Как работает компрессор - в картинках.

exclue2prod

exclusive producer
2 Мар 2007
1.952
1.266
113
Рассказываю о компрессии наиболее простым и доступным человеческим языком - наскальной анимированной живописью. Без специальных технических терминов, и вообще всё неправильно, но если что - меня поправят.

Кладём руку на ручку громкости и начинаем слушать:

file.png


Всё звучит хорошо, но вот этот первый фрагмент неприятно выстреливает по громкости. Запускаем воспроизведение, ждём, и как только появляется этот фрагмент - делаем общую громкость всего трека тише:

attack.gif


Когда же этот громкий фрагмент заканчивается - крутим громкость обратно вверх, что бы остальная часть трека зазвучала на прежней громкости:

release.gif


А вот второй, средней громкости фрагмент, специально выстреливает, такая творческая задумка, поэтому на него никак не реагируем:

threshold.gif


Attack - скорость, с которой сделали громкость всего файла тише.
Ratio - насколько тише сделали общую громкость.
Release - скорость, с которой вернули громкость обратно.
Threshold - громкость пиков, услышав которые компрессор начинает работать.

В данном примере весь файл звучит на громкости -12 dB. Громкий фрагмент в -3 dB. А вот второй, средней громкости фрагмент, в -6 dB. Поэтому, если выкрутить threshold на -6 dB, при появлении этого второго фрагмента ничего не произойдёт. Но когда появится первый фрагмент, превышающий то самое значение threshold в -6 dB, тогда компрессор и начнёт работать. Если бы threshold был -3 dB, компрессор вообще не заработал. А threshold на -12 dB включил бы компрессор на обоих громких фрагментах. Компрессор не срезает пики выше значения threshold, не удаляет их, как это делает клиппер (clipper). Пики просто подают сигнал компрессору, что бы он начал работать. Есть что-то выше -6 dB, какой-нибудь пик на -5 dB - компрессор отреагирует. Ничего нет - ничего и не произойдёт.

compressor.gif


Вот как-то так, только на высоких, зачастую миллисекундных скоростях, и работает компрессор. В том числе на таких коротких звуках, как наши любимые kick и snare, для выравнивания динамики, подчёркивания атаки и накачивания сустейна.

Грубо говоря и в общих чертах, компрессия - это просто автоматизация громкости.
 
-примитивненько но в общем верно , но не для всех типов компрессоров, в каком то AN фирмы that было понаглядней
и для всех типов, а так согласен с Михаилом 5 баллов
 
Чот у меня дежа вю. Вроде видел именно такие же анимашеки давно раньше. (еще рассказ что-то про дядю Петю- компрессора был).
Объединить бы с доступными советами как его настраивать ) (у меня отложилось в памяти, что несмотря на понимание принципа работы, все параметры крутятся чисто на слух до достижения нужной плотности компрессируемого трека по отношению к другим).
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Long
не для всех типов компрессоров

-- Для всех, для всех. :)
Лишних тонкостей не надо, он только заморочат неофитам голову. Насмерть.

параметры крутятся чисто на слух

-- Да, конечно. Как и ВСЕ обработки вообще.
 
  • Like
Реакции: itzh и Nabastak
Объединить бы с доступными советами как его настраивать )

Всё зависит от того, какие у вас исходники, и что вы хотите с ними сделать. Но это лучше гуглить темы в профильных разделах, и задавать там вопросы с примерами и референсами. В общих чертах, компрессия - это просто автоматизация громкости.

А я эту сказочку нашел про дядю Петю

Честно говоря, никогда не слышал про дядю Петю. Ну да ладно, не удалять же теперь топик.
 
Типы компрессоров

Все существующие аппаратные и программные компрессоры можно разделить на четыре типа:

Оптические компрессоры;
Компрессоры с переменной крутизной;
FET-компрессоры;
VCA-компрессоры.

Основные отличия между разными типами устройств — в методиках определения пиковых моментов и ослабления сигнала. Несмотря на то, что компрессоры всех четырёх типов эффективны в сжатии аудио, они не универсальны: каждый тип компрессора лучше приспособлен для определённых задач.

Оптические компрессоры (Optical Compressor, Opto Comp)
---------------------------------------------------------------------

Оптические компрессоры (англ. Optical Compressor, Opto Comp) были одними из первых устройств, созданных для сжатия звукового сигнала. Внутри оптических компрессоров установлен фотоэлемент и источник света (лампа или светодиод). Источник света напрямую связан с напряжением поступающего звукового сигнала, поэтому принцип работы оптических компрессоров прост: чем сильнее входящий сигнал, тем ярче горит лампа и тем активнее сжимается звук.
Оптический компрессор Teletronix LA-2A
Оптический компрессор Teletronix LA-2A

Уникальность оптических компрессоров заключается в реакции фотоэлемента на источник света, которая происходит с небольшой задержкой. По этой причине оптические компрессоры более плавно применяют атаку и аккуратно возвращают сигнал к исходному состоянию. Сигнал захватывается быстро, но возвращается с некоторым замедлением, что делает эффект сжатия особенно плавным.

Оптические компрессоры характеризуются колоризацией звука — сжатый сигнал приобретает дополнительные краски и приятную теплоту. Использовать такие компрессоры можно на любых источниках, хотя особенно хорошо они жмут вокал, струнные и бас. Оптика популярна у звукорежиссёров для сведения музыки, хотя для мастеринга такие компрессоры менее приспособлены из-за относительно фиксированных настроек.

Компрессоры с переменной крутизной (Variable-Mu Compressor)
----------------------------------------------------------------------------
Вместе с оптическими устройствами, компрессоры с переменной крутизной (англ. Variable-Mu Compressor) являются одними из основных типов компрессоров в музыкальной индустрии. Ламповые устройства, изредка называющиеся вариаторами, характеризуются особым характером обработки, придающим сигналу дополнительное богатство и теплоту.
General Electric BA7A Tube Limiter
Компрессор с переменной крутизной (Variable-Mu) General Electric BA7A Tube Limiter

Устройства с переменной крутизной работают с помощью лампы, управляющая ослаблением уровня на основе изменяющегося напряжения входного сигнала. Из-за лампы подобные устройства медленнее реагируют на изменения сигнала, но взамен предлагают его гармоническое обогащение — звук становится насыщеннее и теплее.

Среди основных отличий компрессоров с переменной крутизной — сжатие с мягким коленом и постепенно увеличивающееся соотношение сжатого и не сжатого сигнала. Последнее особенно интересно: чем дольше сигнал находится в цепи сжатия, тем выше становится соотношение компрессии и тем круче становится колено, что позволяет выравнивать сигналы без риска разрушить их структуру.

Из-за менее агрессивного характера обработки, устройства чаще всего применяются не для укрощения транзиентов, а для выравнивания общего уровня сигнала. Также компрессоры с переменной крутизной отлично справляются с «тонкими» сигналами, которые после обработки становятся жирнее благодаря дополнительным гармоникам. Наконец, медленная атака, присущая таким устройствам, помогает склеить треки на шинах и посылах.

FET-компрессоры (FET Compressor)
-----------------------------------------

Компрессоры на основе полевого транзистора (англ. FET Compressor, Field Effect Transistor Compressor) относительно новые устройства в музыкальном мире. Изначально FET-компрессоры разрабатывались как более подходящая для работы с транзиентами альтернатива оптическим компрессорам и компрессорам с переменной крутизной. Наличие транзистора позволяет FET-устройствам быстрее реагировать на сигнал, а значит быстрее сжимать его.
UREI 1176 Limiting Amplifier
FET-компрессор UREI 1176 Limiting Amplifier

FET-компрессоры отличаются сжатием с особо яркой колоризацией звука: транзисторные устройства неизменно украшают сигнал, что стало основой звука многих коллективов. Вместе с тем такие девайсы отличаются более резким звуком, с налётом дисторшна. «Феты» универсальны — их можно применять на ударных, вокале, клавишных и струнных, на шинах и посылах. Тем не менее считать транзисторные устройства заменителем оптики или вариаторов не стоит — часто FET-компрессоры работают в связке с аппаратами других типов.

VCA-компрессоры (VCA Compressor)
-------------------------------------------

Компрессоры на основе управляемых напряжением усилителей (англ. VCA Compressor, Voltage Controlled Amplifier Compressor) работают на основе схемы, в которой используются усилители, управляемые поступающим напряжением (такое вот масло масляное). Наличие усилителя даёт полный контроль над атакой и спадом, а также обеспечивает более плавную работу компрессора.
SSL G-Series Console Bus Compressor
VCA-компрессор SSL G-Series Console Bus Compressor

Внутри VCA-компрессоров установлен блок транзисторов, определяющих входное напряжение и на основе этих данных определяющих степень ослабления сигнала. Такой подход обеспечивает большую управляемость устройства: пользователь может гибко настроить любой параметр работы, при этом само сжатие отличается чистотой — VCA-устройства практически не окрашивают сигнал.

VCA-компрессоры отличаются высокой гибкостью: они одинаково хороши для сведения и мастеринга, устранения непослушных транзиентов и повышения общего уровня сигнала. Их можно применять для обработки любых инструментов, шин и посылов.

Вместе с тем не стоит воспринимать VCA как универсальное средство на все случаи жизни. из-за простоты реализации качество обработки VCA-компрессоров сильно разнится от устройства к устройству. Используемые производителями транзисторы и блоки схем могут прекрасно справляться с сжатием вокала, но совершенно не подходить для ударных.
 
Оптический компрессор
В основе схемы его компрессии находится лампочка и фотоэлемент. Главная особенность прибора заключается в том, что он не очень быстро успевает реагировать на входной сигнал, и поэтому делает его довольно гладким, с естественным сжатием. Оптические компрессоры довольно часто применяется для вокала и баса. Одним из классических видов является Teletronix LA-2A, показанный на рисунке.

Транзисторный компрессор
Его ещё называют FET-компрессор (Field Effect Transistor). В его схеме основным является полевой транзистор, который может очень быстро обработать входящий сигнал. Его очень часто применяют на ударной установке (различных барабанах). Классическим видом транзисторного компрессора является UA 1176 (на рисунке).

VCA-компрессор
VCA (Voltage Controlled Amplifier) — усилитель управляемый напряжением. Он считается одним из лучших барабанных компрессоров и имеет много настраиваемых параметров. Одним из классических примеров является dbx 160, который использовался почти во всех крупных записях в конце 1970-х и в течение 1980-х годов. За счет того, что VCA-компрессоры могут быть довольно агрессивными их часто применяют в рок-музыке на бочке, а также на малом барабане.

Vari-Gain-компрессор
Этот вид компрессора имеет переменный коэффициент усиления. Он очень гладко и прозрачно обрабатывает входной сигнал, поэтому его очень часто применяют на мастер-шине для «склеивания» микса. Другими плагинами добиться такого же эффекта очень трудно. В виниловую эпоху одним из самых популярных Vari-Gain-компрессоров являлся Fairchild (на рисунке показаны PuigChild 660 одноканальный и 670 двухканальный компрессор).


Все виды перечисленных компрессоров в аналоговую эпоху стоили очень дорого и их могли себе позволить только большие звукозаписывающие студии. Но сейчас в цифровом мире все они реализованы в виде плагинов. Это не только дешевле, но и намного проще в применение, так как вы сразу можете услышать результат своих действий и решить какой из компрессоров лучше работает в конкретной ситуации.
 
-- s.k.a.t., восхищён (честно!) вашим трудолюбием при составлении этих материалов.
Только (уж не серчайте, плз) - там такое гигантское нагромождение глупостей и фактических
ошибок, что после прочтения нужно будет сделать как написано в "Понедельнике.." Стругацких.
Помните там?
>издательство предприняло публикацию срочных нерегулярных выпусков, в которых значились только годы рождения и годы смерти.
В одном из таких выпусков я нашел и свое имя. Однако из-за спешки в эти выпуски вкралась масса опечаток, и я с изумлением узнал,
что умру в 1611 году. В восьмитомнике же замеченных опечаток до моей фамилии еще не добрались...


Без обид!
 
  • Like
Реакции: Ree и s.k.a.t.
s.c.a.t вы просто монстр(в хорошем смысле слова) , восхищен просто нет слов, только все что вы описали это частности
компрессоры делятся всего на два класса умножающие и аддитивные(например долби B) плюс два подкласса с прямым управлением
и с управлением через обратную связь, вот собственно и все , какой элемент стоит в управлении не играет особой роли ну кроме
быстродействия и к.г
-кстати оптический компрессор это не лампочка и фотоэлемент это частный случай получения самого простого rms компрессора , на самом деле там масса вариантов в том числе достаточно шустрых
-про транзисторный компрессор типа 1176(jfet) тоже поржал, разработчики этого чуда настолько экономили очевидно что просто сделали какой то шмурдяк хотя на полевиках можно сделать вполне приличный компрессор если прочитать хотя бы учебник типа хоровица хилла
 
  • Like
Реакции: s.k.a.t.
Вот те на... собираешь в инете инфу, и кажется в такой области где какой смысл делать подвохи - ложная информация. Не знаю прям как дальше и учится.
Ладно... куплю курсы Романа Стикса буду оттуда инфу черпать.
 
аддитивные(например долби B)

-- Эх, если бы! Есть ещё такая шняга - BSS402. С абсолютно дичайшей ценой.
Дня три с ним копался, всё никак не мог поверить собственным глазам. :(

Оптический... Там несколько сложнее. Поелику они бывают только с обратным регулированием (по ТАР),
или - что оно же - Feedback compression, то вынужденно делаются довольно медленными. Иначе - вспоминаем
математику и тот факт, что два интегратора охваченных общей обратной связью - это, фактически, генератор
синусоидальных колебаний. Конечно, в реальных схемах компрессоров до этого не доходит, но тем не менее
переходной процесс (реакция на резкое изменение уровня сигнала) будет иметь уже не апериодический
характер, а сопровождается выбросами и провалами. (Где-то в сети были картинки-иллюстрации.)
 
Вот те на... собираешь в инете инфу, и кажется в такой области где какой смысл делать подвохи - ложная информация.
-ну она не ложная , тут просто все зависит кто делит на какие то разновидности , это как с мясом одни делят на свинину,
говядину , рыбятину, птицятину, другие на стэйки ,антрекоты, лангеты, бифштексы, ромштексы, шницели по венски и азу по
татарски
-в ссср помнится деление было совсем простое мясо-рыба и овощи-фрукты
 
У меня если честно проблемы с пониманием g-bus компрессии.
Вот если один инструмент надо скомпрессировать - снейр там, или бас, или лид - я все понимаю вроде чего я должен добиться.
А вот группа инструментов которые надо "склеить" здесь у меня проблемы какие ratio, attack и reliase надо ставить.
 
А вот группа инструментов которые надо "склеить" здесь у меня проблемы какие ratio, attack и reliase надо ставить.
-по вкусу все, главное с ratio не перебарщивать , еще надо понимать что инструменты которые играют в разном частотном диапазоне
"склеить" по простому не получится , конкретный пример например бас и скрипка или бочка с хэтом
 
...инструменты которые играют в разном частотном диапазоне "склеить" по простому не получится , конкретный пример например бас и скрипка или бочка с хэтом
Получится спектральным компрессором. Некоторые позволяют свою собственную кривую рисовать по всему частотному диапазону - где жать, где не жать, где сильнее жать, где слабее и т. д.
Да и просто широкий диапазон мягкого колена может в несколько этапов с подобными задачами помочь справиться.
 
Получится спектральным компрессором.
-я имел ввиду конечно железку , плагины меня мало интересуют в принципе т.к подавляющее большинство компрессоров там отстой
Некоторые позволяют свою собственную кривую рисовать по всему частотному диапазону - где жать, где не жать, где сильнее жать, где слабее и т. д.
-это все интересно , но непонятно каким образом задается ratio threshold и временные параметры , если это делается автоматом
как всезнайки программеры написали нафиг такие компрессоры не нужны ( моя личная точка зрения)
 
  • Like
Реакции: Long
-я имел ввиду конечно железку , плагины меня мало интересуют...
А... Просто вы отвечали скату, а его интересуют только плагины (с практической стороны). :)

...плагины меня мало интересуют в принципе т.к подавляющее большинство компрессоров там отстой
Да?.. Так железка всё-таки лучше?
 
Если брать компрессию всего трека, либо группы, то лично у меня, сформировалось такое понимание:

Чем больше атака, тем больше панча итп...
Чем больше релиз, тем более мягкий и ровный звук.
Чем больше трешолд, тем более сжимается динамический диапазон.

Если я не прав в своих рассуждениях, то буду рад выслушать поправки.
 
Чем больше трешолд, тем более сжимается динамический диапазон.
-ratio наверное все таки , threshold это просто точка перегиба амплитудной характеристики, если убрать ratio то threshold вообще ни на
что не влияет, как впрочем и атака с релизом
Чем больше релиз, тем более мягкий и ровный звук.
-просто меньше к.г за счет меньшего кол-ва переходов через порог срабатывания , сюда еще можно отнести наличие полки у релиза
в хороших компрессорах, т.е релиз начинает работать не сразу по окончании пика а с некоторой задержкой как правило 1/10 1/100
от времени релиза, в некоторых она регулируется (hold time вроде называется)
Чем больше атака, тем больше панча итп...
-меньше по времени наверное , да при быстрой атаке форма сигнала искажается т.к компрессор на нескольких периодах сигнала начинает
работать а-ля своеобразный клиппер
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: X-Tropic

Сейчас просматривают