Что за мелодический ход?

@Смарт Элло, все в пределах лада и тональности (пентатоника, гамма, иногда с девятой ступенью). А чем мелодия здесь удивительна? Скорее это вынужденная "импровизация" в гармонических ограничениях лупов.
 
Я, к сожалению, не композитор, и не буду скрывать, лучше буду образовываться. То есть тут все ноты в рамках тональности и всё? Послушайте пол песни хотя бы.
 
то же не понял что тут особенного, а что по этому поводу говорит Рипер?
 
Последнее редактирование:
Возьмите на клавишах Ля-бемоль минор и проверьте мелодию по ступенях.

Тональность песни Ми-бемоль минор.

Здесь мелодия звучит очень интересно. В чем суть и какое название таких мелодических ходов?

Суть в том, что опорные ноты мелодии приходятся не на аккордовые тоны.

Первый аккорд - ми-бемоль минор (Eb - Gb - Bb), а мелодия акцентирует неаккордовую ноту Ab, следующий аккорд - си-бемоль минор (Bb - Db - F), а мелодия продолжает акцентировать все ту же Ab, которая является неаккордовой и для си-бемоль минора.

Эта манера мелодизации не так естественна для наших широт, но крайне распространенная вещь в англо-американской музыке. Корни такой мелодики в блюзе.
 
А вот есть такие классные гармонические хода:



Припевы в обеих роликах. Мне всегда интересно снять такую гармошку, проанализировать и использовать в своих аранжах. Как сыграть и использовать - я понимаю. А как классифицировать? Отклонение в другую тональность и всего-то? Или нет?
 
  • Like
Реакции: trexeland
@RockMeister, по первой песенке. Можно, конечно, навычислять всякие отклонения, но все гораздо проще. Общий принцип - берется "расхожий" гармонический оборот и на вкус меняются наклонения у аккордов: минорное на мажорное и наоборот :)

Конкретно в данной песне - обычная кварто-квинтовая последовательность ( Am Dm G C F Hdim E ) просто "расцвечена" сменами наклонений у некоторых аккордов Am D Gm C F H E Am. Французы любят такие штуки применять :)

Во второй песне тот же прием и на основе опять же кварто-квинтового круга только от другой ступени.

Последовательность (тональность ре-минор) A Dm Gm C F Bb Edim A Dm превращается в A Dm G C Cm F Bb Edim A Dm. Правда, здесь придется признать наличие отклонений. Как минимум в Bb-dur.
 
Последнее редактирование:
сейчас после прочтения Вашего поста по этой схеме с заменой "окраски" аккорда очень красивую мелодию написал! )))
Сережа задал вопрос - человек написал мелодию. Покажите! Я подтолкнул))
 
  • Like
Реакции: Sharu
@RockMeister , по второй песне, она интересней. Аккорды уже сняли, только там не Edim, а E7, или просто E (в оркестре). Расскажу про остальное.
Нотки прилагаю: https://yadi.sk/a/_x9OIMa43E8YnD

Обращу внимание на другие вещи, работающие на обаяние песни, а в частности, на ладовую окраску и на структуру мелодии/гармонии. Сама по себе гармония мало что скажет, если не смотреть на лад и структуру. Это все только вместе работает.

Припев начинается с энергичной ритмической фигуры с делением первой доли и остановкой на второй («дробушка» в русских танцах). Не просто так я с начал с ритмической характеристики фразы, сейчас станет ясно, зачем. В третьем такте эта фигура, повторяясь, начинается с си-бекара. Мелодия движется по гамме вверх, более чем на октаву за три такта (для голоса это не мало), и этот си-бекар придает дорийскую окраску всей музыке, он подчеркнут и этой «дробушкой», и тем, что помещен почти на самую вершину мелодии, и тем, что является не просто частью мажорного (светлого) аккорда, а высокой терцией мажорного трезвучия, т.е. самим светом.

Дорийский лад это минор с постоянно высокой шестой ступенью. А чем больше высоких ступеней (от тоники считая), тем светлее получается окрас всей музыки. Разновидности ладов, включая дорийский, характерны для народной музыки, в европейской профессиональной традиции они почти исчезли, и потому, когда используются, звучат ярко (в данном случае имеем стилизацию «народного» окраса). Обращу внимание, здесь важно именно гаммообразное движение вверх, дорийский лад обрисовывается предельно четко. Есть ожидание си-бемоля, а получаем си-бекар, да еще и «на старте» энергичной ритмической формулы. Попробуйте, кстати, изменить мелодию и сыграть точную секвенцию первого-второго тактов в третьем и четвертом. Единая линия движения вверх разорвется на две короткие. Тот же си-бекар внизу, не по гамме, уже не так ярок, так ведь? При той же, казалось бы, гармонии.


Далее, о структуре. Самое кондовое заполнение восьмитакта – фразочками по два такта. Это, наверно, понятно и неоспоримо. И хороший профессиональный композитор всегда пытается преодолеть эту предразмеченность. Ну вот обращаю внимание на две вещи. Не, даже три.

Первое, смотрите: такты 2-4 и такты 5-7 – точная гармоническая секвенция, идущая поперек квадрата, поперек двутактового мышления. Вроде бы простые аккорды. Ну, модуляция, ну и что? Но несимметричное расположение секвенции стирает предполагаемые границы, скрывает «швы формы» – и работает на поддержку внимания слушателя, разрушая его банальные ожидания. Восьмитакт единого дыхания...

Второе. Ожидается естественная остановка в восьмом такте. Но вместо этого изменяется гармонический пульс: до этого аккорды менялись по такту, а здесь с седьмого такта по пол такта. А ведь именно гармонический пульс дает нам ощущение темпа, и здесь мы видим ажитацию, ускорение к концу. (Про гармонический пульс: переслушайте «Революционный этюд» Шопена и попробуйте услышать, что это очень не быстрая пьеса, несмотря на виртуозные пассажи 16-ми в левой руке. А всё потому, что аккорды меняются редко.)

И дальше восьмой такт, самый вроде как стоячий, просто подрезается на две доли, и припев, получив подножку, буквально влетает в следующий куплет, начинающийся с восьмых, а потому на границе куплет/припев вообще нет ритмической остановки. В куплете мелодия вообще подвижнее, хотя и ритмически мягче. Итак, имеем: граница, шов между припевом и куплетом скрыты – ура. Если не подрезать «лишние» доли, а вставить на третьей-четвертой долях какой-нибудь подголосок-заполнитель – могло бы быть и неплохо, наверно, но все равно более вяло.
И в аккордах в тактах 7-8 тоже максимальное напряжение: си-бемоль мажор тритоновой заменой (немыслимой для народной и квазинародной музыки!) переходит в ми-мажор (по функции – двойная доминанта, DD к основной тональности), да еще ми-мажор с высокой секстой (рифма к дорийскому ладу в третьем такте). Она, секста, могла бы быть и низкой, до-бекаром – но тогда одна из изюминок мелодии была бы утеряна.

Вообще, классно выстроенная мелодия на (якобы) простых аккордах.


Ну и третье, сюда же. В мелодии повторяется вершина, самая верхняя нота «ре» взята дважды. Вообще-то, еще со времен средневековья, композиторам предписывалось с этим быть поосторожнее. Чтобы не обесценивать самую яркую ноту. Но композитор этой песни классно «выкрутился», не увеличивая без нужды диапазон мелодии. Первый раз эта «ре» – на слабой доле, на излёте «дробушки». Второй раз – уверенно, на сильную долю. Это как вопрос и ответ. «Как? — А вот так.» И ощущения обесцененности вершины не возникает.

В куплете тоже нарушения восьмитакта, там 5+4. Темп речи свободен, не скован «квадратным мышлением» – хорошо. Но пора остановиться, и так уже многабукв.
 
Последнее редактирование:
@Смарт Элло, я когда слышу подобные обороты, как здесь у Билана, интерпретирую, как добавление чётных альтераций (2-4-6 ступеней) или всех сразу или по очереди или в сочетаниях - особенно на минорных аккордах отлично работает. В самом экстремальном случае это означает, что вместо минора берётся мажор на тон ниже(бас остаётся), можно естественно сделать замену на параллельный минор. А такие фишки, как мажорный аккорд+бас на тон выше кто только не использовал и Гарри Мур в красивейшем вступлении к Loner и Джино Ванелли (особенно навязчиво в People Gotta Move - почти целый бридж на этом построен) и т.д.
 
  • Like
Реакции: newbie и Bernard
особенно навязчиво в People Gotta Move - почти целый бридж на этом построен
Святое не трогать!!! :D
Кстати, а что в этой песне считается бриджем? :rolleyes:
ЗЫ: Сорри, по названию попутал с People I Belong To :eek:
 
закину вот такой примерчик до кучи :)


Что там происходит вообще?
 
  • Like
Реакции: trexeland
Что там происходит вообще?

Такой а-ля психоделик рок 60-х. Гармония: H Hm F#m E

Из характерных моментов, придающих колорит композиции можно отметить - смену мажорного тонического аккорда на минорный; дорийский лад; то, что бас-гитара играет мелодический риф, а не просто отмечает тоники аккордов; соло поддрайвленного электропиано в блюзовом ладу.

В общем здесь присутствует определенная "полифония" - такое себе независимое параллельное существование трех фактур - басовых фигураций, аккордов стрингс и соло электропиано. Это дает своеобразный объем и воздух.
 
  • Like
Реакции: trexeland, vicle и alexpen
@RockMeister, у Bernard-а гармония поправильнее будет, не G а ближе к Gm. И начальный аккорд состоит из нот: A-D-E-A, поэтому нот С# и F в первых двух тактах просто не может быть. Сорри, но я так слышу.
 
почаще бы такие темы тут... вместо обсуждения очередного компрессора ))

Спасибо). Ведь это влияет на хит больше любого компрессора. Но, правда не в ответственности звукорежиссера.
 
закину вот такой примерчик до кучи :)


В студенческое время гонял Air в наушниках часто и дома, да с девушками, атмсоферка)))

===============================

[HIDE-POSTS=300]
Вроде автор музыки Антон Шаплин @Shaplin, Спросите у него.

Уже

upload_2017-2-16_2-6-1.png

[/HIDE-POSTS]
 
А чего тут особенного то? Диатоническая доминанта, что ли заинтересовала? Девятой ступени не существует. Их всего семь. Тональность dis-moll.
 
А вот есть такие классные гармонические хода:

Припевы в обеих роликах. Мне всегда интересно снять такую гармошку, проанализировать и использовать в своих аранжах. Как сыграть и использовать - я понимаю. А как классифицировать? Отклонение в другую тональность и всего-то? Или нет?

Дорийский лад использован для отклонения в соль минор и секвенция потом. Потом Двойная и...
Вторую не слушал.
Наклонение- это откровение теоретика. Гармония стилей, контапункт и...
 
Последнее редактирование:

Сейчас просматривают