Ребенок и гитара

слепой гонщик

Well-Known Member
23 Мар 2011
988
347
63
Ну, знаю, что дурацкая тема. Просто не с кем посоветоваться. Может, у кого-нибудь есть опыт педагогический?

История такая. У меня есть внук. Мальчишка энергичный, как батарейка Duracell.
Через 2 месяца - 4 года. Все любит - машинки, мотоциклы, футбол и погонять на самокате.

Ко мне они приезжают не очень часто. Но я наблюдаю. Сперва я предлагал в качестве развлечений мидиклаву - на 88 клавиш. А, стало быть, мог подключать любые VST. Орган, фортепиано, клавесин, челесту, струнные - все пробовал. Канало, но недолго.

У меня две гитары. Случайно удачно доставшийся мне кастомшоп Washburn N4 Vintage 2006 года (офигенная звучная гитара, никогда не продам). И красивущий большой и черный новенький Schecter Hellraiser Hybrid C8 - богато оформленный восьмиструн.

Думал - ребенку-то пофиг. Пальцы - меньше медиатора. Ан нет. Сперва пацан игрался в мидиклаву. Но не долго - меньше, чем до трех лет. Затем - стал просить гитары. Сперва Шектер - бо красивый и большой. А потом - мой замученный облезлый Вашбурн.

В последние полгода, по приезде в гости, на модный Шектер даже не смотрит - сразу требует Вашбурн. Играть, разумеется, не может. Я подключаю инструмент в комбо Marshall Origin 50. На самом тихом (никаком) звуке - так как гости и беседа семейная. Ну, и затем, мы с этим мелким братцем сидим на полу в обнимку. Он фигачит плектром по струнам, а я держу аккорды. Слава Богу - есть там OFR и локнат надежный.

И вот я думаю - какой подарок сделать ему на четырехлетие? Машинку очередную? Или, может быть, уже можно и гитару? Ну, типа, Squier Mustang. Или, все же, рановато? Тут ведь, как со струной - и не дотянуть плохо, и перетянуть опасно. Я ведь не знаю, куда его поведут его наклонности. Он и футбол, и велосипед, и бассейн, и бокс.
С родителями посоветуюсь, конечно. Но, про муз.инструменты и все такое, они понимают меньше, чем про все прочее.

Четыре года - это совсем рано для гитары? Как по-вашему? Пальцев-то нет. И меня поблизости нет. Может, подождать, понаблюдать еще годик?
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Spartak
В 3,5 года с полустаршей (сейчас 14, играет здорово) начали заниматься скрипкой. В 4 года с полумладшим (сейчас без копеек 8) — виолончелью. Педагог — обязательно. Одна из задач — пройти все трудности привыкания к инструменту (а мы самые сложные инструменты выбирали), пока еще возможно отвлекать ребенка зайчиками, мишками и ягодками. Чтобы к первому классу ДМШ вся самая страшная фальшь уже была позади.
Тотальный запрет в доме на любой тынц-тынц. Детские песни — только мелодически развитые, большей частью советская классика.
Основа исполнительского (постановка рук, отношение к звуку, образцы для подражания) и слушательского опыта — 95% классическая музыка (радио Орфей, если нет времени подготовить свой сет). Ну, хотя бы потому, что из классической школы можно рвануть куда угодно, обратное же заказано.

Два разрыва подстерегают любого родителя/ребенка. Первый. Если родители слушают радио-шансон и рок-FM, другое слушать не умеют и не хотят, а ребенка учат «бетховену», впереди фэйл. Очевидный. Второй. Музыкальная грамотность (сольфеджио) — чем раньше и больше, тем лучше. Сколько сможет воспринять. Разрыв между тем, что ребенок играет уже в середине музыкальной школы, и уровнем теоретического осмысления (как оно в музыке все работает) полностью не преодолим, но чем он меньше, тем меньше шанс, что все будет заброшено из-за скуки. Проходить в 12 лет тональности с тремя знаками — позор и глупость. В десять лет все тональности сразу, и как таблицу умножения — так победим.
Конкуренция с футболом/танцами/вышиванием нас не волнует, в семье фашистский диктаторский режим: не будет музыки, не будет НИ-ЧЕ-ГО. Вообще ничего. На самом деле с этой установкой дети смиряются достаточно быстро, никаких конфликтов нет.

Воспитательно важное: умение отличать этическое и эстетическое «хорошо». Слова эти умные можно не произносить, но любой разбор с детьми музыки или стишка идет с этими ключами. Собственно, сам разбор для начала должен иметь место: родители должны вчитываться и вслушиваться, проговаривать сами и учить ребенка проговаривать, что именно нравится или не нравится. Учить различать, где просто смешное (анекдот), а где рифма остроумная — у первого быстро отрастает борода, второму можно радоваться годами. «Что болтунья Лида, мол, это Вовка выдумал» — поди забудь. Учить отличать, где остроумный мелодический ход, а где кривляние артиста (сколь угодно обаятельное). Различение хорошей песни и песни о хорошем — я об этом.

Не знаю, насколько у нас получится, но, как бы это ни показалось кому-то парадоксальным, мы, родители, постараемся, чтобы в профессиональные музыканты дети не пошли. Об этом детям не говорим, разумеется, но разговоров о музыкантской карьере тоже нет. За музыкой у нас сразу идут математика, языки и спорт.
Я знаю, что наш опыт уникален, невероятно, чудовищно энергозатратен и абсолютно непереносим на другие семьи (по крайней мере as is). Но я готов прокомментировать какие-то тезисы, если возникнут вопросы.

P.S. Чем домра плоха? Гриф узкий, есть малышовые инструменты. Мелкую моторику развивать, пространственно-временную координацию, перевод зрительного восприятия (чтение нот) в двигательные навыки. Мозг работает, пальцы тренируются, слуховой опыт набирается. Левая и правая руки делают разное (у фортепиано не так), а, значит, оба полушария прокачиваются. На гитару с домры или балалайки перейти будет проще простого, когда дорастет. Архиповский в каком-то интервью говорил, что вообще не важно, на чем играть, если человек чувствует струну.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: H-ron, SergM/S и Spartak
Тотальный запрет в доме на любой тынц-тынц

Вот интересно, а есть ли какие-то шансы вырастить музыканта здорового человека в доме, где папка постоянно только и делает, что пишет тынц-тынц в перемешку с роком? :D И сын уже с малых лет скачет по дивану под задорные ритмы Филиппа Киркорова :D
 
  • Like
  • Haha
Реакции: H-ron, LilColt и dr-music
@dr-music, так чего делать-то? Детство же одно, его в начало не перемотаешь, чтобы заново пройти :D Я правда не уверен, что ребятёнку нужно быть музыкантом, больно уж не стабильна профессия))

*но скачет чётко в ритм, каждый повтор квадрата отмечает радостным воплем и прыжком в подушки :Dle46:
 
так чего делать-то?
А я откуда знаю. Наш опыт непереносим, да и к чему в итоге мы придем, сами не знаем. А еще есть генетика-наследственность. Каким-нибудь будущим детям я еще могу свои гены передать, а уже готовым — как? :)
Показать дитяте, что есть тонкие и хрупкие вещи и, насколько получится, обучить им — наверно, важно. С грубыми и упругими сам научится справляться.
У обитателей спальных районов основной зрительный опыт — хрущобы и многоэтажки. Надо ли им объяснять (рассказывать-показывать), что концертный зал, дворец или храм — это не экзотические приколы музейно-потребительского свойства, а нечто, задающее шкалу, образцы?.. Вот хрен его знает, товарищ прапорщик. Может, и не надо. Хотя я побаиваюсь людей, у которых внутри (в душе, бл*ть, да!) хрущоба с евроремонтом.
 
Последнее редактирование:
где папка постоянно только и делает, что пишет тынц-тынц в перемешку с роком?
В ленте хорошее пробежало от неведомого мне чела: «Попса, кстати, вообще отлично заземляет и разгоняет всякую хтонь. Если бы сэр Гуго Баскервиль вышел на торфяные болота ночью, когда силы зла властвуют безраздельно, и во все горло крикнул «А ты его целуешь, говоришь что любишь!», силы зла сказали бы, что им эти проблемы не нужны, и отправились бы в ближайший паб поправлять стаканчиком-другим нервы.»
 
Последнее редактирование:
  • Like
  • Haha
Реакции: cherkes и SergM/S
Конкуренция с футболом/танцами/вышиванием нас не волнует, в семье фашистский диктаторский режим: не будет музыки, не буде НИ-ЧЕ-ГО. Вообще ничего....

Не знаю, насколько у нас получится, но, как бы это ни показалось кому-то парадоксальным, мы, родители, постараемся, чтобы в профессиональные музыканты дети не пошли....

А еще есть генетика-наследственность....

Сплошные противоречия, вам не кажется!?

И вот я думаю - какой подарок сделать ему на четырехлетие? Машинку очередную? Или, может быть, уже можно и гитару? Ну, типа, Squier Mustang. Или, все же, рановато?...

Четыре года - это совсем рано для гитары? Как по-вашему? Пальцев-то нет. И меня поблизости нет. Может, подождать, понаблюдать еще годик?


@слепой гонщик, думаю, пока не стоит покупать малышу гитару - действительно, рановато! Пусть это увлечение пройдет, так сказать, испытанием временем на вашем Washburn ! А дальше видно будет! Ну, и если покупать, то сразу качественный инструмент - пусть на хорошем звуке учится! С электрогитарой это особенно важно, не мне вам объяснять! Продать такой инструмент будет проще, если что, а в крайнем случае - просто, оставите его себе!
 
Дети (до 5 лет примерно) очень любят бить по клавишам и что бы звучали разные барабаны и перкуссия)) Но по своему опыту скажу: Мой сын семь лет проучился в муз. школе на фано, у педагогов были большие надежды и в итоге...сейчас по профессии художник -живописец, Он всегда рисовал наряду с музыкой и живопись все таки взяла своё, ко всему прочему у него абсолютный слух!
 
  • Like
Реакции: REALист
Нет. Сможете сформулировать вопрос, постараюсь ответить.
К чему такой "гестаповский режим", если не планируете для детей профессиональной музыкальной карьеры!? К тому же если и не до конца уверены, есть ли у них генетическая предрасположенность к музыке, судя по вашей фразе:

А еще есть генетика-наследственность. Каким-нибудь будущим детям я еще могу свои гены передать, а уже готовым — как? :)
 
Вот интересно, а есть ли какие-то шансы вырастить музыканта здорового человека в доме, где папка постоянно только и делает, что пишет тынц-тынц в перемешку с роком? :D И сын уже с малых лет скачет по дивану под задорные ритмы Филиппа Киркорова :D
Детям 3 годика. Не дают включать блэк и даже рок. Сын уши затыкает, а дочь серьезно так смотрит и говорит - пап, выключи дурацкую музыку, поставь лучше Елочку. Мама с бабушкой хорошо на них влияют ).
 
  • Like
Реакции: Spartak
Мама с бабушкой хорошо на них влияют ).
Надо ограждать детей от таких бабушек))) У друга недавно сын родился, отлично засыпает под всякий метал, предпочитая что-то хуковое типа Fuel металлики.

@слепой гонщик, я бы подарил какую-то дешевую гитарку, есть же мини версии, специально для детишек. Но без давления и особых надежд. Хотя я бы надеялся, что перерастет и будет искать себе нормальную профессию))))
 
  • Like
Реакции: SerGoL_81
Надо ограждать детей от таких бабушек))) У друга недавно сын родился, отлично засыпает под всякий метал, предпочитая что-то хуковое типа Fuel металлики.
А мне наоборот - их любовь к милоте импонирует. Вот если Федука с Билли Айлиш станут слушать - то печалька (#bummer).
Проходить в 12 лет тональности с тремя знаками — позор и глупость
А в 38 - маразм ?
 
  • Like
Реакции: imemine
Спасибо, брозерс!

Но я, видимо, неточно описал мою ситуацию. Нельзя сказать, что ребенка прям тянет к гитаре и музыке. Просто в моем доме это для него становится все более интересной игрушкой, чем все остальное, включая погонять со мной в теннис на полу. И, разумеется, пока у родителей даже и в мыслях нет, что он может захотеть стать проф.музыкантом. Скорее, они готовы поощрять его с точки зрения общего развития. Семья обычная, современная, прагматичная.

Хотя его мама говорила, что когда он еще был совсем малышом (не ходил), заметила, что при включении именно гитарной музыки - обращал внимание. Вот и сейчас - просит именно Вашбурн.

Ладно, надо созывать семейный совет. Тем более, что из всех необходимых условий, которые описал
dr-music, в нашем случае, похоже, они отсутствуют все ))
 
@dr-music, нет, не так. Это какие-то не правильные силы зла. И Баскервиль не с той ноги встал, перепутал все слова! Реальные же силы зла на крик сэра Баскервиля «А он тебя целует, говорит что любит» ответили бы зловещим эхом: «..и ночами обнимает, к сердцу прижимает». И дальше они всей толпой в унисон: «а я мучаюсь от боли, со своей любовью», и тут сам сатана явился бы и подытожил: «..фотографии в альбоме о тебе напомнят»! А потом они все пошли бы в паб вспоминать, как жгли на дискаче в школе под эти прекрасные песни! Попса объединяет!
 
  • Like
  • Haha
Реакции: LilColt и dr-music
К чему такой "гестаповский режим", если не планируете для детей профессиональной музыкальной карьеры!? К тому же если и не до конца уверены, есть ли у них генетическая предрасположенность к музыке
Вопрос генетики сразу отбросим — с ней все в порядке, в роду не один профессиональный музыкант.

Можно сказать, что фашистским режимом я назвал нашу практику для красного словца. И смысл отсюда достается только один: ни на каком форуме я не готов обсуждать правильность своей позиции, обсуждение возможно только с людьми со сравнимым опытом и/или вхожими в нашу семью. Авторитаризм мой — для внешнего мира — беспределен, и я только свидетельствую здесь, что бывают и такие семьи. Пожалуйста, без обид, ничего личного в моей категоричности нет и быть не может, это просто техническое обозначение личной границы, за которую никому хода нет.

А по существу, есть две точки сборки мыслей. Первая. Все, что делается нами с детьми, это часть общего развития, а не «узкий специалист подобен флюсу» (с). Да, в экстенсивном варианте, но — общего. Нейрофизиологическую сторону вопроса я уже обозначил (как практика музицирования активирует нейронные связи, какова роль мелкой моторики, как музицирование заставляет синхронно работать разные отделы мозга, и т.п.). Рассказывая детям о музыке, я могу выйти как на историю искусств, так и на историю вообще, и могу связывать их между собой. (Мой любимый вопрос выпускникам ДМШ: кто жил раньше, Бетховен или Наполеон? В 99 случаях из 100 тяжелый ступор гарантирован, а ведь биографию Бетховена все проходили параллельно с историей Нового времени.) Разбираясь в устройстве музыки, я могу выйти на математику напрямую. Могу выйти на физику — через акустику: от вопроса, как получаются флажолеты, к четвертьволновым резонаторам, фильтрам и генераторам, и отсюда могу снова связать это все с математикой). Поскольку музыка, проходя через физический мир (ракета класса «струна-воздух») воспринимается психикой, то отсюда есть выход на биологию, физиологию, психологию восприятия. Поскольку музыка так или иначе состоит из культурных кодов, то есть здесь выход и на антропологию с культурологией, можно на примере разных музык прослеживать, как эти коды наследуются и видоизменяются. И т.д. и т.п.. Предварительной сборкой мира в голове ребенка я занимаюсь. Для меня как для музыканта-профи музыка, наверно, единственной доступный способ сборки мира. Был бы я математиком или биологом, способ сборки был бы другим.

Вторая точка. 15 лет — время выбора, идти в музыкальное училище или нет — слишком юный возраст для принятия решения. После музыкального училища, если обстоятельства изменились, будет очень трудно поступить в ВУЗ другого профиля, слишком слабо в муз.училищах преподаются «общие» предметы. Репетиторы и воля к победе могут решить вопрос, но годы по щелчку пальцев не нагонишь. Кстати, далеко не во всех случаях приходит разочарование в музыке или осознание своей неконкурентоспособности. Я знал одного очень многообещающего альтиста, который после Гнесинской десятилетки без проблем поступил в консу, но, биологически повзрослев, парень получил в подарок от судьбы новое эндокринное устройство. Он рассказывал, что прекрасно слышал, что его вибрация изменилась, стала отвратительной (со вкусом у него все в порядке было), но он физически не мог с ней ничего поделать, руки стали другими. Бросил, ушел в другую область. Годы, отданные музыке, кстати, никогда не рассматривал как потерянные.
Отсюда наша семейная установка: хорошая школа-одиннадцатилетка, музыку не бросать до ее окончания (частные занятия). И только тогда — выбор.

Для собственного совершенствования — хоть в 76. Я говорил про ДМШ.
Давно дело было, но я отдал десять лет преподаванию в одной обычной музыкалке, в одной продвинутой, плюс частная практика. И я знаю, что можно давать теоретические знания системно даже не самым продвинутым детям, и делать это интересно. Посещая методкабинет (была такая обязаловка у преподавателей), я знакомился с методическими разработками других педагогов, и они были намного сильнее моих, но ни одна из них так никогда и не была внедрена. На уроках сольфеджио по-прежнему все те же Калмыков-Фридкин с Барабошкиной, что и 50 лет назад.
 
Последнее редактирование:
А вот как раз классическая музыка делает людей какими-то злыми и едкими)) Пока все силы зла и добра рвут танцполы под РВ, музыкальные академики рвут волосы друг другу на голове в спорах о влиянии Дебюсси на музыку второй половины третьей декады последнего дня того года.
 
  • Haha
Реакции: Stephan Vasylyshyn
музыкальные академики рвут волосы друг другу
Волосы рвут — это да, серьезно. Вспомни лучше, как попсовики стреляли друг в друга за порядок выступления в солянках.
Мне всё и все пофигу, я не академик.
 
...Авторитаризм мой — для внешнего мира — беспределен, и я только свидетельствую здесь, что бывают и такие семьи. Пожалуйста, без обид, ничего личного в моей категоричности нет и быть не может, это просто техническое обозначение личной границы, за которую никому хода нет.

Никто и не собирается вас ни в чем переубеждать! Без обид!

Тотальный запрет в доме на любой тынц-тынц. Детские песни — только мелодически развитые, большей частью советская классика.

Просто, сразу вспомнился комментарий Маши Павленко ("Серебряный Щелкунчик", 2017 год (гобой)) по-поводу того, какую музыку она слушает, кроме классики. Если интересно - здесь, с 1:39:39. И это уже позиция юного музыканта! И как видите, результатов добиваются и при другом подходе!
 
Никто и не собирается вас ни в чем переубеждать! Без обид!
Лайк :)
Дело не в переубеждении. Я в своих текстАх пытаюсь сразу же закрыть неинтересные для меня продолжения разговора, и... вот нифига не получается. На неделе выложил аранжировку с нелестными словами про певицу. Побоявшись, что кто-то почувствует здесь вопрос неоплаты или еще что-то закулисное, я открыл карты и сразу обозначил, что да, ее папаша-заказчик кинул меня на бабки (что, кстати, автоматом освободило меня от необходимости придумывать уважительные словесные обходы), и что это _не является темой обсуждения_. Хотел открыть карты и закрыть неинтересную для меня тему. А вот нет, первый же коммент — что я это от обиды пишу, какая-то такая хрень. Ну ёлы ж палы... :(
И как видите, результатов добиваются и при другом подходе!
Да ради бога. «Пентатоникс» это хорошая попса, почему ее не слушать. И классика не исчерпывается Моцартом с Шопеном, это же собирательное и весьма неточное слово. Что угодно, от Хильдегарды фон Бинген до Александра Шуберта — все может идти в ход.
Это, скорее, вопрос интонационного, ритмического, тембрового словаря и развитого синтаксиса. Если словарь какого-то музыкального явления подобен словарю Эллочки-Людоедки (что обычно в наших краях и зовут «попсой»), то нафиг-нафиг, на это мы время не тратим. Если просто набор неосвоенных умных слов, то тоже нафиг-нафиг. А Чик Кориа с Бобби МакФерреном — всегда пожалуйста.
Как-то так.
 
Последнее редактирование:
@LilColt , про группу такую даже не слышал.
Ну, пусть станет репером, если скучно не будет. Папаша его батлы Оксимирона почти наизусть знает, так штаа...

Жан-Жак Руссо в середине XVIII века уже придумывал декламацию под музыку в качестве реформы музыкального театра (см. карточку за 1762 год здесь). Так что все уже было и все повторяется. На нынешнем витке пафосных рок-певцов сменили не менее пафосные рэп-речитаторы. Подумаешь, эка важность...

=========
А вот еще абсолютно недоказуемый прогноз. Надо же как-то вернуться к вопросу, заданному ТС :)

XIX век был расцветом рояля, и первую половину XX века несколько крупных имен еще доигрывали тему (два Сережи, Морис, Митя, несколько фигур поскромнее). Но рояль постепенно перестал быть главным инструментом домашнего музицирования, да и композиторы давно уже не рвутся писать фортепианные концерты. Пианизм стал видом спорта, а основу рояльного репертуара составляют сочинения прошлого и позапрошлого века. Как-то непросто при таком раскладе говорить об актуальности фортепиано.
Вангую, что с электрогитарой будет то же самое, причем исторически очень скоро. Если Лес Пол не привирает, то экспериментировать с электрогитарой он начал в начале 1920-х, т.е. тому уже почти сто (!) лет. Уменьшим эту цифру до 70. Мое имхо, что за 70 лет эти поиски и повсеместное распространение el. guitar уже и исчерпали себя, и подзадолбали. Электрогитара, конечно, никуда не денется (рояль же не делся), но и в центре внимания она не будет, а патлатый чувак с гитарой будет символизировать пронафталиненное ретро. Рэперы — не такие уж и злобные грызуны — не соревнуются с роком, они просто подъедают уже сам по себе дряхлый, хотя местами еще не потерявший блеска рок-валежник.

Это к вопросу, стоит ли учить ребенка гитаре.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: LilColt и Spartak
а патлатый чувак с гитарой будет символизировать пронафталиненное ретро.

Это уже сейчас так, в наши дни. Патлатый чувак с гитарой теперь встал в один ряд с такими пронафталиненными ретро видами, как чувак с гобоем, чувак со скрипкой и чувак с балалайкой и баяном))

Я думаю, что ребёнка теперь стоит учить играть на грувбоксе, толкбоксе и аблетоне :D Ибо чувак с толкбоксом в любое время выглядит свежо и актуально.
 
  • Love
  • Like
Реакции: dimdvp и Spartak
чувак с гобоем, чувак со скрипкой и чувак с балалайкой и баяном))
За гобой не скажу, остальные были реально популярны, но их не поднимал так высоко шоубиз. Так что падали они мягко и не разбились :)
 
Ох, парни! Вы копаете так глубоко - глубже, чем сама эволюция. Если наступить неосторожно на ваши мысли - можно провалиться и лететь дольше, чем Алиса в кроличью нору.

Интеллект и образование решают многое. Но не все. Возможно, для большинства, практически все. Но все же... Невозможно предсказать, как может повернуться у кого угодно и когда угодно что-то внутри в отношении музыки.

Я не против системы. Тем более - ее эффективность давно проверена и доказана. Но для многих система недоступна, незнакома или чужда. И, тем не менее, они появляются - несистемные, необразованные. Но талантливые. Ниоткуда. Видимо, как писал dr-music - гены. Только настолько далекие, что проследить их и проанализировать невозможно. Так мне кажется.

Казалось бы - поймать вовремя этих пташек и обучить. Но они, как правило, сами этого не хотят. Не ловятся.
Хотя, конечно, это настолько редко бывает. Но тем сильнее и ярче их свет. Так все запутано.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: REALист и LilColt

Сейчас просматривают