С сожалением отношусь к гибели ряда отраслей в постсоветских странах, так как я за то, чтобы «Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ». Но всё же – как быть, если внезапно оказывается, что предприятие могло как-то коптить только в условиях закрытого внутреннего рынка и товарного дефицита, а как только наступил минимальный «глобализм», так оно сразу всплывает кверху брюхом? Капитализм или социализм будем строить? До последнего вбухивать в предприятие государственные деньги, тянуть неэффективные технологии и работников – так какой же это капитализм? При этом часто оказывается, что импортные товары, даже пройдя растаможку, всевозможные заградительные пошлины и т.п. все равно будут для потребителя дешевле или лучше по совокупности параметров. Каким образом предлагается скачкообразно модернизировать свое производство в условиях "жыстачайшэй" конкуренции и заставить предприятия выпускать конкурентноспособную продукцию? Тут только вводить снова железный занавес и сокращать потребление, что понемногу и происходит, судя по новостям.
С «философской» точки зрения – ну вот почему должно существовать неэффективное предприятие? Ностальгические вздохи о былом и личная драма работников понятны, 25 лет собирал мясорубки и вдруг тебя просят на улицу. Но в 21 веке выживет только гибкий и адаптирующийся. Если кто-то не может вписаться в рынок, кто ему что должен? Вон сталелитейная промышленность США отдала концы, и ничего, не передохли.
Я живу в Беларуси, и тут все последствия управления экономикой людей с устаревшим мышлением очень сильно сказываются на повседневной жизни, вот пара примеров:
- Концерн Беллегпром (одежда) последовательно, годами выступает за запрет секондхэндов на госуровне. Не способны конкурировать своей продукцией даже с отходами, но повышать качество, вкладываться в маркетинг или снижать цены им в голову не приходит, лучше наступить на горло малообеспеченным слоям населения.
- В стране нет Икеи, хотя есть заводы Икеи. Молодые семьи массово хотят покупать сносную, мало-мальски современную мебель, а не завитушки в стиле «председатель колхоза пришел к успеху», выпускаемую местными предприятиями. Но Икею в страну не пустят, так как это сразу смерть местной мебельной промышленности. В итоге выросла целая субкультура закупов продукции Икеи в Польше/Литве/Москве. Человек, владеющий микроавтобусом, может неплохо навариваться в таких условиях, снуя между, скажем, Теплым Станом и Минском.
- С государственной точки зрения, модернизация производства тут выглядит так. Ищется бизнесмен, который не смог отвертеться, ему вручается некое старое культовое предприятие, например «Мотовело» (велосипеды "Аист"). Бизнесмен должен обеспечить выход на прибыль, причем ему запрещается производить иную продукцию согласно своим рыночным соображениям, - нет, он обязан производить те же «Аисты» и содержать тот же штат работников. Кому нужны чугунные «Аисты» в эпоху дешевых и легких китайбайков – вопрос пятнадцатый. Ух, заживем!
До начала вспышки коронавируса думал, что Китай прикончит со временем всё, кроме топового хайтека и дорогих мелкосерийных полуручных производств (теперь в Китае, скорее всего, начнется сильная рецессия). Еще лет 7 вряд ли можно было предположить такое массовое нашествие китайских смартфонов, а теперь всякие Сяоми стали «топ за свои деньги». И в других отраслях постоянно улучшают продукцию, негодяи. Как тут конкурировать))