Выбор нотного редактора

слепой гонщик

Well-Known Member
23 Мар 2011
988
347
63
Я, конечно, предполагаю, что подобные вопросы могут вызвать раздражение у профессионала. Но у меня нет достаточной квалификации, чтобы самостоятельно оценить эффективность софтин, предлагаемых на рынке и сделать правильный выбор.

Я домашний любитель, работаю в Reaper, владею музыкальной грамотой на уровне 1 класса ДМШ. Попробовал вместо пианоролла DAW писать простенькие басовые партии в Sibelius. Мне понравилось и теперь я хочу делать в нотном все, кроме, возможно, барабанов.

Выяснил, что этих редакторов - как собак нерезаных. Sibelius, Finale, MuseScore, Overture, Notion и т.д. Мне все равно, с какого начинать, но потом переучиваться не хочется. Поэтому прошу совета.

На первоначальном этапе мои задачи незатейливы - бас, клавишные, медные духовые, драмсы и перкуссия. Все простецкое - на уровне рокенролла. Написал, экспортнул в Reaper, возрадовался.

Но потом. наверняка, встанут задачи посерьезнее. Возможно, что-то оркестровое на уровне камерного ансамбля.

Спасибо.
 
@слепой гонщик, огромный минус нотных редакторов - ограниченность работы с самим звучанием. Я вот сейчас после пятнадцати лет работы в них наоборот стремлюсь все делать в daw. А потом уже партитуру довожу в Финале. В принципе, я думаю, что нотного редактора Рипера вам должно вполне хватить для ваших задач.
 
@слепой гонщик, перечисленные вами нотаторы - весьма продвинутые программы для создания полноценных партитур, с функцией детальной музыкальной пунктуации.
Для более простых задач на первое время можно обойтись и более простыми средствами.
Сегодня практически в любой DAW (за редким исключением) есть нотный режим - Score или Staff view.
Кстати, Logic когда-то с этого и начинал - я еще в 1993 пользовался Emagic Notator Logic, felbj gjlnzyekjcm gjp;t ))

Нотаторный режим есть и Кубе, и в Лоджике, и в Сонаре, и даже в ПроТулзах )))
Мне удобнее работать над аранжировками (и своими, и чужими) именно в нотном режиме, поскольку все сразу не только слышно. но и видно ))
Лияно я предпочитаю Сонар - уступая партитурным прогам, он НМВ из перечисленных DAW самый удачный в режиме Score, есть даже возможность прописывания текста для вокалистов или оформления клавиров.
Зато вы можете пользоваться более широким набором привычных звуков, в отличие от того же Сибелиуса.

По крайней мере, очень удобно распечатывать партии для исполнителей без скрупулезной пунктуации (которая может и меняться по ходу дела)).

Сейчас появился новый игрок среди нотаторов - Dorico, вроде более удобный, чем Сибелиус, Маэстро и пр. - но с ним я близко не знаком, потому ничего сказать не могу.
 
Нотные редакторы встроенные в ДАВ (неважно какую) просто ужасны. Имхо, конечно, но неоднократные попытки хоть как-то настроить их, приводили лишь к тому, что легче ручками. Сибелиус хорош в плане настроек и если говорить о не очень сложных партитурах, вполне юзабелен. Есть нюансы с собственными библиотеками.
 
  • Like
Реакции: PianoIst
Сидел в свое время на Финале, но пересел на Сибелиус. Посматривал на Дорио с интереса, но как-то Сибелиус уже более привычен. Он удобный и гитарки расписать с Табулатурой для учеников, с текстом для вокала или ансамбля и т.д. Советую акцентировано присмотреться именно к Сибелиус. Он надёжный в работе и это также важно.
 
  • Like
Реакции: progulca
Спасибо за помощь.

Сложность редактора меня не пугает. Терпение и труд - и так далее.
Особых требований к набору звуков в редакторе тоже нет - я предполагаю написанные партии сохранять в midi, потом вставлять в Reaper и уже дальше работать с тембрами и прочей звуковой палитрой. Попробовал в Sibelius подключить NI Kontakt - вроде работает исправно, могу использовать его библиотеки. Да и Trilian тоже в сибе заработал. Или это в принципе неверный подход?

Преимущество НР (на примере Sib) для меня еще в том, что, работая таким образом, у меня улучшаются навыки по теории и сольфеджио.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Stephan Vasylyshyn
Попробовал в Sibelius подключить NI Kontakt - вроде работает исправно, могу использовать его библиотеки. Да и Trilian тоже в сибе заработал. Или это в принципе неверный подход?
Не обязательно подключать другие библиотеки чтобы звучало "красиво". Задача нотного редактора звуками только предоставить аудио эскиз и уже сами партитуры подготовить к изданию печатных нот. Экспорт в разные форматы также очень удобен. Например, я могу скинуть в разных темпах упражнения в аудио как приложение к нотам. Перекинуть МИДИ в "ДАВ" это само собой, и это делают редакторы неплохо, даже сохраняя прописанную динамику партитуры.
[
quote="слепой гонщик, post: 2323451, member: 75113"]работая таким образом, у меня улучшаются навыки по теории и сольфеджио.[/quote]
Да, и это также работает. Когда приходишь на студию записывать тебе дают ноты, а не "картинку с пиано-ролл". :) Так что преимущества есть работая в нотном редакторе и практические, и теоретические. Видеть партитуру по горизонтали и вертикали помогают находить ошибки даже с позиции практики зрительного анализа.

Это все не панацея, конечно же, но отличный дополнительный инструментарий. И меньше отвлекаешься на "поиск семпла", а больше думаешь о музыке и взаимодействии нот в партиях по вертикали и горизонтали. Другое "видение"(слышание) на музыкальный материал. Если все будет звучать с простым звуком, то гарантированно зазвучит и с хорошим семплом. Расширение кругозора в этом направлении это отличный план!
 
Последнее редактирование:
Sibelius, Finale, MuseScore, Overture, Notion

Вот только в условно-бесплатном пространстве все эти программы могут стоять в одном ряду ;)
Sibelius, Finale, Dorico – мощные _издательские_ программы, в них огромное количество функций и настроек, связанных с типографскими (engrave) стандартами. Большинству «простых» пользователей эти настройки только мешают. Остальные программы находятся в другом классе.
Тем не менее.
1) Sibelius – наиболее простая в освоении программа из топовых. По возможностям и скорости работы (после освоения) примерно равна Finale. После покупки Авидом практически перестала развиваться и вздорожала. Впрочем, для пользователей с «музыкальной грамотой на уровне 1 класса ДМШ» развитие программы не имеет значения, того, что уже есть, хватит за глаза. На больших проектах Сиб может очень сильно глючить. У Сибелиуса самое большое число пользователей, в том числе и на постсоветском пространстве. Официальная поддержка хреновая, надежды больше на форумы.
2) Finale – крайне медленно развивающаяся программа. Имеет неисправимые без переписывания всего кода «особенности» (например, древнющее отвратительное MIDI или тактовая структура, в принципе не допускающая полиметрии), а переписывания всего кода не ожидает уже никто. Официальная поддержка хреновая, баги не исправляются десятилетиями (!), все надежды на форум. На больших проектах может очень сильно глючить. Не рекомендую, программа-ходячий мертвец.
Да, еще: функционал и Сиба, и Финале сильно завязан на плагины от сторонних разработчиков, а за сторонних разработчиков хозяин, типа, и вовсе не отвечает. Довольно сволочная позиция по отношению к пользователям. Выравнивание динамических обозначений в Финале при помощи стороннего плагина в 2019-м году – это что такое?
3) Dorico – молодая программа в стадии первоначального накопления капитала, то есть функционала. Те функции, что уже сделаны, по удобству работы превосходят Сибелиус и Финале на порядок, а то и не на один. Но каких-то функций пока или вовсе нет (например, гитарных табов), или они в зачаточном состоянии (например, Export MusicXML, хотя Import отличный). Программа развивается невероятными темпами – каждый бесплатный minor update привносит больше новшеств, чем 4-5 полновесных (для кошелька) апдейтов Финале.
Дорико предполагает возможность очень быстрого ввода с компьютерной клавиатуры. Для «настоящих» композиторов и издателей это отличная весть, ибо ускоряет работу в разы после доведения навыка использования горячих клавиш до автоматизма. Для пользователей же DAW, привыкших по любому поводу хвататься за мышь, это катастрофа.
Среди топовых программ за Dorico однозначно будущее, если хозяева и программисты Сиба и Финале не проснутся. А они не проснутся.
4) Overture – неизвестное будущее, как и у всех продуктов Cakewalk.
5) Notion – ни туда, ни сюда. Многие, кому приходится делать хотя бы киношные партитуры, купились на рекламу Пресонуса/скидки/пробные лицензии (с железом Presonus). Но до взрослого уровня программа не дотягивает, и те, кому нужно что-то сложнее песенок, рано или поздно уходят с нее. Цена Notion примерно втрое ниже, чем у старших конкурентов, и эта разница в цене вполне адекватна разнице в возможностях.
6) MuseScore – вот на этого товарища я бы на Вашем месте посмотрел внимательнее. Сделайте небольшую работу и переведите ее в свою DAW, но не через MIDI – это вчерашний день, а через MusicXML. Если результат устроит, то почему нет. Поддержка на форуме хорошая.

огромный минус нотных редакторов - ограниченность работы с самим звучанием
Это не минус, это фича. Композиторам/аранжировщикам с хорошим нотным бэкграундом нафиг не нужна идеальная, «финальная» озвучка проекта во время сочинения. Ну то есть, пусть она будет сколь угодно хорошей, но, главное, автоматизированной. Написал в партитуре pizz. – оно само там как-то переключилось на пиццикато, обозначил крещендо или аччелерандо – ну они там сами как-то внутри audio engine и исполнились. А елозить мышой, рисовать контроллеры и проч. – не, ну его нафик. Для этого DAW есть.

Тут такое дело. В развитых странах™ заказчик (продюсер) прекрасно понимает, как будет звучать в настоящем оркестре или в хороших библах «простецкая» озвучка, сделанная в Финале или, к примеру, исключительно на родной библе Лоджика. Именно потому, что эти библы вся продюсерская Америка знает наизусть, ибо не раз проходила цикл «написание музыки – (до)аранжировка – запись». И музыка у композитора/аранжировщика принимается сначала именно в таком простецком виде, а только потом отправляется на доделку в DAW или на запись живых инструментов. Выйти же на уровень Циммера, когда у тебя куча подмастерьев и когда продюсер сам тебе в рот смотрит, – ну, это история пока не про нас.
А про нас пока история, увы, такая, что средний продюсер на постсоветском пространстве по озвучке Финала, Сиба или Лоджика ничего представить себе не сможет, да просто нифига не поймет. И, хочешь не хочешь, а будь добр – подавай такому продюсеру сразу звук со стапятисот ворованных библ. Особенности местного рынка, панимайишь. Вот музыка и становится все тупее и тупее, потому что (не единственная, но и не последняя причина) весь пар уходит в менеджмент библиотек и звукорежиссуру. Ну какая, нах, звукорежиссура на первом этапе?

Управление звуком – это отдельная и большая работа, которая нотному человеку (нотному = слышащему внутренним слухом, как оно будет потом) только поперек фантазии встает. И, пусть это покажется парадоксальным, чем условнее, чем дальше от настоящих тембры озвучки, тем меньше возникает желания (невольного и не всегда осознаваемого желания) что-то подправлять в музыке под недостатки VSTi. Мастер, несомненно, должен знать возможности инструмента, но инструмент не должен диктовать Мастеру, что делать. Это самая большая проблема «хорошей» озвучки на начальном этапе.
 
Последнее редактирование:
Блин, это вы мне очень кстати написали.
Тут как раз ответы на те вопросы, что я и сформулировать-то затрудняюсь.
Очень спасибо!
 
  • Like
Реакции: dr-music
@dr-music, интересный у вас получился пост, прямо миниобзор). Про баги десятилетние Финала - это точно, но про глюки - не встречал и не ловил. Может у меня не такие большие проекты. Работаю уже пятнадцать лет в ней, не было у меня такого. А вы какой нотной программой пользуетесь?
 
@слепой гонщик, Sibelius, если надо печатать, особенно сборники. И MuseScore, если надо просто зафиксировать в нотах. Мне по ощущениям MuseScore приятнее сиба. Он сделан для композиторов. Sibelius сделан и для композиторов и для издателей. А Finale только для издателей, писать в нем – страх-страх.
Вообще мне кажется, MuseScore можно научить в красивый лейаут, но я пока не могу найти время выучить QML (императивный ЯП QT, на котором написан MuseScore)

P.S. Вообще сибелиус, конечно, безопаснее. Вчера вот мы с женой столкнулись с произведением, где нестандартные ключевые знаки, и сибелиус криво, но вышел из ситуациии. Справился бы MuseScore - хз. Те же бревисы. Я точно знаю, что в сибе они даже в дефолной палитре есть, за MuseScore не покрещуся)
 
  • Like
Реакции: smack и dr-music
но про глюки - не встречал
А «прыгающие» лиги? Уже настолько привычно вручную их править, что и за баг не считается? :) Чуть ли не с конца 90-х не могут поправить.
Чудовищное открытие триолей (и вообще туплетов) из MIDI или MusicXML.
Постоянные графические неточности-неаккуратности, которые меня лично страшно раздражают, я не могу отложить их правку на потом – и отвлекаюсь от сочинительства.
Бывает, что в файле в каком-то такте прописывается невидимая хрень, и после этого такта работать невозможно – вылет программы. Приходится пересоздавать файл. Хорошо, что копирование уже набранного из старого в новый файл не копирует эту тайную хрень.
Лично у меня раз в несколько лет появлялся глюк, когда при попытке войти в инструмент «меццо-форте» программа вылетает. Последний раз в декабре не помогла даже переустановка с полной чисткой реестра.
А вы какой нотной программой пользуетесь?
Пользовался Финале (1996-2018). После последнего слета обновил ее в последний раз до v26 и тут же сделал кроссгрейд на Dorico. Сейчас сделал свою первую большую аранжировку в Дорико, делал ее 8 дней вместо обычных трех, периодически зависая на несколько часов в поисках какой-нибудь фичи. Устал как собака от чтения и слушания роликов на английском. Думал, отдохну, сделаю следующую работу по старинке, в Финале. Не-а: набрал 8 тактов и пошел обратно в Дорико.

Дорико, примеры работы.
1) Чтобы набрать лигу, выделяешь нотки и нажимаешь одну клавишу (s). Одну, Карл! А можно прямо во время набора нот указывать начало и конец лиги (s/shift-s).
2) Ми-минор, нужна трель на «си» с диезом. Рисую. А потом мне звонят и просят поднять весь аранж на полтона. В фа-миноре нужна трель с бекаром (до – ре-бекар). В Финале я вынужден перерисовывать эту трель (а перед этим найти все такие трели, если работа уже закончена). А Дорико сам все исправляет.
3) Возможность делать многочастные композиции в одном файле. Хоть сонату в трех частях, хоть сборник «200 диктантов» – и все названия частей в партиях будут на своих местах. И никакой возни со скрытием уходящих ключевых знаков (outgoing key signatures) при смене тональности между частями.
4) Возможность иметь несколько вариантов партитуры в одном файле: к примеру, один дирижерский – где 4 валторны на двух строчках, один композиторский – где для валторн 4 строки (и с них делаются партии).
5) Создание одинаковой динамики на всех или выбранных строчках, к примеру, в общем оркестровом нарастании делается за один раз как бы для одной строки партитуры. Выделяем регион и дальше без мыши: Shift-D – p<F – Enter. Все, тутти готово. Ничего копировать не нужно, и на каждой строке сразу произойдет свое автоматическое выравнивание. И никаких, пилять, плагинов!
Ну и еще over-дофига всего такого, не перечислить.
 
Последнее редактирование:
До 2012 года сидел в Финале, но плавно перешел в Сибелиус. Чаще всего делаю в нем партитуры. В Про Тулзе наигрываю клавир, делю по дорожкам и импортирую миди в Сибелиус. Не без косяков, но работает. А вот обратно никогда не пробовал. Да и зачем, там все мертво квантизировано, а музыка ж - она живая, ее играть надо руками.
 
@слепой гонщик, выбирая нотный редактор, я руководствовался двумя критериями - быстро получать помощь от коллег в затруднительных случаях и совместимость с заказчиком/исполнителем/издателем. Выбрал Sibelius.
 
@слепой гонщик, Sibelius. Без тараканов, легко решаются самые сложные задачи. Но вырубает набор триолей. В Overture ещё в конце 90-х можно было выбрать триоль и шарашить ими пока не выключишь, здесь же на каждую группу надо включать. А если это какой-нибудь этюд триольный (квинтольный, секстольный...) рука отсохнет.
@dr-music, А как с этим делом в Dorico?
 
@msstudio74:
".....А если это какой-нибудь этюд триольный (квинтольный, секстольный...) рука отсохнет...."
Набранную триоль фиксирую Ctr+C и вставляю потом в нужные места , меняя высоту нот. Немного облегчает набор
 
@progulca,
@msstudio74:
Набранную триоль фиксирую Ctr+C и вставляю потом в нужные места , меняя высоту нот. Немного облегчает набор
Не, уж проще ctrl+3 (4,5,6...) нажать.
@dr-music, Вот этого я и хотел всегда в Sibelius! Видимо не дождусь. Всё остальное устраивает полностью. Присмотрюсь к Dorico повнимательней. Особенно понравилось преобразование. Просто и гениально!
 
Последнее редактирование:
Как ни в коем случае нельзя покупать Dorico Pro подешевле, потому что это незаконно.
1) Находите дружественного студента в США (только в США). Не знаю, как вы это сделаете, это ваши проблемы. Студент может быть любой – хоть танцор, хоть географ. Даже лучше, если он не музыкант – ему самому нотный редактор не понадобится никогда. От студента требуется адрес проживания (на всякий случай) и pdf-выписка с его университетского сайта – она берется за одну минуту.
2) Заводите почту на не связанном с постсоветским пространством ресурсе. Gmail подойдет.
3) Идете на сайт Финале, создаете аккаунт и покупаете студенческий Финале за $99 (это чистая цена только для студентов США, налог не возьмут). В процессе подгружаете pdf от студента. Платите сами со своей карты.
5) Финале можно даже не устанавливать, просто делаете скриншот страницы в своем Финале-аккаунте, где виден серийный номер.
6) Идете на сайт Штейнберга, создаете аккаунт (если уже есть, то все равно создаете новый) – данные должны совпадать с аккаунтом Финале, естественно. Покупаете студенческий кроссгрейд с Финале за $160. В процессе подгружаете pdf от студента и скриншот с сайта Финале. Платите сами, будет небольшой налог.

Итого примерно $270. Замечу, что студент не знает паролей от почты и карточки вашей в глаза не видел. После апгрейда на Дорико 3.0 ($99, ориентировочно через год) лицензия перестанет быть студенческой, и ее можно будет либо продать самому себе или просто переписать данные в аккаунте. Что вы будете делать с лицензией Финале – не знаю. Можете проапгрейдить ($150) и попытаться продать. А можете просто провести приобретение Финале по статье «накладные расходы» и забыть.
Что-то мне подсказывает, что со временем, по мере набора функционала программой Дорико, кроссгрейд будет стоить дороже.
Все риски ваши, разумеется. Если что-то пойдет не так, то... то нечего слушать всяких виртуалов из интернета.
 
Последнее редактирование:
@dr-music, Подскажите, если знаете, на сайте Стейнбергов обозначен Win 10. Значит ли это, что в 7-ке не заведётся?
 
@dr-music, а что насчет нашей отечественной Magic Score Maestro? В ней вроде как весьма достойный графический встроенный редактор
В целом я соглашусь про нотники. Ранее уже писал, что именно профессиональные редакторы, до появления Dorico - многолетний застой.
А MuseScore, Overture, Notion - упрощенные, но подойдут для минимальной записи нот
 
Подскажите, если знаете,
Знаю, на Win7 не заведется. Ссылку искать не буду, но смысл в том, что Дорико использует какие-то новые фичи Win10, связанные с графическим ядром, с прорисовкой. Win7 никогда их не будет поддерживать.
Прорисовка страниц в Дорико намного быстрее, чем в Финале. Zoom in/out просто с космической скоростью делается.
Текущая версия – 1 сентября 2014 года. Windows XP/Vista/7/8. Хм... Когда-то следил за ними, но темпы развития абсолютно неприемлемы. И платформа только Win – я не смогу отправить файл владельцу огрызка.
Они вообще живы-то?
 
Последнее редактирование:
@dr-music,
Знаю, не заведется. смысл в том, что Дорико использует новые фичи Win10, связанные с графическим ядром, с прорисовкой. Win7 никогда их не будет поддерживать.
Блин, а я уже в кошелёк полез (с начальством согласовал). Тогда повременим.
P.S. PRO Edu-версию можно спокойно найти за 21 000 р., так что и мутные схемы не нужны.
 
Последнее редактирование:
Блин, а я уже в кошелёк полез
Народ все же работает на Win7, но только с включенным Аэро и аппаратным ускорением::https://www.steinberg.net/forums/viewtopic.php?f=246&t=138853&p=750638&hilit=dorico+win7#p750638
Прошу прощения за неточную информацию выше. Спутал с некоторыми специальными нотными шрифтами (шрифты с вертикальным выравниванием), которые требуют самую последнюю графическую начинку в OS.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: msstudio74
Что - то вы все вокруг да около, а главное я и не вижу.
Чем озвучивать музыку в Дорико? Читал самоучитель ихний, на аглицком, там ни слова, ни пол-слова про это. А в инете прочел, что там должен быть полный симфонический оркестр Галион. Так есть он там в натуре и можно ли им пользоваться???
 
Два дополнения к моей вчерашней болтовне.
1) Чтобы не быть неправильно понятым... Вот никого пока не агитирую за Дорико. И даже советовал бы подождать до версии 3.0. У меня нотный редактор это основной инструмент, и для меня это нормальный путь – сделать ставку на ту или иную программу и не плакать потом, если денежка потратилась напрасно. Я сделал свою ставку и пока не разочарован, но как оно все будет дальше – бог ведает.
В Дорико вкладывают умные алгоритмы, чтобы во время своей основной работы композитор или аранжировщик менее всего думали о графике и верстке. В Дорико режим Engrave это вообще отдельный режим. Все это здорово, но... Но эти умные алгоритмы не всегда учитывают все возможные ситуации, и иногда могут случиться нехилые танцы с бубном, когда у пользователя почти что и нет инструментов подправить неверною работу этих самых умных алгоритмов. И вот это «иногда» пока еще равно «достаточно часто».
Тем же, у кого душа горит, я бы рекомендовал сначала взять пробную лицензию Dorico Elements. (Даже если вы невероятно умны и опытны, работаете со сложнейшими авангардными партитурами, все равно начните с Elements.) Это месяц полнофункциональной работы, но без режима Engrave. Месяц как раз уйдет на привыкание к горячим клавишам, к структуре и особенностям программы. Не скажу, что осваивать Дорико легко, особенно, если есть многолетний опыт работы в другом нотном редакторе.
Если этот первый пробный месяц прошел не зря, то тогда самое время взять пробную лицензию Dorico Pro – и это еще один месяц полнофункциональной работы, который можно потратить на изучение режима Engrave. Переустанавливать ничего не придется, у Дорико нет отдельных инсталляторов для Elements и Pro, программа запускается по-разному в зависимости от обнаруженной лицензии.
После этих двух месяцев и стоит принимать решение.

2) Для тех, у кого нет проблем с английским, рекомендую сайт, посвященный только нотным редакторам. Новости, обзоры, интервью, обучающие статьи и тому подобное.
A site about notation software and related products and technology.

есть он там в натуре и можно ли им пользоваться???
ТАМ – в натуре нет. В комплекте Halion Sonic SE, такой же, как и в Кубейсе. Кому нужен Halion Symphonic Orchestra, те легко могут приобрести его на сайте Штейнберга.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: smack
В Сибелиусе давно есть т.н. Sticky Tuplets. Набираете первую ноту триоли, жмете Shft+Alt+K.
Вот те на, лет 15 с Сибелиус и так самонадеянно думать, что знаю в программе всё((( Огромное спасибо, Дорико пока отставим. Это было единственное, с чем я не мог смириться!
 
Последнее редактирование:
Очень классная неожиданно получилась ветка.

Dorico очень заинтересовал, но к Win 10 отношусь с предвзятостью. На всех моих компах - семерка.

В принципе, есть ноут, которым можно пожертвовать. Но не знаю, насколько он справится со своим двухядерным Intel Core i3-2328M, 2.2 ГГц.

Пока, кроме Sibelius, скачал и установил еще MuseScore. Как незнайка, я имею то преимущество, что могу в равной степени хвататься за любой редактор.
 

Сейчас просматривают