Dorico – нотный редактор от Steinberg (1 онлайн

  • Автор темы Автор темы dr-music
  • Дата начала Дата начала
Специального инструмента для записи левой руки баяна в русском стиле нет.
Я приспособился использовать для этого орнамент «трель», у которого выставляю нужный интервал и прячу сам значок трели.
Прочитав и опробовав метод записи обозначений для левой руки баяна-аккордеона, предложенный dr-music, я придумал свой способ, который проще и позволяет без проблем указывать два баса в скобках. Способ использовать не трели, как предлагает dr-music, а форшлаги.
В нотах это выглядит вот так:
Сольный пример
Кусяков второй пример из Дорико.JPG

Оркестровый пример
Пример баян с оркестром.JPG

Алгоритм действий
Набираем ноты, указанные в скобках, как форшлаги, неважно перечеркнутые или неперечеркнутые. Главное, чтобы они писались для последующей доли, после аккорда, для которого нужно указать ноту в скобках. Длительность форшлагов особой роли не играет, главное, чтобы не половинная или целая.
1. Выделяем форшлаг. В режиме Верстка открываем нижнюю панель.
2. Для того, чтобы при воспроизведении этот форшлаг не звучал, включаем опцию «Запретить воспроизведение». Включаем опцию «Цвет», чтобы нота не была серой. Если воспроизведение форшлага вас не беспокоит, этот пункт можно пропустить.
Дорико Запретить воспроизведение.JPG

3. Включаем опцию «Скрыть штиль».
Дорико Скрыть штиль.JPG

4. В режиме Запись в нижней панели в разделе «Нотные головки в скобках» включаем опцию «Стиль скобки», «Круглая», «Разорвать скобки» (последний пункт делаете, только если вам нужно указать два баса в скобках и вы приверженец новой школы отображения нот в скобках. Подробнее об этих особенностях отображения позже).
Дорико Нотные головки в скобках.JPG

5. В режиме Верстка в нижней панели в разделе Нотные головки в скобках устанавливаем смещение правой и левой скобки. Для этого включаем опцию Л скобка: корпус. Устанавливаем значение Х -1/8. В опции П скобка: корпус устанавливаем значение Х 1/8.
6. В разделе Расположение нот включаем опцию Отступ столбца голоса по оси Х и устанавливаем значение -1.
Дорико Нотные головки в скобках смещение.JPG

Это значение для большинства случаев подходит. В сольных нотах можно пробовать ставить больше. В следующем примере Кусякова я ставил значение -8.
Кусяков из Дорико.JPG

Если у вас нота в скобках указывается для последней доли в такте, то тогда форшлаг пишется в начале следующего такта и добавляется пункт 7.
7. В нижней панели включаем опцию Форшлаг перед тактовой чертой.
Дорико Форшлаг перед тактовой чертой.JPG

Все эти манипуляции можно делать сразу для всех выделенных форшлагов. Для этого выделите нужный фрагмент левой руки. В меню правой кнопки мыши выбираем «Фильтр», далее «Форшлаги». У вас останутся выделенными только форшлаги. После этого приступаете ко 2 пункту.
Этот способ указания нот в скобках позволяет работать быстрее и легче для копирования. Помимо этого, с его помощью можно также реализовать обозначения нот в скобках для двух и более одновременно звучащих аккордов без разрыва скобки, как писали в нотах до эпохи компьютерных нотных редакторов.
Создал свой скрипт, который в выделенном фрагменте автоматически выполняет все пункты со 2 по 7. Выкладываю два варианта скрипта: без разрыва скобок и с разрывом скобок.
Скрипты можно размещать в любой папке, но если хотите, чтобы они отображались в верхнем меню «Скрипт», то поместите их в папку, в которой Дорико хранит скрипты по умолчанию. Узнать путь к этой папке можно выбрав команду в меню «Скрипт» «Запустить скрипт».
 

Вложения

  • Like
  • Love
Реакции: V_ad_im и dr-music
@BAYANBAYAN,
Спасибо за столь подробное описание. Хороший способ, решает проблему с двойными нотами. Но у него тоже есть недостатки. Основной — нестабильное расстояние от аккорда, к которому эти ноты в скобках «принадлежат», поскольку отсчёт идёт от следующего аккорда или ноты, к которому/которой форшлаг и ставится. Представьте, что в вашем же примере в оркестровой партитуре правая рука баяна играет не как сейчас, а целыми нотами, а нынешняя правая рука — это домры, играющие 16-ми. В партитуре 16-е ноты растягивают пространство для всех исполнителей, а вот в партии баяна будут только целые, пространство сожмётся, и я не знаю куда съедут эти ноты в скобках. Выровнять можно, но это дополнительные работа и присмотр.

1731701292350.png


Ещё. Нет никакого смысла красить серые неиграемые ноты в чёрный цвет, они серые только на экране, но не на печати. Меню View ► Note And Rest Colors ► Suppressed Playback (снять галочку).
 
  • Like
Реакции: BAYANBAYAN
@dr-music, Да, согласен. Способ с недостатками. Если бы была возможность эти форшлаги свободно перемещать без привязки, то тогда было бы, наверное, идеально.
Ещё. Нет никакого смысла красить серые неиграемые ноты в чёрный цвет, они серые только на экране, но не на печати.
Про это не знал. Спасибо!
 
  • Like
Реакции: dr-music
если вам нужно указать два баса в скобках и вы приверженец новой школы отображения нот в скобках. Подробнее об этих особенностях отображения позже).
Дополняю свой пост об отображении двойных нот в скобках.
Я провел анализ, как менялось отображение нот в скобках для двух одновременно звучащих аккордов в разных изданиях разных лет, и пришел к интересному выводу.
За основу взял «Антологию литературы для баяна», как наиболее авторитетное издание, выходившее длительное время. Так вот, в выпусках антологии вплоть до IX части, которая вышла в 1997 году, ноты в скобках для двух одновременно звучащих аккордов чаще всего писались в одной скобке.

Пример: Антология VII часть
Пример Дербенко антология 7.JPG


Пример: Антология IX часть
Пример Кусяков антология 9.JPG


Хотя и в этих выпусках я нашел примеры использования скобок с разрывом. Какую-то логику использования разрыва в скобках я не нашел.
Выкладываю примеры.

Антология III часть, 1986 год:
Пример Антология III 1986 год, Чайкин.JPG


Как видите, в одной строчке используются разный тип – с разрывом скобки и без разрыва. Можно подумать, что их использование обусловлено разным расстоянием между нотами в скобках.
Но в следующих примерах даже в одном произведении полная неразбериха.

Антология II часть, 1985 год, Подгорный
Пример Антология II 1985 год, Подгорный.JPG


Антология II часть, 1985 год, Подгорный, это же произведение
Пример Антология II 1985 год, Подгорный, это же произведение.JPG


Антология II часть, 1985 год, Подгорный, это же произведение, один такт
Пример Антология II 1985 год, Подгорный, это же произведение, один такт.JPG


В антологии X часть, вышедшей в 2004 году, уже используется разрыв скобки и аккорды указываются друг под другом, а не в одной строчке.
Антология X, Банщиков
Пример Антология X, Банщиков.JPG


Несомненный плюс Дорико в том, что можно реализовать оба этих способа указаний двойных нот в скобках.
Пример из Дорико с разрывом скобок:
Банщиков из Дорико.JPG


Пример из Дорико без разрыва скобок:
Кусяков из Дорико.JPG
 

Вложения

  • Кусяков из Дорико.JPG
    Кусяков из Дорико.JPG
    49,2 KB · Просмотры: 8
  • Like
Реакции: dr-music
1731742131219.png
1731742241114.png
1731742699529.png


@BAYANBAYAN, спрошу о баянной конвенции. Насколько я знаю (скорее, догадываюсь), если играются два готовых аккорда одновременно, то порядок букв, если они пишутся горизонтально, а не друг над другом, должен соответствовать порядку нот в скобках, прочитанному снизу вверх. Это так?
Из ваших же примеров. Первый случай: си-мажор + фа#-минор. Буквы стоят в правильном порядке — Б (от си) и М (от фа#).
Второй случай: соль-минор + ми-бемоль-мажор. Буквы стоят в неверном порядке, должно быть МБ. Третий пример снова правильно записан.
==============

Ноты в скобках должны быть записаны максимально близко к аккорду (но не сливаясь с ним), либо прямо под аккордом, если голосоведение позволяет. Чтобы не нарушалась равномерность движения глаз при чтении нот.

По поводу разрыва скобок: правил нет. В докомпьютерную эру набирали тем, что было в типографии, и на усмотрение гравировщика. Единообразие в пределах одной партитуры или в пределах одного сборника, конечно же, приветствуется.
 
если играются два готовых аккорда одновременно, то порядок букв, если они пишутся горизонтально, а не друг над другом, должен соответствовать порядку нот в скобках, прочитанному снизу вверх.
Да, по идее так и должно быть. Во втором примере, видимо, ошибка. Так как использование двух и более аккордов одновременно встречается сравнительно редко, об этом правиле даже окончившие Вузы не всегда знают.
 
  • Like
Реакции: dr-music
@V_ad_im, хороший урок. Но с форума не открывается, пробовал несколько браузеров. Прямая ссылка.

Добавления сходу, с одного просмотра.
1) Когда в Engrave mode выделена лига или динамика, удобно использовать клавишу Tab. При её нажатии происходит циклический переход по всем контрольным точкам. При выделении нужной точки можно подвинуть её клавишами Alt+стрелка на 1/8 межлинейного расстояния, а сочетание Ctrl-Alt-стрелка сдвигает контрольную точку на больший шаг — на 1 целое межлинейное расстояние. В Tab-цикл включено так же снятие выделения со всех контрольных точек, и тогда лигу или динамику можно подвинуть целиком. Сочетание Shift-Tab переключает выделение контрольных точек в обратном направлении.
2) При наборе мультиолей во всплывающем окошке можно использовать слэш (/), а не двоеточие, что гораздо удобнее в русской раскладке. (Хех, когда-то эту возможность по моей просьбе ввели.)
3) Для просмотра предпечатного результата не обязательно ходить в Print Mode, достаточно нажать и удерживать клавишу обратный слэш (\). Print Mode с убранными боковыми панелями хорош для совсем уж окончательного просмотра партитуры.
 
Последнее редактирование:

Сейчас просматривают