Общие разделы теории музыки для всех стилей

Огненный

New Member
10 Июл 2003
81
1
0
Предлагаю обсудить список
- разделов теории музыки,
- практических навыков,
- понятий и приёмов,
...
которые необходимо (очень полезно) знать, владеть, понимать каждому, вне зависимости от стиля создаваемой музыки.

В узком смысле это будет список того, что из классической теории (которая как раз хорошо разработана и известна) применимо для создания музыки на компьютере (имеется в виду рок-музыка в широком понимании (т.е. от Битлз и Блэк Сабат до техно и хип-хопа ...)).

Цель обсуждения - понять, что мы имеем на сегодня, для того чтобы понять, что мы не имеем (т.е. осознать запросы современности).

-----

Для пущей ясности сам и начну ...


Центральное место в элементарной теории музыки играет описание
--------средств выразительности музыки-------

Приведу список в несколько своеобразной группировке:

А. Временная организация музыки.
А1. Метр.
А2. Ритм (в контексте метра).
А3. Явление квадратности в формообразовании.
А4. Темп.

Б. Звуковысотная организация музыки.
Б1. Ладотональность. (Прежде всего лад, а потом и его конкретное звуковысотное положение - тональность).
Б2. Звуковысотная линия в контексте метрических акцентов, а также гармонии и лада.
Б3. Гармония (в узком смысле - последовательность аккордов).

В. Фактура (организация различных партий в целом, разделение функций партий, способ изложения аккорда - если уж брать совсем узко).

Г. Средства - краски.
Г1. Тембр.
Г2. Регистр.
Г3. Средства звукоизвлечения (штрихи).
Г4. Динамика.

Д. Форма и формообразования.
Д1. Драматургия произведения (темы, кульминации, связки, ...).
Д2. Музыкальный синтаксис (система - субмотив, мотив, фраза, предложение, период, а также средства их образования - цезуры, каденции, квадратность и повторы).
Д3. Приёмы развития.
Д4. Типы изложения.

-------

Все учебники элементарной теории музыки содержат принятые соглашения и обозначения, причём половина из них не имеет практического применения.

Зачем это надо знать?

Затем, чтобы быть способным сравнить своё творение с тем, к чему хочется стремиться, с разных точек зрения, что делает процесс сравнения более обозримым и более объективным, позволяет учиться на выдающихся достижениях музыки, определить то , над чем надо работать, дабы развивать собственное мастерство в области создания музыки. Классификация помогает применять в создании музыки один из центральных приёмов - "разделяй и властвуй".
 
Ну... Интересно, много ли людей смогли дочитать твою классификацию до конца? Я, наверно по себе сужу, но мне кажется, что лучше все упрощать. Особенно, что касается теории. Другими словами если предыдущий пост раз в пять ужать, то шанс что человек его дочитает до конца сильно увеличится.
А. Метр и ритм
Б. Ладотональность и гармония
В. Динамика и штрихи
Г. Форма
Д. Аранжировка - оркестровка

Иначе уснут твои студенты!
 
Quote "Я согласен в одном ,что углубляться надо только по проcьбе трудящихся"

Вообще-то это не углубление, а конкретизация. Причём конкретизуя, я старался положить акцент именно на музыкально-выразительные моменты, а не на формальные, связанные с особенностью нотной записи. Более того я хотел из всех разделов выделить наиболее важные и применимые и проследить взаимоотношения.

Quote "Другими словами если предыдущий пост раз в пять ужать, то шанс что человек его дочитает до конца сильно увеличится."

Полностью согласен, но только что он будет делать с прочитанным ? Либо сам дополнять до аналога того, что я написал (и шляпу долой перед таким читателем, но только как будет потом с взаимопониманием - будем спорить из-за терминологии...), либо сравнивать словами "ну вот у хита форма яркая, динамичная, а вот у меня как-то механично, блёкло, порой скучно"... Ну и что тогда дальше делать?

А вообще-то при методе разделяй и властвуй, чем больше подразделений, тем больше вероятности справится с задачей. сли же какое-то подразделение тебе кажется излишне, то это означает, что в данном месте ты можешь справиться с задачей с ходу - т.е. просто хорошо владеешь данным разделом. А принцип пользования подобными класификациями таков, подозреваю , что у меня что-то не так, интуитивно чую, что в нотах что-то. Посмотрел в раздел звуковысотная организация, а там подразделы - изучил , что не знаю , взял да и сравнил с классическими образцами, и заметил, что у меня как-то все темы - одни поступенные движения, да по трезвучиям, а у хита , оказывается костяк темы образуют прямо скажем капризные повороты в мелодии. Сделал выводы. (это сказано к примера, и , для того кто не понял, речь шла о звуковысотной линии)

P.S. Вообще-то теория - это не то чтиво, которое надо читать с начала до конца. Это как справочник, help , manual, к которому обращаются по мере надобности и к тем разделам, которые нужны. В данной ветке я ставлю целью составить лишь оглавление этого мануала, в котором как бы с птичьего полёта охватить всю (ни много ни мало) применимую при создании рок-музыки на компьютере теорию музыки.
 
Вот я и говорю, что лучше начать с основных разделов, а потом работать (углублять, конкретезировать) с каждым из них отдельно. Это нужно только для облегчения восприятия. Загрузить любой может - попробуй вдохнови! Меня лично сухая справочная инфа грузит. Чувствую - нет в ней правды. Лучше идти к пониманию процессов происходящих в музыке с другой стороны - сначала люди учатся говорить, а потом уже учатся грамоте. Т.е. я не сказал, что не надо ничего объяснять, но давай расставим приоритеты - что главное, а что второстепенное? Играть ровно или играть вместе? Строить гармонические и мелодические фразы или применять стандартные обороты? Выучить все гаммы во всех тональностях от тоники до тоники или лучше проработать одну тональнось сложными секвенциями и ломаными арпеджио? Именно расставляя приоритеты ты не пугаешь человека (смотри тут работы на всех хватит :)), а как бы говоришь: если сделаешь это и это то все будет уже очень клево, а остальное доделаешь в процессе. Согласен?
 
Quote "Именно расставляя приоритеты ты не пугаешь человека (смотри тут работы на всех хватит ), а как бы говоришь: если сделаешь это и это то все будет уже очень клево, а остальное доделаешь в процессе. Согласен?"

Согласен, согласен !! :lol:

Quote "Лучше идти к пониманию процессов происходящих в музыке с другой стороны - сначала люди учатся говорить, а потом уже учатся грамоте."

И почему распространено такое представление, будто теория музыки - это грамматика ?.. Странно, но для меня теория музыки служила и служит как раз для пополнения словарного запаса - т.е. именно учит говорить, а не грамматике.

P.S. Ещё раз напоминаю, речь не идёт о ЭЛЕМЕНТАРНОЙ ТЕОРИИ МУЗЫКИ, которая представляет собой свод общепринятых соглашений и обозначений, и хоть без которой невозможно разобраться в теории музыки но сама по себе она АБСОЛЮТНО БЕСПОЛЕЗНА ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ. :lol:
 
Неее... По книжкам говорить не научишься! Ты пробовал? Выучи ка дойч или инглишь по книжке. Особенно, если другого языка не знаешь. А если и знаешь, то выучив, обнаружишь, что ни ты не понимаешь, ни тебя. :(
Поясню, что я хочу сказать. Хочешь пополнить словарный запас, бери музыку, которая тебе нравится, копируй и анализируй. Энергия любимых музыкантов даст силы на освоение кучи приемов в кратчайшие сроки. А параллельно цепляется масса штрихов, чувство формы и взаимодействия ансамбля. Короче, будешь знать не просто слова, но и их произношение и лексику принятую в определенных кругах. Отличная метфора, как мне кажется. Продолжим?
 
Quote "Поясню, что я хочу сказать. Хочешь пополнить словарный запас, бери музыку, которая тебе нравится, копируй и анализируй."

Только так, причём настоящим сочинением начнёшь заниматься только тогда, когда вроде копируешь, но не ты не друзья не знают откуда, а для этого надо не 20 вещей одной группы, а 200 вещей - по 5 из 40 групп.

Вот по-этому я и указал одной из основных задач теории - это аппарат анализа, чтоб побыстрее на слова и произношения всё разбивать, удобно группировать и отличать главное от второстепенного.

А , кстати, хоть по книге говорить и не научишься, но с книгой оно и быстрее , и стабильнее , и глубже , и правильнее будет ...
 
А , кстати, хоть по книге говорить и не научишься, но с книгой оно и быстрее , и стабильнее , и глубже , и правильнее будет ...
Да я не против, просто слишком мало книг, которые у меня вызывают желание учиться.
Ну, да, к делу! Мои приоритеты. Что, как я считаю, нужно В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ знать и уметь всем музыкантам:
1. Лад - основа музыки. Нужно понять что такое лад, откуда он взялся и выучить строение нескольких самых популярных в мире ладов. А именно: Мажор, гармонический минор, пентатоника. Это очень просто.
2. Строения аккорда - 1-3-5-7-9-11-13-1 Кто не понимает этих цифр - срочно за учебники, к преподавателям или сюда с вопросами :).
3. Наизусть - на какой ступени лада (мажорного для начала), какой аккорд находится? Кто не знает, идите по адресу из п.2
4.Основные гармонические обороты, применяемые в музыке - I-IV(II)-I, I-V-I, I-IV(II)-V-I, II-V-I, I-VI-II-V. Первые 3 оборота из классической элементарной теории, последние 2 - основа теории джазовой гармонии.
5. Способы перехода из одной тональности в другую. Кстати, в джазе и эстрадной музыке все крайне просто.
6. Метр - это то чем меряют длительность нот. Осознание понятия метра, умение комбинировать четверти, восьмые, шестнадцатые ноты. Чуть позже синкопы. Чуть позже триоли - восьмые и четвертные. Большая работа для новичка - на пару месяцев примерно, при правильном подходе.
7.Совпадать со своим ансамблем - вот это, к сожалению, не многие умеют. Достигается довольно просто. Берется метроном, громкость его настраивается на порядок тише своего инструмента. Темп сначала от 70 до 100 - позже от 30 до 200. Цель - сначала играть четверти стараясь совпасть с метрономом так, что бы его не было слышно. Если ты (или даже тот, кто стоит рядом) слышишь метроном, значит ты с ним недостаточно точно совпадаешь. Как научился совпадать четвертями, пробуешь восьмушки, а позже любые ритмические фигуры. Работы в общей сложности на месяц - два. Но результат оправдывает все затраты! К обострившемуся чувству метра и умения попасть туда, куда хочешь из плюсов этого упражнения можно добавить яркое звукоизвлечение. Все, чтобы заглушить этот чертов метроном, играют максимально громко (что вообще то совсем не обязательно), благодаря чему ваш динамический диапазон к концу занятий существенно расширится :).
Ну вот, с теми, кто все это знает и умеет, можно делать проекты - это база, без которой далеко не уплывешь. А дальнейшее развитие будет происходить уже в процессе работы, что гораздо интереснее, чем сидеть одному дома с учебником :). Какие дополнения?
 
а попроще насчет того, что в первую очередь мона? :) для пролетариата, сразу на пальцах? ;)

Про метроном - все классно, тока надо добавить, что при работе с метрономом НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ СТУЧАТЬ РИТМ НОГОЙ! А то толку от занятий не будет никакого. Ну, это ко всем, кроме барабанщиков, ессно :D

У меня об этом самые черные воспоминания из позднего детства. На занятиях с метрономом как тока забудешься, начинаешь ножонкой дрыгать в такт, извините за выражение... ээээ... педагог, кааак даст сверху по ноге каблуком! А она, туфли на 10-сантиметровой шпильке носила (сцукка крашеная в блондинку, еще ведь молодая и красивая была, стерва, может садистка по склонностям? :D). Жаловаться - вподляк, приходилось носить прочные ботинки из толстой кожи, терпеть и бороться с древними инстинктами и рефлексами (имеется в виду мышечный безусловный рефлекс человека на ритм, а не то, что вы подумали, - потому как я не мазохист :D)... Вот такая система обучения по Павлову напополам с Фрейдом была :D
 
Ну, про ногу я не согласен, хотя привычка, безусловно, вредная - при записи топот в микрофон попадает :(.
МадВаду - соболезнования :).
Поскольку занятия с метрономом, один из важнейших моментов, повторю. Цель заглушить звуком своего инструмента метроном. Это не метафора - из 2х звуков звучащих ОДНОВРЕМЕННО, более громкий маскирует (заглушает) более тихий. То есть в этом упражнение метроном не даст вам думать - ах, какой я молодец, с метрономом играю! Если метроном слышно - значит мимо колбасишь! Подозреваю что 80% аудитории не смогут сходу выполнить это упражнение даже на 3 с плюсом :). Посему - вот упрощенный вариант: отложите инструмент и заглушайте метроном хлопками в ладоши. После 5 минут тренировок вы поймете, что имеется ввиду. Это похоже на тир: попал - молодец. Если кого заинтересовало, могу выслать мр3шку с примером, как звучит это упражнение.
Теперь, для пролетариата, на пальцах, но не все сразу.
Что такое лад? Это очень старая история. Сочинил мужик песню. Спел ее своим односельчанам. И так она пришалась им по душе (слова были классные), что на всех сходках они пели ее хором. Учили всех заезжих купцов любимой песне, а те в свою очередь пели песню всюду, куда они приезжали. Песня стала любимой на большой территории. Времена были неспокойные - пиратство развито сильно было. И вскоре другие мужики стали сочинять песни состоящие из тех же звуков, что и любимая. Так, скоро все песни, на сотни миль вокруг той деревни состояли из звуков той, первой песни. И людям нравились эти песни, они к ним привыкли, и если слышали от купца, приехавшего из далекой индии, песни, состоящие совсем из других нот - ругали они его, называли его песню неЛАДной и просили больше не играть всякую фигню загрузочную. И эти люди добились своего - их простые и соответствующие законам акустики ЛАДы распространились по всей земле.
Нам же нужно эти лады проанализировать и запомнить как они звучат от любой ноты, а не только от тоники. А так же не забывать, что лады, которые остались в меньшенстве - индусские, арабские, турецкие и т.д. иногда могут здорово украсить вашу музыку - можно и им уделить немного драгоценного времени.
 
вопрос слегка не в тему (свой пост не могу открыть - у нас на работе так прокси настроен)

опишите правильную посадку играющего на клавишных, плюс вариант, когда человек стоит на сцене...
 
продолжая притчу от Antonio.

А потом пришёл один хрен и предложил большие бабки разводящему всякие там руЛАДы, за то что бы получивший их (большие бабки), сказанул "остановись мгновенье, ты прекрасно"... Тот баки принял, и не подумав и малости, сказанул, да как раз в тот момент, када спор обЛАДателей хоть каким-то ЛАДом ещё мог быть компромиссТИЧЕски уЛАЖен. Да тока кончилось сие не ЛАДом, а той самой ЛАЖей - попсой и иже с ней... :D :D :D
 
CakeWorker. Всю сказку испортил! :)
Для тех, у кого понятие лад ассоциируется со всякими джазовыми наворотами сообщу: если вы слышите музыку, которая не похожа на звуки рояля, на который запрыгнула кошка, то можете быть уверены - эта музыка состоит из нот какого-нибудь лада. Самые популярные в мире лады - это мажор, минор и пентатоника - 80% всей музыки построено на этих ладах. Ну, пентатоника - тема для отдельного разговора и не с нее следует начинать изучать музыку, а вот мажор - как раз то что надо. По примеру американцев (ребята очень простые, но в музыке здорово продвинуты) буду объяснять все на белых клавишах. Опять же, для пролетариата! Каждый звук лада называется ступенью. В мажоре семь ступеней и обозначают их римскими цифрами. Между IIIиIV, VIIиI ступенями полутон, между остальными соседними ступенями 2 полутона. Сам знаю, что все знают! А теперь мы построим на каждой ступени лада септаккорд. Строить очень просто - нажимаем 4 клавиши через ноту (желательно написать на нотах). Так, на первой ступени в до мажоре (а именно о нем сейчас речь) такой аккорд: до ми соль си. На второй ре фа ля до. Дальше стройте сами а я пока расскажу, откуда взялись аккорды. Прошу учесть, что все чуть сложнее, чем я говорю, но кому нужны сложности? И без них есть чем заняться.
Ну так вот. Помните я говорил, что на сходках в той деревне пели хором? Нормально, народ всегда любил музыку. Но петь умели не все. И нет-нет, какой нибудь особенно тугоухий мужик сфальшивит аж на соседнюю ноту. Получалась секунда. За секунды, конечно, не били, но недовольство выражали. А один купец заезжий, как то так сфальшивил на длинной ноте, что попал в терцию. И удивительно красиво это прозвучало. Особо талантливые люди тот случай запомнили и скоро научились петь всю мелодию в терцию. А потом и в 3 голоса. Так возникли аккорды.
Построили септаккорды? Совсем не сложно. Ну а теперь внимание, вопрос: выглядят они хоть на клавиатуре, хоть на нотах одинаковыми, а звучат по разному. Почему? Пока знатоки совещаются, расскажу, что звуки аккорда называют аккордовыми тонами и в септаккорде есть основной тон (1) терцевый тон (3), квинтовый тон (5) и септимовый тон (7). Итак, кто будет отвечать? Аккорды звучат по разному, потому что они построены от разных нот. Оооох!!! Ответ неправильный. Эти аккорды действительно разные - у них разное расстояние между ступенями. Например на I ступени до ми соль си - мажорный аккорд с большой септимой (Maj, +7), потому что между до и ми большая терция (4 полутона), а между до и си большая септима (еще бы на пол тона больше и была бы октава до - до). На второй ступени ре фа ля до - минорный септаккорд с малой септимой (m7). Посчитайте сами интервалы.
Дальше. На III ступени m7, на IV - maj, на пятой - эксклюзивный :) доминантовый - мажорный с малой септимой (обозначается просто 7, в нашем случае G7-соль септ). На VI - m7. На седьмой - тоже единственный в своем роде минорный септ с пониженной квинтой (m7-5). Еще его называют полууменьшенным. Вот так звучит до-мажорная аккордовая гамма I-Cmaj, II-dm7, III-em7, IV-Fmaj, V-G7, VI-am7, VII- bm7-5.
Слышу любимый вопрос: а на фига все это надо? Отвечаю. Если вы играете песню в до-мажоре и видите аккорд не из этой гаммы - например Е7, значит вы уже не в до мажоре и импровизировать дальше по белым клавишам не прокатит. Практично? Не то слово. Не зная этого нормально импровизировать просто невозможно.
Продолжение следует.
 
2Antonio - твои посты просто CTRL+C, CTRL+V. :) особенно про заезжего купца с терцией.
Как раз для таких неучей как я, которых родители не таскали в муз.школу.
Извините все плз, за тупые вопросы, но хочется понять хоть что то из теории.

У меня замечание, нельзя ли с первого поста про лады, поподробнее. Ты написал - 1-3-5-7-9-11-13-1. Белые клавиши, я так понимаю, начиная с до первой октавы или как?

Как строить септаккорд? В пределах 1-ой октавы?
У мажорного аккорда I ступени с большой септимой должно быть расстояние в большую терцию (4 полутона) и большую септиму (11 полутонов)?
В мажорной гамме с, d, e, F, G, a ,b - октавы?

Хотелось бы конечно, чтобы ты не смешивал, инфу для знающих и всех остальных. И делай плз. абзацы, что бы можно было сделать паузу и запомнить всё то что ты пишешь :)
 
Castaneda (классный ник!). Знаешь, музыкальная школа не при чем. Постоянно встречаю закончивших консу, которые этих базовых знаний не знают. :)
Я тоже не все понял из твоих вопросов. ;) Если ты понял что такое лад, откуда он взялся и что это сложившиеся на сегодняшний день правила игры, то на сегодня про лады ничего больше знать не нужно. Если ты сегодня будешь упираться и учить все возможные лады, то будешь скоро специалистом по ладам, но не сможешь связать пары фраз (это я не про тебя лично - возможно, ты и без всех этих знаний играешь простую, но красивую музыку).

1-3-5-7-9-11-13-1 это аккордовые тона - основной - терцевый - квинтовый - септимовый - нона - ундецима - терцдецима - снова основной. То же в до мажоре на первой ступени: до - ми - соль - си - ре - фа - ля - до. Все! Это максимальное кол-во нот в аккорде - больше в ладу нет нот, мы использовали все 7. Про первые 4 тона, составляющие септаккорд я уже писал в предыдущем посте, а последние три называются надстройками септаккорда и добавляются в аккорд по вкусу.

Аккорды можно играть по всему диапазону твоего инструмента, притом аккордовые тона не обязательно должны располагаться по порядку. Например С+7 сыграй так: основной тон (С) сыграй в большой октаве, квинтовый (G) в первой, а терцию (Е) и септиму (В) во второй. Это называется широкое расположение. Расположение аккорда (широкое или тесное) довольно сильно меняет характер звучания.

У большого мажорного септаккорда (который в мажорном ладу находится на первой и четвертой ступенях) НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ, у него ЕСТЬ между основным и терцовым тоном большая терция (4 полутона), а между основным и септимовым большая септима (11 полутонов). Это мы не придумали, мы просто построили 7 аккордов в до-мажоре (кстати в тесном расположении) и посчитали интервалы от основного тона до терцевого и септимового.

Последний вопрос я вообще не понял, но на всякий случай скажу, что на западе буквами с, d, e, F, G, a ,b - обозначают ноты до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Писать я стараюсь максимально просто, но, как всегда голый текст без иллюстраций воспринимать воспринимать довольно трудно. Жаль нет у меня сканера. Может на днях у друзей подготовлю рисуночек... Пожалуйста, если будут еще вопросы, с удовольствие отвечу, только не забудь цитатку приложить из моего текста в котором что-либо не понятно.
___________________________________________

Lexus. Возможно я лезу не в свое дело, т.к. я гитарист. Но роялем интерисовался и интерисуюсь (настройщик одна из моих профессий). Короче, сидеть (или стоять) лучше так, чтобы локти были на одном уровне с клавиатурой. Это дает возможность по ходу пьесы чуть менять свое положение. Крупная техника - аккорды играется сверху жесткими пальцами при участие мышц спины и веса всего тела. И поэтому аккомпанемент удобнее играть, когда локти выше клавиатуры. Гаммочки-пассажи же играются одними пальцами, которым свойственны хватательные движения. Поэтому на соло лучше чуть присесть. А вообще это все не очень важно, главное понять какими мышцами ты играешь и не напрягаются ли те, которые в игре не учавствуют.

____________________________________________________


Чтобы проверить все ли вы поняли из предыдущего поста сыграйте вот такую необычную цифровку. Вообще то, именно так мыслят все импровизаторы и люди, играющие более или менее сложную музыку:
До мажор: I-IV-I-I
Фа мажор:II-V-I-I

Т.е. если вы знаете на какой ступени в мажоре какой аккорд находится вы без труда и сходу сыграете С+7,F+7,С+7,С+7,Gm7,С7,F+7,F+7. Для попсы, рока и фолка септимы излишни - достаточно 3х звуков в аккорде.
Если с этим все ясно можно идти дальше.

Предыдущий пример показывает, что вся гармония состоит из коротеньких гармонических фразочек (так называемых оборотов), но что бы поплотнее подойти к устойству гармонии, необходимо проанализировать еще один лад, совершенно нам необходимый - минор. Один из любимейших приемов композитора - сопоставление мажора и минора.
Натуральный минор - это тот же мажор, но сыгранный от VIй ступени. Соответственно и аккорды на ступенях минора будут такие же как и в мажоре. На I ступени m7, на II m7-5, на III - maj он же +7 ... Дальше сами. :) Пример аккордовой гаммы натурального ля минора:
am7, bm7-5, C+7, dm7, em7, F+7, G7.
Натуральный минор часто используется в фолке и роке на основе фолка. Гораздо же характернее звучит для нашего уха гармонический минор. От натурального он отличается одной нотой - повышеной седьмой ступенью. В ля миноре вместо соль - соль#. Но эта нота дает очень заметное изменение аккордовой гамме, особенно если играть септаккорды. Попробуем сначала без септим, чтобы услышать принципиально изменившуюся (по сравнению с натуральным минором) пятую ступень (так называемую доминанту) и седьмую. Вообще то третья ступень тоже так меняется, что крышу срывает. Щас услышите. Играем три звука по терциям от ля по белым клавишам (только вместо соль везде соль#).
1й аккорд: ля-до-ми - полет нормальный. 2й: си ре фа - интересный аккорд с уменьшенной квинтой, но им нас уже не удивить. Третий! Внимание! До Ми Соль# ....... Ну как? Я в этом месте просто фигею. Дальше все более знакомо. 4й аккорд ре ми фа - обычное минорное трезвучие. 5й - ми соль# cи - вот, на 5й ступени вместо минора мажор. Очень важное отличие. На шестой обычное трезвучие фа ля до. На седьмой ваш любимый аккорд :) - соль#, си, ре - уменьшенный. Его так назвали, потому что все интервалы по сравнению с мажорным трезвучием в нем на пол тона уменьшены.

Итак, домашнее задание для будущих, как говорит МадВад, джазменов. Все то же самое поиграть септаккордами и в разных тональностях. Что такое тональность объясняю только по спецзаказу :) До связи.
 
  • Like
Реакции: Dix
Lexus... Короче, сидеть (или стоять) лучше так, чтобы локти были на одном уровне с клавиатурой. Это дает возможность по ходу пьесы чуть менять свое положение. Крупная техника - аккорды играется сверху жесткими пальцами при участие мышц спины и веса всего тела. И поэтому аккомпанемент удобнее играть, когда локти выше клавиатуры. Гаммочки-пассажи же играются одними пальцами, которым свойственны хватательные движения. Поэтому на соло лучше чуть присесть. А вообще это все не очень важно, главное понять какими мышцами ты играешь и не напрягаются ли те, которые в игре не учавствуют.

это хорошо, просто насколько я знаю, с неправильной посадкой можно многое испротить и попросту застопориться на определённом моменте обучения...
 
Профессионалы играют с разной посадкой и все они правильные.
Проблемы обычно начинаются, когда пианист отказывается признать, что все что он действительно может менять в процессе игры, это скорость движения молоточков к струнам (ну еще на педали, конечно, можно нажимать). Другими словами, тембр зависит только от громкости (в отличие от других инструментов). Короче, чем проще и естественней движения, тем меньше шансов "многое испротить и попросту застопориться". Да и вообще, все просто! Сложные вещи - это еще не понятые вещи.

Может опытные профессиональные пианисты что-нибудь скажут?
 
Antonio ! Большое спасибо за перехват инициативы (а то я сейчас испытываю острую нехватку времени ибо к работе подключилось выступление в качестве концертмейстера) !

Quote "натуральный минор часто используется в фолке и роке на основе фолка. Гораздо же характернее звучит для нашего уха гармонический минор."

Утверждение верное лишь в классической музыке и созданное стереотипом классической музыки. Для рока же характерно избегание триионов , которые создаёт данная вообще говоря альтерация. Причина избегания тритонов - возьми его самого под овердрайв на гитаре и сравни с квинтой , квартой и даже большой терцией. (Классическая же музыка как раз наоборот - основана на звучании тритона, как характерного интервала тональности).

Quote "с неправильной посадкой можно многое испротить и попросту застопориться на определённом моменте обучения... "

Нормой считается такое положение руки, когда при нажатой клавише локоть находится на уровне клавиатуры, но возможны некоторые вариации обычно в сторону - выше. Что касается именно посадки, то важно также , чтобы примерно половина веса приходилась на ноги (т.е. на край устойчивого стула). Тем не менее неправильная посадка не настолько страшна, как неправильная постановка руки - неправильное взятие клавиш, когда имеется либо нечёткое касание, либо рука тратит силу на вдавливание клавиши в опору клавиатуры ...
 
Огненный. Даааа. Теперь и у меня со временем кирдык полный. Да и остальной народ, кажется, не очень любит этот топик - одни давно все знают, другим просто хватает... :). Насчет тритонов - именно это я и хотел сказать.
 
Antonio, Огненный - респект!
Тема очень интересная... Когда я начинал самостоятельно осваивать теорию, то перечитал тучу книг и статей... Антонио умудрился рассказать тоже самое на листе бумаги 8-) И главное это все соответствует действительности. Жду продолжения темы...
Можно например поговорить о тех же интервалах. Это же основная составляющая мелодии.
Вот например в аккорде сильными ступенями считают 1,3,5,7... При импровизации и сочинении соло я всегда держу это в голове.
 
Тему, возможно, и стоить продолжить... Только боюсь, что понимают только те, кто уже знает. А тогда зачем???
 
:lol: может опросник устроите, оценочки будете ставить

а вообще спасибо, многое теперь я знаю как называется, хотя давно уже понял..
 
Antonio,

Стоит продолжить безусловно. Может получиться уникальная серия статей - "музграмота для чайников".
А там глядишь и книгу с Огненным забабахаете :)
 
tarzan Книга в планах есть и музыкальная школа тоже - ты провидец :)
Lexus А оценочки пусть каждый сам себе ставит. Я себе пока троечку поставил. А ты? :) :) :)
 
Antonio
4.Основные гармонические обороты, применяемые в музыке - I-IV(II)-I, I-V-I, I-IV(II)-V-I, II-V-I, I-VI-II-V. Первые 3 оборота из классической элементарной теории, последние 2 - основа теории джазовой гармонии.
На счет последних двух, то они тоже из классической гармонии
А это речь о гармоническом миноре :
1й аккорд: ля-до-ми - полет нормальный. 2й: си ре фа - интересный аккорд с уменьшенной квинтой, но им нас уже не удивить. Третий! Внимание! До Ми Соль# ....... Ну как? Я в этом месте просто фигею.
В стандартном гармоническом миноре подобное трезвучие не употребляется, там звучит чистая соль (VII ступень)
Эта ступень альтерируется (повышается на пол-тона в данном случае) при использовании аккорда в Доминантовой функции.
в данном случае в аккордах от V и в некоторых ситуациях от VII ступени.
Существующие функции в гармонии:
Т - Тоника-------- I ступень
Устойчивое звучание, не требует разрешения.
D - Доминанта---- V ступень
Неустойчивое звучание, требует разрешения в тонику
S - Субдоминанта- IV ступень
нечто среднее между устойчивым и неустойчивым, позволяет сделать оборот более плавным, в классической гармонии употребляется после тоники перед доминантой и никогда после доминанты.
Трезвучия, построенные от этих ступений имеют ярковыраженные ф-ции
Остальные имеют смешанные
Например от III ступени тонико-доминантовую
от IV ст тонико-субдоминантовую
Поэтому, та нота Соль# (VII ст повышенная) употребляется в гармоническом миноре не всегда, а то трезвучие от которого в восторге Антонио вообще не свойственно для стандартного гармонического минора.
Это увеличенное трезвучие считается искусственным оно не имеет точной гармонической ф-ции и очень необычно воспринимается на слух, поэтому композиторы его часто использовали для
характеристик "волшебных персонажей".
 
...в классической гармонии употребляется после тоники перед доминантой и никогда после доминанты....
Хмм ... что же это за гармония такая классическая, где последовательность доминанта - субдоминанта никогда не употребляется. Странно. Я всегда думал что композитор волен сам решать что употреблять а что нет.
 
Насколько я помню классическая гармония была образована во времена Венских классиков (Моцарт, Бетховен, Гайдн), а может и раньше.
Там есть четкие правила: в голосоведении не должно быть параллельных октав и квинт, функции следуют друг за другам по принципам, которые мною описаны выше и ещё там всякого есть, сразу не припомнишь.
 

Сейчас просматривают