@RockMeister , по второй песне, она интересней. Аккорды уже сняли, только там не Edim, а E7, или просто E (в оркестре). Расскажу про остальное.
Нотки прилагаю:
https://yadi.sk/a/_x9OIMa43E8YnD
Обращу внимание на другие вещи, работающие на обаяние песни, а в частности, на ладовую окраску и на структуру мелодии/гармонии. Сама по себе гармония мало что скажет, если не смотреть на лад и структуру. Это все только вместе работает.
Припев начинается с энергичной ритмической фигуры с делением первой доли и остановкой на второй («дробушка» в русских танцах). Не просто так я с начал с ритмической характеристики фразы, сейчас станет ясно, зачем. В третьем такте эта фигура, повторяясь, начинается с си-бекара. Мелодия движется по гамме вверх, более чем на октаву за три такта (для голоса это не мало), и этот си-бекар придает дорийскую окраску всей музыке, он подчеркнут и этой «дробушкой», и тем, что помещен почти на самую вершину мелодии, и тем, что является не просто частью мажорного (светлого) аккорда, а высокой терцией мажорного трезвучия, т.е. самим светом.
Дорийский лад это минор с постоянно высокой шестой ступенью. А чем больше высоких ступеней (от тоники считая), тем светлее получается окрас всей музыки. Разновидности ладов, включая дорийский, характерны для народной музыки, в европейской профессиональной традиции они почти исчезли, и потому, когда используются, звучат ярко (в данном случае имеем стилизацию «народного» окраса). Обращу внимание, здесь важно именно гаммообразное движение вверх, дорийский лад обрисовывается предельно четко. Есть ожидание си-бемоля, а получаем си-бекар, да еще и «на старте» энергичной ритмической формулы. Попробуйте, кстати, изменить мелодию и сыграть точную секвенцию первого-второго тактов в третьем и четвертом. Единая линия движения вверх разорвется на две короткие. Тот же си-бекар внизу, не по гамме, уже не так ярок, так ведь? При той же, казалось бы, гармонии.
Далее, о структуре. Самое кондовое заполнение восьмитакта – фразочками по два такта. Это, наверно, понятно и неоспоримо. И хороший профессиональный композитор всегда пытается преодолеть эту предразмеченность. Ну вот обращаю внимание на две вещи. Не, даже три.
Первое, смотрите: такты 2-4 и такты 5-7 – точная гармоническая секвенция, идущая поперек квадрата, поперек двутактового мышления. Вроде бы простые аккорды. Ну, модуляция, ну и что? Но несимметричное расположение секвенции стирает предполагаемые границы, скрывает «швы формы» – и работает на поддержку внимания слушателя, разрушая его банальные ожидания. Восьмитакт единого дыхания...
Второе. Ожидается естественная остановка в восьмом такте. Но вместо этого изменяется гармонический пульс: до этого аккорды менялись по такту, а здесь с седьмого такта по пол такта. А ведь именно гармонический пульс дает нам ощущение темпа, и здесь мы видим ажитацию, ускорение к концу. (Про гармонический пульс: переслушайте «Революционный этюд» Шопена и попробуйте услышать, что это очень не быстрая пьеса, несмотря на виртуозные пассажи 16-ми в левой руке. А всё потому, что аккорды меняются редко.)
И дальше восьмой такт, самый вроде как стоячий, просто подрезается на две доли, и припев, получив подножку, буквально влетает в следующий куплет, начинающийся с восьмых, а потому на границе куплет/припев вообще нет ритмической остановки. В куплете мелодия вообще подвижнее, хотя и ритмически мягче. Итак, имеем: граница, шов между припевом и куплетом скрыты – ура. Если не подрезать «лишние» доли, а вставить на третьей-четвертой долях какой-нибудь подголосок-заполнитель – могло бы быть и неплохо, наверно, но все равно более вяло.
И в аккордах в тактах 7-8 тоже максимальное напряжение: си-бемоль мажор тритоновой заменой (немыслимой для народной и квазинародной музыки!) переходит в ми-мажор (по функции – двойная доминанта, DD к основной тональности), да еще ми-мажор с высокой секстой (рифма к дорийскому ладу в третьем такте). Она, секста, могла бы быть и низкой, до-бекаром – но тогда одна из изюминок мелодии была бы утеряна.
Вообще, классно выстроенная мелодия на (якобы) простых аккордах.
Ну и третье, сюда же. В мелодии повторяется вершина, самая верхняя нота «ре» взята дважды. Вообще-то, еще со времен средневековья, композиторам предписывалось с этим быть поосторожнее. Чтобы не обесценивать самую яркую ноту. Но композитор этой песни классно «выкрутился», не увеличивая без нужды диапазон мелодии. Первый раз эта «ре» – на слабой доле, на излёте «дробушки». Второй раз – уверенно, на сильную долю. Это как вопрос и ответ. «Как? — А вот так.» И ощущения обесцененности вершины не возникает.
В куплете тоже нарушения восьмитакта, там 5+4. Темп речи свободен, не скован «квадратным мышлением» – хорошо. Но пора остановиться, и так уже многабукв.