Ну вот чтобы путаницы не было. У Roli GRAND во все три модели встроен один и тот же синтезатор (и только один, ничего больше туда инсталлировать нельзя) – Equator. Наруливать звуки во встроенном Экваторе нельзя. Вот совсем нельзя: ни ручек, ни дисплея у контроллеров GRAND нет. Для рулежки предназначен тот же Экватор, но в виде плагина для компьютера (теперь и для PC тоже).
Во встроенном Экваторе самого Roli GRAND 48 ячеек памяти – 4 банка по 12 программ, и их содержимое можно заменять с компьютера из Экватора-плагина, у которого пресетов намного больше. Т.е. 48 тембров таскаешь с собой «как есть», играешь в любое время и где угодно, а все остальные тембры, вся рулежка, все другие плагины – только через ноут.
Это означает, к примеру, что:
1) игра саксофоном в одном из ютьюбовских видео впечатляет, но там звучит плагин от SampleModeling, а не пресет Экватора, так что таскать саксофон с собой без ноута не получится;
2) синтезатор STROBE2 от FXpansion, который теперь идет в комплекте со всеми моделями Rise и Grand, тоже может использоваться только в виде плагина.
Версия Grand LFE (88 клавиш) сделана для спонсоров. Цена откровенно, и об этом говорилось, завышена. Их выпущено ровно 88 штук – ничего фашистского, просто по числу клавиш рояля. И цена оттуда же. И каждый спонсор-покупатель приобретает себе именем определенной клавиши помеченный экземпляр. Кто-то купит «F#3», а кто-то «С4» – они не повторяются. Имена покупателей будет внесены в анналы фирмы Roli – незаменимая вещь для подогрева ЧСВ. Судя по тому, что эта Limited First Edition еще продается, 88 спонсоров за несколько лет пока не набралось.
В младшей модели Grand Studio можно подключить только две педали, в средней и старшей – три. Больше отличий нет.
Все Roli Grand это 4D-контроллеры, у них нет slide (палец вперед-назад), только glide (палец влево-вправо). Slide появится только в Roli Rise.
На встроенном синтезаторе нельзя сыграть интервал «малая секунда», будет сыгран glide между нотами. Не лечится.
----------
Контроллер RISE, в отличие от GRAND, не имеет синтезатора на борту. Но, во-вервых, Rise – 5D, контроллер научился снимать параметр Slide. А во-вторых, Rise имеет очень удобные три полоски, которые регулируют глубину реакции на движения пальцев (по всем трем осям). Можно на ходу подстроить чуткость, если стало неудобно. Вплоть до полного отключения какой-либо оси (X, Y, Z). Это здорово.
На Rise теперь можно сыграть и малую секунду, и только в крайнем значении соответствующей полоски м.2 интерпретируется как glide.
Но: рабочая длина клавиш (буду называть их так, хотя это и не клавиши) у RISE только 12,5 см – это очень мало. Для моей крупной руки вообще едва ли приемлемо. У Grand рабочая зона комфортная – 16,5 см. Для сравнения: длина клавиши у стандартной Фатаровской рояльной клавиатуры 15 см.
------------------
Почти все pdf выложены в открытый доступ (наконец-то), любой может поизучать перед покупкой. Я вот поизучал малость, и могу заметить, что какие-то вещи сделаны очень грамотно. Например, нажатие педали sustain отрабатывается сложнее чем обычно: в момент нажатия педали фиксируются все положения glide/slide/aftertouch/pitchbend, и до отпускания педали все сообщения с меньшим значением фильтруются. Т.е. если я взял аккорд, вылепил из него пальцами то, что нужно, взял педаль и убрал пальцы с клавиатуры, то звук не вернется к «нулевому состоянию», а будет тянуться с правильными этими самыми glide/slide/aftertouch/pitchbend. пока я педаль не отпущу. Ну круто, чо.
P.S. Вот только дорого, сцуко. Как же, сцуко, дорого, а? Пилять...