- И как я этот брак вычищу?
К сожалению это железобетонное доказательство полной несостоятельности российских киношкол т.к. преподают там в основном колхозники-самоучки, которые сами лишь поверхностно знакомы с технологиями производства кино.
В 2016 я обучался в США (с кино это не связано, но связано с искусством в целом), и со мной обучались также и актёры, и в мотеле жили многие студенты разных творческих профессий. И, так как обучение длится несколько месяцев, многие студенты объединяются и живут в номерах по 2-3 человека т.к. это помогало сэкономить около 30% на проживании. Короче, за несколько месяцев я пожил там с разными творческими людьми. И я увидел, что, например, у актёров есть толстое глянцевое пособие, с кучей больших фотографий. Первые несколько страниц - анатомия лица в несколько слоёв мышц со всеми названиями этих мышц. Далее, каждая страница - это одна эмоция и описание, какую мышцу надо напрячь, а какую расслабить, чтобы эту эмоцию показать. И каждый вечер после занятий, актёр вставал в ванной перед зеркалом и по 2 часа прорабатывал больше сотни эмоций из этого пособия. И так каждый вечер - открываешь первую эмоцию, перечитываешь описание всех мышц, делаешь гримасу, расслабляешь лицо, снова гримасу, снова расслабляешь, и так до тех пор, пока гримаса не будет получаться быстро и правильно. Переворачиваешь страницу и видишь новую эмоцию и описание мышц - прорабатываешь её от медленного к быстрому. Новая страница... новая страница... новая страница... Каждый день, по 2 часа перед зеркалом. И мимика выглядит очень внятно, очень убедительно, сразу видно - "смущение", "сомнение", "замешательство", "скромная улыбка", "улыбка со смущением", "улыбка с гордостью" и несколько десятков видов одних только улыбок, у каждой из которой есть своё название, свой термин. И я смотрел на его упражнения и понимал, его можно снимать в "Миссия невыполнима" или в комедии, или в триллере, и у него получится быть убедительным в кадре. Это однозначно работающая технология "работы лицом".
Кстати, так как на обучение слетелось много разных творческих студентов, их там в один вечер как магнитом сцепило и они задумали сделать короткометражку. И я несколько вечеров наблюдал, как они планируют идею фильма, как учитывают, что снимать могут только в вечернее время после обучения и ночью снимать не могут т.к. надо высыпаться перед занятиями, и локациями могут быть интерьеры мотеля, экстерьеры возле мотеля и недалеко от места, где мы обучались, какие есть ресурсы, у одной девочки есть маленькая собачка, у другого большой джип, и что спец-эффектов не будет, поэтому нужна глубокая идея. И я наблюдал, как рождалась эта идея - "люди занимаются самообманом и притворяются, будто кто-то другой вызывает в тебе приятное чувство любви, когда, на самом деле, человек внутри себя сам принимает решение и начинает чувствовать любовь" - и эту идею придумали молодые студенты, и зритель должен был сам для себя это понять в конце фильма, что человек - сам единственный источник любви... И студенты решили показать трансформацию парня и девушки, что происходит в их головах, и как они принимают решение "любить", потом "разлюбить", и потом снова "любить". У меня там чуть мозг не взорвался. И всё это в короткометражке на 12 минут.
Мне это было супер интересно, поэтому, вечерами, вместо того, чтобы одиноко лежать в номере и пялиться в смартфон, я им помогал на съёмках по всякой мелочи - подержать отражатели света, убрать что-то из кадра, приклеить скотч на пол, где должен остановиться актёр и всё такое. Короче, первые пробные съёмки снимались на Canon 80D и уже выглядели "киношно" за счёт правильного размещения световых отражателей. И оператор показал эти пробы одному из преподов прямо с фотика, рассказал идею фильма, и препод дал для съёмок оборудование получше, камеру Canon C300, Zoom H4, пушку Sennheiser, набор объективов, два портативных осветителя на светодиодах и профессиональный КОВЁР!!! Парень, который отвечал за звук, всё время ходил с этим ковром клал под ноги актёрам т.к. микрофон пушка, который располагается над головами актёров и смотрит вниз, как оказалось, утрирует отражения от пола и этими отражениями может снизить разборчивость даже на улице, поэтому ковёр под ногами необходим, чтобы качественнее писать звук на пушку (и в помещении, и на улице). И, когда снимались дубли, все следили за шумом, искали тихие места на улице, чтобы ничего громкого рядом не работало, машины не шумели, выключали кондиционеры в мотеле, выключали холодильник, закрывали окна, молчали, не шуршали одеждой и даже дышали тише. И я был единственный абориген, кто ел шоколадку во время съёмок и кому сделали замечание о том, что я мешаю записи звука так как бумажка от шоколадки шуршит. И это подход студентов.
Когда я улетал обратно в Москву, они ещё не досняли этот короткий метр. Но то, что у них получалось на тот момент, выглядело гораздо профессиональнее, чем то, что я увидел по телевизору, когда вернулся обратно в Москву. Мне просто стало стыдно, когда я начал переключать каналы и видеть наши сериалы, наши фильмы, рекламу, отсутствие технологий и сплошная некомпетентность, причём по всем показателям - и по актёрской игре наши "звёзды" просто стыд, и по картинке, и по звуку - ничего кроме стыда. И у нас это "элита". И с тех пор я глубоко убеждён, что обучаться кино-профессиям в России, это не просто пустая трата времени, это очень вредно, в их мозги вобьют колхозные технологии, которые преподаватель-теоретик придумал в своей голове и сам ничего путного не снял, ценные годы жизни учеников уйдут в унитаз, а на выходе они обречены делать позорную продукцию. И другой картины я в упор не вижу.
Прошу прощения, если кого-то задела такая точка зрения. Можете считать, что это просто "точка зрения", коих бывает очень много, а это просто одна из многих.