Прогрессия аккордов

  • Автор темы Автор темы ShitTie
  • Дата начала Дата начала

ShitTie

Member
11 Ноя 2013
110
8
18
Челябинск
Здравствуйте, пытаюсь создать простую прогрессию в тональности Соль Мажор (G Maj) из аккордов:
GMaj (соль мажор)
Am (ля минор)
GMaj (соль мажор)
Em (ми минор)
Четвертым аккордов у меня идет FMaj (фа мажор), но ведь нельзя брать аккорд строящийся от ноты невходящей в тональность, в моем случаее ноты фа нету в Соль Мажоре??
Я самоучка, музыкального образования нету, поэтому вопрос многим скорее всего покажется глупым. :smile:

И вообще есть какие-либо правила при создании красивой прогрессии (чередование минор/мажор или еще что-нибудь)?
 

Вложения

  • gmaj.mp3
    gmaj.mp3
    1,1 MB · Просмотры: 91
  • Like
Реакции: djgraver
ShitTie, начнём с конца.

но ведь нельзя брать аккорд строящийся от ноты невходящей в тональность, в моем случаее ноты фа нету в Соль Мажоре??
Абсолютно неверно. Берите откуда угодно.

Теперь сначала. Я могу понять, что вас смущает: оно как-то не так звучит, правда?
На самом деле, в классической гармонии есть простое правило (из которого талантливые композиторы делают кучу исключений, но всё же). Правило, сильно упрощённо, гласит, что нельзя двигать чистые квинты параллельно друг другу.
Например, в вашем случае, первый аккорд соль-мажор: соль-си-ре. Второй: ля-до-ми. Между соль-ре и ля-ми -- чистые квинты, которые вы двинули на одинаковый интервал, большую секунду. И это уже звучит чутку нехорошо.
Хорошо, возьмём обращение ваших первых двух аккордов: верхние ноты опустим на октаву ниже. Итого: ре-соль-си, ми-ля-до. Ре-соль и ми-ля -- кварты, подвинутые на одинаковый интервал, как и в предыдущем случае. Это звучит уже лучше, но есть более интересный вариант.
Простейший выход найден классиками: соль-си-ре и далее обращённый ми-ля-до.

Я очень примитивно описал, а подробней можно всё это прочесть в очень известном учебнике: ищите в Гугле по названию "Дубовский , Евсеев, Способин, Соколов. Учебник гармонии (бригадный)"

Итого, если подключить чуточку воображалки, получается вот такой простой вариант. Обратите внимание, что в конце квадрата я делаю исключение из правила: двигаю трезвучие (то есть квинты). Но на фоне остальной намеренно-правильной гармонии это звучит как некий свежачок (хотя приём избитый донельзя).

P.S. Заметьте, что в моём примере аккорды звучат неодинаково громко, и это даёт некоторую живость исполнению (молчу уже о том, что аккорды неидеально выровнены по ритму). А намеренно утрировал разницу, чтобы было более заметно, но даже так в общей фонограмме это будет звучать куда лучше, чем роботизированные аккорды одной громкости и чётко по сетке метронома.
 

Вложения

Последнее редактирование:
ShitTie, если красиво, то это правильно.
Вся теория музыки идёт вслед за композиторами, а не перед ними.
Так же как и грамматика - вслед за языком.
Но это не повод её, теорию, не знать...
 

Спасибо за ответ! Мне немного не понятно:
Первым я беру Соль мажор в обычном виде
Затем беру Ля минор во втором обращении
Потом Соль мажор во втором обращении,
Ми Минор, Фа Мажор и Ля минор.

Верно?

Так откуда здесь Фа Мажор, и почему он звучит "хорошо" в данной прогрессии если его не должно быть в этой тональности ? :wacko2:

Немного не понятно...
Абсолютно неверно. Берите откуда угодно.
 
почему он звучит "хорошо" в данной прогрессии если его не должно быть в этой тональности ?
А почему это вы решили, что его не должно быть в этой тональности? Не придумывайте того, чего нет. Используйте всё, что угодно, а не "три цыганских аккорда".
Для тренировки, попробуйте на слух определить аккорды в приложенном звуковом примере (эт я у импрессионистов терцовых ходов нахватался, чего уж там :)).
Можно ещё порекомендовать Дебюсси. Например, "Послеполуденный отдых фавна". Но это посложнее, хехе :).

Первым я беру Соль мажор в обычном виде
Затем беру Ля минор во втором обращении
Потом Соль мажор во втором обращении,
Ми Минор, Фа Мажор и Ля минор.
НА СЛУХ!!! Я дал пример. Если нет слуха, теория не поможет, вы уж простите за прямоту.
 

Вложения

Последнее редактирование:
Так откуда здесь Фа Мажор, и почему он звучит "хорошо" в данной прогрессии если его не должно быть в этой тональности ?

Существует такое явление как мажоро-минор - это расширенная мажорная ладотональность, совмещающая в себе аккорды мажора и одноименного минора.

Проще говоря, это означает, вы в вашем Соль мажоре можете использовать и аккорды Соль минора. Вот аккорд фа мажор как раз из Соль минора. К этому аккорду вы еще можете добавить Eb, Bb, Cm, Dm, а также Ab (так называемый неаполитанский аккорд).
 
А почему это вы решили, что его не должно быть в этой тональности? Не придумывайте того, чего нет.

Ну, тональность Соль Мажор: G A B C D E Gb
Мажорные аккорды от 1-4-5 ступеней: соль мажор, до мажор, рэ мажор
Минорные от 2-3-6 ступеней: ля минор, си минор, ми минор
Уменьшенный от 7 ступени соль бемоль
Для построения аккордовой прогрессии я должен использовать эти 7 аккордов + добавляя различные надстройки к ним, так? Каким образом я могу взять фа мажор здесь?

PS: За книгу спасибо, уже читаю.
 
Нет, я не то имел ввиду. Почему вы вдруг решили, что в композиции должны участвовать только аккорды, принадлежащие основной тональности? Забудьте об этом сразу :) Это главная и принципиальная ваша ошибка.
Примеры я дал выше.
 
Если Вы самоучка и ничего не слышали доселе про "бригадный" учебник, возможно, Вам будет сложновато добраться в нём до мажоро-минора. Bernard вкратце описал это явление, в принципе для сочинения прогрессий этого достаточно (в связке со слухом, разумеется). За Дебюсси браться пока не надо, поснимайте Битлз - там навалом прогрессий, прекрасных по простоте звучания и давно привычных современному уху, которые тем не менее в академических учебниках описываются в самом конце как что-то офигенно сложное и редкоупотребимое.

Конкретно появление аккорда F в соль-мажоре можно объяснить, помимо мажоро-минора, ещё и с точки зрения ладовой теории, как аккорд соль-миксолидийского лада. В роке, в частности, миксолидийский чрезвычайно популярен.

Для тренировки, попробуйте на слух определить аккорды в приложенном звуковом примере (эт я у импрессионистов терцовых ходов нахватался, чего уж там :)).
проверил себя. Получилось :) Правда, определить основную тональность в этом примере, боюсь, сложновато, а ТС, насколько я понимаю, интересуют именно аккорды, расширяющие тональность, но оставляющие ощущение её определённости.
 
  • Like
Реакции: Reyges
Существует такое явление как мажоро-минор - это расширенная мажорная ладотональность, совмещающая в себе аккорды мажора и одноименного минора.

Проще говоря, это означает, вы в вашем Соль мажоре можете использовать и аккорды Соль минора. Вот аккорд фа мажор как раз из Соль минора. К этому аккорду вы еще можете добавить Eb, Bb, Cm, Dm, а также Ab (так называемый неаполитанский аккорд).

Хорошо, теперь понятно, это многое объясняет. Но мне несколько раз встречалась такая штука, когда из минорного лада брались аккорды из мажорного, т.е это уже будет миноро-мажорный лад?

Вот пример из песни из посмертного альбома Джексона
Тональность Соль Минор (Gm)
Первый аккорд - Gm7 с G на басу
Второй - Опять Gm7 с C на басу
Третий - Fmajor (шестая ступень)
Четвертый - уменьшенный Adim (вторая ступень)
Пятый - уменьшенный F# dim (7 ступен тональности GMajor) +добавлена малая терция (D#). Т.е аккорд взят из мажорного лада
6 и 7 - повтор первых двух аккордов.

PS: а вообще конкретно в Pop/R&B стиле есть какие-то наиболее употребляемые прогрессии? Например я очень часто слышу Am CMaj GMaj Dmaj. А есть еще какие-нибудь помимо этого?
 

Вложения

Последнее редактирование:
Вот пример из песни из посмертного альбома Джексона
Тональность Соль Минор (Gm)

Для начала - тональность Фа мажор :) Куплет основан на типичном обороте II - V - I (Gm[SUB]7[/SUB] - C[SUB]11[/SUB] - Fmaj[SUB]7[/SUB]). Уменьшенный аккорд фа-диез (и его обращение - ля) - это хроматический проходной аккорд для мягкого перехода из I в II.
 
  • Like
Реакции: ShitTie
ShitTie, не знаю, что они имели ввиду - но это без каких либо сомнений фа-мажор.
 
Да, моя ошибка, не там посмотрел.

Да нет, не только ваша, я тоже посмотрел в нескольких местах и в шоке - пишут что Соль минор. Кто у них там этим занимается?! Неужели не слышно, что тоника Фа? Скорее всего какой-то прогой автоматом транскрипцию делали.

Ну, вот в одном месте нашел таки правильное указание на тональность.
 
Т.е я так понял формула среднестатистической поп песни это:
выбрать тональность и исходя из нее брать аккорды, например
I-vi-IV-V
I-IV-I-V
ii-vi-V-I
I V VI IV
IV-ii-vi-I
I-iii-V-I

Но ведь я могу брать также септаккорды?
Допустим я выбрал тональность До Мажор и I V VI IV
Могу ли взять сначала не просто до мажор а большой мажорный до мажор? Затем на пятой ступени взять малый мажорный (доминант) и т.д?
 
А как можно быстро определить тональность?

Вот я сыграл 4 аккорда: C#Maj D#Maj Cm A#Maj, но не могу понять что это за тональность...
 

Вложения

Четвертым аккордов у меня идет FMaj (фа мажор), но ведь нельзя брать аккорд строящийся от ноты невходящей в тональность, в моем случаее ноты фа нету в Соль Мажоре??
Вы правы, но можно очень просто это объяснить - фа-мэйдж - это практически одно и то же что и аккорд ля-минор - поэтому можно сказать вы после ми-минора берете ля-минор в басу фа, а это в точности аккорд Фа-мэдж. Это называется аккордовыми заменами ля-минор и фа-мэйдж - звучать фактически идентично. Достаточно в трезвучии ля-минор заменить басовую ноту (тонику) ля на звук фа...и так не только с этими аккордами можно делать ...в теории музыки такие аккорды медиантами называются и могут быть заменены друг другом, еще вы можете к примеру ля-минор до-мажором заменить - это тот же принцип - добавляете ноту ля в трезвучии до-мажор в самом низу и получите созвучие Am7
 
  • Like
Реакции: ShitTie
Не судите за ошибки, я новичок в написании песен и т.д.
На всех более-менее находимых страницах в Гугл написано, что прогрессия состоит из 4 аккордов. Нормально ли, когда вместо 4 аккордов 6? Буду рада, если мне кто-нибудь ответит
 

Сейчас просматривают