Йу-ху! Тема чуть мимо меня не прошла) Почитал тут вас, друзья... Одно слово на ум приходит - баталия!)))
А я вот тоже возьму, да и выскажусь)
Тут кто-то говорил, что маркетинг - это удовлетворение потребностей) И это верно) А кто-то говорит, что маркетинг - это формирование потребностей) И тоже прав!
О чем спор, господа? О том, что потребители решают или не решают - какому продукту процветать, а какому нет?) Правда, она, как обычно, где-то посередине) В тех секторах рынка, где правит жесткая конкуренция между каким-то количеством (а не двумя/тремя) серьезных брендов, законы маркетинга могут звучать, как "выявление и удовлетворение потребностей". В тех же, где конкуренция липовая (есть два три серьезных игрока на рынке, а у других нет шансов даже приблизиться к ним), законы маркетинга звучат немного иначе... И да, в этом случае формирование потребностей - обычное дело) Я уж не говорю про абсолютно новые сегменты рынка. О чем говорят отцы позиционирования (Эл Райс и Джек Траут)? Для того, чтобы быть первым, создай новую нишу и стань в ней номером 1!) А вот немного по теме из их книги:
Даже самая лучшая в мире идея не продвинется далеко без денег, необходимых для ее осуществления. Инвесторы, предприниматели и создатели идей всех видов, похоже, думают, что все, что нужно для претворения их прекрасных идей в жизнь - это профессиональная помощь в маркетинге.
Нет ничего настолько далекого от правды. Маркетинг - игра, которая происходит в сознании потенциального клиента. Для того, чтобы проникнуть в сознание, вам нужны деньги. И вам нужны деньги для того, чтобы остаться в сознании после того, как вы проникли в него.
Вы дальше продвинетесь с посредственной идеей и миллионом долларов, чем с блестящей идеей без денег.
Поэтому, друзья, рассуждать здесь про то, как здОрово изучают потребности рынка успешные компании, и как плохо разбираются в потребностях неуспешные - лишь полуправда)
Такая же полуправда, как вера в абсолютную свободу и независимость человечества)
Есть в маркетинге такое понятие, как бренд веры) Его суть в безоговорочном доверии бренду. И такие бренды в мире уже есть, их не мало) И думать, что они не пытаются формировать потребности, а лишь изучают и удовлетворяют их - наивняк чистой воды, уж извините)
И боюсь сейчас кого-то разочаровать - несколько десятилетий назад к изучению рынка и его потребностей подходили более трепетно) Потому и товары были другого уровня, и подход другой (да, да, зеленее!))) Но со временем рынок насытился и чем дальше, тем удивлять его все сложнее) Делать "изделия на века" никому не выгодно, ибо продавать нужно каждый год, тем более, когда речь идет о гонке технологий) Правда, за это же время уровень жизни в мире повысился - люди стали жить лучше, что совпало с появлением (о, чудо!) очень богатых компаний, способных формировать идеи-потребности и проталкивать их в сознании людей) Нынешние времена называют эпохой потребителя, для чего, безусловно, имеются все основания. Она не хуже эпохи предыдущей, как и не лучше, она просто другая, что нормально) Другое дело - наше личное отношение к этому)