Какой-то странный заход. Во-вервых, их никто и не сравнивал, Караян возник только «благодаря» моей оговорке (беспочвенной и абсолютно случайной) в первом посте. Желающим же покопаться в белье вместо музыки, можно и антисемитскую тему пошевелить — то, как Бернстайна двигали «свои», так другим и не снилось, его карьера была просто фантастически удачливой. А можно и голубятину поворошить — во времена молодости Бернстайна нравы были весьма консервативными, и голубое лобби только складывалось. Вам это интересно? Рихарда Вагнера на форуме будем запрещать, устроим тут маленький
ад и Израиль?
Я как-то почти всю жизнь прожил, не ставя Бернстайна высоко и даже не понимая, что в нем другие находят. На «Кадише» был в КЗЧ — еле досидел до конца от скуки. Просветительская сторона Бернстайновской натуры стала видна только с появлением ютуба (за просветительство ему гигантские риспект и увага). И только сравнительно недавно, внимательно проштудировав партитуру «Симфонических танцев» из «Вестсайдской истории», несколько повысил его рейтинг как композитора. Не очень высоко, не в первый ряд, но все-таки.
Только вот тут такие дела. Раз: очень многое в этой партитуре вообще нельзя было написать в клавире, а потом «раскрасить оркестровкой», оно существует либо сразу в тембре, либо оно никакое (о разнице между живописью и раскрашенной графикой писал
тут, не хочу повторяться). Какой бы оркестровщик не «помогал» Бернстайну, там есть небесталанная композиторская основа оркестровки. Два: Прокофьев тоже писал «с ассистентами» — делал очень подробный дирекцион, обозначал все тембры, все удвоения, а потом визировал готовую партитуру. Тоже ведь были попытки отобрать у Пркфв немного авторства, но... очень наивные. Три: отвечает как за успех, так и за провал партитуры титульный автор. Отвечает как кошельком, так и именем. Когда говорят о «литературных и музыкальных неграх», обыватель обычно представляет себе тайного гения в подсобке у медийной и богатой личности. На самом деле все почти с точностью до наоборот. 99,99% процентов таких работ нифига не выстреливает, работы не становятся значимыми, тем более — великими. Хорошо, если просто замечаются на уровне попадания в чарт на неделю. Да, обычно крепкие и грамотные мастеровые приводят в порядок банальность, но не более того.
Тему негров знаю неплохо, сам однажды вынужден был вскрыть карты (не на уровне «великих», разумеется, а на нашем, мышином). И даже, как сейчас сказали бы, получил свою порцию хайпа. Гена Папин поблагодарил меня тогда «от имени всего Мосфильма» за смелость — память об этом ношу внутри себя как медаль «За боевые заслуги»
Да только тот опус не выстрелил, да и не мог выстрелить ни при каком количестве и качестве «негров»...