Все мы знаем что музыку надо сводить на студийных мониторах, причём на хороших и "честных" мониторах. Ну и контролировать дополнительно на таких же хороших и честных наушниках. Подразумевается, что на плохих и не честных колонках, ты плохо и нечестно сведёшь, и результатом этого станет полный дисбаланс микса при прослушивании на других, бытовых акустических системах и наушниках. А вот с "правильными" и "честными", миксы будут звучать на всех системах хорошо и натурально.
Но тут возникает один парадокс, который пришёл из личной практики. А почему, собственно, микс сведёный на правильных мониторах должен звучать целостно и корректно на других системах с достаточно кривым АЧХ и другими характеристиками, и почему, наоборот, нельзя свести на посредственных колонках, хотя бы для того, что бы именно на них звучало достойно?
Объясню подробнее, что я имею в виду.
Вот такая у меня ситуация на данный момент: свожу микс, из домашнего контроля только мультимедийные Микролабы Соло3, хорошая портативная колонка Tronsmart Element force, наушники Сенхи 515, и очень неплохие затычки. О честности, как понимаете, говорить не приходится. (мои Ямахи МСП7 к сожалению, от меня сейчас далеко)
И вот задумал сделать предварительный микс, что бы звучало прилично на этой домашней акустике, а потом, когда доберусь до нормальных мониторов, уже пересведу с учётом их звучания. Для придания миксу хоть какой либо вменяемой честности, решил просто сравнивать результат на всех четырёх системах: Микролабах, с динамиком 6.5, портативной колонке, и наушниках. Предполагалось, что более-менее выверенный материал будет прилично звучать на всех четырёх системах, безусловно, с поправкой на их характеристики - где то ярче, где то глуше, где то чётче по трансиентам, где то замазанее. Но в общем и целом, всё должно придти общему знаменателю.
Но не тут то было: на всех этих системах миксы звучат на столько по-разному, что ни о каком знаменателе не может быть и речи - нормально звучащий микс в колонках, превращается в переядовитенный верхами в наушниках, и наоборот, нормальный в наушниках, глухо в колонках - во всех системах сильно по разному звучат баланс инструментов, резонансы, глубина сцены и так далее, и особенно, АЧХ.
Вот Америку открыл, скажете вы, это же очевидно в твоём случае! Ну а что ты хотел, в чём тогда вопрос?)) Ведь у всех них слишком разная АЧХ, вот и вылезают косяки, что не понятно.
А вопрос в том, что профессионально сведённые миксы звучат НА ВСЕХ этих системах отлично. Да, с поправкой на частотный баланс, да, где то поярче, где то по басовее, но в целом, у профессионального микса не возникает ощущения поломанности и адского передоза/недостачи в каком либо частотном диапазоне при переходе на другую систему.
Вот приведу конкретный пример: свожу хайгейн гитару, как вы знаете, это очень гармонически плотный звук, и плюс-минус 3дб на верхах - это уже совсем другой саунд. И это справедливо как для моей домашней гитары, так и для гитар каких-нибудь Годжиры или Металлики. В моих наушниках, есть их родной резонанс на 3300кГц, который я подрезаю тоненько на эквалайзере. В колонках же, этого резонанса нет, а есть отвратительно выпирающий пик на 2200кГц. Соответственно, его не наблюдается в наушниках. (на хайгейн гитаре всё это очень хорошо слышно, в этом диапазоне большая плотность частот). Если в колонках гитара звучит глухо и постоянно хочется прибавить верхов, то в наушниках-затычках просто высокочастотный яд.
Так и что, скажете вы, ну данные системы низкого качества, вот у них и присутствуют эти резонансы.
Ок, возможно да, но если б было так, то тогда ВСЕ тяжгитарные миксы я бы слышал с этими резонансами и частотными перекосами, прослушивая на данных системах - но ничего подобного не происходит, всё звучит ровно и без перекосов, все частоты на своём месте.
Так что, вот такой парадокс.
Иными словами, вопрос примерно таков: каким тогда образом сведение на "честных" мониторах может нивелировать столь сильную разницу в АЧХ бытовых акустических систем, и наоборот, почему, работая на бытовых системах столь сложно придти к общему знаменателю, который бы уровнял микс на всех них?
Сталкивались ли с подобным эффектом? Что думаете по этому поводу? Возможно, несколько сумбурно объяснил, но думаю, мысль понятна.
Но тут возникает один парадокс, который пришёл из личной практики. А почему, собственно, микс сведёный на правильных мониторах должен звучать целостно и корректно на других системах с достаточно кривым АЧХ и другими характеристиками, и почему, наоборот, нельзя свести на посредственных колонках, хотя бы для того, что бы именно на них звучало достойно?
Объясню подробнее, что я имею в виду.
Вот такая у меня ситуация на данный момент: свожу микс, из домашнего контроля только мультимедийные Микролабы Соло3, хорошая портативная колонка Tronsmart Element force, наушники Сенхи 515, и очень неплохие затычки. О честности, как понимаете, говорить не приходится. (мои Ямахи МСП7 к сожалению, от меня сейчас далеко)
И вот задумал сделать предварительный микс, что бы звучало прилично на этой домашней акустике, а потом, когда доберусь до нормальных мониторов, уже пересведу с учётом их звучания. Для придания миксу хоть какой либо вменяемой честности, решил просто сравнивать результат на всех четырёх системах: Микролабах, с динамиком 6.5, портативной колонке, и наушниках. Предполагалось, что более-менее выверенный материал будет прилично звучать на всех четырёх системах, безусловно, с поправкой на их характеристики - где то ярче, где то глуше, где то чётче по трансиентам, где то замазанее. Но в общем и целом, всё должно придти общему знаменателю.
Но не тут то было: на всех этих системах миксы звучат на столько по-разному, что ни о каком знаменателе не может быть и речи - нормально звучащий микс в колонках, превращается в переядовитенный верхами в наушниках, и наоборот, нормальный в наушниках, глухо в колонках - во всех системах сильно по разному звучат баланс инструментов, резонансы, глубина сцены и так далее, и особенно, АЧХ.
Вот Америку открыл, скажете вы, это же очевидно в твоём случае! Ну а что ты хотел, в чём тогда вопрос?)) Ведь у всех них слишком разная АЧХ, вот и вылезают косяки, что не понятно.
А вопрос в том, что профессионально сведённые миксы звучат НА ВСЕХ этих системах отлично. Да, с поправкой на частотный баланс, да, где то поярче, где то по басовее, но в целом, у профессионального микса не возникает ощущения поломанности и адского передоза/недостачи в каком либо частотном диапазоне при переходе на другую систему.
Вот приведу конкретный пример: свожу хайгейн гитару, как вы знаете, это очень гармонически плотный звук, и плюс-минус 3дб на верхах - это уже совсем другой саунд. И это справедливо как для моей домашней гитары, так и для гитар каких-нибудь Годжиры или Металлики. В моих наушниках, есть их родной резонанс на 3300кГц, который я подрезаю тоненько на эквалайзере. В колонках же, этого резонанса нет, а есть отвратительно выпирающий пик на 2200кГц. Соответственно, его не наблюдается в наушниках. (на хайгейн гитаре всё это очень хорошо слышно, в этом диапазоне большая плотность частот). Если в колонках гитара звучит глухо и постоянно хочется прибавить верхов, то в наушниках-затычках просто высокочастотный яд.
Так и что, скажете вы, ну данные системы низкого качества, вот у них и присутствуют эти резонансы.
Ок, возможно да, но если б было так, то тогда ВСЕ тяжгитарные миксы я бы слышал с этими резонансами и частотными перекосами, прослушивая на данных системах - но ничего подобного не происходит, всё звучит ровно и без перекосов, все частоты на своём месте.
Так что, вот такой парадокс.
Иными словами, вопрос примерно таков: каким тогда образом сведение на "честных" мониторах может нивелировать столь сильную разницу в АЧХ бытовых акустических систем, и наоборот, почему, работая на бытовых системах столь сложно придти к общему знаменателю, который бы уровнял микс на всех них?
Сталкивались ли с подобным эффектом? Что думаете по этому поводу? Возможно, несколько сумбурно объяснил, но думаю, мысль понятна.