Ребенок и гитара

Четыре года - это совсем рано для гитары? Как по-вашему?
Укулеле, балалайка и "еже". Важно сохранить интерес к музыцированию на уровне "детского любопытсва". А с гитаркой можно чуть позже стартануть через годика два-три. Есть множество способов сохранить интерес к музыке,.. даже на уровне танца или пения.

А если режимно заниматься - тут без родителя "надсмотрщика" не обойтись.
Режимность и дисциплина дадут свои плоды. Конечно же, с учетом детской психологии и индивидуальности мальца. Иначе можно отбить и желание и интерес. А вот ключик к мотивации ребенка прийдется подобрать также индивидуальный. Общие рекомендации не работают. ;)
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: dimdvp и ecosoft
Вы правы, но я... побаиваюсь. Укулеле, балалайка, домра - вот этого всего. Меня, помню, в детстве воротило от народных. Тоже вдруг - гитара. И именно электро. С ее сустейном, певучестью, динамичностью, разнообразием тембров. Но я был гораздо старше - 13 лет.

С каких поросят его именно к гитаре потянуло? И я же еще и не понимаю толком - к любой, или тоже только к электро? Оно ведь не одно и то же - если равнять, например, с эстрадной акустикой или нейлоновой классикой. Спросить-то не получится.

Хотя, возможно, я просто напридумывал сам себе сложностей )).
 
Меня, помню, в детстве воротило от народных.
Ну, сейчас-то можно понять, что воротило от музыки, которая игралась на них, а не от самих инструментов, не? :)

Хотя сам грешен, гитары не люблю ни в каком виде.
 
Прошу прощения, что не гитара- но таки ребёнок и барабаны:)
Очень интересно наблюдать за лицом девочки...

 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: ecosoft и musinder
@REALист, базовый репертуар — тот, который упражнения на постановку рук, и проч. — быстро не меняется, его крутые педагоги делали. Фольклор с классикой тоже на Цоя с Добрыниным не заменишь без потерь для ребенка.
На системном уровне, если быть честным, все продолжает падать в пропасть. В этом году закрылось еще одно музыкальное издательство (где-то с Воском упоминали на форуме). Переиздают советские учебники без изменений. Родители распечатывают из интернета, что найдут.

Локально (т.е. не системно) многие педагоги либо сами делают переложения популярного-интересного, либо заказывают профессионалам, если могут собрать с родителей какую-то денежку или располагают своей. Школы готовы были бы оплачивать такую работу, но нет статьи, по которой они могли бы провести эти выплаты, поэтому со школами чаще бартер. (Я делал переложения для хора, за это у дочки был час индивидуального сольфеджио, в обычной группе ей просто нечего делать было.) Но, понятное дело, на бартере далеко не уедешь.
Проблема с репертуаром принципиально решаема, но если не будет найден путь оплаты труда композитора-аранжировщика, если не заработают издательства с редакторами-корректорами (неграмотно набранные детские ноты это очень плохо), все так и будет происходить только локально. В провинциальных школах ситуация, конечно же, много хуже, чем в Мск.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: musinder и REALист
Ну, сейчас-то можно понять, что воротило от музыки, которая игралась на них, а не от самих инструментов, не? :)

Хотя сам грешен, гитары не люблю ни в каком виде.

Да, пожалуй вы правы - от музыки, котрая игаралась на них.

Но, с другой стороны, музыка-то игралась хорошая. И игралась, в основном, классно.
"Ямщик не гони лошадей", "Ой мороз, мороз...".

А наши, украинские - "Нічь яка місячна", "Ой у вишневому саду" - да там их миллион было, я и названий-то не знаю. Даже не совсем приличные были )). Помню только, когда собирались за столом - ломится вкуснятиной. Все домашнее, приготовленное собственными руками. Ничего покупного. Хозяйки старались - чтобы не осудили за лень и неумение.

И пели все - человек четырнадцать за столом. Инженеры, сварщики, слесари, уборщицы, колхозники, каменщики. С высшим образованием немногие были - после войны в пустой и разрушенный Киев съезжались селяне.

В четырнадцать глоток - все пели. И раскладывали незатейливую мелодию на пять-шесть голосов. Как в мультике "Жил-был пес". Только лучше, разнообразнее. Бо пьяные уже были )).

Тогда мне это было не интересно. Потому что - Хендрикс, Лед Зеппелин, Пинк Флойд, Битлы
Потом, из этого вышел Бах. Затем - Шенберг, джаз и авангардисты отечественные.

Но уже в самом конце, после всего этого, я снова с удовольствием все эти песни переслушивал. Впрочем, как и английские. И французские. И германские. И теперь я не знаю, чего хочу ))

 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Spartak и dr-music
от музыки, которая игралась на них. (...)
музыка-то игралась хорошая.
Идеологическое противопоставление было, и оно на десятилетия отформатировало мозги миллионам. Многое хорошее, лежавшее буквально под ногами, просто не воспринималось, потому что «на радио» это хорошее было рядом с песнями про партию и ее вождей, в одном ряду. Это если мы про балалайки говорим, а не про пьяное сердечное многоголосие у себя дома. Дома оно и есть дома.
 
  • Like
Реакции: LogicS и Spartak
Идеологическое противопоставление было, и оно на десятилетия отформатировало мозги миллионам. Многое хорошее, лежавшее буквально под ногами, просто не воспринималось, потому что «на радио» это хорошее было рядом с песнями про партию и ее вождей, в одном ряду. Это если мы про балалайки говорим
Вчера как раз хотел об этом написать, но постеснялся...
Выросши в СССР, с балалайками в радиоприёмнике на кухне, и бесконечными зыкинами в чёрно-белом телевизоре в зале, долгое время ощущал рвотные позывы при слове "народная музыка".
Кстати, даже в консе на кафедре теории музыки к народникам относились эдак...презрительно.
Правда, в той же консе слушали материалы фольклорных экспедиций по Башкирии на ленточных бобинах- и было очень интересно, например полное отсутствие привычного европейской музыке темпоритма, гармонии, и вообще "отсутствие всего" привычного)
Кстати, Дим, я думаю, многим было бы полезно, если бы ты создал новую тему с той русской музыкой, которую ты посчитаешь нужной для того, чтобы такие, как я, испорченные советские дети, перестали ассоциировать её с фальшивым перекошенным лубком.

@слепой гонщик Василий, извини, что немного не по теме
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Gennnk
даже в консе на кафедре теории музыки к народникам относились эдак... презрительно.
многим было бы полезно, если бы ты создал новую тему с той русской музыкой
Не, это не потяну. И тут гипотетически две темы, а не одна.

Если про русский фольклор-фольклор, то можно найти в ФБ Сергея Старостина и Андрея Котова. Взяв за отправную точку ссылки, концерты и персоналии, которые у них упоминаются, можно со временем составить карту происходящего в этой области. Но у меня собственной такой карты нет, я не успеваю отслеживать еще и эту тему.

Если про оркестр народных инструментов, то там печалька, в целом, но не беспросветная. По русскому оркестру хорошо прошлась история. Прошлась и во многом определила сильные и слабые стороны этого явления. Русский оркестр же только в конце XIX века придумали, причем придумали высококлассные мастера по изготовлению музыкальных инструментов. Сделали разных размеров балалайки и домры, очередную русскую блоху подковали и... А что «и»? А ничего. Играть-то нечего. Поначалу семейство домр сделали четырехструнным и настраивали инструменты по квинтам — так можно было ноты скрипично-альтово-виолончельной музыки брать как есть и исполнять. Нижние струны звучали слабо и некрасиво (строй инструмента не соответствовал размеру корпуса), аппликатурно квинтовый строй был не очень удобен. Переход на трехструнные инструменты с квартовым строем занял более полувека.

Еще русскому оркестру на старте «помогло» отношение к фольклору Р.-К. и прочей «Могучей кучки». Собирать-то кучкисты фольклор собирали, однако считали его хотя и интересным, но несколько уродливым (примерно как русский помещик считал крестьянина хоть и человеком, но свиньей). А потому старались, из лучших побуждений, всячески облагородить собранный материал: убрать интонационные шероховатости, вогнать в европейскую метрику, гармонизовать в функциональной гармонии (трезвучиями). Укатать в плитку в трезвучия блаалепия ради, ага. Позже подход к собиранию фольклора, конечно же, поменялся, но то позже. А тогда вышло так: новый тип оркестра, без репертуара, и фольклор, который уже не совсем фольклор, слились в неопытном объятии и отправилась на смотрины к новому хозяину — Интернационалу (предположительно, Третьему, но проверять лень, здесь и сейчас это без разницы). Интернационал почесал свою интернациональную репу и предупредил юношу: национальностей, слыш, у нас теперь вовсе не будет, все люди войдут в новую единую общность, и национальными у нас останутся только сувениры на праздники. Но на работу русский оркестр принял.

Долго ли, коротко ли, а получилось то, что получилось, и пришли мы туда, куда пришли. Оркестр сложился, состав устаканился, мастера оркестровки научились использовать новые тембровые возможности. Песенный и танцевальный материал накопился в достаточном количестве, нашлись и композиторы, и исполнители-виртуозы, для которых народный оркестр стал родным. Но оторванность от европейской музыкальной мысли все время давала о себе знать. (Согласимся считать, что связь изначально была, и она могла бы — в альтернативной истории — раскрыться, сам-то оркестр по европейскому образцу создан.) Все <известные мне> попытки создать крупную форму (соната, концерт) для народников являются чистой воды карго-культом и никак не соотносятся с тем, что писалось в то же время европейскими композиторами для классических составов. «Василий Пупкин, Концерт для домры с оркестром соль-мажор в трех частях»... Рукалицо. Ну, какой соль-мажор, какая сонатная форма, какие три части в конце XX-го, а тем более в XXI-м веке! Естественно, что в консерватории на кафедре теории музыки относятся к этому абсолютно адекватно. Карго-культ никак не может ни на что и ни на кого повлиять. Изучать там — тем более высоколобым теоретикам — в принципе нечего, потому что ничего нового туда и не вкладывали, да и от старого — только контуры пустой корзины.

Что делать? Да что, что — сохранять что есть. Убить всегда успеем.
Юрий Потеенко (вроде как сей товарищ уважаем на РММ за киномузыку) не так давно сделал очень интересное переложение романсов Рахманинова на народный оркестр. Мне посчастливилось присутствовать на записи на Мосфильме в качестве доп. ушей от оркестра. Потеенко в студийных перерывах подробно рассказывал оркестрантам, как, что и почему он сделал в этой работе, к нему не подойти было.
Певцы, так те вообще любят выступать с русским оркестром. Во-первых, такого волшебного пианиссимо, как у балалаек, все равно ни у кого больше нет, а певцы любят, когда их не заглушают. Во-вторых, дирижеры-народники, как правило, не избалованы (в отличие от многих академических) бешеными гонорарами и вхожестью в высшие круги, а потому просто работают и хорошо натренированы ловить певцов в замедлениях и остановках.
А еще греки и киприоты обожают русский оркестр: для них домры и балалайки что родные бузуки, только — разные, и их — много! очень много! Пятьдесят человек в Осиповском — это же почти «тридцать пять тысяч одних курьеров!» В нищие 1990-е Оркестр им. Осипова не раз летал на Кипр и играл там на стадионах (!) многочасовые концерты с местными певцами-звездами. А греческая (и вообще средиземноморская, включая Израиль) традиция во многом близка русской песенно-романсовой: ощутимое преобладание минора, все неквадратное да с переменным размером, много медленного-нескончаемого. И плевать киприоты с греками хотели на рок-н-ролл с его революцией в стакане портвейна.
Последние годы в Москву приезжают для перенятия опыта только что созданные оркестры... китайских народных инструментов. Звучат они пока ужас-ужас, аранжировки сделаны очень слабо, но видно, что китаёзы стараются. Легко посмеяться над китаёзами, но для меня их старание скорее трогательно, и наблюдать за ними — как взять машину времени на тест-драйв. Представьте, как мог бы ржать в кулак композитор-итальянец году, так, в 1900-м, услышь он ансамбль домр и балалаек, исполняющий итальянскую арию.
Дмитрий Курляндский обучает молодую поросль авангардистов письму на русский оркестр. Раз или два в год они выступают с Ансамблем им. Зыкиной в Музее космонавтики. Завтра Сегодня как раз очередное мероприятие.

Как-то так. На тему не потянет, но ситуацию я доложил.
 
Последнее редактирование:
@слепой гонщик
Возвращаясь к теме... Если дарить внуку гитару, то, может, надо классическую? Приведите его в музыкальный магазин и посмотрите: будет ли у него интерес к классике или он упрётся только в электро. Дело в том, что начинать придётся с классики. Вот Вы и увидите: есть толк или нет.
Мой сын пошёл в ДМШ с джазовым уклоном в 11 лет (5 класс общей школы) на класс гитары. Можно сказать поздно? Не спешите с ответом.

Взяли только на хозрасчёт, т.е. платно. Никаких "фашистских" условий дома не было. Парень сам занимался, но с моим активным участием. Я не пропускал ни одного его выступления. Вместе посещали Капеллу, Зал филармонии, ходили на рок-концерты, ездили на различные фестивали. Вместе готовились к конкурсам. Ему было интересно, потому что он видел неподдельный интерес своего родителя, ну и личные успехи его "подогревали". Для меня одной из главных задач было увеличивать его интерес к музыке, к гитаре. Была у меня одна помеха: футбол. Сын очень хотел стать футболистом, но я не захотел его отдавать в большой спорт, т.к. был нехороший опыт со старшей дочерью, которая занималась в Санкт-Петербургской спортивной школе фигурного катания (не буду об этом). Но я не запрещал сыну смотреть матчи и уж тем более играть в футбол. Даже вместе ходили на матчи Зенита, хотя я не только не фанат, но и далеко не любитель футбола, и вообще большого спорта.

В 16 лет он перешёл в класс электрогитары, и хотя дома их было две, до 8 класса играл только на классике. Весь интерес у него появился, когда его взяли в джаз-банду при "музыкалке". Тут ему пришлось осваивать электрогитару. Потом пригласили во второй ансамбль. В ДМШ хозрасчётное обучение короче бюджетного на два класса, но за отличные успехи его перевели на бюджет (первый такой случай в ДМШ), и он продолжил учиться, сдав экстерном экзамены под дисциплинам бюджетной системы.

После ему стали поступать приглашения в различные молодёжные рок-группы, т.к. соляки он играет классно и импровизация на высоте (джазовая школа делает своё дело). Сейчас ему 17 лет, и он доучивается в последнем классе ДМШ, далее "Кулёк". Играет и классику, и джаз, и русскую народную музыку, и конечно же рок (его страсть). У него свободного времени нет: востребован нарасхват, но он доволен "как слон". Без гитары в руках его почти не увидишь, а до ДМШ хотел быть футболистом... Знал поимённо всех футболистов российской, европейской и южноамериканской лиг, вплоть до биографий, но музыка взяла своё. Так в 11 лет поздно учиться музыке? Ответ очевиден - нет. Кто скажет, что он несерьёзный музыкантишка? И самое главное: никакого "фашизма". Вместо концлагеря - концерты.
Конкуренция с футболом/танцами/вышиванием нас не волнует, в семье фашистский диктаторский режим: не будет музыки, не будет НИ-ЧЕ-ГО. Вообще ничего. На самом деле с этой установкой дети смиряются достаточно быстро, никаких конфликтов нет.
Дима, зачем же так жёстко?
Я уверен, что с детьми нужно общаться, принимать в их жизни активное участие, беседовать и вести себя с ними как со взрослыми; не только с любовью, но и с уважением.
 
Последнее редактирование:
Дима, зачем же так жёстко?
Я уверен, что с детьми нужно общаться, принимать в их жизни активное участие, беседовать и вести себя с ними как со взрослыми; не только с любовью, но и с уважением.
«Пап, ты сейчас с кем разговаривал?» (с)

Концертов — сколько успеваем, разных, и в зале, и на сцене. Легкой атлетики и тенниса (их выбор) — сколько потянут. Разговоры на любые темы — практически каждый день. Уважение к детям — говорить не о чем, мне с ними интересно, интереснее, чем со многими взрослыми. Весь наш «фашизм» касается (касался) только дисциплинарных моментов, когда хочется мультиков, мороженого и ничего не делать. Почему именно музыка выбрана неотменяемой вещью, я уже рассказал.

Мир меняется быстрее, чем могу меняться я сам. И, когда дети станут взрослыми, мои советы будут стоить копейка пучок, я это уже сейчас знаю. Все, что я могу с этим обстоятельством поделать, это попытаться дать детям насколько возможно богатую, неприукрашенную и непротиворечивую картину мира (существующие противоречия обозначаются-оговариваются) и натренировать их мозг и волю на принятие самостоятельных решений. Мой способ такой, у других другой, а до третьих мне и дела-то нет.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: dimdvp и ecosoft
Как-то так. На тему не потянет, но ситуацию я доложил.
И доложил чрезвычайно понятно, образно и смачно (обожаю такую стилистику). :)
БОЛЬШОЕ СПАСИБО, Дима!...
На минуточку мне стало неудобно от того, что ты уделил столько времени и сил ответу на мой вопрос- но потом понял, что нужно не только мне, просто остальные стесняются спросить:)
Заодно скопипастил и выслал своему местному другу-звукорежиссёру, который не ходит на РММ, и с которым недавно чуточку обсуждали русский народный оркестр- передаю тебе по его просьбе = Передавай биг зур рахмат!! Есть о чем подумать!!=
 
  • Love
Реакции: dr-music
русский народный оркестр
У меня тут еще филологическая войнушка. Русский оркестр, оркестр русских инструментов — да. А «русских народных» это либо масло масляное, либо бессмыслица. Народники не понимают, нахрена я выёжываюсь, и часто злятся: «ты что, как люди называть не можешь?»
Вангую, они еще приползут с камнями, когда Вики им пояснит за карго-культ :))
но потом понял, что нужно не только мне
Это мне самому нужно, и даже первее всех остальных. Пока в голове эта (или соседняя) куча сведений лежит, кажется, что все у тебя продумано до мелочей. Начинаешь выстраивать последовательный текст, и тут же вылезают дыры. Думаешь, щаз я им за 20 минут все расскажу, а в итоге сидишь ночь напролет, а потом еще полдня борешься с собственной стилистической бездарностью («смачный» выпендреж и мелкие провокации эту бездарность немного прикрывают, канешн, но все-таки...)
 
Последнее редактирование:
Оркестр народных инструментов же. Какой ещё русский народный оркестр нафиг?
Оркестр народных инструментов, конечно...хотя все меня отлично поняли, ответственность не снимаю, виноват-с!
Сам кого хочешь растерзал бы за "сыграть ноту", или "послушайте эту вещичку" :-D
 
  • Like
Реакции: Dmitry Stepin
Нет такого оркестра. Есть оркестр народных инструментов. Определения "русский" нет в их названиях.

167380
 
А, нет, прошу пардона. Нашёлся и "Академический Оркестр Русских Народных Инструментов им. Н. Н. Некрасова" :Dle46: :Dle46:
 
  • Haha
Реакции: Spartak
Некрасовцы, как и Dmitry Stepin, под английской королевой ходят. У них в тайных секциях и русские ненародные есть, и нерусские народные, и русские инородные...
 
Последнее редактирование:
Есть оркестр народных инструментов. Определения "русский" нет в их названиях.
Если поменять контекст, то слово «русский» легко войдет в обиход. Представь, что проходит слет народных оркестров мира. Огромное фойе, простые оркестранты всех национальностей потребляют фуршет, а менеджеры и руководители делятся опытом и ведут разведку. Уверен, что слово «народный» из их речи моментально вылетит как ничего не значащее, а останется «оркестр русских инструментов», «оркестр турецких инструментов», «оркестр китайских инструментов». Ну или короче: «турецкий оркестр», «китайский оркестр», и т.д..
Я понимаю, что это гипотетическая ситуация, но вот не гипотетическая. На бета-форуме Дорико я предложил подготовить для них текст о нашем оркестре народных инструментов — о правилах записи, правилах акколад, об особых приемах игры и их графическом отображении. (Сейчас как раз пришлось написать несколько партитур для народников в этом новом редакторе, и я уже выявил кое-какие системные неудобства, с которыми лучше бороться сейчас, пока не поздно.) В своем первом сообщении я название оркестра перевел правильно (т.е. дословно), но во всех ответах бритты и прочие иностранцы называют его именно русским оркестром и никак иначе. Кстати, вполне уважительно называют, и вообще поддержали тему.
 
Последнее редактирование:

Сейчас просматривают