Cловарь крылатых выражений музыкантов
11/4(муз.) - Оригинальный размер такта, использованный Н.А.Римским-Корсаковым в опере «Снегурочка».На это изобретение (не очень удобное для исполнения) музыканты оркестра Мариинского театра придумали считалку из 11 слогов, для удобства исполнения и счёта тактов: Рим-ский-Кор-са-ков-сов-сем-су-ма-со-шёл.
LIZATO(муз.) - Один из специфических музыкальных штрихов. Используется музыкантами, мечтающими о близости с дирижером.
MOLTO COLUPATTO(традиц.) - Способ исполнения сильно недоученного произведения.
ALLEGRO UDIRATO(научн.) - Означает в темпе аллегро мгновенно исчезать из поля зрения профессора или преподавателя консерватории по сольфеджио или др. предметам (обычно ввиду несданных зачётов или экзаменов)
MOLTO UDIRATO(жарг.) - То же, что allegro udirato, только ещё быстрее.
NEHILIATO(научн.) - Латинское написание термина нехилято, обозначающего неудачное в техническом отношении исполнение.
PERELIZATO (традиц.) - Штрих, обозначающий, что музыкант, угождающий дирижёру, пересолил и добился не желаемого, а прямо противоположного результата. Глагол - ПЕРЕЛИЗАЛ. См. также LIZATO Прим.: учитывая привязанность дирижёров к штриху ЛИЗАТО, подобные случае крайне редки, однако время от времени они всё же происходят.
АБДУЛЛА(специфич.) - Негласное прозвище главного дирижёра Мариинского театра Валерия Абессаловича Гергиева. Прим.: используется среди петербургских музыкантов.
АБИТУРА(студенч.) - Презрительное обращение старых студентов к студентам, только что поступившим в музыкальное училище или консерваторию. А. принято осаживать. Например, в ответ на наивный вопрос к старшекурснику: "Простите, а какая пара у первого курса будет вначале 1 сентября? Сольфеджио или специальность?"- следует со всей суровостью сказать: "Иди, смотри расписание, абитура!" Прим.: Каждый студент из А. мечтает поскорее дожить до посвящения в студенты, после чего его будут меньше гонять. До этого момента А. чаще заставляют таскать пульты и ноты на оркестр и выполнять различные хозяйственные обязанности, например, бегать за пивом, когда старшекурсник учит Моцарта.
А В ЗОНЕ ВСЕ ТИХИЕ(студенч.) - Сленговое название вальса из к/ф "А зори здесь тихие" К.Молчанова.
АКАДЕМ(распр.) - Академический концерт в музыкальной школе и муз.училище.
АКИХАБАРОВСК(жарг.) - Акихабара - район в г.Токио, целиком занятый магазинами по продаже различных технических достижений японской промышленности, причём, с очень гибкими скидками.
АКОПЯН(специфич.) - Коробка с салфетками в отверстии которой после доставания салфетки всегда торчит уголок следующей. Возникает ощущение, что салфетки в этих коробках практически никогда не кончается. Размещается в зарубежных отелях. Прозвана так музыкантами в честь фокусника-иллюзиониста Акопяна, ловко достающего из кармана связанные между собой и не кончающиеся носовые платки.
АЛЬТИСТ(студенч.) - Музыкант-исполнитель на альте - струнном инструменте, размером чуть более скрипки. Скрипачи обожают рассказывать про альтистов анекдоты, как русские про чукчей, а французы про бельгийцев. Пример: Объявление: В концертирующий струнный квартет требуются 2 скрипки и виолончель.
АЛЬТУШКА(жарг.) - Простонародное название альта - вентильного медного духового инструмента, широко используемого в духовых оркестрах (не путать с альтом - струнным инструментом, т.н. альтовой скрипкой). Известен случай, когда в Омский музыкально-драматический театр пришёл прапорщик из духового оркестра с альтом под мышкой подавать заявление на участие в конкурсе в оркестр театра на замещение вакантной должности в группу альтов.
АНУС(народн.) - Произношение имени военного дирижера оркестра штаба ЛВО Яниса Барташевича музыкантами штабного оркестра.
АППЛИКАТУРА(народн.) - Распределение пальцев и не только при игре на музыкальных инструментах. См. также ПАЛЬЦОВКА
АСО(научн.) - Академический симфонический оркестр.
АСФАЛЬТОВЫЙ КЛАРНЕТ (распр.) - Ни на что не годный кларнет, как правило - эбонитовый, производства Ленинградского или Киевского завода музыкальных инструментов
БАЛЬЗАМ(разг.) - Льстивые и ушеугоднические выражения, выливаемые музыкантами на дирижёров и других музыкантов с корыстной целью.
БАНАН(муз.) - Оценка 2(плохо) за музыкальный или общеобразовательный предмет.
БАНДА(муз.) -(от англ. band) духовой сценический (т.е. играющий на сцене во время спектакля) оркестр оперного театра.
БАССУН(традиц.) - (bassoon) фагот французской системы, пользующийся популярностью у исполнителей только во Франции. Подобный инструмент фирмы Буффе был приобретён в 1990 оркестром русских народных инструментов им. Андреева Ленинградского радио и телевидения вместе с комплектом прочих французских духовых инструментов (флейт, гобоев и кларнетов) и, разумеется, остался без применения, в связи с тем, что фаготисты Ленинграда (как и всего мира) играют на инструментах немецкой системы. Куда делся впоследствии этот замечательный инструмент, осталось невыясненным.
БАШЛИ(распр.) - Деньги (также БАЦУЛЬКИ). Башлёвый чувак - музыкант при деньгах.
БАШЛИ ОТДАЙ(традиц.) - На слэнге духовиков Траурный марш Шопена. Название получено благодаря ритмическому рисунку первой цифры указанного траурного марша.
БЕКАР(специфич.) - То, что не удалось сыграть или сдать в сессию. ЗАБЕКАРИЛИ - значит, отправили обратно переcдавать.. Прим.: преимущественно употребляется в музыкальных учебных заведениях
БЕМОЛЬ(разг.) - большой живот (или брюхо)
БЕРЛО(жарг.) - Означает - еда, БЕРЛЯТЬ (глаг.)- значит, есть, кушать.
БЛОХИ(жарг.) - Неверные или лишние ноты при исполнении произведения в классе или на концерте.
БОДУН(распр.) - Музыкант, часто позволяющий себе лишнюю рюмку, периодически находящийся в запоях.
БОМБИТЬ(специфич.) - Играть балеты в летний период - как правило, для иностранцев и систематически (ежедневно и т. п.). Пример: "Где бомбил сегодня? - В Александринке!"
Прим.: Получило распространение в Питере в конце 90-х годов ХХ века, в связи с частым включением балетов в экскурсионную программу для иностранцев. Удачно пристроиться к этому процессу - означало иметь хорошую прибавку к зарплате.
БУРБУЛЯТОР(специфич.) - Заливший, булькающий клапан.
БЭ- БЭ(муз.) - Большой Барабан
В ДВА СМЫЧКА (жарг.) - Т.е. вдвоем.
В ХЛАМ(муз.) - Музыкант, сильно перебравший на празднике алкогольных напитков.
ВАЛТОРНАФТ(муз.) - Валторнист.
ВИЛКА(народн.) - Игра на различных банкетах, презентациях и прочих мероприятиях, когда у публики слушание музыки является не самоцелью, а фоном к потреблению разнообразной еды и напитков.
ВИРЗАТЬ(трад.) - справлять малую нужду. Т.ж. в смысле НАЛАЖАТЬ.
ВОЙНА(разг.) - В музыкальном обиходе обозначает работу в военно-духовом оркестре. Например: Вася пошёл служить на войну(обозначает, что Вася устроился работать в военный оркестр).
ВРАТЬ(традиц.) - Означает- играть неверные ноты. Пример: Ученики врали немилосердно, т.е. много ошибались в нотном тексте.
ВРУБАТЬСЯ, РУБИТЬ(народн.) - Понимать
ВРУБИНШТЕЙН? (муз.) - Означает вопрос - понял? понимаешь? - от слов рубить, врубаться(понимать) и фамилии братьев Антона и Николая Рубинштейнов, основателей Петербургской и Московской консерваторий. Антоним слова врубинштейн - нерврубинштейн.
Прим.: имеет широкое употребление в вышеперечисленных консерваториях
ВСЕГДА БЫТЬ В КАСКЕ... (жарг.) - Свободное прочтение последних слов из арии мистера Икса в оперетте Кальмана.
ВХЛАМИНГО(научн.) - Музыкант, находящийся в стадии сильного алкогольного опьянения в хлам.
ВЫХИЛИВАТЬ(народн.) - Т.е. выигрывать пьесу, справляться с ней с технической точки зрения.
ВЫШИВАТЬ(специфич.) - Играть тонкую колоратурную линию в быстром темпе.
ГВОЗДОДЁР(традиц.) - марш ГРЕНАДЁР
ГЕНИАЛЬНАЯ ПАУЗА(разг.) - То же, что ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПАУЗА
ГЕНИАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ(распр.) - То же, что генеральная репетиция
ГЛАВНЮК(народн.) - Главный дирижёр.
ГУДОК(разг.) - См. кларнет
ГУНДОСИТЬ(распр.) - Тоскливо и жалобно играть на кларнете.
ДВОЙНИК(разг.) - Два вызова на работу в оркестр за один день. Может быть в рамках одной работы (напр., репетиция и концерт или два спектакля подряд) или на разных работах (ср. Халтура). Соотв., три вызова - Тройник и т.д. Прим.:Больше пяти вызовов за один день - малореально. Поэтому последнее употребительное слово - Пятерник.
ДЖИХУЙ(традиц.) - По-китайски - главный дирижёр и просто дирижёр. Прим.: пользуется большой популярностью в московских оркестрах, часто сокращённо из трёх последних букв.
ДИНОЗАВР (распр.) - В представлении студента - музыкант, окончивший консерваторию лет 5-10 назад.
ДИРИЖИРОВАТЬ (муз.) - Руководить процессом налития при совместном распитии горячительных напитков.
ДРОВА(разг.) - 1.Рояль производства фирмы Красный Октябрь 2. Фагот.
ДРОЧЬ(специфич.) - Неэффективный способ работать с оркестром.
ДРУШЛО(традиц.) - Означает сон музыканта. Давить друшло или друшлять означает спать. Задавить друшло - очень крепко и долго спать (сокращённо - просто задавить)
ДУДКА(разг.) - духовой инструмент. ДУТЬ, ДУДЕТЬ - заниматься на дудке- духовом муз. инструменте.
ДУХОВЕНСТВО(специфич.) - Музыканты-исполнители на духовых инструментах
ЖАБА(традиц.) - Муки, причиняемые совести чёрной завистью.Прим.: Когда музыкант Киксман стал лауретом межколхозного смотра самодеятельности, его менее удачливых коллег давила жаба.
ЖАБА(распр.) - Общее название игры на улице за деньги, бросаемые в футляр. (см.ЧЕМОДАНИТЬ) Каждый пронырливый музыкант принял участие в Ж. в период с 90-х гг. до начала 21 века, когда актуальность Ж. стала заметно уменьшаться в связи с экономическими кризисами и сменой национальных валют на евро в Европе.Прим.: Употребляется чаще по отношению к зарубежным странам.
ЖАБЕР (специфич.) - Участник Жабы. (См. Жаба) Использование : " - Я пробежал по Эспланаде, до Александер-Кату, а там уже три жабера душат!"
ЖМУР(научн.) - Покойник, похороны.
ЖОПОЛИЗ(академич.) - Музыкант, во всём угождающий дирижёру, включая доносы, а также стирку на гастролях его рубашек и нижнего белья.
ЗАБОЛТАТЬ(распр.) - То же, что ЗАИГРАТЬ
ЗАИГРАТЬ(муз.) - Означает, что вследствие частого и быстрого проигрывания уже выученных технически сложных мест, эти самые пассажи перестают получаться
ЗАЛИВАЕТ(специфич.) - Означает, что во время исполнения на деревянном дух. инструменте конденсированная влага внутри ствола инструмента начинает выливаться не через раструб, а какой-нибудь клапан (или клапана), вследствие чего последние становятся малоупотребимыми, т.к. начинают при открывании булькать (бурбулятор) или киксовать.
ЗАПОЙ(народн.) - Болезненное состояние, заключающееся в том, что пациент по целым дням поёт сольфеджио и гаммы.
Болезнь чрезвычайно неприятная для соседей больного.
ЗАСЛУГА(муз.) - Сокращённое название Заслуженного Коллектива Республики Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии. Также используется аббревиатура ЗКР.
ЗАСРАК(распр.) - Сокращённое наименование обладателя почётного звания ЗАСлуженный РАботник Культуры.
ЗАСТУЖЕННЫЙ(муз.) - обладатель звания Заслуженный артист республики.
ЗАТЫКАТО(традиц.) - Вид штриха стаккато у неискушённых духовиков, характеризующийся очень малым временем звучания каждого звука и большим количеством шумовых призвуков, возникающих до, во время и, особенно после звука. Прим.: В Питере среди педагогов всех звеньев выражение довольно употребительно. Вероятно, его следовало бы записывать латинскими буквами, но транскрипция слишком неудобна...
ЗВЕЗДНАЯ БОЛЕЗНЬ(студенч.) - Недуг, коим заболевают некоторые музыканты, имеющие о себе пару-тройку публикаций в газете, два показа по телевизору и четыре милостивых отзыва от дирижеров. З.б. обостряется в период гастрольных поездок, а также по их окончании, а особенности, при оформлении виз на следующую поездку. Прим.:См. ПОЕЗДКИ
ЗЕЛЁНЫЙ СПЕКТАКЛЬ(жарг.) - Последний спектакль в текущем сезоне, предшествующий отпуску или другому длительному перерыву. Как правило, оркестранты на таком спектакле всячески прикалываются и оттягиваются над дирижёром (т. е. играют небольшие фрагменты не в тех тональностях, с незапланированными мелизмами, глиссандо и т. п.), пользуясь тем, что дирижёр уже не может, как обычно, применить репрессивные меры на следующем спектакле. Прим.: Традиция зелёного спектакля обрела особую живучесть в последние годы, когда балеты в огромном количестве исполняются летом - иногда по нескольку раз в день. В этом случае обычное положение З.С. - в сентябре.
ЗКР(муз.) - Заслуженный коллектив Республики. Почётное звание, присваемое оркестрам за выдающиеся достижения в исполнительском искусстве. Пример: ЗКР Академический симф. оркестр Ленинградской филармонии, ЗКР камерный оркестр Литовской филармонии
ЗОЛОТОЙ УНИТАЗ(народн.) - валторна.
ИЗ-ЗА УГЛА(разг.) - Обиходное название похоронного марша Зубова. Название получено благодаря ритмическому рисунку первой цифры указанного марша
ИКРА(жарг.) - Нотный текст, содержащий большое количество мелких длительностей на длительном протяжении.
ИЛЛЮСТРИРОВАТЬ(академич.) - Репетировать концерт для кларнета с оркестром вместо ещё не подъехавшего заграничного артиста, для того, чтобы оркестр в условиях, максимально приближенных к действительности мог освоить новый и доселе неизвестный ему репертуар.
КАБАК(специфич.) - ресторан
КАПЕЛЛАНИН (разг.) - Или КАПЕЛЛЯНИН 1. учащийся или выпускник хорового училища при Петербургской капелле 2. артист хора петербургской капеллы 3. музыкант симфонического оркестра Петербургской капеллы.
КАРНАТЬ(трад.) - говорить, разговаривать.
КАРТОШКА(студенч.) - Нота длительностью ПОЛОВИНАЯ (половинка) или ЦЕЛАЯ.
Прим.: -Сложная у тебя партия в оркестре?-Да нет, одни картошки.
КАЯГЕРДЫ(студенч.) - детская опера композитора Баневича ''История Кая и Герды" по сказке Андерсена Снежная королева. Опера эта шла как спектакль-утренник в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова (ныне - Мариинский театр).
КИКС(народн.) - Самая громкая нота на духовом инструменте, как говорил М.И.Глинка "наподобие гусиного крика" и не та, что нужно.
КИР(специфич.) - Все алкогольные и слабоалкогольные напитки (коньяк, водка, вино, пиво и т.д.).
КИРЯТЬ (глаг.) - означает употреблять эти самые напитки.
КОЗЫРИ (муз.)- ключевые знаки альтерации, ингода используется неправильно также и в отношении случайных.
КОЛУПАТЬ(академич.) - Исполнять в классе сильно недоученное произведение. Пример: Захожу я в класс, а там Петя Вебера колупает. См. также molto colupatto
КОНДУКТОР(муз.) - То же, что дирижёр (от англ. conductor)Прим.: употребительно в оркестровой среде
КОНИНА(народн.) - Коньяк
КОНСА(студенч.) - Сокращенное обозначение от слова "консерватория" Прим.: Носит скорее уважительно-завистливый оттенок.
КОНСЕРВА(распр.) - Сокр. от КОНСЕРВАТОРИЯ
КОНТОРА КАНТОРОВА(специфич.) - Петербургский симфонический оркестр Классика п/у скрипача, человека-дирижёра и доктора кукольных наук А.Канторова.
КОФЕЙНИК(традиц.) - Раструб басового кларнета, обычно изготовляющийся из металла. Реже встречаются два других значения: 1. Металлическая раструбная часть любого духового инструмента. 2. Бас-кларнет.
КОЧУМ(академич.) - То же, что ТАЦЕТ (см.)
КОЧЕРГА(распр.) - Быть на кочерге означает состояние человека, выпившего порцию водки, отлакировавшего ее парой бутылочек пива, затем коньяк или портвейн. Возможны варианты.
КОШПЫРЯТЬ(распр.) - Играть сильно недоученное произведение
КРЫМСКИЙ-ПЕРСИКОВ(народн.) - Н.А. Римский- Корсаков.
КУЛЁК(жарг.) - Презрительное название всех институтов Культуры студентами музыкальных училищ и консерваторий.
КУРЯТНИК (традиц.) - Совокупность десяти кларнетов, бас-кларнета, двух фаготов, двух гобоев, двух флейт, пиколки и пяти саксофонов в духовом оркестре.
ЛАБАТЬ(академич.) - Означает: играть в оркестре или заниматься дома, в музыкальном учебном заведении. Например "пойду лабать гаммы" или "пойду полабаю гаммы"
ЛАБУХ(традиц.) - музыкант.
ЛАЖА(традиц.) - Ёмкое название неудачного исполнения, неполучившегося пассажа или проблем с сессией, а также сложностей обыденной жизни.
ЛЕВЫЕ НОТЫ(академич.) - То же, что неверные, неправильные звуки, ошибки в нотном тексте.
ЛИХОИМЫЧ(студенч.) - Транскрипция отчества Вениаминыч. Прим.: Употребляется в Ленинграде-Петербурге в отношении дирижёров и директоров оркестров с этим отчеством
ЛОШАДЬ КРАСИТЬ (студенч.) - Специфическое обозначение процесса игры на Невском Проспекте всем диксилендом при большом стечении праздной публики. Использование :- Простите, Андрюша дома? - Андрей уехал лошадь красить.- Сегодня еще кого-нибудь берут на лошадь? - Нет, состав собран, уже красят. Прим.: Ленинградско - петербурское происхождение.
МАРАМОЙ(народн.) - Нечестный, непорядочный музыкант, интриган и обманщик, а также просто нехороший человек.
МАРАМОЙСКИЕ ДЕЛА (народн.) - Непорядочное поведение музыканта по отношению к своим коллегам, обман. Прим.: преимущественно употребляется в оркестровой среде.
МАРТЫШКИН ХОР(традиц.) - С.-Петербургский академический симфонический оркестр п/у дирижёра Р.Мартынова.
МАТРАТЬ(трад.) - смотреть
МАТРОССКИЙ СВИНГ (народн.) - Презрительное обозначение, раскрывающее потуги играть джазовую музыку силами академических музыкантов или музыкантов духового оркестра. Прим.: Очень любят употреблять джазмены.
МЕСЯЧНЫЕ(специфич.) - Зарплата оркестрового музыканта, начисляемая за месяц работы.
МЁРТВЫЙ(жарг.) - Употребляется в значении "очень плохой музыкант, технически слабый, даже звука никакого нет, зачем только такой приперся с нами состязаться".
МИМО КАССЫ(народн.) - Означает исполнение не по тем нотам, и вообще - не так, как надо. Прим.: употребляется, например, так: Чего-то у меня сегодня полкаденции было мимо кассы!
МИХАЙЛОВСКИЕ СБОРНИКИ(студенч.) - Три сборника произведений для духового оркестра, партитуры и голоса под редакцией Михайлова. Содержат в основном произведения маршевого характера и широко используются примерно с 60-х годов. Включают популярные марши: Прощание славянки, День победы, Гренадер (см. ГВОЗДОДЁР), Будапешт и др. Помимо маршей включают популярные мелодии, а также несколько переложений идейно-выдержанных инструментальных пьес, таких как Музыка для возложения венков, Красный сарафан, Ча-ча-ча, Вальс Осенний сон. Взяты на вооружение и широко используются участниками уличных оркестров. См. ЖАБЕР.
МОНСТР(традиц.) - Технически сильный музыкнт.
МОНСТРИТЬ(распр.) - Очень хорошо играть. Прим.: происходит от слова МОНСТР.
МРАК(народн.) - Транскрипция имени Марк.
МУСОР (МУСОРЯГА) (специфич.) - Ленинградское областное музыкальное училище им М.П. Мусоргского. В музыкальном сообществе Петербурга Мусоряга постоянно противопоставляется более элитарному музыкальному училищу либо спецшколе-десятилетке при консерватории им. Н. Римского -Корсакова. Прим.: См. РИМКОР.
МУСОРЯН(разг.) - Учащиеся и студенты Ленинградско-Петербургского музыкального училища им. М.П.Мусоргского Прим.: см. Мусор, Мусоряга
МУСОРЯНИН(распр.) - Модест Петрович Мусоргский
МЯСО(разг.) - 1. Желаемый, достижимый иногда, при возможном старании верх насыщенности оркестрового звучания. Когда не хватает плотности, обычно дирижеры просят подбавить МЯСА.
Прим.: Иногда просьба звучит так : - Давайте рябята,.еще мясца...С картошкой!
Также используется выражение БИФШТЕКС С КРОВЬЮ.
НА ПЕРДЯЧЕМ ПАРУ(традиц.) - Имеется в виду - состав состоящий из духовых инструментов.
НАКИДАТЬ(жарг.) - То же, что и налажать (см. Лажа) Прим.: Употребляется при описании неудачного исполнения музыкального произведения, преимущественно в студенческой среде.
НАПУСТИТЬ ГУСЕЙ(академич.) - То же, что и накиксовать(см. Кикс)
НАРЕЗНОЙ(народн.) - Чаще всего сопоставимо по смыслу с бесплатный, принудительный или благотворительный. Используется в различных склонениях : нарезной, нарезная, нарезные и т.д. Использование: - А сколько нам заплатят за жмур в среду? - Нисколько. Жмур в среду - нарезной. См. также Жмур и Халтура.
НАРОДНИК(разг.) - Снисходительное обозначение духовиками и эстрадниками студентов, обучающихся на кафедре народных инструментов и играющих на баяне, аккордеоне, балалайке и домре.
НЕВРУБИНШТЕЙН(научн.) - Противоположное значение слова ВРУБИНШТЕЙН, т.е. - не понимать, не врубаться. Прим.: широко используется студентами Петербургской и Московской консерваторий
НЕЗАСЛУЖЕННЫЙ АРТИСТ(муз.) - Музыкант, не удостоенный почётного звания заслуженный артист.