@Landre, ну... Вопрос на бутылку))) Я специально написал не «народную», а «на народных», имея в виду оркестр народных инструментов.
Попробую в двух словах, т.к. работы много:
Большая часть известных сейчас народных песен собрана в первой половине XIX века, на волне романтических настроений и национальной самоидентификации после отечественной войны. Без шуток, вполне так себе народные песни XIX века. Их потом можно слышать у Глинки, Корсакова и Ко, и кучу разных концертных обработок авторов поменьше. В принципе, до сих пор периодически пригождаются сборники тогдашних собирателей. Особенно, учитывая, что там осталось ещё «позабытого» материала.
И с тех пор собирательство не прекращается. Каждый год кафедры этнографии, также как археологи и прочие полевые учёные едут «в поле» и привозят что-то интересное. Допустим, у нас в сибири очень сильная тюркоязычная культура: теленгиты, эвенки и т.п. В средней россии и на кубани тоже постоянно ездят и собирают новые варианты старых песен, и новые (что реже).
Но, надо понимать, что и тогда, и сейчас, это не «историческая народная музыка», а то, что происходит в селе здесь и сейчас. А село в принципе не в изоляции существует. И тем более, своя музыкальная эволюция там тоже происходит. Кроме того, есть ещё пласт городских романсов и просто авторской музыки «под народную». И репертуар Андреевского оркестра, он в принципе, такой и получился. Если не 50\50, то с хорошей долей и того и того. И, в принципе, при своей новизне к рубежу веков, (с оговорками), музыка для народного оркестра так там и осталась.
Мне вообще интересно подумать, что ещё можно интересного с этим составом сделать. В целом, есть у нас авторы, которых этот вопрос тоже интересует) Самый известный — Алексей Цыганков. Но это в принципе путь классического подхода к народным, то же, что пытался делать Андреев. Кугаевский, наш консерваторский профессор жаловался как-то, что все «в рот Цыганкову смотрят и ждут, какой он в следующий раз привезёт репертуар». В том смысле, что не одним Цыганковым единым стоило бы жить. Но особенности национального отношения к национальной культуре (в смысле, что народники — главные идиоты в консерватории) приводят к очень медленным подвижкам в эту сторону.
Если отойти от оркестра в сторону — то там уже есть эксперименты. Можно начать с Пелагеи и Архиповского и идти в сторону
таких ребят. Мне это всё импонирует. Я больше за современное переосмысление инструментов, чем за историческую реконструкцию.
А что касается исторической реконструкции, как инструментов, так и... музыкальной — это громко сказано... скорее, ладово-мелодической. То основной центр у нас там же, где и археологический — в
Новгороде.
Где-то в середине потерялась история про то, как сжигали балалайки)