Понял.
Итак, мои впечатления от теста синтезатора Roland TB-3.
Физическое исполнение: без нареканий. Хорошая сборка, никаких люфтов или щелей. Хочется похвалить толстые резиновые подушечки на нижней поверхности устройства: несмотря на то, что сам синтезатор очень легкий, они неплохо фиксируют его - по крайней мере, на всех рабочих поверхностях, куда мы успели его пристроить, он держался довольно прилично. На адаптере питания сверху присутствует кривая бумажная наклейка с надписью "TB-3". Судя по всему, вырезано и наклеено вручную. Вероятно, на этапе теста линейки выяснилось, что адаптеры питания от разных устройств можно случайно перепутать (вот неожиданность!) и было придумано такое решение проблемы. Идея хорошая, но исполнение так себе.
Дизайн, с точки зрения внешнего вида, ужасающий (это мое личное субъективное мнение). Неприятный зеленый цвет везде, от подсветки кнопок до пластиковой окантовки корпуса. Хотя, если выключить свет в студии, то смотрится круто - как рождественская ель. Вероятно, на это и был расчет - чтобы музыканты могли понтоваться инструментами Aira в клубах.
Дизайн, с точки зрения эргономики и функционала, уже был раскритикован в интернете в пух и прах. Отсутствует регулировка тональности синтезатора - плохо. Не ужас-ужас, конечно, но плохо. Нет режима SONG - при том, что устройство может работать в качестве midi-секвенсера, это действительно печально. Или указывай последовательность паттернов вживую, или прописывай их смену на компьютере - иначе пока никак, поэтому очень хочется надеяться, что Roland все-таки не забросит линейку Aira и в будущих прошивках SONG Mode появится. Нет сдвига паттерна вправо-влево - опять же, random pattern generation есть, но зачем он нужен, если сдвига шаблона нет? К слову, о рандомном генерировании шаблонов: я не раз слышал мнение, что наличие подобной функции излишне, потому что написание мелодий таким способом - это жульничество. В целом я согласен с этим мнением, однако считаю, что в инструментах, эмулирующих TB-303, генерирование шаблонов должно присутствовать. Дело в том, что оригинальный синтезатор тоже, как ни странно, обладал подобной возможностью - оставь его без батареек на какое-то время, и он заполнял память случайными мелодиями. Как удачно заметил кто-то в интернете - весь этот синтезатор состоит из удачных ошибок. Так что, для чистоты эмуляции, такая функция должна быть, но в современной версии синтезатора неплохо бы добавить также возможность сдвига шаблона вправо-влево.
Далее - типичная проблема любого устройства, оборудованного тачпэдом - эта поверхность моментально покрывается жиром с пальцев. Естественно, TB-3 не исключение - работать, конечно, можно, но выглядит неопрятно. Сам тачпэд в использовании неоднозначен. Я считаю возможность регулировки env/mod через тач-панель удачной идеей, но почему бы не добавить возможность регулировать через него соотношение частоты среза и резонанса фильтра? Серьезно, идея ведь сама просится? Вообще, почему не добавить возможность назначить любой параметр на оси тачпада? Зато режим XY Play оказался абсолютно бесполезным. Никаких пригодных к использованию звуков в этом режиме нам извлечь из синтезатора не удалось.
Пошаговая запись нот с "подзвучиванием" работает отлично, очень удобно программировать свои мелодии. Вообще, TB-3 - это по-прежнему синтезатор, плотно завязанный на встроенный секвенсер. Играть что-то живьем в режиме XY play или через эмуляцию клавиатуры жутко неудобно.
Scatter - набор неплохих эффектов, которые надоедают после первого же прослушивания. Вероятно, нужно было добавить еще что-нибудь для того, чтобы "омолодить" инструмент - в итоге, пользы от Scatter мало, но, с другой стороны, эта функция никому не мешает.
Понравилось, как прошивается инструмент. Сначала инструмент запускается в режиме съемного usb-носителя и в его память необходимо скопировать файл с прошивкой. Затем нужно перезагрузиться непосредственно в режим прошивки, после чего и происходит сам процесс - довольно любопытно.
Теперь о главном - о звуке. Две классические волновые формы TB-303 - это первые два "пресета" TB-3 - A01 и A02. Пила, и, соответственно, квадрат. Честно скажу, я могу ошибаться, но эмуляция TB-3 показалась мне неплохой. На изменение параметров синтезатор, на слух, откликается нелинейно, и довольно убедительно изображает аналоговый звук. При беглом сравнении с d16 Phoscyon возникло впечатление, что в TB-3 манипуляции с настройками фильтра имеют гораздо большее влияние на спектр нижних частот звука. Также показалось, что звук TB-3 более "гладкий", как будто в звучании Phoscyon присутствует алиасинг. С одной стороны, такое может быть - TB-3 работает в 96 kHz, звук весьма качественный. С другой стороны, еще несколько лет назад разработчики d16 утверждали, что проблему с алиасингом в Phoscyon они победили. Кто прав - сложно сказать, сидеть со спектроанализатором нам было некогда. Могу одно сказать - в "миксе" TB-3 звучит вполне прилично.
По поводу дополнительных звуков TB-3 что-то сложно сказать. Их много, но какой от них толк, если доступа к параметрам генераторов нет вообще? С другой стороны, все когда-нибудь может пригодиться.
Резюме.
Кому стоит приобрести этот синтезатор? Во-первых, тому, кто хочет делать кислотную музыку. Смоделировать звучание TB-303, на мой взгляд, удалось вполне прилично. Из альтернатив можно назвать только Cyclone Bass Bot TT-303 - там и тру аналог, и несколько режимов рандомизации, но он и стоит чуть дороже. Хотя фанаты, конечно, могут поискать настоящий TB-303.
Во-вторых, этот синтезатор имеет смысл брать тем, кто использует в музыке зацикленные мелодические рисунки - с этим TB-3 отлично справляется. Но нужно помнить, что если вы хотите изменять мелодию во время композиции, то смену паттернов придется делать вручную. Или программировать через компьютер.
P.S. Прошу прощения, публикую черновик поста. Причесывать стиль, орфографию и пунктуацию попросту некогда - отредактирую, когда будет время.