"Театральный звук"

  • Автор темы Автор темы Skalk
  • Дата начала Дата начала

Skalk

Active Member
5 Янв 2008
518
152
43
г. Полтава
Господа!
На форуме открылся новый раздел "Театральный звук".
Задавайте в этом разделе наболевшие вопросы по технической и художественной реализации звука в театральных представлениях.
С удовольствием поделюсь опытом, а может и сам узнаю чего-нибудь нового. Надеюсь сюда подтянутся специалисты в данной области знаний.

Так же советуйте прямо в этой теме какие моменты и аспекты можно было бы подробно высветлить и обсудить.
В последствии постараюсь готовить стартовый материал для обсуждения и создавать отдельную тему в данном разделе.

Цель:
Создать специализированный раздел для театральных звукорежиссеров и звукооператоров;
Накопление и структурирование знаний в данной области;
Знакомство с методиками разных специалистов и развернутое описание этих методик;
Литература по театральной звукорежиссуре;
Горячие дискуссии и решения нестандартных ситуаций;
Помощь начинающим в этом творческом, но нелёгком путешествии;
И т.д. и т.п. :)

Отдельное огромное СПАСИБО администрации форума, за создание раздела!!!
 
Последнее редактирование:
В первую голову, хотелось бы понять: а что в театральном звуке такого особенного, чтоб его в отдельный раздел оформлять?
 
  • Like
Реакции: Цыхра
А пуркуа бы и не па? )) Я не театральный режиссер. и никогда им не был - но по некоторым косвенным признакам предполагаю, что специфика в этой области имеется.
Ну, не студийная же это звукорежиссура? И не вещание. И даже с близкими вроде бы "Делами концертными" отличия, скорее всего, существуют.

А еще знаю, что создать новый раздел с бухты-барахты, просто по чьей-то прихоти невозможно :-)

Так что давайте пожелаем коллегам интересного наполнения нового раздела.
Не думаю, что валить все в общую кучу более разумно.

С ужосом вспоминаю времена, когда был единственный раздел "Создание музыки" ))))
 
Тут как-то, почти случайно в Ленкоме оказался... Тема неисчерпаемая, на самом деле... Без привязки к конкретному помещению трудно о чем-то говорить... тем более в провинции... но специфика безусловно есть. Поддерживаю раздел.
Попутно: никто в огромных бассейнах не работал?
Ну не создавать же отдельный радел под бассейны!
 
Вот чего не хватало!

Из возможных тем для обсуждения:

- создание аудиопартитуры спектакля (какие у кого графы, как сделать удобно для передачи, сочетание с аудиофайлами и включенями)
- сочетания работы на свете и на звуке (очень распространённая практика в маленьких театрах, меня миновало, но всё же)
- организация репетиционного процесса и взаимодействие с режиссерами (например, сколько часов порой приходится просидеть ради одного единственного включения... и кто как к этому относится/решает? тема острая, тут побольше конструктива бы, поменьше эмоций)
- разграничение функций внутри звукоцеха (звукорежиссер, звукооператор, механик по обслуживанию звуковой техники - чаще всего все делают всё, но есть о чём поговорить, где-то же оно работает как надо?)
- какие-то конкретные случаи, когда есть пожелания режиссера, задача на грани фола и необходимость её решить (советы бывали нужны достаточно часто, например когда нам в неподготовленное помещение привозили каждый раз разные петлички и передатчики/приёмники, кроме того разные гитары для ансамбля, так что каждый спектакль микрофонный звук делали почти с нуля [11-16 петель + подвесы, стационарные микрофоны и гитары] - предыдущие настройки просто не работали).
- взаимодействие с РАО и прочая правовая история (есть уже такой раздел, но в театре много своих заморочек)
- возможно какие-то закрытые темы по взаимодействию с конкретными режиссерами: личностный фактор тут бывает очень важен, обычно известно какой режиссер что любит/ не любит в звуке.

Полтора года проработал в театре. Из специфических особенностей - звук в театре должен быть не просто "качественным", а в первую очередь соответствовать спектаклю и основной целью преследовать соответствие замыслу, характеру и художественному наполнению постановки. Это всё кажется чем-то абстрактным, пока не поработаешь с режиссерами. Зачастую режиссеру это соответствие бывает важнее качества звука: сколько раз мы брали в спектакль худшие по качеству варианты записей только на том основании, что они лучше соответствуют настроению и темпо-ритму спектакля. Или извечное "больше холла, мне здесь нужно больше холла!" и как с этим быть (режиссеры обычно не очень любят "чистый" звук) Правда я никогда небыл от таких решений в восторге (хочется же хороший звук), но всё же такая практика имеет место и основания.
Отличий от прочих типов звукорежиссуры очень много. Иногда приходится очень тонко балансировать между поддержкой ("подснять" звук) и полноценным озвучиванием.

Сам я это дело пока покинул, но возможно не насовсем, в любом случае интересно было бы почитать и пообщаться об этом.
 
Последнее редактирование:
Хороший раздел, поддерживаю!
Главные отличия - драматургические.
Как и в кино, в театре происходит диалог звука и изображения, рождающий смысл. Понимаете, диалог качественно разных отпечатков реальности рождает смысл. Ну или не рождает в плохом театре ))
Но суть этого - режиссура. И это, на мой взгляд, самый интересный и важный момент обсдужения. Собственно, с него всё и начинается.
Однако помимо этого также много особенностей: способы подзвучивания и записи действия на сцене, качественное сочетание музыкальной, речевой и шумовой синхронных (подзвученных и не подзвученных) и дополнительно воспроизводимых компонентов. Синхронизация звуковых рисунков и акцентов с действием (иногда сложность этого может быть просто невообразимая). Много чего ещё не вспомнил. В театре, мне кажется, любой вид реальности обычно более условен, чем в кино, поэтому взаимодействие действия на сцене со звуком и светом может быть фантазийнее и причудливее (меньше нужно логических обоснований).
Серебренников говорил, что туго у нас в стране с хорошими театральными звукорежиссёрами, вообще слабая театральная звукорежиссура.
В спектаклях, где тебе дали музыку на диске и сказали, включай на таких-то действиях, не так много что обсудишь. А вот там, где звукорежиссёр полноценный создатель вместе с режиссёром звукового решения спектакля, со сложной звуковой тканью, дающий информации порой больше визуального действия, да и где ищут новых не заезженных форм выражения - здесь целое море для мысли. Другое море, никак не чисто звуковое :)
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: mxc, Ixend и Mr.Nerbe
Я согласен с Арамисами, но всё же это не "Театральный звук", это - "Дела театральные".
Например я абсолютно не против, хотя разницу не особо вижу. Хоть и художественно подан и творчески осмыслен, но он всё равно звук. Думаю это на рассуждение администрации форума.
А про оперные театры сюда же? ;)
В принципе много паралелей, но и много паралелей с Делами оркестровыми.
Хотя глянул, там в основном семплеры и создание оркестровок и т.д.
Так что о акустической реализации оперы и балета думаю можно обсуждать и здесь. Это на усмотрение общественности.

p.s.: давно хочу заняться звукозаписью акустической музыки. В принципе тоже смежная тема и очень интересная. Особенно запись микрофонными системами общего плана. По немногу уходящая в небытие:) Я буду обсуждать такое с удовольствием.
Я езжу с театром, где не используются гарнитуры и петлички, а речь актеров тоже снимается микрофонами общего плана.
 
Последнее редактирование:
Например я абсолютно не против, хотя разницу не особо вижу.
Ну получается... как будто есть какой-то звук музыкальный\концертный, а есть какой-то звук театральный, к которому предъявляются особые требования, и вообще, он другой какой-то. А это не так. Звук и там и там должен быть хорошим, и всё :-). А всё остальное - это специфика работы в театре, то есть "дела" в общем смысле.
Читаю я непредвзято название "Театральный звук" и думаю: наверно надо вырезать 5 и 10 килогерц, чтоб звук стал правильным театральным :-).
 
  • Like
Реакции: Mr.Nerbe и smack
Ну получается... как будто есть какой-то звук музыкальный\концертный, а есть какой-то звук театральный, к которому предъявляются особые требования, и вообще, он другой какой-то. А это не так. Звук и там и там должен быть хорошим, и всё :). А всё остальное - это специфика работы в театре, то есть "дела" в общем смысле.
Читаю я непредвзято название "Театральный звук" и думаю: наверно надо вырезать 5 и 10 килогерц, чтоб звук стал правильным театральным :).
Ну в общем верно, учитывая что весь форум в целом уже о звуке. Но мне не принципиально. Модераторы читают, если че, думаю изменят.
И кто вам такое сказал? Не верьте )))
Как то окружающие всё больше бредят потрековой записью, тюн коррекцией, короткими дублями пишутся, да и вообще леняться. Похожая поканальная тенденция и в театре и в опере. Часто в театрах на 800-1000 мест уже все спектакли с гарнитурами. Видосы опер вижу часто, певцы с гарнитурами, симфонический оркестр по два исполнителя на микрофон в лучшем случае, а то и на каждом инструменте по микрофону.
Прогресс и тренды вроди как в ту сторону направлены:) Да и администрация на местах тоже часто хвастается, что мол вон у них как громко и недоумевает как же я буду работать без гарнитур?:eek: Если такие закажут запись, будут все артисты и музыканты поканально однозначно.
Я не против прогресса. Но звучит довольно не натурально, если позволите мне такую формулировку.
Надеюсь как вы говорите с этим делом таки всё в порядке:)
 
@Skalk, прошу учесть: мой пост касался только вашей фразы
давно хочу заняться звукозаписью акустической музыки.
Что касается деталей специфики "дел театральных" - не смею их обсуждать, это не мой калашный ряд ))
 
  • Like
Реакции: Skalk
Как то окружающие всё больше бредят потрековой записью, тюн коррекцией...
А пусть эти окружающие сначала сходят в пешее эротическое путешествие.
Сердит желание убить жизнь там, где этого не требуется.
 
можно ссылку на видео оперы с гарнитурами? Именно гарнитурами, а не петлями. И можно послушать ваши записи общего плана?
То что смотрел недавно:


Я же написал:
давно хочу заняться звукозаписью акустической музыки
Слово "хочу" не является синонимом слова "делаю" :)
По поводу многоканальности, часто слышу жалобы. Что дирижер или руководитель коллектива требует многоканальную запись и максимум микрофонов только потому, что в оркестре нет баланса и дирижер пытаеться скинуть эту проблему на звукотехника, в то время когда сбалансированность партий оркестра, это прямая обязанность дирижера. И это не тот вариант когда мало людей в партии, это лень или неспособность добиться верного результата на репетициях от своего же оркестра.

По поводу ямы. Вы что, мне даже не прижло бы в голову записывать симфонический оркестр в яме. Это помоему уж слишком очевидные вещи вы говорите.
Исключение пожалуй только видеосъемка представления.
По мне как раз записи общего плана звучат неестественно, что естественно в условиях оперных театров.
Надеюсь вы это относите исключительно к записи оркестра в оркестровой яме, а не к записи на сцене. Я правильно понимаю?:)

запись стереопарой это основной навык в профессии. Никуда это не уходит, как было, так и есть. Что именно вы хотите там обсуждать?
Не думаю что все прям здесь на форуме владеют этим навыком:) И кто то из профессионалов из других отраслей "дел звуковых" могут столкнутся с такой задачей. Я например сам хочу, чисто для себя. Зарабатываю я звукорежиссурой и операторством в театре.
А в первом топие я описал цели раздела. О накоплении знаний и о том что бы делиться методиками и знакомить с ними людей начинающих и т.д.

И что бы не плодить в этой теме тему записи давайте может сразу и оформим интересующую отдельную тему. Ужитывая что запись театральных представлений тоже вещь вполне частая. Например таже аудиодорожка для видео.
Давайте определим название темы. Предлагайте варианты.

А в этой теме всё же хотелось бы очертить общий круг вопросов интересующих общественность.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: alexei56
Я там в предидущем сообщении слега дописал:)

Сцена, зал и операторская, это та ще студия с огромным тон-залом.
И если руководство хочет хорошей записи должно идти на уступки. Балет же можно убрать? Так и оркестр можно из ямы достать...
Если это не касается видеозаписи, либо записи на зрителе. Я об этом писал уже.

Да мы говорим о театре. Задачи записи в нём могут быть. И могут быть абсолютно разные. Даже отдельно оркестр может захотеть что то писать на сцене. Это же тоже часть оперных и музыкальных реатров, оперет и т.д.
Я почему и предлагаю создать отдельную тему.
Ничего умнее "Запись акустической музыки и речи" на ум не приходит.
 
Последнее редактирование:
Думаю специфики "Дел театральных" (поддерживаю изменение названия) хватает. Я работаю на радио и на концертах , пишу музыку для спектаклей и был некоторое время музыкальным руководителем театра. Театральная работа находится где-то между концертом, радио и тв. Кстати многие используют в театре радийный софт.

Но не следует забывать и то что в театре устраиваются и концерты и хорошо если оборудование это позволяет без необходимости установки внешнего усиления. В театре можно (и нужно) реализовать многоканальный звук, позволяющий "играть" путем движения звука в разные точки зала, иммитирую определнные процессы или движение персонажей, техники, природных явлений без их физического присутствия в зале.

Те кому довелось побывать на Бродвейских спектаклях говорят как они были ошарашены техническим оснащением театров - и звука и света и механики и голограмм и т.д. Хорошо бы там побывать, посмотреть, а потом уже думать что можно и следует приобрести.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: alexei56 и Skalk
Те кому довелось побывать на Бродвейских спектаклях говорят как они были ошарашены техническим оснащением театров - и звука и света и механики и голограмм и т.д.

Всё верно здесь очень много возможностей реализации худодественных замыслов режиссеров и звукорежиссеров в том числе. Говорить есть о чем.
Вариантов реализаций много.
С другой стороны бывают и обратные задачи. У меня в театре изначально стоит задача классического подзвучивания актёров микрофонами общего плана. И постановка заточена под академический стиль.
Правда бывает на открытых площадках у побережья с кабаками приходиться и с гарнитурами работать. Как вспомню "Летняя эстрада" в Анапе, в 20-ти метрах лунапарк с горками и т.д., просто плохо становиться:confused::)

О эфектах окружения.
Где есть возможность я в порталы пускаю голоса и музыку, а в окружения ревер и другие спецэффекты. Получается эфектно.
Так же знаю где есть еще и арьер делают эфект прихода/ухода звука из глубины сцены в зал и наобород. Либо эсли нужно создать звуковой пространственный хаос.
 
изначально стоит задача классического подзвучивания актёров микрофонами общего плана
Пользы от этого мало... лавальеры тоже неудобны - шумят при трении об одежду... вот головные микрофоны телесного цвета куда лучше. Еще можно прятать микрофоны в декорациях как при съемке сериалов, но это еще уметь надо и иметь где... Подвесные микрофоны тоже иногда подходят... все зависит еще от того сколько персонажей на сцене...
 
А если актерам быстро переодеваться нужно (меньше чем ща минуту)? У меня такого много.
Или есть у меня спектакль, переодевание прямо на сцене секунд за 20-30.

Подвесные я тоже отношу к микрофонам общего плана (общего поля). Вешаю их довольно высоко, минимум сантиметров 50-60 от вытянутой руки. И в принципе они в куче создают общее поле захвара звука над сценой. Не настраиваются под конкретного человека и звуковые объекты в этом поле динамически движутся.
Поправте если я не прав в термине.

Да и вообще в залах вплоть до 1000-1500 мест можно без потери читаемости и хорошей громкости речи, обходиться подвесами и миками на авансцене.
Эсли только проф. актёры с поставленым голосом.
Проверено годами гастролей.
Проблем не возникает.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: presly
Хорошая тема. И нужная. Есть много вопросов, по которым можно сообща посоветоваться. Начиная от составления и проигрывания плей-листов во время спектакля и до использования конкретной аппаратуры и оборудования.
Моему театру на этот год выделили грант в районе 4 000 000 рублей на техническое и музыкальное перевооружение. Не знаю только, сколько удастся "выбить" из руководства на аппаратуру.
В связи с этим возникает вопрос: коллеги (из Москвы) - у кого в театре имеется грамотно расположенное оборудование? В первую очередь интересуют подвесы, гарнитуры, подзвучка на авансцене ... Я бы с удовольствием подъехал после 7 января пообщаться ... в неформальной обстановке. Также интересует - какие программы используются для плейлиста. Мне сейчас, в основном, приходится использовать минидиск. Хотя иногда использую и комп, но не часто.
Всех с наступившим Новым годом!
 
@Lank, в соседнюю тему сходите, там это только что обсудили.
 
  • Like
Реакции: Lank
спасибо, попробую
а можно посмотреть на весь код юнита,если он сохранился, конечно?
 
Когда я работал в театре и писал для спектаклей музыку, я твердо для себя понял, что чистая, с качественным саундом, вылизанная по частотам музыка противоречит моим театрально-эстетическим предпочтениям. Вот сижу я в том зале, где идёт спектакль и хорошо вижу, в сильных прожекторах обшарпанность всего. Стен, батарей отопления, потолка, занавеса (он в данном случае не истёрт, а по хорошему как бы "пылен") и особенно пол! Выщербленный, досками меж которых шпаклевка и старая краска. И чтобы тут звучала чистая до стерильности музыка? Нет. Это эстетическая безвкусица. И я бы предпочел слышать тут только пропущенную через ухудшайзер матовую, приглушённую музыку. Чтобы она своим лоском не лезла вперёд, а оттеняла. Её место второе. Я поделился своими мыслями с режиссершей. Но она не была вовлечена в эту тему настолько заинтересованно и просто приняла как мнение. У неё и без того забот было много.
Да и режиссеры, порою, не очень то и понимают звуковую эстетику.

И была б моя воля, я бы шершавил записанную для спектакля музыку до очертаний старых советских мультфильмов, типа "Гадкий утёнок", "Аленький цветочек" и подобных.
А если включать выверенную , чистую, с крутым мастерингом музыку, то это как в магазин за картошкой идти с сумкой армани. Или духами Шанель помазаться, идя на прополку грядки морковки.
Чай должен быть в кружке, а не в бокале для шампанского.

Но эт о я про театр в провинции. Сцену где не бывает гламурных шоу и юбилеев чиновников администрации города.
 
  • Like
Реакции: Mitriy и Bernard
@Martin-rmm, Да, мысли, конечно, правильные в определённом смысле. Но тут скорее всё зависит от контекста и каждого зала театра и спектакля и декораций и действия на сцене, в зале итд.. . Так что всё очень уникально и индивидуально.
 
  • Like
Реакции: Martin-rmm
Но тут скорее всё зависит от контекста и каждого зала театра и спектакля и декораций и действия на сцене, в зале итд.. . Так что всё очень уникально и индивидуально.
Так оно.
Захотелось добавить, что все спектакли что я там видел и помню, все они не были про дворцы, про роскошь, про блеск и лоск.
Все были про правду, приземлённую жизнь, простых (и обычно бедных) людей и зверей.

А если б спектакль был про: "Великое восхождение на царствование величайшей королевы великого царства", то конечно. Тут должен быть лоск, блеск, пышность и яркость-яркость.
 
Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, подобрать подвесные микрофоны для студенческого театра в образовательном учреждении. В актовом зале на месте, где проходят выступления, высота потолков 4.70, ширина сцены 6.50, расстояние от переднего края сцены до дальнего 7.10. Цифры приблизительные. Но сцены как таковой, как в театрах, нет. Просто площадка с занавесом, не "возвышенность". Никакой звукоизоляции на стенах нет и в помине. Стены бетонные, сбоку обиты деревом, на полу плитка. Колонки RMS 400 Ватт стоят по краям на стойках. Актёры в студенческом театре, понятно, совершенно не профи. Проблема зала в том, что сцена и передние ряды находятся под бетонным потолком высотой 4.70, а большая часть зала под стеклянным потолком на высоте метров 20. В задних рядах тихие реплики уже точно не будет слышно. При этом в заднем конце зала установлены ещё две колонки RMS 300 Ватт.
 
Никакой звукоизоляции на стенах нет и в помине. Стены бетонные, сбоку обиты деревом, на полу плитка.
То что на стенах нет звукоизоляции может быть никак и не повлияет. Микрофон берёт не очень далеко. И главная задача наверное "покрыть" всю сцену микрофонами так, чтобы в любом месте микрофоны равномерно ловили все звуко-источники.
Чтобы и ям не было, и мест с повышенным восприятием. Наверное в микшере должна быть функция подключения выравнивателя звука. Понижения пиков. Иногда это называют лимитерами или компрессорами, но для меня это дискуссионный вопрос. Когда-то я спаял лимитер-компрессор, который хорошо выполнял функцию выравнивания амплитуды звука. Все вскрики и пики гасились до средней величины. Это был "железный " вариант. Но есть и ВСТ-шные. И наверное есть какие нибудь, типа гитарных примочек.

Почему я в эту сторону разговорился? В нашем театре , насколько помню, когда вывешивали микрофоны над сценой, то всё равно, актёрам, для диалога, надо было вставать в намеченные участки пола (под микрофон,(модели я забыл, да и их уже в продаже может и не быть)) , чтобы голос не потерялся. И естественно, как я предполагаю, надо было не смещаться. Ну, может быть, некоторые сцены плотно покрыты сетью микрофонов и в любом участке всех хорошо слышно.
 

Сейчас просматривают