Реверберация на мастер-канале.

Alexandr_Radio

Active Member
18 Авг 2020
911
182
43
31
Тема, в большей степени дискуссионная и творческая, чем техническая. Один знакомый мне вообще утверждал, что это больше из области сведения и на мастере, цитирую, "лишнее мыло".
Я применяю её редко на мастере, но если хочу создать комнату, для всех дорожек одну, то обычно делаю так:
Беру бесплатный плагин MConvolution EZ, нахожу там импульс той комнаты, в которой в теории может играться такая музыка живьём и примешивание делаю совсем небольшое, в пределах 7 или 10 процентов, слышен только момент отключения, когда делаем Bypass, эффект не приковывает к себе внимание.

Вопросы у меня таковы:

В каких случаях плагин реверберации имеет право использоваться на мастере? Мне например, всегда казалось, что для этой цели лучше подходят импульсные плагины из-за очень реалистичного звучания помещений, которые воссозданы.
Существуют алгоритмические ревербераторы, направленные именно на создание "общих комнат"?
Уместность реверберации на мастере в определённых задачах. Ниже прикрепляю пример одежды для радио, где закос я делал под Lo-fi, околоджаз. Там я как раз использовал импульс комнаты на мастере. Но в EDM современном мне почему-то кажется, что вся реверберация построена при сведении, либо на группах или творческие хвосты на отдельных инструментах, а на мастере её или нет совсем или есть, но очень малая. Или я неправ?

 

Вложения

Это ленивый и неконтролируемый способ. Если надо, то лучше послать все группы инструментов на ревер и для каждой установить свой уровень, но ещё будут частотные вопросы. И да, к мастерингу это не имеет отношения, потому что посыл на рум - это воссоздание того, что должно быть ещё на этапе записи инструментов в помещении.
 
  • Like
Реакции: Alexandr_Radio
В полноценном миксе (ударные, бас, инструменты) реверберации быть на мастере не может. Точка. Всё что нужно в плане пространства, делается на этапе сведения.
Другое дело - сольные инструменты (фортепиано). Либо малое количество иснтрументов (желательно живых).
Но это частные случаи (и больше подходит под группу инструментов, а не мастер).
Все остальные способы использования ревера на мастере - разряд спецэффектов.
 
  • Like
Реакции: dugdum®
ну нельзя так категорично ) Шепс делает иногда ))
Наверное всё же нельзя. Но, есть инструменты которые должны звучать "близко" (ударные, бас). Разумеется, всё условно. Но лучше всё это сделать на этапе сведения (добавить небольшой рум). Ревер на мастер - это каша, шум и отдаление. Имхо.
Либо это очень специфические жанры (атмосферные, так сказать).
 
Кстати, пример выложен странный. Это миксом (в общем представлении) назвать нельзя. Это инструмент и вокал (джингл). Больше подходит под категорию "группы" (где вполне можно использовать ревер), чем на "мастер" (полноценный микс).
 
  • Like
Реакции: Alexandr_Radio
@Alexandr_Radio, просто нужно вспомнить, что такое процесс с названием "мастеринг" и для чего он.
С одной стороны - да лишь бы звучало. А с другой стороны - а чо дилей на мастере не поставить.
 
  • Like
Реакции: Skalk
Кстати, пример выложен странный.
Он древний, делал тогда "по чувствам"
Вовка Николаев рассказывал, что повесил на мастер дилей в "Нас не догонят"
Ах вот оно чего! А я думаю откуда там такой характерный звук, будто в большом помещении, ни в одном треке ТАТУ такого больше нет.
низ тоже под реверб попадёт
Ну это да, можно фильтром ограничить.
Это ленивый и неконтролируемый способ. Если надо, то лучше послать все группы инструментов на ревер и для каждой установить свой уровень, но ещё будут частотные вопросы. И да, к мастерингу это не имеет отношения, потому что посыл на рум - это воссоздание того, что должно быть ещё на этапе записи инструментов в помещении.
Убедительно. Пожалуй да, пространство лучше строить на сведении. Вопрос больше из чего пошёл: В Izotope Ozone в основном плагине, есть блок реверберации, и есть пресеты мастеринга её содержащие. Или более доступный пример - блок мастеринга в Audition 3.0, там тоже есть фейдер Reverb.
 
Бывает на мастеринге добавляю реверберацию. Но сиё крайне редко, буквально считанные случаи. Например, прислали крайне сухую балладу, чем просить их добавить объема, проще мне самому добавить.
Но, повторюсь, такое раза 2-3 было за несколько лет.
 
  • Like
Реакции: itzh и Alexandr_Radio
Ну это да, можно фильтром ограничить.
не подумал даже, ревебрбы же всякие есть, навороченные
но вот по качеству звука хороших ревербов мало, если есть железные ревербы, то лучше их использовать на мастере

Мне ешё нравится когда на верху есть какой-то шум или что-то такое до 20 кГц, какое-то ощущение присутствия добавляет, вроде в некоторых старых телевизорах был такой эффект.
 
низ тоже под реверб попадёт
Отвечаю не конкретно вам, а вообще. Повесить ревер только на side составляюшую микса. Практикую иногда такое , если «изделие» не моё , а заказчик пересводить не хочет. И при этом достаточно сухое. Можно не только реверб , но и делэй или хорус или всё вместе). И разумно без фанатизма.
 
Последнее редактирование:
Я вот так делаю , так сказать по старинке) : Разбираю на М и S плагином waves s1 matrix, далее обработать эффектом по вкусу s-составляющую, снова собираю матриксом , эффект подмешиваю к собранному миксу.
Можно вообще по разному изголяться, если это не трек-песенка , а например что то типа подлоги для радиоджингла (как у вас в первом сообщении) : М обработать, например хорусом , а S ревером или еще чем-нить . Можно использовать любые эффекты , не обязательно хорусы и ревера.
Эксперементируем смелее не стесняемся)
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Alexandr_Radio

Вместо компрессора, поставить ревер:
 
Так а разницы между ревером на мастере и посылами(при равном использовании колва на посыле, учитывая пре и пост режим, в миксе где нет на посылах например дилея) нету. Ну по быстрому демку кинуть, просто повесив ревер на мастер это такое норма, но просто использовать на мастере, ну можно использовать то в целом все что угодно и отт на мастер вешать, да хоть автотюн.
Но использовав на посыле можно и автоматизацию сделать, регулировать кол во.
А IR это или алгоритмик, правил нет, какой больше подходит и нравится или какой есть в арсенале, не у всех есть условный альтиверб.
А есть железный бракасти, эмуляцию которых можно встретить как у IR так и у алгоритмиков. Условно алгоритмик чище вот и все, где то подходит один где то другой, где то валхала, где то блекхол.
Ну и плюс ко всему реверберацию не лишним эквализировать иногда, да и сутурировать можно. Скорее вопрос лени хотя раскидать все через посыл делов на 2 минуты, да и можно вывести все на отдельный канал до мастера, на вывести все инструменты, там использовать ревер, а некоторые инструменты вывести минуя этот канал с общей реверберацией.
Но если нравится результат то бога раде можно использовать, правильно ли это, скорее нет чем да.
 
  • Like
Реакции: Alexandr_Radio
Ха) Начали плаги m/s насоветовать ) А тде реальные идеи, где креатив ? Решает то сама идея , а не плагины.
Любой узкопрофильный плагин -лишь инструмент, разгружающий комп от нагрузок при сложных схемах. Да и не всегда есть время на креатив. Такая же история как и с использованием встроенного в DAW эквалайзера. Ведь тонкая хирургия в эквализации тоже не всегда нужна. А разгрузка процессора в проекте нужна всегда )).
 
@StoneJungle, что ж вы такой ранимый и сомневающийся в себе? )) Конечно же, вообще. А вам я даже лайк поставил, за утверждение главенства идеи :)
По поводу вашей реакции вспомнил анекдот - если в толпе громко крикнуть "мудак", то каждый примет это на свой счёт и будет знать, за что )))
Мир, дружба, ноль претензий. ))
 
@smack, Ну..Не совсем ранимый) Просто г-н Константин Викторович , вроде , как мой ник употребил, а я в рабочей запаре недопонял его шутку.
Так что : мир, дружба, ноль претензий)
 
Последнее редактирование:

Сейчас просматривают