то в более выгодном положении сегодня тот, кто может работать не только хорошо, но и в хорошем темпе - т.е. надо находить баланс между качеством выполнения и затратами рабочего времени.
проблема в том, что темп не только от исполнителя зависит, но и от заказчика... и если нет четкой границы по времени, заказчик начинает "творчески экспериментировать", за счет студии в данном случае. Давай попробуем то, давай попробуем это... Неправильная это практика. Время как-то нужно учитывать обязательно. введение даже 500 рублей в час, при перекрытии некоего лимита, тут же отменяет срочную подкладку 4-го леера в этот недостаточно жирный пэд...
А перспективы странные, нмв. Разделение уже произошло - есть некий, условно, "элитный" сектор рынка, где крутятся деньги побольше (больших нет, просто чуть побольше), в который рвутся попасть очень многие и отталкивая друг друга локтями рвутся к кормушке, не зная, что ничего там в ней уже давно нет
Среди них всяки олигархические студии, которым пока вообще пофигу, что они даже электроэнергию не отрабатывают. Интересно, что при всем пафосе, на них ничего не происходит. Там все время трутся какие-то мутные люди в качестве персонала, которые годами исхитряются не выпускать никаких работ - ни хороших, ни плохих, просто вообще их не слышно. Про студию вроде слышали, а ни одного звука из нее - нет... тусовка для меня загадочная.
И есть множество подвальных, совсем копеечных студий, где капу на бит накладывают, при ценнике в 1000 рублей за песню под ключ. Туда же можно отнести и репетиционные базы, на большинстве из которых можно как-то что-то записывать, что многие и делают. И это в Москве. Таких реально десятки. Там тусовка, секс. драгз и рок-нролл, там, среди всего этого навоза, сейчас сидят и рвут пальцы будущие звезды. Но денег там нет. Не в смысле ДЕНЕГ, а в смысле никаких нет. На телефон положить.
Это края спектра.
Проблема в том, что мало крепкого "середняка", уверенно стоящего на ногах. Есть такие, но мало. А они должны быть большинством.
Другая проблема - потеря специализации. Сегодня человек, который просто сводит, никому не нужен. Нужно быть немножко аранжировщиком, немножко продюсером, немножко тамадой с баяном. Началось это с "подсводящих" аранжировщиков, вон Богданов знает
) Сегодня на той же репетиционной базе вам, кроме записи-сведения-мастеринга предложат нарисовать обложку, провести фотосессию, снять клип и напечатать тираж. И это все будут те же люди. Жрать очень хочется, они не от жадности.
В музыке, думаю, процесс этого размежевания продолжится, и разрыв между, условно "бедными" и "богатыми" будет увеличиваться. Экономически выживут либо студии, состоящие из одного человека, если он владелец, аранжировщик, инженер и уборщица в одном лице. Но это надо сильно хотеть. "Ты делаешь любимое дело десять или двадцать лет, постепенно оно начинает тебя кормить. Может быть, тебе повезет и ты разбогатеешь. Но если нет – тоже не страшно. Потому что ты прожил жизнь, занимаясь любимым делом." - хорошо сказали.
Если студия это все-таки команда, то надо осваивать смежные сектора нашей профессии - тв прежде всего. Озвучка, чистка, сведения, дубляжи, съемки - рынок огромен, и денег там поболе. Для меня лично одно "но" - я хочу с музыкой работать
А совмещать не получится, есть примеры таких попыток, все неудачные. Как-то само получается, что музыкантов все меньше, а говорящих голов все больше... Есть сектор "музыки для видео", который бы нам мог быть интересен, но он практически мнополизирован парой-тройкой больших студий, туда не попасть. Короче - оркестр вы будете записывать, только если вам папа купит оркестр... Шанс практически нулевой.
Ну и всякие совсем малоисследованные и несформировавшиеся в стране области звукорынка, типа звукового дизайна. Есть несколько людей, которые этим занимаются, ни конкуренции, ни понимания со стороны заказчика пока не видно.