Что за мелодический ход? (1 онлайн

Stephan Vasylyshyn

ex Stephan
25 Июл 2008
6.283
5.547
113
Kyiv
@Смарт Элло, все в пределах лада и тональности (пентатоника, гамма, иногда с девятой ступенью). А чем мелодия здесь удивительна? Скорее это вынужденная "импровизация" в гармонических ограничениях лупов.
 

Смарт Элло

Well-Known Member
25 Авг 2012
3.007
1.159
113
Природа
Я, к сожалению, не композитор, и не буду скрывать, лучше буду образовываться. То есть тут все ноты в рамках тональности и всё? Послушайте пол песни хотя бы.
 

aps

Well-Known Member
18 Янв 2004
1.902
1.013
113
54
то же не понял что тут особенного, а что по этому поводу говорит Рипер?
 
Последнее редактирование:

Bernard

Well-Known Member
12 Июл 2008
2.972
3.793
113
Возьмите на клавишах Ля-бемоль минор и проверьте мелодию по ступенях.
Тональность песни Ми-бемоль минор.

Здесь мелодия звучит очень интересно. В чем суть и какое название таких мелодических ходов?
Суть в том, что опорные ноты мелодии приходятся не на аккордовые тоны.

Первый аккорд - ми-бемоль минор (Eb - Gb - Bb), а мелодия акцентирует неаккордовую ноту Ab, следующий аккорд - си-бемоль минор (Bb - Db - F), а мелодия продолжает акцентировать все ту же Ab, которая является неаккордовой и для си-бемоль минора.

Эта манера мелодизации не так естественна для наших широт, но крайне распространенная вещь в англо-американской музыке. Корни такой мелодики в блюзе.
 

RockMeister

Banned
19 Авг 2008
8.142
4.691
113
А вот есть такие классные гармонические хода:

Припевы в обеих роликах. Мне всегда интересно снять такую гармошку, проанализировать и использовать в своих аранжах. Как сыграть и использовать - я понимаю. А как классифицировать? Отклонение в другую тональность и всего-то? Или нет?
 
  • Like
Реакции: trexeland

Bernard

Well-Known Member
12 Июл 2008
2.972
3.793
113
@RockMeister, по первой песенке. Можно, конечно, навычислять всякие отклонения, но все гораздо проще. Общий принцип - берется "расхожий" гармонический оборот и на вкус меняются наклонения у аккордов: минорное на мажорное и наоборот :)

Конкретно в данной песне - обычная кварто-квинтовая последовательность ( Am Dm G C F Hdim E ) просто "расцвечена" сменами наклонений у некоторых аккордов Am D Gm C F H E Am. Французы любят такие штуки применять :)

Во второй песне тот же прием и на основе опять же кварто-квинтового круга только от другой ступени.

Последовательность (тональность ре-минор) A Dm Gm C F Bb Edim A Dm превращается в A Dm G C Cm F Bb Edim A Dm. Правда, здесь придется признать наличие отклонений. Как минимум в Bb-dur.
 
Последнее редактирование:

Смарт Элло

Well-Known Member
25 Авг 2012
3.007
1.159
113
Природа
сейчас после прочтения Вашего поста по этой схеме с заменой "окраски" аккорда очень красивую мелодию написал! )))
Сережа задал вопрос - человек написал мелодию. Покажите! Я подтолкнул))
 
  • Like
Реакции: Sharu

dr-music

Well-Known Member
8 Апр 2007
2.618
5.605
113
Moscow
@RockMeister , по второй песне, она интересней. Аккорды уже сняли, только там не Edim, а E7, или просто E (в оркестре). Расскажу про остальное.
Нотки прилагаю: https://yadi.sk/a/_x9OIMa43E8YnD

Обращу внимание на другие вещи, работающие на обаяние песни, а в частности, на ладовую окраску и на структуру мелодии/гармонии. Сама по себе гармония мало что скажет, если не смотреть на лад и структуру. Это все только вместе работает.

Припев начинается с энергичной ритмической фигуры с делением первой доли и остановкой на второй («дробушка» в русских танцах). Не просто так я с начал с ритмической характеристики фразы, сейчас станет ясно, зачем. В третьем такте эта фигура, повторяясь, начинается с си-бекара. Мелодия движется по гамме вверх, более чем на октаву за три такта (для голоса это не мало), и этот си-бекар придает дорийскую окраску всей музыке, он подчеркнут и этой «дробушкой», и тем, что помещен почти на самую вершину мелодии, и тем, что является не просто частью мажорного (светлого) аккорда, а высокой терцией мажорного трезвучия, т.е. самим светом.

Дорийский лад это минор с постоянно высокой шестой ступенью. А чем больше высоких ступеней (от тоники считая), тем светлее получается окрас всей музыки. Разновидности ладов, включая дорийский, характерны для народной музыки, в европейской профессиональной традиции они почти исчезли, и потому, когда используются, звучат ярко (в данном случае имеем стилизацию «народного» окраса). Обращу внимание, здесь важно именно гаммообразное движение вверх, дорийский лад обрисовывается предельно четко. Есть ожидание си-бемоля, а получаем си-бекар, да еще и «на старте» энергичной ритмической формулы. Попробуйте, кстати, изменить мелодию и сыграть точную секвенцию первого-второго тактов в третьем и четвертом. Единая линия движения вверх разорвется на две короткие. Тот же си-бекар внизу, не по гамме, уже не так ярок, так ведь? При той же, казалось бы, гармонии.


Далее, о структуре. Самое кондовое заполнение восьмитакта – фразочками по два такта. Это, наверно, понятно и неоспоримо. И хороший профессиональный композитор всегда пытается преодолеть эту предразмеченность. Ну вот обращаю внимание на две вещи. Не, даже три.

Первое, смотрите: такты 2-4 и такты 5-7 – точная гармоническая секвенция, идущая поперек квадрата, поперек двутактового мышления. Вроде бы простые аккорды. Ну, модуляция, ну и что? Но несимметричное расположение секвенции стирает предполагаемые границы, скрывает «швы формы» – и работает на поддержку внимания слушателя, разрушая его банальные ожидания. Восьмитакт единого дыхания...

Второе. Ожидается естественная остановка в восьмом такте. Но вместо этого изменяется гармонический пульс: до этого аккорды менялись по такту, а здесь с седьмого такта по пол такта. А ведь именно гармонический пульс дает нам ощущение темпа, и здесь мы видим ажитацию, ускорение к концу. (Про гармонический пульс: переслушайте «Революционный этюд» Шопена и попробуйте услышать, что это очень не быстрая пьеса, несмотря на виртуозные пассажи 16-ми в левой руке. А всё потому, что аккорды меняются редко.)

И дальше восьмой такт, самый вроде как стоячий, просто подрезается на две доли, и припев, получив подножку, буквально влетает в следующий куплет, начинающийся с восьмых, а потому на границе куплет/припев вообще нет ритмической остановки. В куплете мелодия вообще подвижнее, хотя и ритмически мягче. Итак, имеем: граница, шов между припевом и куплетом скрыты – ура. Если не подрезать «лишние» доли, а вставить на третьей-четвертой долях какой-нибудь подголосок-заполнитель – могло бы быть и неплохо, наверно, но все равно более вяло.
И в аккордах в тактах 7-8 тоже максимальное напряжение: си-бемоль мажор тритоновой заменой (немыслимой для народной и квазинародной музыки!) переходит в ми-мажор (по функции – двойная доминанта, DD к основной тональности), да еще ми-мажор с высокой секстой (рифма к дорийскому ладу в третьем такте). Она, секста, могла бы быть и низкой, до-бекаром – но тогда одна из изюминок мелодии была бы утеряна.

Вообще, классно выстроенная мелодия на (якобы) простых аккордах.


Ну и третье, сюда же. В мелодии повторяется вершина, самая верхняя нота «ре» взята дважды. Вообще-то, еще со времен средневековья, композиторам предписывалось с этим быть поосторожнее. Чтобы не обесценивать самую яркую ноту. Но композитор этой песни классно «выкрутился», не увеличивая без нужды диапазон мелодии. Первый раз эта «ре» – на слабой доле, на излёте «дробушки». Второй раз – уверенно, на сильную долю. Это как вопрос и ответ. «Как? — А вот так.» И ощущения обесцененности вершины не возникает.

В куплете тоже нарушения восьмитакта, там 5+4. Темп речи свободен, не скован «квадратным мышлением» – хорошо. Но пора остановиться, и так уже многабукв.
 
Последнее редактирование:

keyboarder

Well-Known Member
6 Апр 2010
2.041
3.432
113
Ульяновск
@Смарт Элло, я когда слышу подобные обороты, как здесь у Билана, интерпретирую, как добавление чётных альтераций (2-4-6 ступеней) или всех сразу или по очереди или в сочетаниях - особенно на минорных аккордах отлично работает. В самом экстремальном случае это означает, что вместо минора берётся мажор на тон ниже(бас остаётся), можно естественно сделать замену на параллельный минор. А такие фишки, как мажорный аккорд+бас на тон выше кто только не использовал и Гарри Мур в красивейшем вступлении к Loner и Джино Ванелли (особенно навязчиво в People Gotta Move - почти целый бридж на этом построен) и т.д.
 
  • Like
Реакции: newbie и Bernard

Alex_HS

Super Moderator
Команда форума
19 Ноя 2002
19.739
28.417
113
57
Москва
особенно навязчиво в People Gotta Move - почти целый бридж на этом построен
Святое не трогать!!! :D
Кстати, а что в этой песне считается бриджем? :rolleyes:
ЗЫ: Сорри, по названию попутал с People I Belong To :eek:
 

alexpen

Well-Known Member
25 Янв 2014
8.089
8.319
113
закину вот такой примерчик до кучи :)

Что там происходит вообще?
 
  • Like
Реакции: trexeland

Bernard

Well-Known Member
12 Июл 2008
2.972
3.793
113
Что там происходит вообще?
Такой а-ля психоделик рок 60-х. Гармония: H Hm F#m E

Из характерных моментов, придающих колорит композиции можно отметить - смену мажорного тонического аккорда на минорный; дорийский лад; то, что бас-гитара играет мелодический риф, а не просто отмечает тоники аккордов; соло поддрайвленного электропиано в блюзовом ладу.

В общем здесь присутствует определенная "полифония" - такое себе независимое параллельное существование трех фактур - басовых фигураций, аккордов стрингс и соло электропиано. Это дает своеобразный объем и воздух.
 
  • Like
Реакции: trexeland, vicle и alexpen

keyboarder

Well-Known Member
6 Апр 2010
2.041
3.432
113
Ульяновск
@RockMeister, у Bernard-а гармония поправильнее будет, не G а ближе к Gm. И начальный аккорд состоит из нот: A-D-E-A, поэтому нот С# и F в первых двух тактах просто не может быть. Сорри, но я так слышу.
 

Смарт Элло

Well-Known Member
25 Авг 2012
3.007
1.159
113
Природа
почаще бы такие темы тут... вместо обсуждения очередного компрессора ))
Спасибо). Ведь это влияет на хит больше любого компрессора. Но, правда не в ответственности звукорежиссера.
 

Смарт Элло

Well-Known Member
25 Авг 2012
3.007
1.159
113
Природа
закину вот такой примерчик до кучи :)
В студенческое время гонял Air в наушниках часто и дома, да с девушками, атмсоферка)))

===============================

[HIDE-POSTS=300]
Вроде автор музыки Антон Шаплин @Shaplin, Спросите у него.
Уже

upload_2017-2-16_2-6-1.png

[/HIDE-POSTS]
 

Parsifal75

Well-Known Member
3 Ноя 2009
1.206
652
113
А чего тут особенного то? Диатоническая доминанта, что ли заинтересовала? Девятой ступени не существует. Их всего семь. Тональность dis-moll.
 

Parsifal75

Well-Known Member
3 Ноя 2009
1.206
652
113
А вот есть такие классные гармонические хода:
Припевы в обеих роликах. Мне всегда интересно снять такую гармошку, проанализировать и использовать в своих аранжах. Как сыграть и использовать - я понимаю. А как классифицировать? Отклонение в другую тональность и всего-то? Или нет?
Дорийский лад использован для отклонения в соль минор и секвенция потом. Потом Двойная и...
Вторую не слушал.
Наклонение- это откровение теоретика. Гармония стилей, контапункт и...
 
Последнее редактирование:

Сейчас онлайн (Пользователей: 0, Гостей: 1)