFI, SilverЕye.
Можно перезалить куда-нибудь? Ссылка не открывается.
Тоже хочется познакомиться.
 

Сейчас просматривают