Композиторская техника. Додекафония и Сонорика. (1 онлайн

Bayarkhuu

Well-Known Member
25 Ноя 2009
797
462
63
Монголия Улаанбаатар
Нам бы ваши проблемы :) Здесь наоборот все только и озадачены тем как создать хоть сколько нибудь устойчивую звуковую картинку...
В кино, как же без этого? В поп музыке конечно это не нужно... Наверно...:huh:
 

vazha

Большой УХ
9 Окт 2007
178
143
43
52
Санкт-Петербург
soundcloud.com
Не стоит лезть в такие дебри. И тем более заниматься псевдоматематическими изысками. В кино на развитие таких музыкальных идей мало где место есть. Есть вполне неустойчивые созвучия, их сочетания в различных частотных диапазонах дадут Вам большой спектр эмоционального воздействия не мешая диалогам и картинке в целом. Просто забудьте для этого про семь тонов одной тональности - и решите для себя что их двенадцать, и у Вас всё начнёт получаться само :) Не забывайте при этом про все виды смены тональности и т.д. и т.п. Главное, забудьте про слово "нельзя" :)
 
  • Like
Реакции: Bayarkhuu

Hedgehog

Well-Known Member
4 Окт 2006
677
849
93
41
Москва
Оказывается "Planet of the Apes" 68-года J. Goldsmith написана в серийной технике. Теперь понятно, почему этот Score имеет такой странный саунд. Честно, не знал что в голливудских фильмах использовалась эта техника, приятно удивлен)) Джерри крут!)
 

Lenny Moria

Well-Known Member
29 Янв 2015
299
320
63
Tokyo, Japan
Вообще додекафония вещь достаточно древняя, это даже не наши дедушки, а скорее пра- или пра-пра- дедушки для бывшего СССР и ещё дальше в мировом контексте. Но вот элементы сериализма, например, очень даже здорово могут играть на благо общего художественного образа, или как некий технический финт. Я как-то уже приводил в пример пьесу Арво Пярта "Алине", где числовая логика накопления и сброса звуков играют огромную смыслообразующую роль для композиции. Если не отсылать к книгам, а говорить про личный опыт - мне элементы сериализма в том или ином пласте фактуры помагают иногда решить некоторые очень простые технические задачи сочинения: когда нужен определенный тембр и определенный колорит звучания, но что конкретно будет играть инструмент в некоторых ситуациях бывает не очень важно. Тогда я с удовольствием придумаю числовую логику, которой подчиню, скажем, ритм фрагмента партии, либо ритм и тембр, либо и ритм, и тембр, и порядок появления звуков (вполне возможно что-то ладовое- не обязательно 12 нот). Это очень интересный дополнительный принцип, который с одной стороны несколько рационализирует то, что может показаться импровизацией, с другой стороны не отменяет элемента "случайности", ведь композитор тогда снимает с себя часть ответственности за конкретные звуки и их появление. Недаром один из наших педагогов называл сериальную технику в некоторых её проявлениях "выписанная алеаторика", ведь если подчинить строго числам много слоев и создать сложные структуры с применением различного рода таплетов и ритмических несовпадений - зачастую будет звучать очень алеаторично даже в механистической интерпретации нотатора. Да и Штокхаузен с Булезом обращались к методу алеаторики, совмещая его с сериальным, понимая термин "алеаторика" от корня "алеа" - жребий, а вовсе не как "случайность". Другими словами, лично я прибегаю к сериальности, либо к додекафонии, как к частному проявлению сериальности, в тех случаях, когда передо мной стоит простой выбор: выписать материал точно, или создать алеаторические квадраты с прорисовкой линий повторов, как это делали Лютославский и, позже, Пендерецкий. Не думаю, что это как-то критично сказывается на звуковом результате, но это интересная игра ума и возможность добавить дополнительные скрытые тексты или контексты в партитуру.

Теперь о сонорике. Существует три различных термина: колористика, сонорика и сонористика. Каждый обозначает немного своё, хотя грань между вторым и третим иногда совсем эфемерна. Я позволю себе не сверяться с мудрыми книжками, напишу как сам понимаю, по итогам изучения и работы.

1. Колористика. Эта техника основана на работе со вполне различимыми звуками, которые при этом образуют скорее краску, колорит, нежели гармонии и мелодии в классическом понимании. На это указывает и сам термин. Множество звуков в этой технике стремятся к слитному восприятию общего фона и общей фактуры/пластов фактуры, но эти звуки различимы, иногда с трудом, но их возможно дифференцировать. В этой технике написаны многие импрессионистические сочинения, Равель, Дебюсси, часто ранний Стравинский ("гул толпы" в начале его 4-й картины в балете "Петрушка", например). Но так же можно встретить отголоски колористики и в гораздо более ранних периодах, и у Шопена, и у Мусоргского, но этим надо серьёзно заниматься и изыскивать. То есть мы демонстрируем краску лада, краску тембра инструмента или его техники, краску фактурных решений, при этом оставаясь в рамках более-менее линейного восприятия, как некой стремящейся к единству, но ещё пока последовательности звуков со вполне определенной высотой звучания. Очень люблю слышать применение этой техники, когда это сделано талантливо - звучит всегда очень ярко. Сам иногда тоже обращался и ещё планирую.

2. Сонорика. Техника, оперирующая не столько отдельными звуками, сколько звуковыми полями, "сонорами", которые имеют свойства накапливать и сбрасывать плотность/динамику/тембр/регистр, и из таких накоплений и сбросов в итоге строится форма, называемая так же "форма волны". Соноры могут как разрастаться из одной точки/пучка, так и накладываться друг на друга. Длительность этих "волн" и соноров может быть очень разной, более того, как и в классической форме, мелкие построения зачастую формируют собой более крупные разделы. В этой технике отдельных нот как правило слышно не так много, вся ткань имеет очень высокую степень слитности, так что появление единичных звуков может дать сильный выразительный эффект само по себе, по принципу контраста. С точки зрения гармонии сонорика, естесственно, выходит за рамки терцовых отношений или ладовой логики, уступая место драматургии тембра, опирающегося на кластерные звучности с хроматикой и микрохроматикой в основе. Одним из толчков к появлению сонорики стали необычные тембры электронной музыки. Некоторые композиторы осознанно пытались приблизить к ним звучание оркестра по ощущениям (кажется как раз Лигети пытался, один из основателей и последовательных воплотителей этого метода). К этой технике относится достаточно большой пласт музыки, начиная с 50-х годов 20 века: это и Штокхаузен (частично), и Лютославский (много), и Лигети, и Пендерецкий, и Берио (часто), Шнитке (часто), да мало ли кто, очень многие! Интересный вариант сонорики можно слышать иногда в музыке японского композитора Такаши Йосимацу, например его "Плач по Токи". Я на это сочинение тоже как-то ссылался. Там очень интересное сочетание сонорики с абсолютно ладовым мышлением, зачастую диатонического характера. Совсем иначе оно есть и у Петериса Васкса, например в его сочинении Plainscapes (фрагменты, в основном это очень ладовая музыка с ощутимым налетом минимализма).

3. Сонористика чаще всего связывается с выходом за пределы классических (традиционных) представлений о тембровых возможностях инструментов. Если говорить о скрипке, то это, например, игра по деке, игра за подставкой, игра на подставке, игра по колкам, пережимы (форсированное давление смычком на струну, создающее скрежещащий эффект), у духовых - мультифоники (расщепление звука), звук клапанов без воздуха, наоборот звук одного лишь воздуха, без тона, "слэпы" и прочее, у каждого инструмента немного свой набор. В остальном сонористика может подчиняться как законом строения формы сонорики, то есть накопления и спады, так и сериальным концепциям или различным сочетаниям почти с чем угодно. Среди композиторов второй половины 20 века огромное количество фамилий так или иначе имеют отношение к этой технике (приёмы сонористики часто называют "приёмы экстремального звукоизвлечения"), из наиболее заметных - Лахенман, Шаррино, Сарияхо, Хосокава и другие (много авторов, очень). У нас это Воронцов, Каспаров, Курляндский и многие другие ("Колыбельные танцы" Курляндского очень тонко, здорово и сбалансированно иллюстрируют некоторые возможности сонористики, хотя в чём-то он на иной патформе с другими названными авторами).

Такой экспромт-ответ. "Не стреляйте в пианиста...", я очень бегло ответил и не претендую на энциклопедичность или незыблемость сказанного))) Сам к сонорике и сонористике прибегаю по мере надобности и не очень часто, так что вряд ли могу считаться экспертом в этих вопросах. Но, чем богаты))
 
Последнее редактирование:

dr-music

Well-Known Member
8 Апр 2007
2.607
5.584
113
Moscow
Последнее редактирование:

Aldaqua

New Member
25 Июн 2018
25
4
3
27
Жанр в котором написаны саундтреки к игре Outlast 2 это сонорика или что? Очень интересно, но не могу самостоятельно разобраться.
 
20 Фев 2019
7
0
1
25
Решил разобраться с этой техникой самостоятельно. Вот с нуля:
Посмотреть вложение 85456
То есть получается это серий из 12-ти звуков кот не повторяется (это максимально возможная ибо в октаве 12 звуков). Но оказалось что серий могут быть состоят не только из 12-ти звуков. То есть вполне могут быть почти тональным.
Посмотреть вложение 85457
Ок, то есть главный с начало придумать серию. Тогда возникает вопрос как сочинить серию. Как она должно быть. Конечно хаотично выбрать звуков могут любой. Так ли это на самом деле? Оказалось что могут быть определенный принцип:
Посмотреть вложение 85458 Посмотреть вложение 85459
И на практике например:
Посмотреть вложение 85460
ЗЫ: Если позволите попробую разобраться дальше. Конечно я мог бы не публично заниматься изучением, но как мне кажется не которым людям кот также самообразованием занимается могут пригодиться. :)
как жаль что вложения больше не открыть
.
 

Сейчас онлайн (Пользователей: 0, Гостей: 1)