Современные студии звукозаписи на территории СНГ .Форма и перспективы.

lalaigor

SALAM studio
3 Фев 2012
4.122
5.575
113
58
Тверь, Россия
Решил создать эту тему для определения направлений развития бизнеса , если так можно назвать.
Есть труды "западников" , но они , к сожалению , не имеют ничего общего с нашей действительностью ...
Выкладывать буду по мере написания.
Тему для обсуждения прошу открыть отдельно и уже после публикации всего "размышления" ...
 
План(чег):
1. Варианты студий ( звукозаписи ) , которые существуют на сегодня в России .
2. Персонал студий , владельцы и соучредители .
3. Профиль студии ( Production , Post-Production , Recording , All Tog... )
4. Местонахождение ( регион , страна , город , расположение ).
5. Клиенты , таргет-группа и.т.п.
6. Основные и второстепенные статьи дохода.
7. Перспективы развития , тенденции , подводные камни , аренда и прочая чушь ..
 
1. Итак , студии звукозаписи ( СЗ ) , которые существуют сегодня на территории постсоветского пространства могут делиться на 4 категории :

а) Корпоративные СЗ .
Представляют собой подготовленные студийные комплексы с несколькими аппаратными и тон-залами , построенные специалистами и сертифицированные .
Работает подготовленный персонал .
Пример - студия корпорации " Мосфильм " . Студия загружена записью киномузыки , пост-продакшн и прочей сопутствующей работой .
Стоимость часа от 100 $ .

б) СЗ продюсерских центров ( ПЦ ) .
Разной степени акустической подготовки и укомплектованности .
Как правило с неплохим оборудованием и множеством помещений от студийно-аппаратного комплекса до репитиционно-танцевального класса .
Персонал представляет собой в основном менеджеров и техников , чаще всего есть управляющий.
Могут обслуживать только артистов ПЦ и не продавать время .
Пример - студии Игоря Мотвиенко , Павла Слободкина и.т.п.
Стоимость часа без персонала от 1500 руб .

в ) Частные СЗ . Разной степени акустической подготовки и укомплектованности .
Расположены в офисных центрах , ДК , цокольных и подвальных помещениях жилых домов .
Персонал подготовленный , чаще всего есть саундпродюсер , штат аранжировщиков и звукорежиссеров . Таких СЗ большинство. Основная часть производства контента ШБ приходится именно на эти студии.
Занимаются также пост-продакшн , телепрограммами , шоу , киномузыкой , озвучкой и проч...
Стоимость часа от 1500 до 2500 руб.

г) Частные домашние студии звукозаписи .
Степень подготовки и комплектации от достаточной до никакой.
Расположены в квартирах , арендованных офисах , подвалах и.т.д.
Занимаются в основном пре-продакшн , изготовлением аранжировок , мелким трекингом ( вокал , инструменты ).
Стоимость часа от 300 до 1000 руб. Часто имеют фиксированную форму оплаты за продукт " под ключ" .

Существуют студии , которые сопутствуют кино-рынку , занимаются озвучкой и миксами 5:1 . Таких много вокруг корпораций типа "Мосфильм " . Их мы не рассматриваем , к ШБ они имеют мало отношения.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Alex_HS и smirniy
Лирика :
Мне , как совладельцу частной студии , более интересен вопрос о проблемах и тенденциях существования / развития именно этой категории СЗ . Потом подробнее их и рассмотрим.
 
В списке отсутствуют "бюджетные" студии, ну, например, когда при каком-нибудь ДК сидит на бюджете персонал (суперпрофи, а як же), ну или там хотя бы аренду мож. не платить, и гонят левака.
 
Я вот недавно совершил переход на новую ступеньку....Из домашней студии переместился в просто частную студию...В жилом доме, в цокольном этаже..на 1905г. Сделал акустический ремонт....Завтра первый клиент придет...Не все еще утряслось...решаю фсякие мелочи потихоньку...оборудование подкупаю....Но глобальная проблема будет одна-АРЕНДА))))....Эт как съемная квартира...скоко б ни зарабатывал,всегда будет болеть голова об аренде...))
 
  • Like
Реакции: smirniy
lalaigor, это тема снова про депинг, ассоциация мьюзикмейкеров частных СЗ и как жить дальше?
или я не правильно все понял?
 
1. Итак , студии звукозаписи ( СЗ ) , которые существуют сегодня на территории постсоветского пространства могут делиться на 4 категории :
классификация неверная, отсюда пойдет раскосяк во всех дальнейших попытках анализа... по типу - музыкальные, пост-про кино, пост-про тв - три разных мира... По способу зарабатывания денег - спонсорские(заведомо не отбиваются, и такой задачи не ставят), коммерческие (тоже не отбиваются,но очень хотят), и типа "частник с мотором". По типу сервиса - почасовая аренда помещения-оборудования или полный сервис с продюсированием, аранжировкой и прочим творьём... .навскидку как-то так,но надо подумать еще.
 
  • Like
Реакции: Bernard
Студия продаёт время. Всё.
так было, лет 12 назад... сегодня музыкальных студий, продающих время - единицы. Т.е. какой-то подсчет времени идет, но платят обычно фиксированную цену за трек, к сожалению. И "студия",по сути, занимается продюсированием, а не сдачей времени-площади-оборудования в аренду. исключения есть,но их мало, клиент идет на доступный бюджет, людей и результат, а не на оборудование.
 
  • Like
Реакции: smirniy
Andrey Subbotin, Студия продаёт время. Всё.
сегодня музыкальных студий, продающих время - единицы.
Качну чашу весов в сторону Субботина. )) Большинство знакомых мне владельцев студий говорят, что клиент (независимо от уровня) все чаще склоняется к варианту "песня под ключ", исходя из бюджета, который может себе позволить - не вникая в сложности подрядчика ))

Так что получается, что в более выгодном положении сегодня тот, кто может работать не только хорошо, но и в хорошем темпе - т.е. надо находить баланс между качеством выполнения и затратами рабочего времени.

А элементарная продажа студийного времени фактически никогда не была рентабельной... Нужно было делать студию частью какой-то production структуры, где затраты на содержание студии растворялись бы в общем бюджете.

В какой-то степени подспорье - оказание "смежных услуг" - аранж, сессионники, выходы на промоструктуры.

Отдельный мир - студии с классными тонзалами и микрофонным парком. Если к ним еще и персонал толковый - можно жить на продаже времен, тем более, что простаивать таким premises не приходится. Хотя на практике и там свои нюансы

P.S. Игорь, это не обсуждение? )) Если да - удали.
 
Последнее редактирование:
то в более выгодном положении сегодня тот, кто может работать не только хорошо, но и в хорошем темпе - т.е. надо находить баланс между качеством выполнения и затратами рабочего времени.
проблема в том, что темп не только от исполнителя зависит, но и от заказчика... и если нет четкой границы по времени, заказчик начинает "творчески экспериментировать", за счет студии в данном случае. Давай попробуем то, давай попробуем это... Неправильная это практика. Время как-то нужно учитывать обязательно. введение даже 500 рублей в час, при перекрытии некоего лимита, тут же отменяет срочную подкладку 4-го леера в этот недостаточно жирный пэд...

А перспективы странные, нмв. Разделение уже произошло - есть некий, условно, "элитный" сектор рынка, где крутятся деньги побольше (больших нет, просто чуть побольше), в который рвутся попасть очень многие и отталкивая друг друга локтями рвутся к кормушке, не зная, что ничего там в ней уже давно нет :) Среди них всяки олигархические студии, которым пока вообще пофигу, что они даже электроэнергию не отрабатывают. Интересно, что при всем пафосе, на них ничего не происходит. Там все время трутся какие-то мутные люди в качестве персонала, которые годами исхитряются не выпускать никаких работ - ни хороших, ни плохих, просто вообще их не слышно. Про студию вроде слышали, а ни одного звука из нее - нет... тусовка для меня загадочная.

И есть множество подвальных, совсем копеечных студий, где капу на бит накладывают, при ценнике в 1000 рублей за песню под ключ. Туда же можно отнести и репетиционные базы, на большинстве из которых можно как-то что-то записывать, что многие и делают. И это в Москве. Таких реально десятки. Там тусовка, секс. драгз и рок-нролл, там, среди всего этого навоза, сейчас сидят и рвут пальцы будущие звезды. Но денег там нет. Не в смысле ДЕНЕГ, а в смысле никаких нет. На телефон положить.
Это края спектра.
Проблема в том, что мало крепкого "середняка", уверенно стоящего на ногах. Есть такие, но мало. А они должны быть большинством.


Другая проблема - потеря специализации. Сегодня человек, который просто сводит, никому не нужен. Нужно быть немножко аранжировщиком, немножко продюсером, немножко тамадой с баяном. Началось это с "подсводящих" аранжировщиков, вон Богданов знает :)) Сегодня на той же репетиционной базе вам, кроме записи-сведения-мастеринга предложат нарисовать обложку, провести фотосессию, снять клип и напечатать тираж. И это все будут те же люди. Жрать очень хочется, они не от жадности.


В музыке, думаю, процесс этого размежевания продолжится, и разрыв между, условно "бедными" и "богатыми" будет увеличиваться. Экономически выживут либо студии, состоящие из одного человека, если он владелец, аранжировщик, инженер и уборщица в одном лице. Но это надо сильно хотеть. "Ты делаешь любимое дело десять или двадцать лет, постепенно оно начинает тебя кормить. Может быть, тебе повезет и ты разбогатеешь. Но если нет – тоже не страшно. Потому что ты прожил жизнь, занимаясь любимым делом." - хорошо сказали.

Если студия это все-таки команда, то надо осваивать смежные сектора нашей профессии - тв прежде всего. Озвучка, чистка, сведения, дубляжи, съемки - рынок огромен, и денег там поболе. Для меня лично одно "но" - я хочу с музыкой работать :) А совмещать не получится, есть примеры таких попыток, все неудачные. Как-то само получается, что музыкантов все меньше, а говорящих голов все больше... Есть сектор "музыки для видео", который бы нам мог быть интересен, но он практически мнополизирован парой-тройкой больших студий, туда не попасть. Короче - оркестр вы будете записывать, только если вам папа купит оркестр... Шанс практически нулевой.

Ну и всякие совсем малоисследованные и несформировавшиеся в стране области звукорынка, типа звукового дизайна. Есть несколько людей, которые этим занимаются, ни конкуренции, ни понимания со стороны заказчика пока не видно.
 
Проблема в том, что мало крепкого "середняка", уверенно стоящего на ногах. Есть такие, но мало. А они должны быть большинством.
Вытекает имхо из проблемы отсутствия вменяемого же клиента-середняка. Которая уже вытекает из... оффтоп и атата. [OFF]Замкнутый круг, всегда в итоге замыкающийся на кремль.[/OFF]
 
Немного дежавю.. всё это можно было и 10 лет назад сказать, индустрия поделена, студия - не бизнес и всё такое. Я думаю так - нынче все всё делают дома, а студиям надо предлагать то, чего дома нельзя. Для меня интересным вариантом студии было бы:
1. много вокальных кабинок самообслуживания, типа почасовой аренды высококлассного тракта микрофон -пред-ацп, своих клиентов сам пишу, не домой же их тащить.
2. близкая к идеальной контрольная комната, с тремя линиями мониторов, шит-контролем, парочкой топовых реверов - брикасти, лексикончик, тиси, и универсальным роутингом, позволяющим подключить всё это к любым видам проводов - оптика, коаксиал, мади, адат, аналог, черт лысый. Сводить тоже буду сам, и платить почасовую. Или за песню.
3. чтоб чайник был. кофе пить.
 
  • Like
Реакции: KikoKentaurus и Bernard
2. близкая к идеальной контрольная комната, с тремя линиями мониторов, шит-контролем, парочкой топовых реверов - брикасти, лексикончик, тиси, и универсальным роутингом, позволяющим подключить всё это к любым видам проводов - оптика, коаксиал, мади, адат, аналог, черт лысый. Сводить тоже буду сам, и платить почасовую. Или за песню.
а сколько в час ты готов за нее платить?
 
Перспектива развития студий на территории СНГ -
Останется 2 типа студий:
1. На базе создания попсовых аранжировок, местонахождение не важно(дом,офис, сарай, гараж...) Состав: 1 аранжировщик, он же сопродюсер, может +1помощник.
Всё чаще это будут сами композиторвы, поскольку потребность в новых музыкальных идеях растёт, а требования к аранжементу падают.
Аппарат : Компьютер, тракт для записи вокала, сольного инструмента. Требования к качеству тракта и мониторинга будут расти.
2. На базе создания Живых записей живых коллективов. Состав 2-3 человека со специализацией: Трекинг, Монтаж, Микс.
Аппарат : Компьютер, минимум 16-канальный высококачественный тракт записи, специализированные приборы и аппарат для записи Гитар, Баса, Барабанов.
Наличие аналогового тракта ( Консоль, ленточный магнитофон) резко повышает способность к выживанию, в свете повышающихся, наконец, требований к качеству звучания живых инструментов, но резко понижает и без того низкую рентабельность студии.
Короче, победят плодовитые композиторы, и упёртые фанаты живого звука, успевшие запастись хорошим аппаратом и построить хорошие акустические студии !
И если композитором ещё можно успеть родиться, то возможность построить хорошую акустическую студию в доступном месте уже сейчас приближается к нулю.
Институт фрилансеров загнётся так и не развившись. Кому нужны бездомные специалисты, которым негде и неначём постоянно оттачивать "мастерство"?
Конечно будет совершенствоваться и мастерство специалистов по разведению клиентов-лохов, но их будут постепенно отлавливать...не в глухой тайге живём:-)
P.S. Процесс Мастеринга будет легко доступен в каждом доме, в любом софте, что мы сейчас и наблюдаем. Тем более, что смысл его, с утратой основного носителя исчезает на глазах.
Что касается общих перспектив развития нашей музыки, а стало быть и нашей звукозаписи, то лучше Л.И. Брежнева никто так и не сказал : " Будет Хлеб, Будет и Музыка !"
 
  • Like
Реакции: Кофф
Процесс Мастеринга будет легко доступен в каждом доме, в любом софте, что мы сейчас и наблюдаем. Тем более, что смысл его, с утратой основного носителя исчезает на глазах.
а носитель давно не при чем... мастеринг - это любая обработка уже сведенной фонограммы после микса, она есть и будет, независимо от авторинга носителя. Процесс сведения, следуя этой логике, доступен точно так же. Как и все остальные процессы... Вопрос не в доступности. Технологии лет 15 как стали доступны каждому.

Наличие аналогового тракта ( Консоль, ленточный магнитофон) резко повышает способность к выживанию, в свете повышающихся, наконец, требований к качеству звучания живых инструментов, но резко понижает и без того низкую рентабельность студии.
абсолютнно не понижают, цены на б.у. пульты аналоговые падают все время. Уже близко к уровню, когда для рентабельности факт покупки не имеет значения, и даже обслуживание не является неразрешимой задачей... Более важным финансово представляется вопрос помещения - вот аренда реально работает против рентабельности, особенно если ты не ограничиваешься вокальным боксом.
 
И есть множество подвальных, совсем копеечных студий, где капу на бит накладывают, при ценнике в 1000 рублей за песню под ключ
хотелось бы отметить следующее: качество исполнения работы в таких "студиях" тоже разнится за одну и ту же цену. один не пожалел несколько тыщ рублев на отделку помещения - и вполне способен выдавать треки приемлемого качества, а другой работает в "бетоне" и , мало того, что сам не понимает жопы, так еще и другие покупаются. а цена одна. и слава растет у обоих - "да он так классно делает" (от таких же "понимающих"). вот и получается, что два разнокачественных "музыканта" имеют одинаковую славу-отзывы-характеристики у потенциальных клиентов. результат в итоге разный - а реклама одинаковая от "зомбиков"
 

Сейчас просматривают