Не знаю, как работает Артём с заказчиками. Но чисто по своим наблюдениям могу отметить, что заказчики начинают вмешиваться в микс, когда я не использую согласованные с ними референсы.
Бывает, когда спрашиваешь заказчика «с чем ты будешь сравнивать микс?» - он говорит «не знаю, не буду сравнивать, может со своими другими треками». А потом выясняется, что он сравнивает твой микс с совершенно другой музыкой, другого жанра, другого темпа, другого настроения и та музыка является для него авторитетной, и тогда он начинает выносить все мозги со своими идеями по сведению.
А когда специально заранее обсуждаешь референс, заказчик может сказать «у меня есть крутые референсы, я пришлю, реально огонь!» и потом, в одно письмо вкладывает Бон Джови, Уитни Хьюстон и Эминема со словами «вот такой звук нужен, они немного разные, но немного похожие, ну ты понял…» и среди них нет ни одного трека с похожим составом инструментов, с похожим настроением - и на этом этапе уже понимаешь, что дальше так продолжать нельзя ибо маячит вынос мозга. В этом случае объясняю заказчику, что референс нужен с похожим набором инструментов, похожим темпом, настроением… и тут часто оказывается, что он сам не в состоянии подобрать адекватных референсов (или им лень во всё это въезжать и время тратить на рутину).
Тогда, достаю из под земли все треки тех исполнителей, которых он прислал (т.к. они для него «законодатели») и пролистываю все треки Бон Джови, Уитни Хьюстон и Эминема, чтобы найти среди них аранжировку похожую на заказ. Если там найдётся реф - Бинго! Заказчик, скорее всего, с первого раза примет этот референс и на этом можно будет пожать руки и быстро выполнить заказ.
Бывало, несколько раз, что заказчики с намеком спрашивали «а ты что, не можешь сводить без референсов?» и тогда приходится объяснять все эти банальные вещи, что вкусы у всех разные, что заказчик всё равно будет сравнивать с чем-то и т.д. и т.п. поэтому лучше заранее согласовать ориентиры, чтобы все дружно сэкономили время и быстрее стали довольными.
При этом, один раз в рефе был пэд, но пэда не было в аранжировке. И когда заказчик (рэпер) дал фитбэк «на рефе более атмосферно» - я влез в бит и наиграл ему туда пэд. И тогда он сказал «вот теперь правильное сведение». Если не знать, с чем он сравнивает, то никогда не сделаешь «правильное сведение» и заказчик будет все мозги выносить со своими идеями и бесконечными правками.
Одна заказчица, почему-то, считала эталоном собственный трек, который ей сделали крутые известные люди лет 20 назад за очень большие деньги. Звучит, по современным меркам, любительски, и состав инструментов другой. Но для неё это круто, сделано российскими легендами, она с этим сравнивает свои последующие треки, которые «все не те». В итоге мы с ней сели и подобрали несколько референсов поадекватнее, посовременнее. И новый референс навёл её на мысль записать «такие же бэки», и мы ещё пол сотни дорожек бэков туда впиндюрили за отдельную плату и основной голос переписали - два вечера работы и все довольны.
Сейчас я не всегда согласовываю референсы заранее. Просто часто работу принимают с первого-второго раза и без согласования референсов. Поэтому я и сам ленюсь оговаривать рефы. Но каждый раз, когда клиент начинает баттлы по поводу того, как должны звучать инструменты - это происходит только потому, что мы заранее не обсудили рефы.
Так что, считаю, что любой «странный микс» получился из-за того, что звукорежиссёр и заказчик видели разные цели и в процессе работы звукорежиссёр пошёл своей дорогой, а заказчик потом прожал что-то среднее между своей целью и целью звукорежиссёра и получается что-то невнятное, и обе стороны не совсем удовлетворены результатом. А реф просто согласовывает одну цель для обеих сторон. И получаются более внятные результаты, и обе стороны дружнее идут к цели, процесс веселее. В итоге обе стороны более довольные и удовлетворённые и всё такое.
А к чему я всю эту телегу раскатал… Что-то мне подсказывает, что в данной работе Артёма не было заранее согласованных рефов. И, на какой-то стадии, начались компромиссы ради удовлетворения 2х разных целей. И, не исключаю, что Артём может даже не догадываться, что это за «саундтрек из монгольского мульт-сериала», с которым заказчик сравнивает микс.