Тянемся по звуку к уровню мастеров - сколько осталось до этой планки?

Pavel Fomitchov

Упертый мелодист
10 Дек 2006
1.353
1.395
113
Нью Йорк
www.pfmusic.com
Привет!

В команде с @PianoIst мы записали цикл моих фортепианных вальсов. Постарались сделать все по взрослому, сняли концертный зал со Стейнвеем и записали десять вальсов. По всем техническим вопросом - к Тимофею, он колдовал с микрофонами, их установкой и сведением. Теперь пробуем понять, что получилось:)

Для оценки качества записи (не композиций!), смонтировали несколько коллажей по принципу A-B-C, где наша запись (B) сидит между двумя референсами (A и С). В качестве образцов выбирали записи признанных мэтров уровня Даниеля Баренбойма, Михаила Плетнева и других. Я специально не указываю имена пианистов и произведения чтобы не вызывать дискуссии, кто/что из них лучше. Для "слепого теста" примите как факт, что все референсы - записи пианистов с мировым именем, изданные на известных лейблах. Мы не ставили целью подобрать похожие условия записи - Стейнвей в концертном зале. Среди референсов есть и Bösendorfer'ы и студийные записи. Выбирали именно записи со звуком, который нам нравится. Тесты показывают фрагменты с разной динамикой (пиано, меццо-форте, форте) и два варианта соло (в среднем темпе и побыстрее).

Как вам результат?

P.S. Выбор фрагментов вызывает в памяти незабвенное "Гомер, Мильтон и Паниковский" (с) Ильф и Петров. Так или иначе, приятно затесаться в хорошую компанию:)









 

Вложения

Последнее редактирование:
К исполнению нет вопросов, к записи есть. Микрофон другой бы
 
  • Like
Реакции: Radiocaster
Варианты В лучше, меньше резонирующих нот. Насколько мой слух позволяет это слышать, имхо.
 
  • Like
Реакции: Pavel Fomitchov и PianoIst
B конечно хорош. Особенно на меццо форте разница хорошо заметна: B, похоже, имеет более близко расположенные микрофоны и более тонкую реверберацию с предилеем (больший размер помещения?). В то время, как A будто слегка тонет в ревере и имеет менее конкретный звук. Во всех примерах у B более рычащий и конкретный (не размытый) низ.
В то же время, на форте я сходу почти не ощущаю разницы. Хорошо!
Вердикт: вцелом результат хороший, но и есть к чему стремиться.

Про вариант С не пишу, потому что не знаю где он. В идеале бы паузы между примерами, ибо порой не понять - то ли пианист начал мягко играть, то ли со звуком что-то. Ведь музыкально то они разные.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Pavel Fomitchov и PianoIst
Спасибо за отзывы! Полагаю, что молчаливое отношение тоже считается. Если бы все, кто прослушал наши примеры 500 с лишним раз сочли бы, что наш звук - г%&$о, уверен, что комментов было бы больше:)

Если честно, результаты сравнения меня самого удивили. Когда я собрал десяток A/B тестов их записей Евгения Кисина, Валентины Лисицы, Даниила Трифонова и других известных современных исполнителей, я был приятно удивлен тем, что наше качество записи вполне сопоставимо. Не боги горшки обжигают!

Мне кажется, что есть три фундаментальные стадии качества звука:
1. Не облажаться бы! В смысле - не выпустить откровенный брак.
2. Не хуже, чем у мэтров. Добиться уровня записи, сопоставимого с уровнем мировых "стандартов."
3. Своя уникальная манера, узнаваемый звук и стиль исполнения - Желаемая вершина, добраться до которой дано не каждому.

В этой системе координат, технический уровень наших записей дополз до пункта номер два. Если не прав - разубедите меня жестко, но аргументированно.

Впрочем, впечатление слушателей от такой музыки формируется в первую очередь не качеством записи, а качеством собственно музыки и ее исполнения. Так что пока мы более менее осилили самую простую и наименее важную составляющую. В августе выложу в "Вашей музыке" собственно музыку и приготовлюсь к салюту из гнилых помидоров!
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Andruha
К записи по мне - нет вопросов, хорошо, по современному. К исполнению вопрос - не оглядываться. На референсы - если такой момент присутствовал. В фрагментах А слышно что исполнителю "все равно на запись". Игра - главное. Надеюсь у вас будет также, ну и Удачи!
 
  • Like
Реакции: Pavel Fomitchov и PianoIst
B конечно хорош.
приятно слышать

Про вариант С не пишу, потому что не знаю где он.
Да, может быть ты прав. Я просто понадеялся, что вокруг стоит известная музыка, а склейки только разрушат настройку.
На самом деле, и A и C варианты почти всегда разные. Часто ‒ радикально разные. Поэтому воспринимать их как один точно не стоит
 
Хвалитеее себяяя... хвалитееее...
Шопена тока надо убрать.
А то люди подумают, что это вы написали.
 
  • Haha
Реакции: Polsovatel
Последнее редактирование:
  • Haha
Реакции: Pavel Fomitchov
Не претендую на профессиональное ухо, просто как слушатель-любитель. В треках 1 и 3 фрагмент B (на мой слух) практически спрятался среди референсов. В 2,4,5 отличие в звуке слышно сильно. Такое впечателение, что значительную долю составляет звук от микрофонов внутри рояля. Звучит сильно, но как-то не совсем соответствует ощущению слушателя в зале, может быть, скорее похоже на то, как слышит сам пианист.
 
  • Like
Реакции: Pavel Fomitchov и PianoIst
В треках 1 и 3 фрагмент B (на мой слух) практически спрятался среди референсов.

У меня такое же ощущение. Я интрепретирую это как то, что наш звук настолько близок к референсам, что их даже трудно отличить. Считаю, что это - подтверждение, что качество записи вполне сопоставимо. Об этом также написал @Kokarev Maxim в своем ответе.

В 2,4,5 отличие в звуке слышно сильно.
Так и должно быть! Было бы странно если записи разных роялей / в разных залах / разными микрофонами / с разным постпродакшеном звучали бы одинаково. Смысл этих тестов - сравнить как наш звук вписывается в более широкую выборку современных записей рояля. С моей колокольни разница безусловно есть, но сказать что что-то звучит радикально лучше или явно хуже я не могу. Это уже область личных предпочтений.

Звучит сильно, но как-то не совсем соответствует ощущению слушателя в зале, может быть, скорее похоже на то, как слышит сам пианист.

Пианист vs. слушатель в зале - это целая тема обсуждения:) Хочу уточнить, вы это наблюдение сделали для каких-то конкретных фрагментов? Или только для B в 2, 4, 5 тестах?
 
Последнее редактирование:
Разумеется. Скрябин и Рахманинов потерпят.

чтобы так не думать, достаточно прочитать стартовый пост.

До Рахманина я ещё не дорос, а хто такой Скрябин, понятия не имею.
Читал по диагонали.
Надеюсь, вы тоже сами всё понимаете.)))
 
До Рахманина я ещё не дорос, а хто такой Скрябин, понятия не имею.
Читал по диагонали. Надеюсь, вы тоже сами всё понимаете.)))

@Parsifal75 , музыка пишется и исполняется для всех желающих ее послушать. Эти тесты тоже открыты тем, кто сам играл референсные произведения, так и тем, кто случайно сюда заглянул, поведясь на мой кликбейтный заголовок:)

P.S. Посмотрев на ваш никнейм полагаю, что "хто такой Скрябин" - стеб любителя опер Вагнера. Вы уж признайтесь если что!
 
Последнее редактирование:
1 запись АВС - (так понимаю, обсуждать надо только фрагменты В) - звук более зашумлен, показалось, - то ли недостаток, то ли это просто высоких частот больше, чем в убитых примерах по соседству, неизвестно. Слышны лишние (как кажется) шумы - движение демпферов, костюма, более близкие микрофоны.
(если что, я не звукорежиссер, но очень подготовленный слушатель и немного композитор, со слухом порядок, со вкусом тоже, записей в жизни слышал много, а живых концертов еще больше. Сразу скажу о себе, своих предпочтениях, чтоб вы не мучились моими комментариями и сразу положили на полочку "возможно, чудак" - я понял давно, что психологически наиболее достоверен и выразителен... монозвук! Парадокс, но по факту это именно так. Самые сильные музыкально вещи звучали в моей жизни в моно (в кино ли, или в записи). Моно убирает лишний флер-иллюзию "чего-то этакого", оставляя голую суть: музыку и АЧХ. Так вот, к чему я - записи А и С в первом примере сродни моно в психологическом смысле, они чуть издалека (а пианино именно так и должно звучать, натурализм - зло, нужен образ, некая (пусть и минимальная) дистанция, чтобы ощутить природу рояля).

2 запись - фрагмент В слушается лучше других. Меньше реверберации - и тут это почему-то лучше. Звук более сухой, внятный, конкретный.

3 запись - в фрагменте В больше басов, формально в наушниках это якобы "круто", трясет, но по факту зачем? Перегруз в сторону баса. На рояле (в принципе) звук красивый и на верхах тоже. Здесь он более сухой. не могу подобрать слова, но будто в mp3 (если что, я на слух различаю mp3 и wav на дешевых свеновских колонках, но сейчас слушаю в наушниках, тоже в недорогих, самых простых). Как будто каждая нота раньше заканчивается, но не в реверберации дело, а в какой-то компрессии или чем-то таком. (хотите по-настоящему сравнить - высылайте wav)

4 запись - под референсы не подходит, но звучит лучше референсов. У вас лучше вышло!

5 запись - та же проблема (как в 3-м примере), басы выпирают, это же не для рэпа, ну греметь будет сильно, а цельность теряется. Мы так не воспринимаем пианино. Мое субъективное мнение.

И еще тоже замечу, что форумчанин PianoIst, судя по тем записям, какие я у него здесь на форуме слышал раньше в другое время, обладает отличным вкусом и слухом. Даже его семплированные вещи звучали, как живые записи. Т.е. человек точно качественно способен делать. И вот приятно удивило, что такие люди, как он, еще спрашивают совета - и это правильно! - потому что слух замыливается, а доброжелательный (но конструктивный) взгляд со стороны очень даже кстати бывает. Успехов вам, интересная тема на форуме. Захотелось послушать ваши пьесы, ув. Pavel Fomitchov Приятно, что так люди делают качественно!
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: PianoIst и Pavel Fomitchov
а в какой-то компрессии или чем-то таком.
Вообще в одном из первых вариантов микса была динамическая эквализация. Но сейчас точно нет.
Близкие микрофоны так звучат. Я близкие ставил на всякий случай, т.к. был уверен в звуке, который с них придёт. Но в итоге выключил главную пару, с которой я никогда раньше не общался. И смиксовал зал с близкими. Скажем так, немного неоромантического звука))

По басам… Тут, наверное, дело всё-таки сыграли референсы, которые мы выбрали в процессе. Но не уверен, что сейчас стал бы что-то менять. Может только если ещё раз совсем радикально перемешивать
 
@Parsifal75 , музыка пишется и исполняется для всех желающих ее послушать. Эти тесты тоже открыты тем, кто сам играл референсные произведения, так и тем, кто случайно сюда заглянул, поведясь на мой кликбейтный заголовок:)

P.S. Посмотрев на ваш никнейм полагаю, что "хто такой Скрябин" - стеб любителя опер Вагнера. Вы уж признайтесь если что!

Я верил в ваше благоразумие. Слава Благому Творцу, не всё потеряно!)))
 
  • Haha
Реакции: Polsovatel

Сейчас просматривают