Помогите со Струнными

  • Автор темы Автор темы djgraver
  • Дата начала Дата начала

djgraver

человек
21 Июл 2008
1.249
746
113
Собсно такая ситуация, всегда пишу пэды струнные и прочие протяжные звуки, на каком-то "интуитивном" уровне.
уже долгое время это меня бесит потому что, у меня. ничего нового в этом не происходит. Все звучит скучно и топорно

Оставлю кусок аудио и миди.
Помогите разобраться что там не так, и что нужно выучить(эмт и гармонию само собой) что бы более менее чувствовать себя спокойней. потому что каждый раз гадать получиться или нет, уже надоело :)
Вообщем, хочу сорвать шторы в этой темной комнате, и пролить свет! потому что я устал искать каждый раз все в темноте :)

миди https://yadi.sk/d/y6k1P-bF3anY43

 

Вложения

  • Like
Реакции: smack
Я нисколько ни гуру сам в этом вопросе. Но потихоньку изучаю теорию музыки. И Вам тоже придется рано или поздно обратиться к толстым книгам. На слух, конечно, можно, но лучше правила знать. Как я понимаю, главная проблема практически всех самоучек и сухачей- неправильное расположение и соединение аккордов. Отсюда пустота в звучании. У Вас например верхний голос все время идет вверх, а за ним ползут в том же направлении остальные. Нет гармонического контура. Просто набор параллельных интервалов. Может не прав. Пусть "консерваторы" поправят:-)
 
  • Like
Реакции: Flomaster14 и djgraver
Изучите хотя бы основы гармонии, это не займёт много времени. Гораздо увереннее будете себя чувствовать. Классикой считается учебник Дубовского - первые главы дают хорошую базу, которую можно потом углублять при необходимости за счёт остальной части учебника)

Конкретно в вашем примере ряд аккордов неполные, голые квинты без терций, плюс некорректное голосоведение, всё вместе создаёт ощущение пустоты, незаполненности.
 
  • Like
Реакции: Searh4 и djgraver
@djgraver, я тоже не гуру в этом вопросе, :D но осмелюсь высказаться: теоретическая подготовка необходима (ну, или по крайней мере, крайне важна )) - но что касается обязательного присутствия терций - тут бабушка надвое сказала, как минимум )))
Все зависит от замысла - ощущение пустоты может создаваться и намеренно.
В современной музыке (и академической в том числе) возможно ВСЁ - и даже параллельные квинты не являются однозначным признаком безграмотности. :D
Порой даже наоборот - это последствие изучения правил. :) Но ТС вроде и не против :)

Первый совет - КМК простой, которому можно следовать даже на данном, стартовом этапе: похоже, что педали в примере сочинялись "клавирно", десятипальцевым способом. А вы попробуйте мыслить отдельными партиями для каждого инструмента педали, исполняя каждую из них раздельно. ))

Тогда и голосоведение будет более "красивым" и естественным.

НО опять же повторю в который раз: ни "голая" практика, ни "врожденный слух" не отменяют изучение правил :) Нарушать правила лучше осознанно ))
 
Последнее редактирование:
@djgraver, в вашей последовательности в примере нет ничего плохого. Если бы она отвечала художественному замыслу - нет проблем. Настроение создаёт, да ещё и движется постоянно вверх, постепенно создавая на этой основе некоторое напряжение. Бас при этом иногда движется в противоположном направлении, что придает целому большую рельефность.

Небольшой скетч на эскиз верхушки айсберга:
Классические определения аккорда из справочников и энциклопедий не сообщают нам самого главного: аккорд - это сумма мелодий, результат движения голосов. То есть звуки не просто случайно складываются в трезвучия и прочее, а наоборот, трезвучия вытекают как естественный результат движения линий. Если пэды состоят в основном из 3-х нот - всегда можно выделить три голоса, как если бы это пели втроём, или играли три инструмента. Тогда у нас есть три партии: верхний голос, средний и нижний. Если четыре - примерно тоже самое, но сложнее (следующий уровень))).

1. В педалных голосах (в "тянучках") для обеспечения слитности принято избегать скачков, хотя правило это не очень строгое. То есть в основном расстояние между соседними звуками в каждой линии не должно превышать терцию-кварту. Для этого используются обращения аккордов. У вас всегда есть выбор, пойти из C в G вверх или вниз, так как всегда есть два ближайших обращения следующего аккорда. В результате пэд может независимо от конкретных аккордов двигаться вверх или вниз, меняя направление когда это необходимо. Попробуйте записать нотами эти аккорды, по три звука подряд, с учётом плавного голосоведения:
Am - Em - F - Dm - Am - C - Bb (си бемоль) - E

2. Аккорды всегда можно представить в тесном, широком или смешанном расположениях. Смешанное пока нас меньше интересует, там чуть сложнее. Для того, чтобы перевести аккорд из тесного расположения в широкое - достаточно перенести средний голос (в трёхголосии) на октаву вверх или вниз. Попробуйте взять вашу расшифрованную выше последовательность и перенести все средние ноты (средний голос) на октаву. Тогда все аккорды станут автоматически "широкими".

Считается, что аккорды в широком расположении лучше подходят для струнных, так как точнее отражают специфику. Для вокала и духовых чаще применяют тесное. Но это по ситуации. Ещё есть мнение, что в низком регистре предпочтительнее применять именно широкое расположение, а в верхнем одинаково хорошо прозвучат оба варианта в зависимости от задач.

3. Расположение аккордов можно менять на протяжении всей последоваиельности, переходя из тесного в широкое и обратно. Важно при этом соблюдать базовый принцип: внутри каждого голоса следует избегать скачков шире, чем на кварту. Тогда результат будет плавным. (Если плавность надо нарушить - наоборот нужны скачки, это естественно.) Попробуйте ту же последовательность аккордов записать теперь так, чтобы расположение пару раз поменялось.

4. Внутри аккорда возможны перемещения. Буквально можно не просто сидеть пол такта на одном аккорде (или целый такт), а некоторые аккорды перемещать по обращениям, добавляя "безликому" пэду большую самостоятельность и ритмическую индивидуальность. Вопрос только в уместности. После перемещения внутри аккорда, переход в соседний осуществляется привычным способом с учётом голосоведения. Попробуйте написать ещё один вариант последовательности, но придумайте ритм, по которому будете совершать перемещения. Например размер 4/4, каждый аккорд тянется целый такт, тогда ритм перемещений может быть такой: целая,/ две половинки,/ ещё две половинки,/ четверть и половинка с точкой,// целая,/ две половинки,/ триоль половинками,/ две половинки. Не забывайте при этом менять направление движения, чтобы не выбиваться слишком из одного регистра.

Последовательность, конечно, можно придумать свою. Если пришлёте варианты расшифровок в нотах/звуках/пианороллах на выбор - мы с камрадами сможем что-то посоветовать_))

И правила - лишь статистика, которая выводится из музыки. Музыку из статистики вывести невозможно, по крайней мере хорошую. Больше доверяйте ушам и развивайте их, а "правила", возможно, натолкнут на какие-то идеи. Например как сделать "не правильно", но хорошо))

(а кто такие консерваторы?:confused:)
 
Последнее редактирование:
После краткого курса от @Lenny Moria ленивые, торопыги и самонадеянные могут книжки вообще не читать - квинтэссенцию он дал в лучшем виде :)

Ну, а для пытливых и истинно страждущих ;) - хороший НМВ толчок к получению необходимых знаний.
 
верхний голос все время идет вверх, а за ним ползут в том же направлении остальные.
я пытался сделать напряжение перед следующей партией.
Нет гармонического контура
имеется в виду мелодия ?

Изучите хотя бы основы гармонии
У меня лежит 2 учебника сейчас. ЭТМ от Вахромеева (сейчас закончил с темой интервалов, и начал читать аккорды) и Гармония от Способина. Сначала я переоценил свои возможности и сразу начал с гармонии, но на 20(вроде) странице я понял что тут нужен комплексный подход. и начал с самого начала ЭТМ)

Конкретно в вашем примере ряд аккордов неполные, голые квинты без терций, плюс некорректное голосоведение, всё вместе создаёт ощущение пустоты, незаполненности.
так и есть, у меня в голове какие-то правила (вообще не понимаю зачем я их придерживаюсь, но это уже другая история...:D) тут или поправьте меня или разбейте эти рамки в пух и прах)
какие рамки в моей голове: если басс играет тонику, то в пэдах/струнных и т.п. не обязательно использовать тонику, а можно использовать другие интервалы аккорда (терцию, квинту, сексту, септиму, нону итд). Когда играю обычное тесное трезвучие Тоника+терция+квинта то это скучно, всегда пытаюсь избегать этого.

но что касается обязательного присутствия терций - тут бабушка надвое сказала, как минимум )))
Все зависит от замысла - ощущение пустоты может создаваться и намеренно.
так и есть. тут еще есть голос есть, не хотел что бы была каша, хотя может это еще одна рамка которую нужно разнести к чертям :D

@Lenny Moria мне теперь нужна неделя чтоб вникнуть во все это))) отдельное спасибо!

постепенно создавая на этой основе некоторое напряжение
этого и пытался добиться


Am - Em - F - Dm - Am - C - Bb (си бемоль) - E
обычно я играю как руке удобно, в этот раз я не стал делать по другому) как раз это тот случай когда можно ткнуть меня в ошибки)
upload_2018-9-4_23-23-25.png
Попробуйте взять вашу расшифрованную выше последовательность и перенести все средние ноты (средний голос) на октаву.
дело в том что, как написали выше, там нету терций) я специально пытался не использовать их, что бы оставить место под голос (как мне казалось)


Попробуйте ту же последовательность аккордов записать теперь так, чтобы расположение пару раз поменялось.
может под конец для уже голова не соображает, но не до конца понимаю как это сделать в примере который я выложил в первом посте


это интересно! сделаю к вечеру уже)



Товарищи, спасибо всем за помощь и наставления!!!
 
  • Like
Реакции: Lenny Moria
И ведь бесполезно читать книжки, потом всё равно придёт @Lenny Moria, и разложит всё прочитанное двумя словами и понятнее в сто раз. Поэтому нужно заниматься с педагогом. Вот с @Lenny Moria, например. Это будет быстрее и результативнее. ИМХО конечно же.
[DOUBLEPOST=1536097377][/DOUBLEPOST]Книжки читать, конечно же, нужно, но.. всегда помни о хорошем преподе!
 
Последнее редактирование:
@djgraver, возвращаясь к терциям, "пустоте" и пр. - лично я просто обожаю квартовые аккорды ))) Да что я - Стравинский говорил, что не слыхал дослеле ничего более прекрасного ))
Я не к тому, чтобы отказаться от терций навсгда ))) - а к тому, что догм в музыке нет, и с углублением знаний вы будете выбирать нужные орудия - как между Эвклидовой и неэвклидовой геометрией :-)

Вот без чего действительно не обойтись - так это без наставника. При любом, даже самом самоотверженном самообразовании :-) всегда есть опасность неверной трактовки учебного материала - что мы встречаем сплошь и рядом...
И речь не о формальном образовании - оно в музыкальной сфере сложилась как система совсем недавно - а о необходимости наставника., который проконтролирует и направит...
Вот за камрада @Lenny Moria в качестве такового я бы голосовал обеими руками. Вопрос в том - насколько ему это нужно... И даже при его принципиальном согласии - есть ли у него свободное время, а у вас - возможность его заинтересовать...
 
играю как руке удобно
Это порождает инерцию)) Рука "набита" на определённые ходы, поэтому лучше контролировать слухом. Грубых ошибок в расшифровке нет, разве что пресловутые параллельные квинты, но это не задача по гармонии, поэтому ошибкой не считается. Последний аккорд изменён, если так больше нравится - и хорошо. Но если задача не только спрятать этот пэд, но и сделать его более самостоятельным, музыкальным - можно найти более удачные решения, когда в целом в последовательности будет больше движения (верхний голос сейчас застыл на одном месте, не уверен, что это задумка такая, можно сделать движение ярче и разнообразнее даже в рамках такого простого примера).


там нету терций)
Средний голос это не терция аккорда, это буквально все средние ноты последовательности в трёхголосии. Я предложил на той же цепочке аккордов, чтобы был понятен принцип. Широкое расположение - звуки трезвучия идут не подряд по терциям, а с пропуском через один ("до-соль-ми" вместо "до-ми-соль"). Широкое расположение дает ощущение большего объема и его необходимо иметь в арсенале наравне с тесным (звуки подряд).


не до конца понимаю как это сделать в примере который я выложил в первом посте
Я описал простой принцип достаточно сложных процессов и предложил закрепить на примере трезвучий)) У вас более сложные структуры, там начинаются вещи менее очевидные, но ваш слух вполне может с ними справиться и опередить "осознание" того как именно это работает. Параллельно двигайтесь в сознательном направлении, но лучше от простого к сложному, так вернее.

@smack, @Dmitry Stepin, спасибо, вещи-то все известные)) Я дал шаблон, который хорошо освоить тем, у кого он не в арсенале. И он может подсказать мгновенные решения, но останется при этом только шаблоном. Творческое освоение, конечно, требует полноценного погружения в материал, притом категорически нельзя рассматривать теорию в отрыве от практики. Любой шаблон надо ещё "омузыкалить" и попытаться по-своему переосмыслить, это уже целая работа. И книжки тут тоже помогут лишь отчасти. Ограничить себя шаблоном - как ограничить одним ответом на вопрос, предполагающем как минимум два варианта. "-Вам холодно? -Нет, что вы.":) Это я к тому, что не претендую на замену учебников, не в таком формате. А вот натолкнуть на идеи и заинтересовать, дав конкретный инструмент - это да. Рано или поздно музыкант поймёт, что есть и другие варианты, так что начнёт искать снова ответы, но будет, возможно, иметь уже какой-то новый опыт.

Что касается преподавания, прокомментирую тоже. Педагог нужен. Я много и с удовольствием преподавал года полтора назад (и лет восемь до того), но с недавнего времени мне это почти недоступно. И времени маловато остаётся, и период, когда я могу созвониться очень уж неудобный. Как разовая консультация - сколько угодно, главное договориться о времени. Но нужно систематическое освоение, чего я пока предложить к сожалению не готов, по крайней мере месяца на полтора-два вперёд, которые я вижу (в последнее время всегда так). Может это чуть изменится, чем буду занят буквально с ноября я пока точно не знаю, обычно к текущим делам добавляется много всего.
 
Последнее редактирование:
Да что я - Стравинский говорил, что не слыхал дослеле ничего более прекрасного ))
относительно интервалов. (люблю образное мышление)). Есть такая ненаучная теория, разработанная где-то в недрах, о том, что наша Вселенная созвучна одному из законов волнообразования - отражению волн в математически точной модели "обертонального ряда". Что это такое не буду абиснять, все в курсе ), но вот в своё время была попытка теологически увязать этот ряд со строением Вселенной. В результате получилась очень интересная схемка:
Первый интервал - основной тон - прима. Это то, с чего всё началось. Меня вот всегда озодачивало как одна нота может быть интервалом.. ) Но факт в том, что одна- накак, только две. Интервал это всегда две составляющих, и почему одна и та же нота не м.б. сыграна дважды? В таком случае это будет интервал. Но! Только с теологической точки зрения.) Ибо.
Итак, представим себе что прима это Бог. Или Вселенная и Бог (ноты ведь две..).
Второй обертон как отражение этой примы строится вверх на октаву - это октава. Октаву можно представить как одну из Галактик. Этот обертон наиболее близок к стуктуре Бога и фактически является зеркальным его отражением - оттого так много Галактик - их строение имеет основные (а значит самые легкозопоминающиеся) простые законы строения Мироздания, поэтом их можно наколбасить стока, скока нуна, без каких-либо проблем.
Третий обертон - тот что идет после Бога и Галактик - это Солнечная система. То есть это отдельно взятая Галактика, сформированная в натяжении волн между Богом и Галактиками. Каждая из галактик имеет этот третий обертон как определяющий её персональное лицо, и в большинстве случаев им является Солнце. Это частица Бога, вокруг которой формируется и фиксируется остальная материя составляющих Вселенной. Богом Солнце не является для Бога, но для последующих обертонов - является.) Квинта.
Далее следует четвёртый обертон - кварта. Чтобы пройти такой обертональный путь в 4 колена потребовааось сотня миллиардов лет. За это время созвучия обертональных волн так перемешались, что в результате появились планеты, способные генерировать сложнейшие структуры. Одна из них Земля. Просто дитя обертонального ряда. Кстати 4-я по счёту после солнца планета в системе.
Небольшое замечание по поводу этих двух обертональных интервалов - квинты и кварты. Они не совсем чистые, насколько вы знаете ). Для того, чтобы обертональный ряд не ушёл "из под контроля" ), кварта должна тянуться к квинте, а квинта - к кварте. Чуете да? Вот вам налицо один из главных законов мироздания - закон всемирного тяготения.
И, наконец, следующий за квартой обертоны это терции - мажорная и минорная. Собой они олицетворяют эмоции - радость и грусть с человеческой точки зрения - голод и страх с биологической. Если брать во внимание, собсна, музыку - как отражение волн эмоциональных переживаний человека, для нас, из этого обертонального ряда, важнейшими интервалами являются как раз терции. Терции это и есть Жизнь.
Секунды - как следующие за терциями обертоны - я лично не знаю для чего были созданы Богом ), но подозреваю, что они так же находятся в этой логической цепи не случайно. Возможно они определяют всю мелочную сущность человеческих отношений.)
Но есть ещё один обертон, в эту стройную "божественную" волновую цепь не входящий - это интервал - тритон. Это удивительный интервал, он захватывает и Бога (приму) и самые глубокие недра материи, включая сформированные жизнью.
Абисняю. Например до-фа#. До - это понятно, но почему фа#?.. Фа# находится между Солнцем и Землёй. Собсна это "контроллёр" процесса притяжения, на котором держится вся Вселенная. А опирается тритон на Бога.. Вот что интересно.. Более того, так как между квартой квинтой и фа-диезом минимальное расстояние в секунду, этот тритон в состоянии контроллировать атомарную структуру всего происходящего в структуре Вселенной. Более того, он контроллирует и октаву - Галактики, ибо по своему - отдельному от всего остального - "обертональному ряду" он взмывает по одним и тем же ступенькам до - фа# - опять до, - опять фа# и т.д... Он каг бы натягивает "мост" между всеми элементами обертонального ряда и одновременно этим элементом не является..
Чем можно было бы образно обрисовать тритон? В теологическом смысле в том числе.) Лично я знаю только одно - тритон это йад.. Для всего живого.)
Можно конечно назвать эти измышления бредом, почему нет..) Но факт в том, что из всего вышеперечисленного именно актуальным для нас (людей) является игра терций. Терция это, собсна, и есть жизнь. И тот кто не любит употреблять терции, скорее всего в чём-то где-то потерял удовлетворение от жизни.) Разочаровался в ней. М.б. даже обиделся на неё. И это в принципе нормально. Ненормально, когда отсутствие в музыке терций сигнализируют об эмоциональном опустошении.. Ну устал человек радоваться и страдать (каждые три минуты), вот и претят ему эти "эмоционально окрашенные" интервалы. "Пустые" кварты и квинты ему более "по-душе" Ведь они олицетворяют Солнце и Землю. Конечно, доселе ничего более прекрасного мы не слыхивали, в таком случае. :) А вот всё человеческое вызывает у нас только отвращение..
Мы можем почитать письма Стравинского и много интереснаго там найти по этому поводу..)
Поэтому , друзья, следите за терциями в ваших аккордах, они иногда имеют обыкновение самым загадочным образом исчезать.. ) На протяжении жизни..
 
Неправильная мысль: некоторые(особо созвучные Мирозданию) и пьют квартами.
@Vosk, спасибо, порадовали. Люблю теории.
 
  • Like
Реакции: smack
Он каг бы натягивает "мост" между всеми элементами обертонального ряда и одновременно этим элементом не является..
Красиво и поэтично! Но позволю себе комментарий))) Fis очень даже является частью обертонового ряда от С, это же 11-й обертон. Но с точки зрения измерений всех обертонов по центам именно этот наиболее далёк от темперированного строя, так как отстоит от основного тона (при приведении для удобства измерений в одну октаву) на 551 цент, то есть он наиболее "четвертитоновый" обертон из всех (четвертитоны в центах кратны 50-ти, полутоны 100). Но он есть там.
Линейно, если считать каждую следующую ноту от предыдущей, тритона мы не увидим. Но "линейный" подсчет, честно говоря, это довольно вредная штука, (цель - упрощение жизни педагогам) так как такое представление полностью стирает у нас понимание иерархической структуры аккордов. Пример: малая терция в этом ряду. Это ли малая терция? Или всё же ещё одна квинта от основного тона? Это же снова нота соль от до. Как она реально воспринимается на слух в целом (а обертоновый ряд существует только в вертикали, горизонталь напридумывали уже мы с вами). Так же в аккорде. Что такое мажорное трезвучие? б.3+м.3? Соединение двух терций? Или всё-таки это терция и квинта от основного тона б.3+ч.5? Каждый тон в аккорде (и в обертоновом звукоряде) вносит свой вклад в восприятие именно при соотнесении с основным тоном, а не с соседними. Если основной тон убрать - будет совсем другое созвучие, если же убрать любой другой тон - поменяется лишь "начинка" аккорда, сделав его неполным или модифицированным. Так терция даёт нам краску. Квинта устойчивость (поддерживает основной тон), а септима усиливает краску терции, если в чистом интервале с ней, либо вносит конфликт и противоречие, если качество септимы (большая-малая) отличается от качества терции (именно поэтому большой мажорный и малый минорный почти не воспринимаются диссонирующими, там всё друг друга дополняет в мире и гармонии). Есть иерархия, и очень важная для понимания сути! А подход б.3+м.3 это полностью стирает в угоду сиюминутного удобства. И с обертоновым рядом тоже самое:)
Хотя в целом мысль красивая и ясная, между соседними звуками так всё и происходит.
 
Последнее редактирование:
@Vosk,
ты глыба. По крайней мере - глыба дотошности, что лично мне по нраву )))
О терциях :) - я никак не могу считать себя опустошенным, и вкус к жизни не потерял, и ничто человеческое меня не отвращает - кто лично знаком, тот знает )))

А вот отсутствие порой в моих потугах терций могу обосновать совсем иначе :) - люблю свободу и не люблю любую "форматность", особенно навязываемую по умолчанию. Терция же задает лад (настрой), исключая возможность вольной трактовки ситуации )) и наполнения кварто-квинтового каркаса по своему вкусу )))
Ну, и нет у меня абсолютного отсутствия терций - нет-нет, да проскочит )))) Даже бас терцовый люблю ))))

@Lenny Moria, вам спасибо за точный слог и общий позитив.
спасибо, вещи-то все известные))
Да, но... Любую банальность хороший педагог преподносит в правильном облачении, и в нужный момент ))

И в целом - рад находиться на этом форуме в окружении милых сердцу и уму людей :)

Так что Воск ошибается насчет терций и душевного опустошения. Ну, с каждым бывает - даже с титанами ))))

P.S. Господи, хоть бы в эту тему не притащили низменный срач...
[DOUBLEPOST=1536129074][/DOUBLEPOST]
некоторые(особо созвучные Мирозданию) и пьют квартами.
Квартами и пинтами. Да еще по три ))) Что как бы символизирует стройность Мироздания ))))))
 
@djgraver, на самом деле тебе надо заняться не столько изучением строения аккордов и их разных расположений и внутренних голосоведений, а изучением среды, в которой эти аккорды формируются. Среда называется лад. Надо изучить строение ладов и ладо-гармонических связей. В результате ты выйдешь на тональности и их связи, включая политональные соотношения аккордов в ладовой среде. Без этого знания тебе трудно будет что-то стоящее создать в современной музыке с практической точки зрения. И этот процесс страшен только когда педагогиня грузит тебя математическими цепочками аккордов.) Если подойти к вопросу простыми словами , то это даже интересно.)
Например. Существует такой лад - пентатоника. Это пять нот. Почему именно пять? А так сложилось. :) Всё (пиля). Так вот, это основной лад в восточно-китайской музыке и жанрово-прикладной в западно-американской. ) Грубо говоря. Но! Не смотря на то, что эти лады имеют по пять нот, они разнятся как белое и чёрное. Причём в буквальном смысле. И мы безошибочно определяем где китайская музыка, а где калифорнийский джаз-блюз. ) Ибо. - калифорнийский начинается с "белой" ноты до и идёт по белым же квавишам - ре-ми-соль-ля. А китайский с "чёрной" ноты до# и идёт по чёрным же нотам - ре#-фа#-соль#-ля#. В результате, если приглядеться, они эти лады идут по разным интервалам ), из-за чего мы и определяем их принадлежность безошибочно. Просто вспомните сценку приветствия послов из "Иван-Василича" под музыку Шопена. ) И это не калифорнийский джаз..
Конечно это шутка ), но она реально рулит, в отличии от скучных объяснений препода по гармонии.
Или, скажем, образно -эмоциональные отличия этих двух пентатоник. Как мы видим - в американской пентатонике отсутствует кварта, но присутствует терция, а в китайской - терция отсутствует. Это может навести нас на мысль о том, что китайцы это крестьяне, уважающие труд на земле (Земля-кварта) и старающиеся скрывать свои эмоции (терции отсутствуют). Они ведь улыбаются всегда и всем, не смотря на то что творится у них в данный момент в голове ), поэтому для них терция не имеет значения, она предопределена и не подлежит "рассмотрению", поэтому они её и игнорируют. А североамериканцы наоборот - к работе на земле относятся с презрением (достаточно вспомнить пренебрежение к работающим на плантациях в рабовладельческие времена)), а вот эмоции очень даже любят. Причём со временем, к исторически входящей в состав пентатоники мажорной терции, добавилась минорная. То есть это уже не совсем пентатоника, хотя структурно она ею таки осталась - ни кварты ни сексты с септимой не добавилось. Что может означать эта минорная добавленная терция? Ну, если грубо, осознание того, что не всё так радостно в этом мире. В то же время, если посмотреть глубже, соседство минорной и мажорной терции рядышком в одном ладу, это же не случайно.. Более того, их так наз. соседство при широком расположении аккорда может спровоцировать один из самых ярких моментов в строении ладо-гармонических связей - так наз. "ращеплённую" терцию. То есть и минорную и мажорную звучащие одновременно.. Это уже психологическая обработка подсознания. ) Этот аккорд смахивает на смайлика, который и сердится и смеётся одновременно. ) Не напоминает ли он вам ковбоев, стоящих друг перед другом с магнунами 45-го калибра в одной руке и бутылкой рома в другой? ) Мне, вот, очень даже напоминает.
У китайцет такого расщепления вы не встретите никогда. И вот к этому надо относиться серьёзно.
Просто вопрос на размышление вам - как (чем) связаны (похожи) между собой народные музыки Грузии и Ирландии? (???))) И что их объединяет в образно-эмоциональном плане? :) На ваш взгляд.
 
@Lenny Moria, да, септаккорд, заканчивающийся большой септимой предполагает растянуться на травке и беззаботно наслаждаться небом голубым. ) Полная расслабуха и никакой напруги. А вот если в конце малая септима, то всё.. "От тиранозавра не убежишь". Это уже конфликт, требующий неизбежного разрешения.
Я всё пытаюсь вас убедить в том, чтобы абиснять человеку сложности гармонии и полифонии своими словами. Теоретически это малая и большая терция в соотношении вертикали аккорда да, но он же хрен это сразу поймёт..
С практической точки зрения - вот то что я написал выше по строению обертонов - как применяется в современной киномузыке, напр. ? Да просто - если нужен саспенс и всякий там хоррор, композир пользуется стандартным набором - аккорд из малой секунды и тритона (3 звука)) у трёх труб на форсаже во второй октаве. Всё. :mad::D Хрен ево знает, знает ли композер теорию этого построения аккорда (А.Сильвестри вряд ли ), но Бельтрами точно знает)), или просто так "слышит", но факт в том, что этот аккорд полностью совпадает с моей "теологической" теорией - тритон и малая секунда вместе это йад.. Для всего живого.) Поэтому композер интуитивно не станет строить аккорд на терциях в такие моменты, ибо задача стоит в создании образа, враждебного человеку.Ну, грубо говоря.
Поэтому, естесснвенно, изучение гармонии, полифонии и лада это наиважнейший процесс. Чё бы ещё такого умного завернуть.. Устала Ала. )
 

@djgraver "играю как руке удобно"
@Lenny Moria "Это порождает инерцию))"

"Руки — они как собаки, идущие в те же места, в которых они уже были. Следует быть осторожным, когда игра перестаёт происходить в голове, и переходит в пальцы. Нужно отбить у пальцев их привычки, или музыкальные исследования будут закончены, и начнётся игра только стандартной приятной музыки. Я пытаюсь преодолеть привычки, играя на незнакомых мне инструментах, таких как фагот или вотерфон" Tom Waits
 
если в конце малая септима, то всё.. "От тиранозавра не убежишь". Это уже конфликт, требующий неизбежного разрешения.
А как же малый минорный? ля-до-ми-соль? Нет, малой терции для расслабухи полагается друган: малая септима, тогда и конфликта нет. Если придёт вместо нея большая - подеруцца в большом минорном жесть-аккорде. С мажором, соответственно, наоборот.)
 
  • Like
Реакции: keyboarder
Руки — они как собаки,
есть такое дело. ) Особенно быстро эти собаки привыкают к джазу. ) Но я знаю более простой способ "дать рукам по рукам" ) - просто заставьте их сыграть то же, но в других тон-тях.. :) Без мозгов и ушей в этом случае они уже не смогут обойтись.

А как же малый минорный? ля-до-ми-соль?
конечно. Мы с тобой это понимаем и чувствуем, но задача вывести человека из потёмок. ) И как можно быстрее (он не сможет 15-20 лет потратить на изучение). Напиши чем малый минорный отличается от большого образными ассоциациями. Так дойдёт в 100 раз быстрее и останется на всю жизнь. Каждый аккорд имеет эмоциональную окраску, вариантов тьма, но я же тут уже оставлял список эмоций ), можно подсмотреть если трудно описать словами. Музыка это не теория, это жизнь. На теорию её разложили гораздо позже.) И теперь фтюхивают её как единственно верную молодым неокрепшим умам. :mad::D Это не эффективный способ.
 
Если придёт вместо нея большая - подеруцца в большом минорном жесть-аккорде.
Так я полагаю, что Воск подразумевал именно мажор - какая ж расслабуха в миноре? Обессиленная депрессуха разве что )))

И, кстати, по поводу расщепленной терции - конфликтуют-то обычно близкие либо соседи. Поэтому в широком расположении как бы и нет расщепления, по крайней мере явного - конфликтующая секунда отбывает, (например, к маме))) становясь ноной. )))))

P.S. Еще более кстати КМК - @Vosk подкинул идею нескучного преподавания (ну, или разъяснения) весьма серьезных вопросов.
Подача, форма - очень важное условие передачи информации.
По своему опыту - очень влезло в память именно то, что некоторые наставники подавали весьма нетривиально. :)
И сам, когда должен был что-то объяснять, всегда старался, чтобы это было не скучно ))))

А сухой, суконный язык некоторых учебников и пособий способен отвратить многих... Или замедлить темп продвижения даже самых упорных и страждущих )))
Плохой (в т.ч. скучный) преподаватель - как первый неудачный секс, может надолго - а то и навсегда - отбить охоту к хорошему делу познания ))

Может, нам завести на RMM нечто типа "О серьезных вещах - с юмором"? ))) Чтоб эта тема не засохла в одиночестве :)
 
Последнее редактирование:
просто заставьте их сыграть то же, но в других тон-тях
С обязательным условием - на нормальном инструменте, без применения транспозера. ))))))
А то сталкивался с хитрецами, играющими все в одной тональности ))) Мозг они тоже вроде используют - но весьма своеобразно ))))
 
  • Like
Реакции: arkaine, keyboarder и Vosk
"О серьезных вещах - с юмором"? )))
типа "занимательная гармония" да ) Я про это. У нас в консе был один препод - по искусству (вцелом? )) так на его лекции яблоку было не упасть.. Причём со всех курсов одновременно народ сбегался.) А суть была в том, что он рассказывал о картинах (и прочих творческих проявлений) своими словми, причём увязывал это с простыми примерами из жизни. Его лекции народ слушал с раскрытым ртом. В отличии от лекций, напр., Кандинского, который свою теорию музыки "читал" буквально дословно цитируя свою же книжку.)
Обессиленная депрессуха
вот это хорошее, точное, а главное доступное определение сложносоставного аккорда, да! Я именно за такой способ обучения народа. :) Ибо для его воспроизведения челу достаточно будет вспомнить что такое "обессиленная депрессуха"..) И всё, аккорд готоов. Если же стартоп обложится книжками по теории музыки, он постареет но так ничего и не поймёт. :confused: Так что предлагайте варианты ассоциативно-образного определения теоретических знаний.! :)

С обязательным условием - на нормальном инструменте, без применения транспозера. ))))))
для начала можно попробовать сыграть во всех тональностях побочную тему из первой части второго концерта Рахманинова. Не плохо развивает слух в плане интуитивного ладотяготения.)
 
  • Like
Реакции: Searh4, djgraver и smack
Я именно за такой способ обучения народа.
Народ всеми руками ЗА! Пока в большей степени все понятно. Главное то, что я начинаю осмысленно понимать то, до чего доходил сам долго и постепенно ) Надеюсь в этой теме будет периодически появляться новая информация в доступной для "народа" форме! Всем спасибо!
 
  • Like
Реакции: djgraver и Vosk
КМК очень важно найти "липучую" нетривиальную формулировку того или иного термина :-) Это создает яркие и устойчивые ассоциации, облегчающие как запоминание термина, так и осознание сути.
Один знакомый джазовый дирижер практиковал разъяснение фразировки через scating - причем с текстами, которые не запомнить было просто невозможно ))) Доходило и запоминалось все замечательно! )))
Правда, лексика была в основном нецензурная - поэтому к 100% копированию метода не призываю - но принцип понятен, надеюсь - и схема работала ))))
 
КМК очень важно найти
абсолютно. Но для этого у обучающего должно быть развито это ассоциативное мышление на рефлективном уровне. Мне однажды шеф одним словом описал всю сущность музыки Моцарта. Я никак не мог попасть в темп одной из его сонат, то слишком быстро играл, то наоборот вяло и неустойчиво. И вот в какой-то момент шеф подошёл ко мне и сказал - Моцарта надо играть "весёленько".. :) То есть это не Vivo и не Vivace, это именно беззаботный такой Моцарт в панталонах с кружевами с бокалом шампанского в руке и в окружении прекрасных дам. ) Он никуда не торопится, ему просто легко и весело. ) После этого термина Моцарт у меня пошёл как по маслу. Всего одно слово-ассоциация иногда может заменить несколько лет теоретических занятий. Просто оно должно быть удивительно точным. :)
 

Сейчас просматривают