Гитарные педали своими руками

@Dmitry Diamond, гитарный перегруз класса мидгейн/хайгейн - это импульсный сигнал (независимо от скругленности полок и углов, которые влияют на песочность, но не на реакцию клиппера на аккордную структуру - что критически важно для музыкальности звучания).
Потому понятие "скважность" без особых оговорок применимо для подобных перегрузов, причём, с учётом аналоговости имеет смысл говорить об угле отсечки конкретного каскада, которая и трансформирутся в скважность.

Далее...
Из теории электромузыки известно, что оптимальной музыкальностью обладает импульсный сигнал в не самом широком диапазоне скважностей (про это имеет смысл читать у Володина, Королёва и прочих столпов электромузыки).

Теперь о том, что было проделано коллективным разумом ГТлаб.
Общими усилиями с огромным объёмом экспериментов было подтверждено, что ламповый хайгейн попадает в означенный диапазон благозвучности - а вот транзистороно-микросхемная классика - нет. Причём, независимо от претензий на "ламповость".
В дальнейших экспериментах установлено (и довольно надёжно), что всё упирается в параметры сеточного детектирования, которое в свою очередь, управляет углом отсечки нелинейного каскада.
Так уж сложилось эволютивно, что лампа естественным образом оптимальна в этих режимах - и потому ламповый хай-гейн реально музыкален.

Попытки тупо копировать схемотехнику скажем, на жифетах, не дают нужного результата в силу несовпадения некоторых ключевых опций вакуумных и твердотельных услительных элементов.
Тем не менее, были найдены нужные решения - и созданы приборы реально с похожим звучанием.

К несчастью, всё это богатство потерялось.
Тем не менее, я рекомендую побегать по гитарным тусовкам и поискать тех конструкторов, которые засветились на ГТлаб - я знаю, что народ занимался архивированием для себя любимых - и возможно, что то удастся откопать.

Ну, и не забывать делиться с тусовкой результатами тут...

ЗЫ: там была вообще отпадная разработка-супер - тру-ламповая педаль с питанием от кроны в самом мелком корпусе гайнта на стержневых лампах.
Дядка Вишня - автор...
 
@Peratron, за всем этим лесом, как оказалось (слегка погуглил) - скрывается простое несимметричное ограничение, которое и управляет скважностью. Ну так это давно известная вещь - например, в ограничителе в одну сторону ставить один диод, а в другую - два. Или два и три - чтоб гармоничнее было. Или любое другое соотношение диодов и их типов, подбираемое экспериментально. А в случае применения простых усилительных каскадов на дискретных элементах их нелинейность сама по себе обеспечит несимметричность ограничения.
 
-- Ну дак и нашли б спонсора на гтлаб - благо, сейчас хостинг стоит совсем недорого.
Что за проблема-то?
 
за всем этим лесом, как оказалось (слегка погуглил) - скрывается простое несимметричное ограничение, которое и управляет скважностью.
Гугл пошутил - различное кол-во диодов [в + и - ветвях] никак не сможет сымитировать сеточное детектирование (СД), т.к. диоды - это безынерционный ограничитель, а в каскаде с СД (или его имитации) присутствует постоянная времени заряда/разряда разделительного конденсатора. При этом лампа может на то или иное время (мс...доли сек) подзапираться на пиках сигнала, что приводит к появлению так ценимого гитаристами рыка. Это сильно упрощённое объяснение, но и так сгодится.

Если бы всё было так просто (простое несимметричное ограничение), то все бы паяли Босс овердрайвы (один и два диода в ООС ОУ) и не парились бы с имитацией ламповых каскадов. Вам бы должна была прийти эта простая мысль, но почему-то не пришла.
 
- Ну дак и нашли б спонсора на гтлаб - благо, сейчас хостинг стоит совсем недорого.
Что за проблема-то?
Вот, что пишет информированный человек:
С форумом жопа. С сервера просто исчезла папка форума. поледний бэкап 2009г.
Если не удастя ничего восстановить то будут поднимать 2009г на новом движке.
И далее несколькими постами ниже:
Цитата из группы ВК
Денис Соловьёв
На данный момент инфа следующая. Текущая база по каким-то неведомым причинам "всё" (( Есть какой-то бэкап от 2009-го года, но с ним пока тоже что-то не получается.
Подробностей не знаю.

Попытка собрать информацию в виде "у кого что осталось" в одну кучу, имхо бесперспективное занятие. Будем считать что теперь можно многие вещи обсуждать заново, с чистого листа, и параллельно выкладывать у кого что осталось по теме.

Взято http://guitar-gear.ru/forum/topic/4442-gtlab-неизлечимо-болен/page__view__findpost__p__140353
 
Последнее редактирование:
Гугл пошутил - различное кол-во диодов [в + и - ветвях] никак не сможет сымитировать сеточное детектирование (СД), т.к. диоды - это безынерционный ограничитель, а в каскаде с СД (или его имитации) присутствует постоянная времени заряда/разряда разделительного конденсатора. При этом лампа может на то или иное время (мс...доли сек) подзапираться на пиках сигнала, что приводит к появлению так ценимого гитаристами рыка. Это сильно упрощённое объяснение, но и так сгодится.

Если бы всё было так просто (простое несимметричное ограничение), то все бы паяли Босс овердрайвы (один и два диода в ООС ОУ) и не парились бы с имитацией ламповых каскадов. Вам бы должна была прийти эта простая мысль, но почему-то не пришла.
Про имитацию лампы я и не говорил, только лишь об управлении скважностью. И про сеточное детектирование я так пока и не понял ничего. И где там разделительный конденсатор.... Понятно, что всё не просто. Ламповой схемотехникой я никогда сам не занимался, тут для меня тёмный лес. Хорошо бы описанные процессы проиллюстрировать наглядно соответствующими диаграммами, схемами и прочим... Но буду гуглить по мере возможности - заинтересовало просто это сеточное детектирование. И даже не в плане имитации чего-либо, а просто вдруг захотелось понять физику явления. Чисто академический интерес по сути.
 
Ламповой схемотехникой я никогда сам не занимался, тут для меня тёмный лес. Хорошо бы описанные процессы проиллюстрировать наглядно соответствующими диаграммами, схемами и прочим... Но буду гуглить по мере возможности - заинтересовало просто это сеточное детектирование. И даже не в плане имитации чего-либо, а просто вдруг захотелось понять физику явления. Чисто академический интерес по сути.
Скачайте книгу Merlin Blencowe - Designing Tube Preamps for Guitar and Bass На стр. 46 прекрасная иллюстрация процесса (динамическое подзапирание лампы - blocking signal по их терминологии). Да и вообще, очень полезная книга. Кто не понимает "по-ихнему", может скачать переводы почти всех глав на http://guitar-gear.ru/forum/ точное местоположение топика не помню, но, полагаю, его можно найти без труда.
 
  • Like
Реакции: fakeitback
@Peratron, за всем этим лесом, как оказалось (слегка погуглил) - скрывается простое несимметричное ограничение, которое и управляет скважностью. Ну так это давно известная вещь - например, в ограничителе в одну сторону ставить один диод, а в другую - два. Или два и три - чтоб гармоничнее было. Или любое другое соотношение диодов и их типов, подбираемое экспериментально.

Даже близко не стояло.
Её раз подчеркну - у классического лампового перегруза характер изменения скважности в зависимости от артикуляции оптимальный по спектру - за счёт работы сеточного детектора.
Ни одно из популярных твердотельных решений подобного эффекта не создаёт. НИ ОДНО!
Требуется очень изощрёная схема для получения подобной характеристики. На ГТЛабе было несколько конструкций по этой теме - лучшее на LND150.

А в случае применения простых усилительных каскадов на дискретных элементах их нелинейность сама по себе обеспечит несимметричность ограничения
Дело вовсе не в несимметричности, как таковой - дело в оптимальном изменении спектра. И сеточный детектор обладает определённой постоянной времени, входящей в конечный результат.
Кроме того, однокаскадный клиппер по определению не способен сформировать нужный спектр - в ламповом трёх-четырёх каскадном тракте имеется эстафета клипперов, причём межкаскадная коррекция предельно важна. В однокаскадной жужжалке это не решить по определению.

Впрочем, всё это было детально обсусуждено в ротации длительностью в несколько лет.
Рукописи - горят, а интернет - это кладбище мыслей без возможности эксгумации...
 
сли бы всё было так просто (простое несимметричное ограничение), то все бы паяли Босс овердрайвы (один и два диода в ООС ОУ) и не парились бы с имитацией ламповых каскадов.
А в этой классике (без кавычек - действительно классика, но со своим ареалом применения) фишка даже не в ограничителе, а в миксе ограниченного сигнала с прямым (для которого у такой схемы Кпер=1).
Для лёгкго овера - прекрасно. А для хардовой стены звука - очень некошерно.
Именно этот микс обеспечивает артикуляцию - но в тяжёлых стилях она должна быть иного рода: исключительно за счёт акцентирования спектрального состава, но не амплитуды...
 
Ни одно из популярных твердотельных решений подобного эффекта не создаёт. НИ ОДНО!
Требуется очень изощрёная схема для получения подобной характеристики. На ГТЛабе было несколько конструкций по этой теме - лучшее на LND150.
Да, насчёт зависимости от артикуляции я упустил из виду.... Но имеет ли смысл теперь изощряться в твёрдых телах - в цифрЕ ведь изощриться гораздо проще, и уже есть множество убедительных софтовых имитаций лампы. А кому этого мало - можно и собственно лампу использовать.
 
Хорошо бы описанные процессы проиллюстрировать наглядно соответствующими диаграммами, схемами и прочим...
Вот на ГТлабе в этом плане была абсолютно уникальная база знаний - в приложении именно к гитаристике.
Всё разжёвывалось, всё исследовалось - и не одним персонажем с личными вкусовыми претензиями, а полноценным коллективным разумом..
Эх-ма...
[DOUBLEPOST=1506700839][/DOUBLEPOST]
о имеет ли смысл теперь изощряться в твёрдых телах - в цифрЕ ведь изощриться гораздо проще, и уже есть множество убедительных софтовых имитаций лампы
Хе-хе...
Про резиновую зину там тоже было много чего обсуждено.
Но цифра - это совсем другое. По определению...
[DOUBLEPOST=1506701208][/DOUBLEPOST]
Попытка собрать информацию в виде "у кого что осталось" в одну кучу, имхо бесперспективное занятие. Будем считать что теперь можно многие вещи обсуждать заново, с чистого листа, и параллельно выкладывать у кого что осталось по теме.
В целом ГТлаб - это вряд ли восстановимо.
Но вот наследие дядьки Вишни (Иван Вишенко) после его смерти было по крупицам собрано - и наверняка существует в виде архивов у тех, кто собирал его разработки в одну кучку.
Это стопудово. У меня нет связи с этими камрадами - я не бегаю по гитарным тусовкам. Но полагаю, если задать целенаправленный вопрос именно о дядковишневском наследии - наверняка откликнутся...
 
Я тут подумал... А ведь поисковики, и в частности - гугл - в своих базах хранят всю историю всего интернета. С большой вероятностью там есть и gtlab. Может быть, связаться с ними и попробовать на каких-то условиях того...
 
Я тут подумал... А ведь поисковики, и в частности - гугл - в своих базах хранят всю историю всего интернета. С большой вероятностью там есть и gtlab. Может быть, связаться с ними и попробовать на каких-то условиях того...
Ничего там не находится, пробовали уже. Где-то писали, что админ запретил сканирование (или как там это называется) форума всем роботам, в частности, вэйбек машин (глобальный склад-архив интернета). Видимо, ключевая проблема в том, что владелец форума (кажется, Игорь из Баварии) давно потерял интерес к этой теме, и всё шло само собой, пока не загнулось. Ну, платил за хостинг - "резвитесь ребятки" - и на том спасибо. Ну, чего вы хотели, если последний бэкап был 2009 г? И то, не могут его запустить.
 
Последнее редактирование:
Многие конструкции обсуждались не только на гтлабе, но и на ГП и у меня, и на ггире.
Например ЖСМ на LND150 здесь (и не только, на гп тоже скорее всего обсуждалось).
http://diyfactory.ru/forum/index.php?showtopic=1114
Конечно многое утеряно, но в принципе при желании многие конструкции можно поднять. А гтлаб жаль конечно, реально много было интересного материала.
 
  • Like
Реакции: кактус
  • Like
Реакции: кактус
На ОУ пока нашел два варианта.
Покритикуйте пожалуйста блоки симуляции триода.
td_silicon3_hg.PNG
music30-1.png


Еще на ПТ есть такой вариант.
На diyaudio.com хвалят.
http://www.sugardas.lt/~igoramps/article68/article.htm
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: кактус
Апну тему. Начал собирать педаль ProCo RAT, насколько будет критично использование китайских диодов (с али экспресс)? Нет под руками 1n4148, а заказывать ради диодов с нормальных магазинов- не выгодно.
 
Дядь @Long, ну не все же овощи тут... Моя локация сейчас совсем не в Новосибирске. Можно сказать я фактически в деревне нахожусь)).
@dugdum®, микруху нашёл оригинал, олдовую как раз.
 
-- При чём тут овощи? Отвечал, исходя из написанного в строке "Адрес".

Насчёт диодов по технике:
ВСЕ диоды, даже одного типа и из одной упаковки - будут звучать различно.
А уж о разных типах - и говорить не надоть.
Идеальный вариант - галетник с кучей разных диодов.
 
  • Like
Реакции: SoundExplosion
478d6f4e4f86e28affd3859b95c69a42.jpg


LM308 это очень медленная микросхема по нынешним временам ) думаю это именно то, что даёт специфический звук proco rat.
современные микросхемы на её месте дают значительно больше песка.
на алике продают много LM308, китайцы их снова где-то выпускают, но в сравнительных тестах на ютюбе их звук песочит,
видимо так плохо, как это было раньше на современном оборудовании уже не получается сделать :)
А я свой диайвайный спаял на аутентичном советском аналоге - КР140УД1408
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: SoundExplosion

там не УД8, там УД14 - полный аналог LM308. звук шикарный.
КР140УД1408 - это его DIP-8 версия, полностью совместимая по цоколёвке.
Обещанная советскими инженерами скорость нарастания 0,05В/мкс. :)

Перемаркировывают микросхемы со схожими основными параметрами

интересно что именно перемаркировывают? этот ОУ с внешними цепями коррекции. дешевых и популярных таких нет.
 
Последнее редактирование:
-ons вроде 308 до сих пор делает , и stm, а вот мешок с уд1406 , 1408 , уд14, lf355, lf356 выкинули в позапрошлом году при переезде
-глянул еще у jrc (njr) к удивлению нет только 318 и 741
 
Последнее редактирование:
Там вообще много подобного - например, 627-е по паре долларов...
-ну да както купили op1632 в soic8 , с виду один в один и клейма ( номера снизу как у bb отлиты при изготовлении корпуса) ,
вообще х.з что только не дифампы ( там просто проверяется между питаниями и смещением внутри резисторы по 30к)
причем стоили не дешево
-теперь берем только у проверенного продавца , хотя тоже пара накладок была но тот сразу деньги возвращает
или высылает новое проверенное
 
  • Like
Реакции: кактус
Откуда ж мне-то знать? Вроде, не китаец!

Вот поэтому и вызывает сомнения версия о перемаркировке, ответ совсем не очевиден.
Для того, чтобы перемаркировывать нужно иметь что-то массовое, дешевое и подходящее по цоколёвке,
а его не просматривается.
И вообще, кому нужны в большом количестве эти LM308 кроме нескольких десятков желающих
самостоятельно сколхозить proco rat? И смысл в перемаркировке, если они на алике по 14 рублей?
 
И вообще, кому нужны в большом количестве эти LM308 кроме нескольких десятков желающих
самостоятельно сколхозить proco rat?

Бутиковых педалей «с той самой микрухой» по миру полно производится, в достаточных масштабах. Да чуть ли не сами Pro Co запустили несколько лет назад такую серию (если не путаю).
 

Сейчас просматривают