Альтернативные регуляторы громкости

  • Автор темы Автор темы sunet
  • Дата начала Дата начала

sunet

Victor Buruiana, 1959
18 Июл 2005
12.078
6.379
113
65
Chisinau, Moldova
Никто не имел дело? По идее просто батарея резисторов и полевые ключи, по аудио все должно быть чисто...а на практике? Сейчас они становятся доступными и точность у них выше чем у механических...
 
Имеет право на жизнь. Все бытовые ресиверы класса НI-FI имеют именно такую регулировку. Профи этот вариант не жалуют и пока условно эталоном РГ являются регуляторы с матрицей R-2R на резисторах и переключателях на качественных реле, а также дискретные регуляторы на базе галетника.
Послушать звучание цифрового потенциометра вне ресиверов не приходилось, в составе ресивера- не объективно.....ALPS дискретные и классические с резистивным напылением отслушал- выбор в пользу дискретного. Регуляторы на реле Omron делал-отличо и удобно при управлении от контроллера. В магнитофонах и ЦАПах при смене транзисторных ключей в цепях коррекции на реле результа был однозначно в пользу реле. Сам бы никуда такой регулятор не поставил для своих примочек, если только в коммерческий прибор, где на первый план выходят себестоимость, компактность и удобство многоканального управления от МК.
У самого уже 3 года лежит топовый многоканальный коммутатор-регулятор R2S15205FP , но руки не доходят с ним поиграться-нужно печать рисовать, писать программу управления. Да и не стоит таких задач ...
Еще... коммутаторы вх. сигналов, сделанные на реле или галетнике субъективно не мылят звук и не вносят артефактов, как коммутаторы на ПТ.Это тоже проверено... Везде использую реле Omron G6K-2P (5,12,24В).
 
  • Like
Реакции: sunet
На полевиках не надо - сильно гадят. Если нет желания именно разрабатывать - есть отличный и относительно недорогой лестничный регулятор на реле: http://www.vegalab.ru/forum/showthread.php/42029-Регулятор-громкости-Никитина-с-ДУ - att7 - цепляем резистор и всё готово :) если хочется ещё более высокого качества, то пожалуй только L-pad и тоже на реле.
 
  • Like
Реакции: sunet
Может это и смешно, но пока не удалось найти нужный ряд точных резисторов для релейного регулятора...

А цифровые потенциометры думаю применить для регулировки дополнительных ауксов при переделке концертного пульта.

Что касается галетников, то они выходят из строя в несколько раз быстрее чем потенциометры.
 
Не хотел бы "встревать", но одно время занимался этим вопросом достаточно плотно...
В любом случае - производится деление сигнала и проблема только в точности деления в зависимости от позиции упраляющего значения (имеется в виду дискретное значение).
Каким образом будет переключаться система задачи деления - это вопрос второй. И для релейной системы, и для цифровых дешифраторов, и для галетников проблема одна - щелчёк при переходе с одного значения на другое. Есть методы "убирающие" данную проблему, но сам эффект никуда не исчезает.
Как вариант, наиболее оптимальный, ЦАП для управления усилением, но достаточно дорогой вариант для самостоятельного производства...
В последнее время появились МС являющиеся регулируемыми элементами с управлением по коду. Код для управления может передаваться по I2C, SPI и прочим... Управляющий элемент сделан на ОУ, система задачи деления аналогична варианту ЦАП.
Может обратите внимание на данную систему?
 
Резисторы в релейный регулятор идут с точностью 1%. Использовал коаксиальные MF-25 1% и 1206 Yageo, есть файл пересчета номиналов в зависимости от кол-ва разрядов и вх/вых сопротивления с указанием ближайшего стандартного значения. Если нужен будет, найду и дам ссылку. Делать такое для многоканального пульта-это очень дорого и громоздко, большой ток потребления. Дискеретные регуляторы на базе галетника "ходят" в бытовухе по 20 лет, но это тоже дорого. И они надежнее, чем ALPS RK27. Если планируете все выводить на дисплей и использовать МК, то ЦП единственный гармонично вписывающийся вариант. Я бы не стал только использовать многоканальную сборку, а на 1 или 2 канала. Если уровни сигналов не будут выходить за рамки, указанные в документации, хорошее питание ( и лучше использовать внешний ОУ), то это будет не самое слабое звено в конструкции. Заметьте, что ЦФ на выходе любого ЦАП, коммутация матрицы R-2R и пр. внутри кристалла сделаны на ПТ....Это же работает.... и не вызывает ни у кого негатива и отказа от использования...
Стереовариант регулятора на реле (6 разрядов) по комплектации будет иметь себестоимость под 20$. Это без печатной платы и МК.
Еще не упомянули про опторезисторы от Silonex, но у них тоже и цена, и ток потребления почти как у реле.Для лимитера в самый раз....
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: sunet
А насколько эти щелчки слышно? Насколько я понимаю вообще цыфровые потенциометры применяются уже достаточно широко как на сцене, так и на концертах, например в цифровых пультах. У меня карта RME FF400 с электронной регулировкой усиления преампов. Никаких щелчков не слышно...
 
есть файл пересчета номиналов в зависимости от кол-ва разрядов и вх/вых сопротивления с указанием ближайшего стандартного значения. Если нужен будет, найду и дам ссылку.

Хорошо было бы...

Делать такое для многоканального пульта-это очень дорого и громоздко

Нет, вариант на реле подходит для студии, т.е. один стереорегулятор... Для сцены - ЦП.


Заметьте, что ЦФ на выходе любого ЦАП, коммутация матрицы R-2R и пр. внутри кристалла сделаны на ПТ....Это же работает.... и не вызывает ни у кого негатива и отказа от использования...

Вот и я так думаю...
 
А насколько эти щелчки слышно? Насколько я понимаю вообще цыфровые потенциометры применяются уже достаточно широко как на сцене, так и на концертах, например в цифровых пультах. У меня карта RME FF400 с электронной регулировкой усиления преампов. Никаких щелчков не слышно...
Давайте пример из жизни. Некий ресивер Pioneer, в нем стоит указанный выше R2S15205, все остальное выброшено и заменено, наушники Senh HD650. При управлении громкостью на уровне шумов отчетливо слышен шорох, т.е. создаваемая помеха лежит на уровне выше -80 дБ, даже -75дБ.....Просто на средненьком тракте это теряется в собственных шумах и низком разрешении наушников или АС, поэтому вроде как и не "бросается в глаза". В бытовухе это не страшно, а если вы во время записи-сведения начнете менять громкость, то этот артефакт так и запишется вместе с остальным материалом.Другое дело, что он будет маскирован полезным сигналом. Еще следует отметить, что у любого ЦАП ( кроме R-2R) при этих уровнях уже тоже на выходе безобразие начинает твориться.... Безобразием больше, безобразием меньше=корень из суммы квадратов все равно выдаст наибольшее.... Опторезистор лишен указанных недостатков, но у него полно своих. Я бы разделил вопрос на 2 варианта решения. Если тракт полностью аналоговый и нет необходимости использования МК, дисплеев, то и применять классические решения. Если дисплей, миниатюрность, функциональность, низкий ток потребления, то ЦП.
Каждый из вариантов имеет свои недостатки....
 
Хорошо было бы...

Нет, вариант на реле подходит для студии, т.е. один стереорегулятор... Для сцены - ЦП.

Вот и я так думаю...
Ну тогда выбор однозначно в пользу РГ на реле (его тип указан). Я в свое время все это перепробовал.Для меня это самый оптимальный вариант во всех отношениях. Предложил это в свое время Алексей Никитин, который много чего еще хорошего и новаторского донес до любителей аудио. Вот ссылка, в самом низу файл пересчета в Excel.
#######http://www.diyaudio.ru/article/a-29.html
Успехов! Считаю, что для стерео варианта наилучшее решение найдено...
 
  • Like
Реакции: коб
sunet, если цена будет приятной, я бы купил мониторный контроллер с аттенюатором на реле пассивным, и простым коммутатором (так же на реле) типа 3 входы, 3 выхода, кнопка мьют, усилитель на наушники.
неоднократно собирался сделат ьсам, но сейчас такое время тчо купить сподручнее.
 
Еще одно достоинство регулятора на реле- аналоговая земля и цифровая канала управления( МК, дисплей,светодиодные индикаторы, силовая часть(катушки реле)) будут разделены, что позволит максимально передать весь ДД и сохранить высокое соотношение С/Ш. При наличии коммутатора в РГ по выходу можно добавить истоковый повторитель на 2SK369(BL,V) или BSP129(на редкость музыкален), по выходу электролит Nichikon Muse 22-33 мкФ
 

Ну, так это очень мало, я думал речь идет о куда больших значениях...

Для регулятора Никитина я все никак не подберу комплект нужных резисторов... искал у нас, искал в Киеве...пока весь ряд еще не собрал... это если с точностью в 1%.



я бы купил мониторный контроллер с аттенюатором на реле пассивным, и простым коммутатором

Думал дойду до него этой весной, но не получается - много разных препятствий на пути... так что летом надеюсь попробую, ну а тогда появится вариант контроллера с громкостью на реле.

Сейчас же у меня не студийная задача для которой думаю использовать ЦП.
 
  • Like
Реакции: buncker
Не помню какие советские микросхемы были, стояли в некоторых наших усилителях, в одном корпусе был регулятор громкости и баланса, в другом регулятор тембра по НЧ и ВЧ, есть ли их зарубежные аналоги. Регулировалось по одному потенциометру на два канала. Какое было качество, теперь судить не могу.
 
Наверное полевые ключи 176-й серии, но значения это не имеет, ибо эту страницу мы перевернули... единственное чем еще пользуюсь с тех времен, и то лишь изредка - транзисторы КТ315. Все остальное уже мусор, или почти все.
 
Лююди - по ссылке, что я дал, есть готовые устройства с кучей встроенного сервиса - пихай в копрус - и радуйся! И РГ и селекторы! И цена, даже на готовые, собранные платы, вполне гуманна. Или так хочется пройти все грабли самому? Я вот купил собранную плату att7 и это очень качественно сделанная вещь, на качественных деталях, плюс 63-127дБ(на выбор) диапазон регулировки с шагом в 1дБ(2дБ на выбор)! Переменник любой от 10к-1м(для батареек надо 1м), в питание можно даже 3 пальчиковые батарейки - ибо потребление в дежурном режиме 15мкА, хватит на несколько лет...

зы: громкость на полевиках однозначно гадость!
 
  • Like
Реакции: DAZZER
NRami, http://www.ti.com/lsds/ti/audio-ic/volume-control-product.page?paramCriteria=no

кстати интересно, на сколько PGA2320 альтернатива набору реле.
было бы удобно подцепить к микроконтроллеру и энкодер и такую (такие) регулторы.
Заказал из Штатов или Китая образцы, с нашей почтой это месяц, развел плату, написал программу для МК, спаял отслушал и промерил макет, убрал в стол....Кто оплатит потраченные деньги и время???????:jump:
 
Fulcanelli, опыт - безценен! =)
судя по тексту - затея себя не оправдала..
.

mexap, толи я что-то прошляпил.. толи по ссылке было обсуждение а не описание цен итп. тобишь я пошарился пар минут в поисковике чтоб понять делает ли кто на продажу, и не нашел...
в общем надо покупать, спасибо! =)
 
Я несколько лет проработал на этом
http://www.martinsound.com/pdfs/r_mmu02EXR.pdf
Структура и задумка шикарная, но сделан на ключах не самых мерзких, и все ОУ LF353. Менял все ОУ на ОР275, звук изменился в привычную мне сторону, но искажения порядка 0,02 остались. Для кино и прочего промпроизводства подойдет, но для более тонкого нет. Сейчас без него - намного чище. Регулирую сейчас стерео дискретно, байдой типа Никитина. А редкие заказы 5.1 вообще в цифре мониторинговой секцией Пирамикса, так как такие проекты с большим хидрумом, стабильное ослабление по цифре для комфортной работы порядка 6-10 дБ, что для моих ЦАПов как раз лучшее состояние.
Думаю что вообще идея любых внешних мониторных контроллеров начинает отмирать. При наличии например 8-ми канального интерфейса разумеется.:holloween:
 
sunet'у - щелчки слышны вкаждом случае по своему. Всё зависит от схемотехнического решения. В промышленной технике используется много чего, и цифровые резисторы так же, но надо смотреть на реализацию и параметры каждого цифрозистора... от этого зависит половина дела.
Fulcanelly - шумы - дело наживное... сам резистор при нагреве может шуметь, даже аксиальный. Если шум есть причина ЦАПирования, это дело другое. Сейчас в МС переключение по коду зачастую происходит одним тактом, после установки кода. Особенно если код устанавливается по последовательному протоколу...
В целом, всё зависит от постановки задачи.
 
Надо 0.1% резисторы. Именно на таких собраны регуляторы Голдпойнт. Я собрал его клон на таких же резисторах - 0.1%, фирмы IRC, 25ppm, Thin Film Nichrome SMD (Голдпойнт говорит, что они мешье всего шумят и влияют на звук). Вышло дорого, но все равно дешевле Голдпойнта.
А на реле говорят, что могут катушки наводки создавть на контакты, надо юзать герконовые реле...
 
DAZZER, катушки если и будут давтаь наводку то только в момент переключения.
а вот бистабильныйх герконов что-от не припомню, так что влияние катушек скорее в герконе жать надо вроде как...
 
  • Like
Реакции: DAZZER
Дяденьки, простите, я тут опять из практики, записал несколько альбомов на 8 каналов АЦП с микрофонным входом с управлением на обычных реле типа Омрон. Никаких таких артефактов что описыают выше, никогда не было. Что было далее. Все сильно грелось, но принудительно охлаждалось, года три проработало без выключения, потом реле стали "сыпаться" как орехи.
Модель прибора DAD 2408.
 
  • Like
Реакции: DAZZER
я честно говоря бистабильных вообще никогда не юзал, но по идее не должны греться же
была кстати мысль что будет разваливаться быстро при более менее активнйо работе ручкой громкости, и к сожалениб помюно только тчо обнаружио несколько разных серий (у тех же omron и tti) - разных в плане гарантиррованного количества переключений. И разница была на порядко кажись.
к сожалению рассчеты похерил =\ получается опять не практика ниразу =)
 
я честно говоря бистабильных вообще никогда не юзал, но по идее не должны греться же

они и не греются - ибо напряжение на катушку подаётся лишь в момент переключения. и эта серия держит какие то нереальные цифры гарантированных срабатываний - 20x10-6 :)
 

Сейчас просматривают