@Alexey Lukin, спасибо. По поводу вертикальной фильтрации - помимо индивидуальных особенностей она не так ярко выражен в общем.
Если определение источника по горизонтали происходит с точностью около 3 градусов, то по вертикали точность всего 15 градусов. Да и сам разброс позиции источников по вертикали при записи обычно меньше, чем по горизонтали.
Ну, насколько отличается высота сидящего виолончеллиста от хориста, стоящего на самой верхней ступеньке подмостков? На пару-тройку метров. А ширина сцены?
Но в данной теме я обратил внимание на эффект смещения МИЗ, причем не в глубину, как это часто бывает, а по горизонтали.
Могу предположить, что это следствие маскирования.
По поводу проверки причины отключением элементов микса (в т.ч. и ревера) - обязательно попробую, тем более, что это уже предлагали.
С другой стороны - если происходит расширение по панораме из-за ревера - почему только в момент вступления вокала?
А кроме того, в другом произведении, практически идентичном по всем параметрам, такой эффект не наблюдается?
Одни вопросы порождают другие ))) Да и ответы порождают новые вопросы ))
Наверно. это и есть процесс познания. Он же процесс, а не акт ))))