@Sanktum, вообще звук сильно зависит от расположения излучателя в пространстве.
вот что об этом говорит Ставроу
Слушаем (В поисках оптимума)
Теперь, когда вы с другом связаны постоянным расстоянием, и он или она
медленно перемещается вокруг вас (пока вы стоите в центре комнаты), чего в точности
нужно услышать? Как комната поддерживает звуковое поле.
С перемещением монитора вокруг вас, вы, вероятнее всего, заметите бОльшие
неравномерности на низших частотах, чем на остальных. У большинства студий
проблемы с удержанием баса «в фазе» с откликом комнаты. Определите на слух позиции,
где ощущается уверенный толчок от низов – где бас мониторов соединяется с отзвуком
комнаты (rest of the sound). Добейтесь правильного баса, и остальной звук станет на место.
Найдите позиции, где у вас появляется ощущение, что звук полностью раскрылся (sound
in fool bloom). И другие места, где музыка, как кажется, звучит ближе. Избегайте мест, где
звук, как кажется, исчезает, не успев добраться до вас. Также избегайте мест, где звук
становится более «стереофоническим» – мы используем только один динамик, и
излишний стереоэффект объясняется неконтролируемыми отражениями, что не есть
хорошо.
Когда ваш друг (который уже достоин приличного вознаграждения) сделал
несколько кругов, вы уже должны были заметить потенциально удачные позиции. Теперь
поставьте мониторы на стойки в отмеченных точках. Лучшей позицией будет та, где
монитор будет звучать «ближе», находясь при этом дальше – давая цельное, округлое
звучание.
Важный урок из этого эксперимента: услышанные отличия не могут быть
воссозданы или скорректированы эквализацией мониторных систем. Запомните: если
сравнить поток звуковой энергии в вашей комнате с течением реки, EQ не изменит её
направление, только цвет.