Да что я - Стравинский говорил, что не слыхал дослеле ничего более прекрасного ))
относительно интервалов. (люблю образное мышление)). Есть такая ненаучная теория, разработанная где-то в недрах, о том, что наша Вселенная созвучна одному из законов волнообразования - отражению волн в математически точной модели "обертонального ряда". Что это такое не буду абиснять, все в курсе ), но вот в своё время была попытка теологически увязать этот ряд со строением Вселенной. В результате получилась очень интересная схемка:
Первый интервал - основной тон - прима. Это то, с чего всё началось. Меня вот всегда озодачивало как одна нота может быть интервалом.. ) Но факт в том, что одна- накак, только две. Интервал это всегда две составляющих, и почему одна и та же нота не м.б. сыграна дважды? В таком случае это будет интервал. Но! Только с теологической точки зрения.) Ибо.
Итак, представим себе что
прима это Бог. Или Вселенная и Бог (ноты ведь две..).
Второй обертон как отражение этой примы строится вверх на октаву - это октава. Октаву можно представить как одну из Галактик. Этот обертон наиболее близок к стуктуре Бога и фактически является зеркальным его отражением - оттого так много Галактик - их строение имеет основные (а значит самые легкозопоминающиеся) простые законы строения Мироздания, поэтом их можно наколбасить стока, скока нуна, без каких-либо проблем.
Третий обертон - тот что идет после Бога и Галактик - это Солнечная система. То есть это отдельно взятая Галактика, сформированная в натяжении волн между Богом и Галактиками. Каждая из галактик имеет этот третий обертон как определяющий её персональное лицо, и в большинстве случаев им является Солнце. Это частица Бога, вокруг которой формируется и фиксируется остальная материя составляющих Вселенной. Богом Солнце не является для Бога, но для последующих обертонов - является.) Квинта.
Далее следует четвёртый обертон - кварта. Чтобы пройти такой обертональный путь в 4 колена потребовааось сотня миллиардов лет. За это время созвучия обертональных волн так перемешались, что в результате появились планеты, способные генерировать сложнейшие структуры. Одна из них Земля. Просто дитя обертонального ряда. Кстати 4-я по счёту после солнца планета в системе.
Небольшое замечание по поводу этих двух обертональных интервалов - квинты и кварты. Они не совсем чистые, насколько вы знаете ). Для того, чтобы обертональный ряд не ушёл "из под контроля" ), кварта должна тянуться к квинте, а квинта - к кварте. Чуете да? Вот вам налицо один из главных законов мироздания - закон всемирного тяготения.
И, наконец, следующий за квартой обертоны это терции - мажорная и минорная. Собой они олицетворяют эмоции - радость и грусть с человеческой точки зрения - голод и страх с биологической. Если брать во внимание, собсна, музыку - как отражение волн эмоциональных переживаний человека, для нас, из этого обертонального ряда, важнейшими интервалами являются как раз терции. Терции это и есть Жизнь.
Секунды - как следующие за терциями обертоны - я лично не знаю для чего были созданы Богом ), но подозреваю, что они так же находятся в этой логической цепи не случайно. Возможно они определяют всю мелочную сущность человеческих отношений.)
Но есть ещё один обертон, в эту стройную "божественную" волновую цепь не входящий - это
интервал - тритон. Это удивительный интервал, он захватывает и Бога (приму) и самые глубокие недра материи, включая сформированные жизнью.
Абисняю. Например до-фа#. До - это понятно, но почему фа#?.. Фа# находится между Солнцем и Землёй. Собсна это "контроллёр" процесса притяжения, на котором держится вся Вселенная. А опирается тритон на Бога.. Вот что интересно.. Более того, так как между квартой квинтой и фа-диезом минимальное расстояние в секунду, этот тритон в состоянии контроллировать атомарную структуру всего происходящего в структуре Вселенной. Более того, он контроллирует и октаву - Галактики, ибо по своему -
отдельному от всего остального - "обертональному ряду" он взмывает по одним и тем же ступенькам до - фа# - опять до, - опять фа# и т.д... Он каг бы натягивает "мост" между всеми элементами обертонального ряда и одновременно этим элементом не является..
Чем можно было бы образно обрисовать тритон? В теологическом смысле в том числе.) Лично я знаю только одно - тритон это йад.. Для всего живого.)
Можно конечно назвать эти измышления бредом, почему нет..) Но факт в том, что из всего вышеперечисленного именно
актуальным для нас (людей) является игра терций. Терция это, собсна, и есть жизнь. И тот кто не любит употреблять терции, скорее всего в чём-то где-то потерял удовлетворение от жизни.) Разочаровался в ней. М.б. даже обиделся на неё. И это в принципе нормально. Ненормально, когда отсутствие в музыке терций сигнализируют об эмоциональном опустошении.. Ну устал человек радоваться и страдать (каждые три минуты), вот и претят ему эти "эмоционально окрашенные" интервалы. "Пустые" кварты и квинты ему более "по-душе" Ведь они олицетворяют Солнце и Землю. Конечно, доселе ничего более прекрасного мы не слыхивали, в таком случае.
А вот всё человеческое вызывает у нас только отвращение..
Мы можем почитать письма Стравинского и много интереснаго там найти по этому поводу..)
Поэтому , друзья, следите за терциями в ваших аккордах, они иногда имеют обыкновение самым загадочным образом исчезать.. ) На протяжении жизни..